Проект "Мир вокруг нас"
проект по развитию речи (средняя группа)

Волкова Елена Николаевна

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии человека. Именно в этом возрасте происходит активное развитие физических и психических процессов. Формируются  устойчивый  интерес к познанию мира. Познавая мир, ребенок младшего дошкольного  возраста действует по принципу «что вижу, с чем действую, то и познаю». Поэтому успешнее всего он постигает и осознает реальные предметы и объекты, к которым можно приблизиться, которые можно рассмотреть, подержать в руках; события и явления, непосредственным свидетелем и активным участником которых он был.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Темы КТП: 

  • «Предметы, которые нас окружают. Мебель. Посуда. Свойства предметов и материалов, из которых сделаны вещи, сравнение, выделение существенных признаков, группировка по материалу, качеству, назначению».
  • «Предметы, которые нас окружают. Одежда, обувь, головные уборы. Свойства предметов и материалов, из которых сделаны вещи, сравнение, выделение существенных признаков, группировка по материалу, качеству, назначению».
  • «Транспорт (воздушный, водный, наземный)».

Итоговое событие: проект «Мир вокруг нас» (презентация исследовательских детско-родительских проектов в рамках темы).                                                                                                                                                                                                        

             

ПРОЕКТ по теме «МИР ВОКРУГ НАС»

Тип проекта: среднесрочный, групповой, познавательно – творческий.

Срок реализации проекта: 3 недели

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.

Цель проекта:

  • Создать условия для формирования первичного представления об окружающем мире, а также для развития познавательных и творческих способностей в процессе разработки и реализации образовательного проекта.

Актуальность: Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии человека. Именно в этом возрасте происходит активное развитие физических и психических процессов. Формируются  устойчивый  интерес к познанию мира. Познавая мир, ребенок младшего дошкольного  возраста действует по принципу «что вижу, с чем действую, то и познаю». Поэтому успешнее всего он постигает и осознает:

-реальные предметы и объекты, к которым можно приблизиться, которые можно рассмотреть, подержать в руках;

- события и явления, непосредственным свидетелем и активным участником которых он был.

В процессе наблюдения за детьми и бесед с ними было выявлено, что дети:

• в недостаточной степени умеют классифицировать предметы мебели, посуды, одежды, виды транспорта;

• испытывают трудности в сравнении предметов мебели, посуды, одежды, видов транспорта;

• не называют составные части предметов мебели, посуды, одежды, транспорта;

• не достаточно хорошо описывают предметы мебели, посуды, одежды, транспорт.

Задачи:

  • Расширять кругозор детей.
  • Систематизировать знания детей об одежде, обуви, головных уборах.
  • Познакомить детей с понятием «транспорт», его основными видами, учить различать основные части транспорта.
  • Развивать активную речь детей, обогащать словарный запас слов, учить составлять описательный рассказ с помощью воспитателя с опорой на схемы (называть предметы, отдельные качества предметов мебели, посуды, одежды, обуви, головных уборов, транспорта).
  • Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки:
  • Развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы, вести диалог.
  • Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности.
  • Повышать активность детей в процессе самостоятельной и совместной образовательной  деятельности.
  • Развивать мелкую моторику рук в процессе художественной деятельности: рисовании, аппликации, лепке.                                                                                          
  • Содействовать формированию навыка правильного   поведения на дороге.
  • Обогащать  отношения родителей и детей опытом совместной  творческой деятельности.

Создание проблемы:

Что будет, если исчезнет вся мебель?

Для чего у нас так много одежды, обуви, головных уборов?

Для чего нам нужен транспорт?  Почему машины ездят?

Обеспечение проекта: предметы мебели, посуды, одежды, обуви, головные уборы, транспорт. Наглядный демонстрационный материал (картинки предметные, сюжетные), описательные схемы по темам. Дидактические игры. Художественная литература. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Макеты улицы, дороги, дорожные знаки. Презентации по темам.

I этап подготовительный.

1. Подобрать методическую литературу по теме.

2. Подобрать художественную литературу по теме.

3. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры), мультфильмы и презентации по теме.

4. Составить перспективный план.

II этап основой.

