Использование дидактических игр в работе воспитателя с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи
статья по развитию речи

Симакова Ирина Владимировна

Симакова И.В.

 

Аннотация: в статье кратко раскрыта необходимость проведения  совместной коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников в форме дидактических игр  воспитателем с учителем логопедом.

Ключевые слова:  фонетико-фонематическое недоразвитие, дошкольники с фонетико-фонематическим недоразвитием, дидактическая игра.

Речевое развитие представляет из себяодну из главных характеристик общего развития ребенка.  Речь становится значительным средством контакта между ребенком и окружающим миром, наиболее гармоничной формой общения, присущей только человеку. В ходе развития речи ребенок  усваивает несколько подсистем родного языка. Первая из них — фонетика, система звуков речи. Любой язык имеет в своей базе определенный сигнальный или фонематический признак, перемена которого меняет значение слова. Эта смыслоразличительная черта составляет основу   звуковых единиц языка — фонем (от греч. phonema — «звук речи»). К числу основных смыслоразличительных признаков относят:

  • глухость и звонкость (пыл –был, том –дом, кость– гость);
  • мягкость и твердость (пыль– пыл);
  • безударность и ударность (замо’к –за’мок).

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем при сохранном физическом слухе [4].Главным недостатком при  фонематического недоразвитии является  низкая способность к  анализу и синтезу речевых звуков, гарантирующих восприятие фонемного состава языка. В речи у детей с ФФН проявляются сложности процесса формирования звуков, различающихся тонкими акустическимиили артикуляционными свойствами. Следует подчеркнуть, что главной проблемой при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи.

Преодоление фонетико-фонематического нарушенийявляется одной из ведущих задач, стоящих перед логопедами и воспитателями, и требует деятельного вклада  от всех участников педагогического процесса. Дети с подобными нарушениями имеют  сложности, которые препятствуют успешному усвоению программного материала по письму ичтению, так как у них дефицитарны практические  умения и знания о звуко-буквенном составе слова. Характерной трудностью в коррекции недоразвития фонетико-фонематического восприятия представляетсято, что этих дошкольников трудно увлечь процессом обучения из-за того, что дети не «слышат» ошибки в своей речи и  не считают работу по исправлению недостатков обязательной.

Обширное использование дидактических игр в работе с дошкольникамиможно объяснить тем, что игровая деятельность наиболее соответствуют силам и возможностям ребенка и является ведущей в этом возрасте. Так как обучение в форме игры основано на желании ребенка входить и действовать в  воображаемой ситуации, то применение игровых приёмов оказывается максимальнодейственным способом построения процесса воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, а так же коррекции  у них фонематического слуха и восприятия на всех этапах педагогической  работы [1].Именно игры по преодолениию недоразвития фонематического восприятия способствуют максимальному развитию у детей предпосылок усвоения норм родного языка.  В дальнейшем развитие фонематического слуха и восприятия имеет огромное значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также создают базу успешного обучения в школе.

Дидактические игры по преодолению недоразвития фонематического слуха являются своеобразным «ключиком» в становлении звуковой культуры речи. Воспитатели в своей работе стараются использовать тот мате­риал, который в данный момент прорабатывается  учителем-логопедом. Специально подобранные дидактические игры, которые используются во время  свободной  деятельности, приучают детей внимательно слушать, подбирать слова, не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу, способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению [3].

В свободной деятельности воспитатели могут использовать дидактические игры по различным направлениям преодоления фонетико-фонематического недоразвития [2]. Основные направления и варианты игр  представлены в таблице №1.

Таблица №1.

Направления и варианты игр по преодолению

фонетико-фонематического недоразвития  у дошкольников.

1

Узнавание неречевых звуков

«Угадай, что звучит?», «Где позвонили/ хлопнули?» и др

2

Различение высоты, силы, тембра голоса

«Улиточка» (цель: узнать товарища по голосу), «Улавливай шепот» (цель: развивать остроту слуха) и др

3

Дифференциация слогов

«Найди картинку» (цель: развитие восприятия звукокомплексов) и др.

