характеристика речи детей 3-4 лет
консультация по развитию речи (младшая группа)
описание развития речи детей 3-4 лет, приёмы работы по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_harakteristika_rechi_detey.docx | 24.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ — ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (ДЕТИ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ)
СЛОВАРЬ. На четвертом году жизни у детей идет процесс увеличения словаря – как активного, так и пассивного. Если в два года ребенок владеет словарем из 250 – 300 слов, то к трем годам запас слов, как правило, увеличивается до 800 – 1000, слова приобретают более точное значение. Малыш много говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и рассказывает их.
У детей этого возраста наблюдаются недостатки в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов /«сипед» — велосипед, «атабиль» — автомобиль/; перестановки звуков в слове / «певрый» — первый /; пропуски согласных звуков при стечении / «босой мальчик» — большой мальчик, «девича» — девочка/. Иногда дети в случаях стечения согласных звуков вставляют между ними дополнительные гласные / «корабель» — корабль, «не зинаю» — не знаю/.
В результате целенаправленной работы постепенно увеличивается пассивный и активный словарь, дети приучаются правильно произносить слова, имеющиеся в их активном словаре.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ. Трехлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 3 – 4). Постепенно фраза удлиняется и усложняется. У ребенка этого возраста можно отметить ряд несовершенств фразовой речи: неправильный порядок слов («один колесо», «у меня много подругов»).
Педагог учит детей задавать вопросы и отвечать на вопросы, грамматически правильно оформляя свои высказывания.
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ. Произношение детей второй младшей группы характеризуется рядом особенностей.
Согласные произносятся смягченно («лёзенька» — ложечка).
Свистящие звуки с, з, ц произносятся недостаточно четко, пропускаются («абака» — собака, «амок» — замок); заменяются: с – ф («фобака» — собака), з – в («вамок» — замок), ц – ф «фыпленок» — цыпленок), с – т («тобака» — союка), з – д ( «дамок» — замок), ц – т («тцветок» — цветок).
Шипящие звуки ш, ж, щ, ч произносятся недостаточно четко, пропускаются («апка» — шапка), ж – з, в («зук», «вук» — жук), ч – ц, ть («оцки», «отьки» — очки), щ – сь, ть («сётка», «тётка» — щетка).
Звуки л, р пропускаются («ампа» — лам па, «ука» — рука), л, р заменяются звуками ль («лямпа» — лампа, «люка» — рука) , йот («ямпа» — лампа, «юкка» — рука).
Учитывая эти недостатки, педагог должен готовить речедвигательный и речеслуховой анализаторы детей для правильного восприятия и произношения детей.
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ЖИЗНИ. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ?
Во второй младшей группе большое внимание уделяется развитию речевого слуха, речевого дыхания и основных качеств голоса. Даются игры, тренирующие продолжительность речевого выдоха и умение на одном выдохе сказать фразу из трех – четырех слов (включая предлоги и союзы).
Во время игр и занятий необходимо обучать правильно пользоваться голосом: не кричать, не говорить раздраженно, не перенапрягать голосовые связки, так как это может привести к срыву голоса.
Важнейшим условием правильного произношения звуков является подвижность органов артикуляционного аппарата, умение ребенка владеть ими. Поэтому, начиная с трех лет, у детей тренируют основные движения языка, губ, нижней челюсти.
Во второй младшей группе проводят работу по развитию речевого слуха на звуках а, у, и, о, э, м, п, б, ф, в.
Я предлагаю вам примерные игры, способствующие развитию слухового внимания, развитие силы голоса и дыхания.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
ИГРА «ЧЕЙ ПАРОХОД ЛУЧШЕ ГУДИТ?»
ЦЕЛЬ: добиваться умения направлять воздушную струю посредине языка.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. (Гудит). Загудел пароход. А как у Маши загудит пароход?» Педагог по очереди обращается к каждому ребенку, а затем предлагает погудеть всем вместе.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. Чтобы погудеть в пузырек, надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка. Пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. Если гудок не получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требований. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА
ИГРА «УГАДАЙ, КТО СКАЗАЛ»
ЦЕЛЬ: учить детей на слух различать низкий, средний и высокий голос.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
У каждого ребенка по картинке с изображением одного из медведей. У педагога несколько картинок с изображением из сказки «Три медведя» (Михайлы Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки). Он произносит фразы из текста сказки, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайлу Ивановичу. Они поднимают соответствующие картинки.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. Для того чтобы активизировать внимание детей, педагог нарушает последовательность высказываний персонажей, принятую в сказке.
ИГРА «ПУЗЫРЬ»
ЦЕЛЬ: добиваться четкого длительного произношения изолированного звука Ф.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
Дети стоят тесным кругом, наклонив головы вниз, имитируя ненадутый пузырь. Затем, медленно поднимая головы и отходя назад, они растягивают круг, приговаривая: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». Образуется большой круг. По сигналу педагога: «Воздух выходит» или «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося звук Ф и подражая выходящему воздуху.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. Во время игры нужно следить, чтобы дети растягивали круг постепенно. После сигнала: «Лопнул» следить, чтобы дети не бежали, а шли («воздух медленно выходит в маленькую дырочку»). Следить, чтобы при произнесении звука Ф дети не надували щеки (пузырь выпускает воздух, а не надувается).
ИГРА «ЭХО»
ЦЕЛЬ: учить детей говорить громко и тихо.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
Дети делятся на две группы. Одна изображает детей, которые заблудились в лесу, другая – эхо. Группы располагаются в разных углах комнаты. Дети, которые заблудились в лесу, громко зовут по имени детей другой подгруппы: « Ау, Оля! Ау, Катя!» Дети, изображающие «эхо», повторяют тихо те же слова. Потом участники меняются ролями.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. Следить, чтобы после называния имени выдерживали паузу, давая возможность «эху» повторить их слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика речи детей пятого года жизни
Для успешного обучения в современной школе ребенок должен к семи годам иметь полностью сформированную связную речь, память, внимание. Характеристика речи детей пятого года жизни, позволит выявит...
Доклад на тему: "Сравнительная характеристика речи детей с ФФНР и ОНР 3 уровня".
Доклад включает в себя задачи и разделы коррекционного обучения детей с ФФНР и ОНР 3 уровня. Даётся сравнительная характеристика двух групп детей....
Консультация для родителей "Характеристика речи детей пятого года жизни."
Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка...
Характеристика речи детей 5-6 лет. Профилактика речевых нарушений.
Уважаемые педагоги и родители! Хочу представить вашему вниманию краткую характеристику речи детей 5-6 лет и дать некоторые рекомендации по профилактике речевых нарушений в этом возрасте....
Консультация для родителей на тему: «Характеристика речи детей 6-7 лет»
На седьмом году речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной....
Характеристика речи детей 5 - 6 лет.
Нормы развития речи...
Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи II уровня речевого развития
Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи II уровня речевого развития...