Образовательная область

Виды детской деятельности

Социально-коммуникативное развитие

- Беседы:

«Мебель в нашем доме». «Предметы мебели». «Моя комната».

«Что мы знаем о посуде?».  «Какая бывает посуда» (классификация посуды: чайная, столовая, кухонная).

 «Поведение за столом».

«Для чего нужна одежда?»                       

«Какую одежду носим, когда холодно?»

«Для чего нужна спортивная одежда?»

«Как заботиться о своей одежде, обуви?»

«Поговорим о головных уборах! »

«Где покупаем мебель, посуду, одежду, обувь, головные уборы?»

 «Транспорт в нашем городе»

«Транспорт, который помогает людям»

«Правила дорожного движения»

«Дорожные знаки - наши друзья! »

- Наблюдение за транспортом, формирование основ безопасного поведения.

- Дидактические игры:    «Найди пару», «Что лишнее», «Чей, чья, чьи», «Заплатка», «Бумажные куклы», «Чья это одежда? »,  «Чего не стало?»,  «Что появилось? »,  «Что изменилось?», «Разрезные картинки»,    «Определи на ощупь»,    «Угадай по описанию», «Собери картинку».

 «Транспорт», «Знаки дорожного движения», «Светофор».

- Сюжетно - ролевые игры: «Магазин одежды», «Дочки - матери», «Семья»,  «Ждем гостей», «Что у нас на обед?», «Моя кукла – модница», «Салон моды», игра ''Наводим порядок в шкафу для одежды". «Мы идем в магазин за продуктами».  «Автобус», «Машины на дороге», «Водители», «Ремонт машин»,  «Поезд», «Путешествие на самолете».  

- Обыгрывание ситуаций на дороге (использование макета улицы и дороги) .

- Театрализованная игра ''К нам пришли гости''.

Речевое развитие

- Составление описательных рассказов по картинкам с опорой на схемы.

- Заучивание стихотворений.

- Рассматривание сюжетных картинок по темам.

- Рассказывание детей на темы:  «Какая мебель есть у меня дома?»,  «Мой любимый транспорт».

- Художественная литература: Стихи о мебели, посуде, об одежде, обуви, головных уборах; загадки по темам.

Произведения: Л.Толстой «Три медведя», С.Я.Маршак  «Откуда стол пришел», К. Чуковский « Чудо-дерево», «Федорино горе»,  украинская народная сказка «Рукавичка», Л. Воронкова «Маша - растеряша»,  М. Яснов «Считалка с башмачком». Н. Носов «Заплатка»,  Е. Благинина  «Как нарядно ты одета», «Научу одеваться и братца»,  В. Степанова «Моряки»,  Б. Житков «Прыжок», И. Серяков «Улица, где все спешат!»,  Берестов В. «Про машины»,  Дорохов А, «Пассажир»,  А. Барто «Стихи детям», Михалков С. «Моя улица»,  Пляцковский «Светофор», Я. Пишумов «Продуктовая машина», Т. Волгина «Загудел паровоз».

Познавательное развитие

- Метод трех вопросов: Что знаем? Что хотим узнать? Откуда узнать?

- Обыгрывание проблемных ситуаций:

*Какие предметы нужны для приготовления и употребления пищи?

*Если ты разбил посуду.

*Если ты сломал стул.  

*Проблемно-игровое обучение приёмам сравнения предметов по разным признакам или их группировки: выбору для куклы из общего набора посуды только маленьких чашек, блюдец, ложечек, тарелочек.

*Зачем человеку транспорт».

- Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин   по темам.

- Презентация   «Едим, плывем, летим». Виды транспорта».

- Конструирование:   по мотивам сказки «Три медведя», «Мебель», «Гараж для машин», «Ангар для самолета».

- «Техника «ОРИГАМИ» - «Самолет».

Художественно- эстетическое развитие

- Рисование «Красивые узоры на посуде», «Украшение варежки»,                            

 «Украсим одежду мальчиков и девочек».

- Тематические раскраски.

- Обведи по точкам: мебель, посуда, одежда, транспорт.

- Лепка «Пуговицы  для одежды»; «Чашка для Мишутки».

- Аппликация «Автобус».

- Ручной труд «Самолеты». 

- Тестопластика «Чайная пара»

- Изготовление предметов мебели, посуды, машин из бросового материала

Физическое развитие

- Подвижные игры «Самолеты», «Воробушки и автомобиль», «Поезд»

- Тематические физминутки: «Я чайник-ворчун», «Сколько обуви у нас», «Транспорт».

- Пальчиковые игры:  «Много мебели в квартире»,  «Помощники»,  «Рубашка». «Обувь». «Волшебные шапочки». «Грузовик», «Машина»,

 « Транспорт ».

Работа с родителями:

Родительское собрание «Метод проектов в детском саду и семье».

Консультация «Малыши и дорога», «Чтобы избежать беды на улице…», «Фликер – это модно!»

Беседы:

  • «Учим детей, правильно пользоваться вилкой».
  •  «Опрятность в одежде детей».

Домашнее задание «Шьём одежду для кукол».

Экскурсия с детьми в мебельный магазин, магазины посуды, одежды, обуви, головных уборов.

Изготовление поделок из бросового материала  и создание тематических презентаций, изготовление дидактических пособий, составление описательных рассказов о своём предмете.

Оснащение одежды детей значками (фликерами).

III этап заключительный.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

° Знать и называть предметы мебели, посуды, одежды, обуви, головных уборов, видов транспорта, их части;

° Владеть обобщающими понятиями;

° Узнавать по описанию и назначению предметы мебели, посуды, одежды, обуви, головных уборов, видов транспорта;

° Находить сходство и различия по нескольким признакам;

° Умение реализовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний.                        

° Знать правила поведения на дороге.

° Продуктивная деятельность: рисунки и поделки детей, изготовление тематических поделок из бросового материала совместно детьми и родителями.

° Создание тематических презентаций родителями по самостоятельному выбору детей.

Результат:

В процессе проекта дети проявляли активный познавательный интерес, узнали много  об окружающем предметном мире,  получая информацию из разных источников. Научились составлять описательные рассказы с опорой на схемы. Значительно расширился игровой опыт детей. К изготовлению поделок были подключены  родители и дети.

Презентация исследовательских детско-родительских проектов в рамках темы.

Список используемой литературы.

О.В.Дыбина.  Занятия по ознакомлению с окружающим миром». Средняя группа. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,  2010.

Правила дорожного движения. / Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей».

Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие - М.: Центр педагогического образования, 2007.

Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.

http://festival.1september.ru/articles/534164/

http://gruzdoff.ru/wiki/Посуда


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Средняя группа Проект «Мир вокруг нас»

Слайд 2

Темы КТП «Предметы, которые нас окружают. Мебель. Посуда. Свойства предметов и материалов, из которых сделаны вещи, сравнение, выделение существенных признаков, группировка по материалу, качеству, назначению». «Предметы, которые нас окружают. Одежда, обувь, головные уборы. Свойства предметов и материалов, из которых сделаны вещи, сравнение, выделение существенных признаков, группировка по материалу, качеству, назначению». «Транспорт (воздушный, водный, наземный)». Итоговое событие Проект «Мир вокруг нас» (презентация исследовательских детско-родительских проектов в рамках темы).

Слайд 3

Проект «Мир вокруг нас» Тип проекта : среднесрочный, групповой, познавательно – творческий. Срок реализации проекта : 3 недели. Участники проекта : дети средней группы, родители, воспитатели. Цель проекта : Создать условия для формирования первичного представления об окружающем мире, а также для развития познавательных и творческих способностей в процессе разработки и реализации образовательного проекта.

Слайд 4

«Расскажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Дай попробовать – и я пойму» ( древняя китайская мудрость ). В процессе наблюдения за детьми и бесед с ними было выявлено, что дети: • в недостаточной степени умеют классифицировать предметы мебели, посуды, одежды, виды транспорта; • испытывают трудности в сравнении предметов мебели, посуды, одежды, видов транспорта; • не называют составные части предметов мебели, посуды, одежды, транспорта; • не достаточно хорошо описывают предметы мебели, посуды, одежды, транспорт. " Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы, которые надо решить” Роджер Левин

Слайд 5

Задачи: Расширять кругозор детей. Систематизировать знания детей об одежде, обуви, головных уборах. Познакомить детей с понятием «транспорт», его основными видами, учить различать основные части транспорта. Развивать активную речь детей, обогащать словарный запас слов, учить составлять описательный рассказ с помощью воспитателя с опорой на схемы (называть предметы, отдельные качества предметов мебели, посуды, одежды, обуви, головных уборов, транспорта). Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки: Развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы, вести диалог. Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности. Повышать активность детей в процессе самостоятельной и совместной образовательной деятельности. Развивать мелкую моторику рук в процессе художественной деятельности: рисовании, аппликации, лепке. Содействовать формированию навыка правильного поведения на дороге. Обогащать отношения родителей и детей опытом совместной творческой деятельности.

Слайд 6

Проблемы: Что будет, если исчезнет вся мебель? Для чего у нас так много одежды, обуви, головных уборов? Для чего нам нужен транспорт? Почему машины ездят? 1. Подобрать методическую литературу по теме. 2. Подобрать художественную литературу по теме. 3. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры), мультфильмы и презентации по теме. 4. Составить перспективный план. I этап

Слайд 7

II этап Образовательная область Виды детской деятельности Социально-коммуникативное развитие - Беседы : «Мебель в нашем доме». «Предметы мебели». «Моя комната». «Что мы знаем о посуде?». «Какая бывает посуда» (классификация посуды: чайная, столовая, кухонная). «Поведение за столом». « Для чего нужна одежда?» «Какую одежду носим, когда холодно?» «Для чего нужна спортивная одежда?» «Как заботиться о своей одежде, обуви?» «Поговорим о головных уборах! » «Где покупаем мебель, посуду, одежду, обувь, головные уборы?» «Транспорт в нашем городе» «Транспорт, который помогает людям» «Правила дорожного движения» «Дорожные знаки - наши друзья! » - Наблюдение за транспортом, формирование основ безопасного поведения. - Дидактические игры: « Найди пару», « Что лишнее», « Чей, чья, чьи», « Заплатка», « Бумажные куклы», « Чья это одежда? », « Чего не стало?», « Что появилось? », « Что изменилось?», «Разрезные картинки», «Определи на ощупь», «Угадай по описанию», «Собери картинку». «Транспорт», «Знаки дорожного движения», «Светофор». - Сюжетно - ролевые игры: «Магазин одежды», «Дочки - матери», «Семья», «Ждем гостей», «Что у нас на обед?», «Моя кукла – модница», «Салон моды», игра ''Наводим порядок в шкафу для одежды". «Мы идем в магазин за продуктами». «Автобус», «Машины на дороге», «Водители», «Ремонт машин», «Поезд», «Путешествие на самолете». - Обыгрывание ситуаций на дороге (использование макета улицы и дороги) . - Театрализованная игра ''К нам пришли гости''.

Слайд 8

Мебель

Слайд 9

II этап Образовательная область Виды детской деятельности Речевое развитие - Составление описательных рассказов по картинкам с опорой на схемы. - Заучивание стихотворений. - Рассматривание сюжетных картинок по темам. - Рассказывание детей на темы: «Какая мебель есть у меня дома?», «Мой любимый транспорт». - Художественная литература: Стихи о мебели, посуде, об одежде, обуви, головных уборах; загадки по темам. Произведения: Л.Толстой «Три медведя», С.Я.Маршак «Откуда стол пришел», К. Чуковский « Чудо-дерево», « Федорино горе», украинская народная сказка «Рукавичка», Л. Воронкова «Маша - растеряша», М. Яснов «Считалка с башмачком». Н. Носов «Заплатка», Е. Благинина «Как нарядно ты одета», «Научу одеваться и братца», В. Степанова «Моряки», Б. Житков «Прыжок», И. Серяков «Улица, где все спешат!», Берестов В. «Про машины», Дорохов А, «Пассажир», А. Барто «Стихи детям», Михалков С. «Моя улица», Пляцковский «Светофор», Я. Пишумов «Продуктовая машина», Т. Волгина «Загудел паровоз». Физическое развитие Подвижные игры «Самолеты», «Воробушки и автомобиль», «Поезд» - Тематические физминутки : «Я чайник-ворчун», «Сколько обуви у нас», «Транспорт». - Пальчиковые игры : «Много мебели в квартире», «Помощники», «Рубашка». «Обувь». «Волшебные шапочки». «Грузовик», «Машина», « Транспорт ».

Слайд 10

Схемы описательных рассказов

Слайд 11

II этап Образовательная область Виды детской деятельности Познавательное развитие - Метод трех вопросов : Что знаем? Что хотим узнать? Откуда узнать? - Обыгрывание проблемных ситуаций : *Какие предметы нужны для приготовления и употребления пищи? *Если ты разбил посуду. *Если ты сломал стул. *Проблемно-игровое обучение приёмам сравнения предметов по разным признакам или их группировки: выбору для куклы из общего набора посуды только маленьких чашек, блюдец, ложечек, тарелочек. *Зачем человеку транспорт». - Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин по темам. - Презентация «Мебель», «Едим, плывем, летим». Виды транспорта». - Конструирование : по мотивам сказки «Три медведя», «Мебель», «Гараж для машин», «Ангар для самолета». - «Техника «ОРИГАМИ» - «Самолет». Художественно-эстетическое развитие развитие - Рисование «Красивые узоры на посуде», «Украшение варежки», «Украсим одежду мальчиков и девочек». - Тематические раскраски. - Обведи по точкам: мебель, посуда, одежда, транспорт. - Лепка «Пуговицы для одежды»; «Чашка для Мишутки». - Аппликация «Автобус». - Ручной труд «Самолеты». - Тестопластика «Чайная пара» - Изготовление предметов мебели, посуды, машин из бросового материала

Слайд 12

Метод трех вопросов

Слайд 13

Мы рисуем

Слайд 14

Работа с родителями Родительское собрание «Метод проектов в детском саду и семье». Консультация «Малыши и дорога», «Чтобы избежать беды на улице…», « Фликер – это модно!» Беседы: «Учим детей, правильно пользоваться вилкой». «Опрятность в одежде детей». Домашнее задание «Шьём одежду для кукол». Экскурсия с детьми в мебельный магазин, магазины посуды, одежды, обуви, головных уборов. Изготовление поделок из бросового материала и создание тематических презентаций, изготовление дидактических пособий, составление описательных рассказов о своём предмете. Оснащение одежды детей значками ( фликерами ).

Слайд 15

Предполагаемые итоги реализации проекта: ° Знать и называть предметы мебели, посуды, одежды, обуви, головных уборов, видов транспорта, их части; ° Владеть обобщающими понятиями; ° Узнавать по описанию и назначению предметы мебели, посуды, одежды, обуви, головных уборов, видов транспорта; ° Находить сходство и различия по нескольким признакам; ° Умение реализовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний. ° Знать правила поведения на дороге. ° Продуктивная деятельность: рисунки и поделки детей, изготовление тематических поделок из бросового материала совместно детьми и родителями. ° Создание тематических презентаций родителями по самостоятельному выбору детей.

Слайд 16

Презентация исследовательских детско-родительских проектов в рамках темы

Слайд 17

Презентация исследовательских детско-родительских проектов в рамках темы

Слайд 18

Результат: В процессе проекта дети проявляли активный познавательный интерес, узнали много об окружающем предметном мире, получая информацию из разных источников. Научились составлять описательные рассказы с опорой на схемы. Значительно расширился игровой опыт детей. К изготовлению поделок были подключены родители и дети. Презентация исследовательских детско-родительских проектов в рамках темы. Список используемой литературы. О.В.Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром». Средняя группа. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. Правила дорожного движения. / Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей». Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие - М.: Центр педагогического образования, 2007. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. http://festival.1september.ru/articles/534164/ http://gruzdoff.ru/wiki/Посуда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"

Обогатить личный опыт детей конкретными представлениями через приобщение их к самоисследованию....

Проект гражданско-патриотической направленности "Мир вокруг нас. Разноцветные дети"

Данный проект осуществляется в нашем детском саду в течение трёх лет. Заключительным его этапом мы планируем сделать большой подпроект "Моя Россия"....

Сценарий проведения фестиваля "Мир вокруг нас" для старшей группы

Наша группа представляла страну Армению на фестивале "Мир вокруг нас" . Этому выступлению предшествовала большая работа детей, родителей и воспитателей. Вот что получилось....

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания от...