4

Дифференциация фонем

«Путаница» (цель: развитие восприятия слов различающихся одним звуком)

5

Навыки элементарного звукового анализа

«Выбери слово» (цель: выделение заданного звука из слова), «Подбери похожие слова» (цель: развитие восприятия слов различающихся одним звуком),  «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой» (цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда звуков) и др.

 

В процессе использования дидактических игр воспитатель  стимулирует максимальнооречевление своей деятельности детьми. То есть, дети  должны играть не молча, а проговариватьвсе свои действия. Воспитатель также при применении дидактических игробращает внимание на неторопливый темп речи у детей, ее выразительность и звучность; совершенствует звукопроизношение, слово- ифразообразование, расширяет словарный запас.

Работа учителя-логопеда и воспитателя по преодолению фонетико-фонематическогонедоразвитиятребуют различных знаний, умений, навыков, так как различаются по организации, приемам и по продолжительности. Однако, только совместно, взаимодополняя друг друга, возможнодостичь единой цели — побороть у детейфонетико-фонематическое недоразвитие.

Литература:

1.  Алексеева М. М., Яшина В. И..Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста — М.: Академия, 1999 — с.312

2.  Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей М.: АСТ: Астрель, 2007. — с.336

3. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: методическое пособие. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000. — с.10

4.  Фомичева М. Ф., Волосовец Т. В., Кутепова Е. Н. и др. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений

 

Симакова Ирина Владимировна - воспитатель , МБДОУ города Мценска "Детский сад №4"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр в работе воспитателя с детьми,

имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Симакова И.В.

Аннотация: в статье кратко раскрыта необходимость проведения  совместной коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников в форме дидактических игр  воспитателем с учителем логопедом.

Ключевые слова:  фонетико-фонематическое недоразвитие, дошкольники с фонетико-фонематическим недоразвитием, дидактическая игра.

Речевое развитие представляет из себяодну из главных характеристик общего развития ребенка.  Речь становится значительным средством контакта между ребенком и окружающим миром, наиболее гармоничной формой общения, присущей только человеку. В ходе развития речи ребенок  усваивает несколько подсистем родного языка. Первая из них — фонетика, система звуков речи. Любой язык имеет в своей базе определенный сигнальный или фонематический признак, перемена которого меняет значение слова. Эта смыслоразличительная черта составляет основу   звуковых единиц языка — фонем (от греч. phonema — «звук речи»). К числу основных смыслоразличительных признаков относят:

  • глухость и звонкость (пыл –был, том –дом, кость– гость);
  • мягкость и твердость (пыль– пыл);
  • безударность и ударность (замо’к –за’мок).

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем при сохранном физическом слухе [4].Главным недостатком при  фонематического недоразвитии является  низкая способность к  анализу и синтезу речевых звуков, гарантирующих восприятие фонемного состава языка. В речи у детей с ФФН проявляются сложности процесса формирования звуков, различающихся тонкими акустическимиили артикуляционными свойствами. Следует подчеркнуть, что главной проблемой при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи.

Преодоление фонетико-фонематического нарушенийявляется одной из ведущих задач, стоящих перед логопедами и воспитателями, и требует деятельного вклада  от всех участников педагогического процесса. Дети с подобными нарушениями имеют  сложности, которые препятствуют успешному усвоению программного материала по письму ичтению, так как у них дефицитарны практические  умения и знания о звуко-буквенном составе слова. Характерной трудностью в коррекции недоразвития фонетико-фонематического восприятия представляетсято, что этих дошкольников трудно увлечь процессом обучения из-за того, что дети не «слышат» ошибки в своей речи и  не считают работу по исправлению недостатков обязательной.

Обширное использование дидактических игр в работе с дошкольникамиможно объяснить тем, что игровая деятельность наиболее соответствуют силам и возможностям ребенка и является ведущей в этом возрасте. Так как обучение в форме игры основано на желании ребенка входить и действовать в  воображаемой ситуации, то применение игровых приёмов оказывается максимальнодейственным способом построения процесса воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, а так же коррекции  у них фонематического слуха и восприятия на всех этапах педагогической  работы [1].Именно игры по преодолениию недоразвития фонематического восприятия способствуют максимальному развитию у детей предпосылок усвоения норм родного языка.  В дальнейшем развитие фонематического слуха и восприятия имеет огромное значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также создают базу успешного обучения в школе.

