НОД по развитию речи в старшей группе Составление рассказа по картине «Ежи»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину;
-учить составлять рассказ по картине, придерживаясь плана;
- закреплять умение при составлении рассказа опираться на схему-дорожку;
- воспитывать интерес к составлению рассказа по картине;
- развивать связную речь, учить отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить предложения;
- упражнять в образовании однокоренных слов от существительного ёж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;
- развивать внимание, память;
- воспитывать бережное отношение к животным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ezh.docx | 92.02 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по развитию речи в старшей группе
Составление рассказа по картине «Ежи»
Программное содержание:
формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину;
-учить составлять рассказ по картине, придерживаясь плана;
- закреплять умение при составлении рассказа опираться на схему-дорожку;
- воспитывать интерес к составлению рассказа по картине;
- развивать связную речь, учить отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить предложения;
- упражнять в образовании однокоренных слов от существительного ёж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;
- развивать внимание, память;
- воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование:
Картина «Ежи», мольберт, указка, схема-дорожка, компьютер, мяч.
Активизация словаря: ежата, ежонок, ежиная, любящая, заботливая.
Предварительная работа:
Чтение рассказов И.Акимушкина «Жил - был ёжик», И.Соколова-Миткова «Ежи», разучивание стихотворения «Трудолюбивый ёжик», беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные», загадывание загадок о диких животных.
Ход занятия.
1. Организационный момент
- Ребята, посмотрите, кто в нашей группе наследил? Вы знаете, чьи это следы? Они ведут нас в коробочке. Чтобы узнать, кто прячется в коробочке, надо отгадать загадку:
Он со всех сторон колючий,
На нём иголки просто кучей.
Он похож на маленькую горку.
Ищет он грибы и тащит в норку.
Носик у него курносый, чёрный,
А характер тихий, но упорный.
По траве он бродит без дорожек.
Ты его не бойся, это… ёжик
Рассматривание ежа (воспитатель показывает детям игрушку – ежа)
Воспитатель: посмотрите, ёжик прибежал к нам в гости.
Расскажите, какой ёжик. (маленький, колючий, шустрый, фыркающий, забавный)
Что может делать ёжик? (сделать дыхательную гимнастику)
(подберем –синонимы)-
(бегать-двигаться-убегать, спать-отдыхать, есть - кушать-питаться, нюхать- искать, топать-идти-шагать)
Назовите семью ежей. (папа – ёж, мама – ежиха, детёныши – ежата)
Игра «Найди ежа»
Воспитатель: Ребята, наш ёжик любит прятаться. Он принес нам картинки, давайте попробуем его отыскать.
Где ёжик? (Ёжик спрятался под лист. Ёжик спрятался в траве, в норе под пнем, под грибом)
Посмотрите, какую красивую, яркую картину я вам принесла.
Показ картины «Ежи».
Гимнастика для глаз:
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, вверх и вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
Давайте рассмотрим картину.
- Кто нарисован на картине? (ежики).
- Ребята, давайте придумаем название этой картине. (Семья ежей. Ежиная семейка. Мама ежиха и ежата. Ежи на лесной полянке).
Нам нужно составить рассказ по этой картине. Мы с вами будем много говорить, давайте сделаем гимнастику для нашего язычка:
«Ежик»
Рот закрыт.Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой, левая щека- под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. Так «нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.
Молодцы, давайте еще раз рассмотрим картину и ответьте на вопросы:
- - какое время года изображено на картине? (лето)
- - Почему вы так решили? (зелёная трава кругом, ягоды, насекомые…)
- – Что изображено на этой картине? (как называется место в лесу, где растут ягоды, грибы) (лесная полянка).
- - Что нарисовано на полянке? (гриб-великан, трава, ягоды, жук, улитка, мох…).
- – Кто пришел на лесную полянку? (ежи)
- - Сколько их (четверо). (Мама - ежиха и трое ежат).
