Конспект "Моя семья, родословная моей семьи" в подготовительной группе
Воспитатель высшей категории: Симошкина О.А.
2018г
Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.
Задачи: Коррекционно-образовательные: - активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье; - совершенствовать диалогическую и монологическую речь; - продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком; Коррекционно-развивающие: - закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе; - закреплять знания о родственных связях слов; - развивать понимание логико-грамматических конструкций; - учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; - вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье; Коррекционно-воспитательные: - воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям. - формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Материал: плоскостные изображения деревьев, листочки с фотографиями членов семьи каждого ребёнка; набор картинок по теме "Семья"; семейные гербы, нарисованные на листе бумаги.
Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных стихов; подготовка плоскостных изображений деревьев и фотографий членов семей; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.
Организационный момент. "Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты - мой друг. Крепко за руки возьмемся, И друг другу улыбнёмся." Объявление темы. - Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья. Что такое семья? Папа, мама и я, И сестренка моя - Вот и вся у нас семья: - Ну а как же бабушка? - Ну а как же дедушка? Что такое семья? Папа, мама и я, Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, Василий И сестренка моя Вот и вся у нас семья. - Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка? ( Ответы детей). - А что написано о семье в словаре Ожегова? (Чтение определения семьи в словаре). - Сегодня мы поговорим о семье и о том, как нужно относиться к своим самым близким людям. Вводная беседа. Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей. Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас. Семья нужна человеку, пожалуй, больше чем другим живым существам. И это потому, что новорождённый малыш - одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче. Развитие лексико-грамматических категорий. - А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим. Мальчик для папы и мамы кто? Мальчик для дедушки и бабушки? Девочка для папы и мамы? Девочка для дедушки и бабушки? Папа для дедушки и бабушки? Мама для дедушки и бабушки? Мальчик для девочки в семье кто? Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей). - У каждого в семье есть родные и дорогие люди. Дидактическая игра "Подбери признаки" - А какие же они, родные и дорогие нам люди? Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д. Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная: Папа - строгий, умный, сильный: Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая: Дедушка - старый, мудрый, седой: Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая: Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный: Составление генеалогического древа. - Дети, посмотрите, на доске дерево. Рассмотрите его. Какой величины листочки вверху, а какие внизу? Вверху - маленькие. А внизу - большие. Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево без листочков, листочками будут бабушка, дедушка, мама, папа. Справа папа, слева мама В серединке я как раз Сколько будет вместе нас? (Трое. Семья) - Я покажу вам дерево моей семьи. (Рассказ воспитателя о членах своей семьи) - А теперь вы будете выращивать своё семейное дерево. (Дети выкладывают листочки с фотографиями членов своей семьи) - Посмотрите, какие красивые деревья у вас получились, а теперь вы будете рассказывать о своей семье. Физминутка "Семейная зарядка". Осенью, весною Летом и зимою Мы во двор выходим Дружною семьёй. Встанем в круг и по порядку Каждый делает зарядку. Мама руки поднимает, Папа бодро приседает Повороты вправо - влево Делает мой братик Сева. Я сама бегу трусцой И качаю головой. Рассказы детей о членах семьи. Мама. Много мам на белом свете, всей душой их любят дети. Только мама есть одна, Всех дороже мне она, Кто она? Отвечу я: это мамочка моя. (В. Руссу) (Рассказ 2-3 детей о своей маме, показывая ее портрет) Папа. Мой папа красивый И сильный, как слон. Любимый, внимательный, ласковый он. Я жду с нетерпением папу с работы. Всегда мне в портфеле приносит он что-то. Мой папа находчивый, умный и смелый Ему по плечу даже сложное дело. Его обниму я и тихо шепну: - Мой папочка, я тебя крепко люблю! Ты самый заботливый, самый родной, Ты добрый, ты лучший И ты только мой! (Рассказ 2-3 детей о папе, показывая его портрет). Бабушка. Мы с моею бабушкой старые друзья. До чего хорошая бабушка моя! Сказок знает столько, что не перечесть, И всегда в запасе новенькое есть. А вот руки бабушки - это просто клад! Быть без дела бабушке руки не велят. Золотые, ловкие. Как люблю я их! Нет, других, наверное, не найти таких! (Л. Квитко) (Рассказ 1-2 детей о своей бабушке, показывая ее портрет). Дедушка. Мой дедуля дорогой, Мы гордимся все тобой! И скажу я по секрету: Лучше нет на свете деда! Буду я всегда стараться На тебя во всём равняться! (А. Чурбанова) (Рассказ 1-2 детей о своем дедушке, показывая его портрет). Младший брат. Есть у меня братишка Смешной такой мальчишка! Мне во всём он подражает И ни в чём не уступает. Если мы играем в мячик, Я скачу, он тоже скачет, Я сижу - и брат сидит, Я бегу - и брат бежит. Такой смешной мальчишка Младший мой братишка. (И. Лопухина) (Рассказ ребенка о своем младшем брате, показывая его фотографию). Пальчиковая гимнастика. Игровое упражнение "Кто пришёл?" Кто пришёл? Мы - мы - мы, Папа, папа, это ты? Да - да - да, Мама, мама, это ты? Да - да - да, Братец, братец, это ты? Да -да - да, Ах, сестрица, это ты? Да - да - да, Все мы вместе? Да - да - да. Вы дома, вместе со своими родителями придумали и изобразили герб своей семьи. Давайте на них посмотрим. (Рассматривание семейных гербов и рассказы детей о них). "Детский сад - моя вторая семья". - Ребята, вы рассказали про свою семью. У вас получилось замечательно. - А какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов своей семьи? (Добро, радость, веселье, хорошее настроение, любовь). - А как вы думаете, почему у вас возникают такие чувства? (Потому, что вы любите своих родителей, мама и папа любят вас). - А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (Детский сад). - А теперь давайте расположим листочки с вашими фотографиями на дереве нашей второй семьи, вырастим дерево нашей группы. Как вы думаете, у нас дружная семья? ( Ответы детей). Итог: - Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. |
|