Дидактическая игра "Речевое облачко"
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Протасевич Ирина Анатольевна

Детство ребенка начинается с игры. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Игры способствуют развитию различных психических функций (восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи). Ознакомление со звуковой стороной слова и формирующееся в его результате умение “слышать” в слове отдельные звуки, ударения, вычленять слоги помогает осваивать правильное звукопроизношение, произвольно управлять артикуляционным аппаратом. Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребенка к усвоению грамоты, письменной речи. Одним из важнейших условий освоения детьми навыков письма и чтения является высокий уровень развития фонематического восприятия, а наиболее эффективной формой обучения – дидактическая игра. В игре ребенок ярче раскрывает свои способности, индивидуальность, активнее контактирует со взрослыми. Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми знаниями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В-третьих, игру можно применять в различных вариантах, обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал разно уровневого характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_rechevoe_oblachko.docx98.08 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Речевое облачко»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Игра состоит:

- облако, сшитое из голубой ткани в виде мягкой игрушки. У облачка на щечках находятся кармашки для карточек;

- круги разного цвета (лужицы)

- набор карточек с предметными картинками.

Цель: формирование фонематического анализа.

Задачи:

-учить детей делить слова на слоги, составлять предложения с заданным количеством слов, определять место звука в слове, соотносить звук с буквой;

- развивать мышление, память;

- расширять словарный запас.

C:\Users\сад-6\Desktop\тучка.jpg

 

 Вариант 1.

Цель: упражнять в умении составлять предложения по предметным картинкам с заданным количеством слов.

В кармашек облачка вставляется карточка с предметной картинкой. На полу раскладываются лужицы (сколько слов должно быть в предложении, столько и лужиц). Например, составить предложение из четырех слов на заданную картинку. Ребенку дается время для придумывания предложения. Затем на каждое слово ребенок делает шаг на лужицу. Если предложение составлено правильно, т.е. из четырех слов, то ребенок дойдет до облачка и ему хватит лужиц и  не останется лишней.

Вариант 2

Цель: учить определять место звука в слове.

В середине облачка карточка с буквой. У детей карточки с предметными картинками в словах, которых заданный звук в начале или в конце слова. Предложить детям разложить свои карточки по кармашкам: в левый – если заданный звук в начале слова, в правый – если в конце слова.

Вариант 3

Цель: учить определять первый и последний звуки слова и количество звуков в слове.

В середине облачка вставить карточку с изображением предмета (машина, цветок, животное и т.д.) ребенок называет слово, определяет первый звук этого слова, и ставит карточку с соответствующей буквой в левый кармашек облачка. Затем определяет последний звук слова и ставит соответствующую букву в правый кармашек.

Когда ребенок научится определять первый и последний звук слова, можно предложить сосчитать , сколько звуков  в этом слове, и положить столько же лужиц для обратного пути.

Вариант 4.

Придумай слово на такой же звук

Цель: упражнять в умении придумывать (подбирать) слово на заданный звук.

В кармашки облачка вставить карточки с буквами. Лужицы раскладываются отдельно для каждого игрока. Предложить детям посоревноваться, кто быстрее пройдет по своей дорожке до облачка: для этого нужно на каждый шаг (лужицу) придумать слово на заданный звук. Можно предложить один звук для двоих, можно для каждого свой звук.

Вариант 5.

Цель: упражнять в умении делить слова на слоги.

В кармашек вставляется карточка с предметной картинкой. У ребенка лужицы. Задание положить на полу столько лужиц, сколько слогов в слове. Ребенок выкладывает лужицы и проверяет, шагая по ним. На каждый слог - шаг на лужицу. Должно лужиц хватить и не остаться лишних. Как вариант, можно другому ребенку предложить проверить правильно ли выполнено задание и прошагать по лужицам проговаривая слоги.

Вариант 6.

Цель: упражнять в умении различать, определять твердые - мягкие, звонкие – глухие согласные.

В кармашек облачка поставить карточку с картинкой (согласные звуки). Попросить ребенка назвать первый звук и определить его (твердый – мягкий, звонкий – глухой). Во второй кармашек поставить соответствующего цвета карточку (зеленую, синюю, колокольчик).

Применение:

  • как часть занятия;
  • во время индивидуальной работы с детьми;

во время самостоятельной деятельности детей; 

C:\Users\сад-6\Desktop\Новый точечный рисунок (2).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы кружка « Веселая погремушка» во второй младшей группе «Облачко»

Сформировать у детей первичные представления о народной культуре путем музыкального фольклора....

Игра "Весёлое облачко"

Это логопедическая игра, но может использоваться на других занятиях, дома. Цель:автоматизация звуков,  дифференциация оппозиционных звуков, развитие фонематического слуха, обучение звуковому анал...

Коррекционно-развивающее занятие совместно с родителями и детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие на облачке»

Установление гармоничных детско-родительских отношений через снижение негативных поведенческих реакций у ребенка....

Конспект занятия по аппликации манной крупой «Пушистое облачко» в младшей группе

Цель: знакомить детей со свойсвами манной крупы, Развивать мышление и мелкую моторику рук. Развивать эстетическое воспиятие у детей....

Конспект занятия по аппликации манной крупой «Пушистое облачко» в младшей группе

Цель: знакомить детей со свойсвами манной крупы, Развивать мышление и мелкую моторику рук. Развивать эстетическое воспиятие у детей....

Презентация "дидактическая игра "Облачки настроения"

материал для самостоятельной компьютерной  игровой деятельности детей...

Дидактическая игра "Повтори за облачком"

Игра для овладения счетом и развития цветового восприятия малыша. Игрушка позволяет развивать усидчивость, постепенно увеличивать концентрацию внимания ребёнка. Развивает мелкую моторику и стимулирует...