- - Какая мама ежиха? (большая, колючая, заботливая, внимательная, охраняет своих малышей…).
- -Как вы думаете, зачем мама ежиха привела ежат на полянку? (найти пищу, погулять, побегать, порезвиться…).
- - Какие ежата? (маленькие, хорошенькие, забавные, шустрые).
- - Что делают ежата на полянке? (гуляют, ищут пищу, увидели жука, один ежонок поймал червяка …).
- - Как вы думаете, нравится ежатам на лесной полянке? Почему? (да).
- Давайте с вами немножко отдохнем, вставайте в круг:
Физкультминутка:
Ёж спешил к себе домой,
Нёс запасы он с собой.
Через кочки он скакал,
Быстро по лесу бежал.
Вдруг он сел и изменился,
В шарик круглый превратился.
А потом опять вскочил,
И к детишкам поспешил.
- Молодцы, ребята, присаживайтесь.
- Послушайте мой рассказ по картине «Ежи» (под музыку)
- Однажды в теплый летний день мама ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку.
Там росли травка и гриб-великан, было много ягод и разных насекомых. Маленькие, колючие, любопытные ежата разбежались по полянке.
Двое ежат увидели жука и удивились, какие длинные у него усы.
Третий ежонок нашел червяка и сразу стал, его есть.
Мама ежиха наблюдает за улиткой. Она большая и заботливая, охраняет от хищников своих ежат.
Ежатам очень нравится гулять на лесной полянке. Это дружная ежиная семья.
- Понравился мой рассказ? (да).
- Ребята, чтобы вам легче было составить рассказ, я приготовила схему-дорожку. Опираясь на нее, вы без труда опишите картину.
- Давайте рассмотрим схему:
- Сначала нужно сказать какой был денек, и куда мама ежиха привела ежат.
- Потом расскажите про лесную полянку.
- Затем расскажите, какие ежата.
- Теперь нужно рассказать про каждого ежонка, что делают на полянке.
- Потом расскажите, что делает маму ежих, и какая она.
- И в конце сказать, понравилось ли ежатам на полянке.
Дети рассказывают рассказ.
Игра «Закончи предложение» (антонимы) игра с мячом.
- медведь большой, а ёж… (маленький)
- Заяц пушистый, а еж … (колючий)
- Ёж спит днем, а охотится … (ночью)
- Белка живет в дупле, а еж … (в норе)
- У лисы лисята, а у ежихи … (ежата)
- Лиса зимой охотится, а еж….(спит)
- У мышки хвост длинный, а у ежа…(короткий) (всего 3 см)
Игра «Кто внимательный»
А сейчас я проверю, какие вы у меня внимательные. Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Постарайтесь запомнить всё, что изображено на ней, затем я её закрою, а вы должны будете ответить на мои вопросы.
- Сколько всего ежей на картине? (четверо ежей)
- Какое насекомое нашли ежи? (жука)
- Какая птичка сидела на ветке? (синичка)
- За кем наблюдала мама ежиха? (за улиткой)
- Кого съел ежонок? (червяка)
- Какого цвета ягоды изображены на картине? (красного)
- Что за великан вырос на полянке? (гриб)
Итог занятия.
Ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте с вами вспомним, о чём мы сегодня говорили, что интересное и новое узнали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи в старшей группе.Составление рассказа по картине "Ежи"
Занятие по развитию речи в старшей группеСоставление рассказа по картине "Ежи"...
Конспект нод по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Весна пришла».
Конспект нод по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Весна пришла». Программные задачи: Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Прод...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Зимние забавы».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине "Зимние забавы"....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»
обучение детей составить небольшой рассказ по картине с опорой на схему...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине.
Составление рассказа по картине "Осень"...
Конспект по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Весна пришла».
Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине "Зимние забавы"
Обучение детей старшей группы составлению рассказа по серии картин "Зимние забавы". Целью является развитие речи дошкольников....
- Мне нравится (1)