Дидактические игры по преодолению недоразвития фонематического слуха являются своеобразным «ключиком» в становлении звуковой культуры речи. Воспитатели в своей работе стараются использовать тот материал, который в данный момент прорабатывается  учителем-логопедом. Специально подобранные дидактические игры, которые используются во время  свободной  деятельности, приучают детей внимательно слушать, подбирать слова, не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу, способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению [3].

В свободной деятельности воспитатели могут использовать дидактические игры по различным направлениям преодоления фонетико-фонематического недоразвития [2]. Основные направления и варианты игр  представлены в таблице №1.

Таблица №1.

Направления и варианты игр по преодолению

фонетико-фонематического недоразвития  у дошкольников.

1

Узнавание неречевых звуков

«Угадай, что звучит?», «Где позвонили/ хлопнули?» и др

2

Различение высоты, силы, тембра голоса

«Улиточка» (цель: узнать товарища по голосу), «Улавливай шепот» (цель: развивать остроту слуха) и др

3

Дифференциация слогов

«Найди картинку» (цель: развитие восприятия звукокомплексов) и др.

4

Дифференциация фонем

«Путаница» (цель: развитие восприятия слов различающихся одним звуком)

5

Навыки элементарного звукового анализа

«Выбери слово» (цель: выделение заданного звука из слова), «Подбери похожие слова» (цель: развитие восприятия слов различающихся одним звуком),  «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой» (цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда звуков) и др.

В процессе использования дидактических игр воспитатель  стимулирует максимальнооречевление своей деятельности детьми. То есть, дети  должны играть не молча, а проговариватьвсе свои действия. Воспитатель также при применении дидактических игробращает внимание на неторопливый темп речи у детей, ее выразительность и звучность; совершенствует звукопроизношение, слово- ифразообразование, расширяет словарный запас.

Работа учителя-логопеда и воспитателя по преодолению фонетико-фонематическогонедоразвитиятребуют различных знаний, умений, навыков, так как различаются по организации, приемам и по продолжительности. Однако, только совместно, взаимодополняя друг друга, возможнодостичь единой цели — побороть у детейфонетико-фонематическое недоразвитие.

Литература:

1.  Алексеева М. М., Яшина В. И..Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста — М.: Академия, 1999 — с.312

2.  Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей М.: АСТ: Астрель, 2007. — с.336

3. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: методическое пособие. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000. — с.10

4.  Фомичева М. Ф., Волосовец Т. В., Кутепова Е. Н. и др. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений

Симакова Ирина Владимировна - воспитатель , МБДОУ города Мценска "Детский сад №4"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с детьми имеющие фонетико-фонематические нарушения речи

       Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речь...

Игры с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Развитие речи детей в значительной мере определяется созданием потребности в пользовании языком. В игре, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста, создаются наиболее благоприятные предпосыл...

Система дидактических игр с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи

        Преодоление  недоразвития фонематических процессов достигается путем использования дидактических игр, которые  способствуют решению одной из главных задач ...

Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекционно-развивающая работа в ДОО с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи в условиях логопедического пункта».

Задачи программы:•предупреждать возникновение проблем  ребенка в речевом развитии;•оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач речевого  развития;•повышать ...

ИГРЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

РЯД ТРУДНОСТЕЙ МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕОДОЛЁН ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРЫ И ОТДЕЛЬНЫХ ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ. БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ИМЕЕТ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА....

презентация Нейропсихологические игры и упражнения, используемые в логопедической коррекции с детьми, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи.

В презентации рассмотрены нейропсихологические игры и упражнения, которые возможно использовать в работе учителя-логопеда с детьми имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи....

Групповое логопедическое занятие с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи

Групповое логопедическое занятие с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи...