«Приемы заучивания стихов с детьми дошкольного возраста» (технология мнемотехники).
консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)
Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений. Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Не все дети любят учить стихи, у кого-то заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_zauchivaniya_stihov_mnemotehnika.docx | 134.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование мнемотехник
при заучивании стихотворений
с детьми дошкольного возраста.
«Если…Хотите, чтобы дитя усвоило что-нибудь прочно,
то заставьте участвовать в этом усвоении как можно
большее число нервов, заставьте участвовать зрение
показывая карту или картинку… Призовите к участию
осязание, обоняние, вкус. При таком дружном содействии
всех органов вы победите самую ленивую память… »
К.Д. Ушинский
Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений. Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Не все дети любят учить стихи, у кого-то заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Существует множество методов и приемов способствующих заучиванию стихотворений. Одной из актуальных, высоко эффективных методик для запоминания, сохранения и воспроизведения информации является мнемотехника.
Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, которая облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, позволяет организовывать учебный процесс в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Мнемотехника помогает развивать:
- Зрительную и слуховую память;
- Зрительное и слуховое внимание;
- Воображение;
- Восприятие;
- Развивает кругозор;
- Развивает все стороны речи.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов. Например, даётся слово «дерево», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, помидор – красный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
На первом этапе следует подбирать опорные картинки к стихотворению на каждую строчку. Картинки должны быть яркими и узнаваемые. При чтении стихотворения картинки выставляются на магнитную доску. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.
Особенность методики заключается в том, что применяются не изображения предметов, а символы, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, так как символы максимально приближены к речевому материалу.
На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу, на более поздних — дети самостоятельно её заполняют, т. е. придумывают ассоциации. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания.
Описание методики
1. Выразительное чтение стихотворения, сообщение о том, что дети будут учить его наизусть;
2. Беседа по содержанию стихотворения, выяснение основной мысли, словарная работа;
3. Воспитатель читает отдельно каждую строчку или две (или отдельное слово), Ребёнок придумывает ассоциациативный образ (картинку) и зарисовывает её (либо рисует педагог).
4. Дети рассказывают стихотворение, опираясь на придуманные образы
5. Дети рассказывают стихотворение без помощи мнемотаблицы.
Процесс запоминания разделяется на четыре этапа:
- кодирование элементов информации в зрительные образы;
- собственно сам процесс запоминания;
- запоминание последовательности информации;
- закрепление информации в мозге.
В овладении приемами работы с мнемотаблицами, мы не только заучиваем стихотворение наизусть, но и тем самым развиваем и речь, и основные психические процессы - память, внимание, образное мышление. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений в нашем случае более простым, интересным, творческим.
З. Александрова «Мой мишка»
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки,
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить
Литература
- Илларионова Ю.Г. О заучивании стихотворений в детском саду/ Дошкольное воспитание. - 2001. № 2. С.13-15
- Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста / А. В. Одинцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург,январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 52-53
- Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. № 4. С. 102-115
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"
Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни з...
Использование мнемотехники для заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие речи....
Консультация для родителей "Использование мнемотаблиц для заучивания стихов с детьми дошкольного возраста"
Практический материал для родителей...
Методическая разработка: «Использование технологии мнемотехники при составлении рассказов и заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
Методическая разработка по развитию речи; Использование технологии мнемотехники при составлении рассказов и заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.Мнемотаблицы особенно эффективны при ...
Памятка для родителей "Правила заучивания стихов с детьми дошкольного возраста"
Как правильно выбрать стихотворение, какие существуют методики заучивания, какие бывают приемы для развития интоннационной выразительности речи, эти и другие ответы на вопросы вы най...
Методическая разработка. Тема: «Использование технологии мнемотехники при составлении рассказов и заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Почти любое стихотворение можно «записать». Выделяя главные смысловые звенья содержания стихотворения, мы графически ил...
Мастер – класс для педагогов по использованию в работе с детьми дошкольного возраста технологии - мнемотехника.
Мастер – класс для педагогов по использованию вработе с детьми дошкольного возраста технологи -мнемотехника....