Речевое развитие дошкольников посредством технологии «Сказочные лабиринты игры» В. Воскобовича
статья по развитию речи (средняя группа)

Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. Имеется много исследований, которые с большой убедительностью доказывают, что все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение - развиваются через речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технология В.В.Воскобовича19.26 КБ

Предварительный просмотр:

КАТЕРИНА ЩЕРБИНИНА 
Речевое развитие дошкольников посредством технологии «Сказочные лабиринты игры» В. Воскобовича

Актуальность. Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. Имеется много исследований, которые с большой убедительностью доказывают, что все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение - развиваются через речь.

Как показывает практика, большое количество детей, поступает в школу с нарушениями речи. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма. Работая в группе с детьми с общим недоразвитием речи, я вижу, как осознание своего неумения правильно произнести слово доставляет ребенку большое огорчение.

Углубленно работая несколько лет над логико-математическим развитием дошкольников, предположила, что помочь ребенку справиться с речевымипроблемами может образовательная технология «Сказочные лабиринты игры» В. Воскобовича.

Была поставлена цель: создать условия для речевого развития старших дошкольников посредством образовательной технологии «Сказочные лабиринты игры» В. Воскобовича.

Задачи:

1. Обучающая: совершенствовать грамматический строй речи, формировать навык коммуникативной культуры – умение слушать друг друга и договариваться между собой в процессе решения различных задач.

2. Развивающая: развивать гибкость мышления, доказательную речь, способность придумывать необычные решения, видеть противоречивые свойства в предметах и явлениях,

3. Воспитательная: воспитывать готовность помогать тому, кому трудно; формировать дружеские взаимоотношения.

Создавать условия мы начали с приобретения и изготовления с помощью родителей дидактических пособий«Геоконт»«Коврограф»«Счетовозик»«Змейка»«Квадрат Воскобовича»«Геовизор», «Прозрачные квадраты «Нетающие льдинки»«Волшебный лес».

Провели мастер-класс для родителей, на котором познакомили их с данной технологией и совместно создали панно «Сказки фиолетового леса».

Занятия с детьми организовывались 2 раза в неделю в вечернее время, по подгруппам и индивидуально, в соответствие с перспективным планированием.

При проведении занятий с использованием пособий «Геоконт»«Нетающие льдинки»«Чудо-крестики» дети придумывают названия составленным предметным силуэтам, описывают их, рассказывают о назначении предметов, сочиняют рассказы, например, «Какой бывает сказочной зима?», беседуют друг с другом и взрослым, высказывают предположения.

В детской деятельности используются такие игры на буквенный анализ слов, как «Конструктор букв»«Прозрачные буквы, цифры»«Геоконт»«Шнур-затейник» составление букв из частей по графическому образцу, придумывание и видоизменение слов. Коллективное составление слов из заданных букв в пособии «Яблонька» развивает у детей умение самостоятельно принимать общее для всех решение, учитывать умение других, слушать и слышать другого.

Работа над грамматическим строем речи (согласование существительных с прилагательными, существительных с числительными, работа над отрабатыванием предложно-падежных окончаний, практическое употребление предлогов, слов-синонимов, слов-антонимов,осуществляется с помощью следующих упражнений: например, изучая тему «Посуда» детей можно попросить продолжить предложения с выложенным контуром чашки, изменяя слово, обозначающее предмет посуды по падежам, образование множественного числа существительных, уменьшительно-ласкательных существительных, например, (резинка-резиночка, дом-домик, паук-паучок. Работа над связной речью (составление рассказов по заданному персонажу, развитие фонематического слуха, например, пособие «Коврограф» - ПаВлин – правый верхний угол коврографа, ЛаНь – левый нижний).

На «Геоконте» для обозначения точек используются буквы, что способствует непроизвольному запоминанию букв. Дети при работе с «Геоконтом»выкладывают контуры по схеме, по картинке, по названию координат, оречевляют свои действия, развивая внимание, мышление, восприятие, ориентировку в пространстве, понимание сложных речевых инструкций. В процессе использования с детьми технологии Воскобовича педагог закрепляет поставленные звуки в словах, предложениях, развивает слухо- речевой самоконтроль детей.

Технология разработана таким образом, что происходит интеграция различных направлений образовательного процесса. В игровых ситуациях на фоне преобладающего логико-математического развития решаются вопросы познания мира предметов и природы. Детям предоставляется возможность выполнить физические упражнения, участвовать в экспериментировании, рисовать придуманный предмет, представлять себя персонажем и от его лица рассказывать, показывать, как он будет действовать. Кроме того, использование сюжета позволяет затрагивать нравственные проблемы поведения сказочныхгероев в различных бытовых ситуациях, беседовать о нормах и правилах поведения, принятых в социальном обществе. Например, какой и как выбрать подарок для своих друзей и знакомых, когда лучше приходить в гости, как вести себя за столом и т. д. Образовательное пространство методики «Сказки Фиолетового леса» выстроено по принципу усложнения, постепенного и постоянного, как бы «накручиваясь» по спирали.

Использование технологии «Сказочные лабиринты игры» дает хорошие результаты: мы отмечаем, что дети быстрее запоминают названия геометрических фигур, легко сравнивают их с окружающими предметами, стараются изобразить при помощи разноцветных веревочек на Коврографе, паутинок на «Геоконте» и складывать из Волшебного квадрата. Обогащается словарный запас детей по всем лексическим темам, по геометрическим понятиям (геометрия, угол, отрезок, прямая, луч и др.).

Список литературы:

1. Бондаренко Т. М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009. – 190 с.

2. Харько Т. Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса» (для детей 5-7 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 304 с.

3. Развивающие игры Воскобовича: Сборник методических материалов/ Под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с. – (Библиотека Воспитателя)(1)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Использование сказочных персонажей и элементов игровой технологии «Сказочные лабиринты игры»В.Воскобовича в период адаптации к детскому саду младших дошкольников

Развитие познавателдьнл-творческих способностей младших дошкольников  в игровой деятельности с использованием элементов игровой технологии В.Воскобовича. Новизна проекта заключается в создан...

Что такое технология "Сказочные лабиринты игры В. Воскобовича"

Информация для родителей о форме  развития и обучения + взаимодействие  взрослого  и ребёнка через игру и сказку....

Способы реализации педагогической технологии "Сказочные лабиринты игры" В.Воскобовича

Цель методики; игровые ситуации; основные принципы технологии; особенности развивающих игр Воскобовича...

Консультация для родителей Игровая технология «Сказочные лабиринты игры» Вячеслава Воскобовича

Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Они родились у инженера-физика Вячеслава Воскобовича в эпоху Перестройки, и походы по магазинам игрушек вгоняли молодого отца в тоску. Там предлаг...

Настольные игры по познавательному и речевому развитию с использованием сказочных героев из технологии "Сказочные лабиринты игры" В.Воскобовича, сделанные самими педагогами

Настольные дидактические игры "Сказочные герои Фиолетового леса". Придуманы и сделаны самими педагогами. Дети очень любят знакомых героев, которые живут в их группе,  участвуют во всех ...

Развитие детей раннего возраста посредством технологии "Сказочные лабиринты игры" В.В. Воскобовича

Статья о развивающей технологии "Сказочные лабиринты игры" В.В. Воскобовича, которую педогоги ДОУ используют в работе с детьми раннего возраста. О ней я узнала просле участия в одноименном в...

Внедрение технологии “Сказочные лабиринты игры”В.Воскобовича как аспект инновационной деятельности в развитии детей раннего возраста

Инновационные (современные) технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений...