Литературный праздник
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Петрова Л.И

Жизнь и творчество известного писателя С.Я.Маршака

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_itogovogo_zanyatiya_kolobok.docx23.13 КБ
Файл literaturnyy_prazdnik.docx40.27 КБ

Предварительный просмотр:

Дата

Тема

«Колобок»

Программа

От рождения до школы

Тип

Комплексное занятие

Возраст

Первая младшая группа

Основная образовательная область

 Социально-коммуникативное развитие,

Интеграция с другими образовательными областями

Познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие

Форма проведения

Совместная деятельность детей и взрослого

Цель

Продолжать расширять и обогащать словарный запас

Воспитательные задачи

Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о сказочных героях в изобразительной деятельности; воспитывать любовь к фольклорным произведениям.

Развивающие задачи

Развивать эмоциональность и произвольное внимание, мелкую моторику.

Образовательные задачи

Учить детей имитировать слова стихотворения в сочетании с движениями.

Планируемый результат

Методы и приемы

Наглядные: показ

Словесные: объяснение, указания, пояснения, вопросы, поощрение.

Практические: упражнение.

Игровые: сюрпризный момент, использование сказочных персонажей.

Наглядные средства обучения

Домик, дорожка. Игрушки: бабка, дедка, волк, мишка, зайка, лиса, колобок.

Организация детей

Сели полукругом.

Индивидуальная работа

Поработать с Рамилем, Булатом

Словарная работа

Круглый, желтый, катится, красный , зеленый

Предварительная работа

Чтение сказки «Колобок». Показ настольного театра. Рисование округлых форм: солнышка, мячик

Структура– 8 минут

1.Психологический настрой.

2.Введение в игровую ситуацию. Сюрпризный момент-1 минута

3.Актуализация знаний и умений. Повторение.

4.Мотивационно-побудительный этап. Сказка «Колобок»

5.Дид./и «Собери по цвету»

6.Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье».

7.Пальчиковая гимнастика.

8.Пальчиковая гимнастика

9.Рефлексия.

       Ход ОД- 8 минут

1.Сюрпризный момент

2.Основная часть.

Дидактическая игра «Собери по цвету»

Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье».

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая игра.

Рефлексия

Воспитатель: Ребятки а вы любите  сказки?

Ответы детей: Да

Воспитатель: Вижу заблестели глазки!

Много сказок знаете?

Сядьте деточки рядком,

Да послушайте ладком.

Отгадайте, кто сейчас

Здесь появится у нас?

Формой он похож на мяч,

Был когда-то он горяч.

Спрыгнул со стола на пол,

И от бабушки ушел.

У него румяный бок,

Кто же это?.....     Колобок!

Воспитатель: Молодцы! А вот и он.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, здесь стоит домик. А кто же в этом домике живет? (дети садятся на стульчики, из домика появляются дедушка и бабушка – персонажи кукольного театра. Воспитатель надевает их на руки.)

Воспитатель: Кто это? Дед и бабка грустные, они плачут. Давайте спросим их: «Почему вы плачете?» (хоровое и индивидуальное повторение).

Дед и бабка: Испекли мы колобок – красивый да румяный, положили на окошко, а он от нас убежал, укатился. И мы не можем его найти.

Воспитатель: Не плачьте, дед и бабка, мы вам поможем. Поможем ребятки?

(дед и бабка исчезают, появляется Зайчик).

Воспитатель: Ой, кто это к нам пришел?

Воспитатель: Зайчик, а ты почему грустный?

- Ребята, покажите, как грустит зайчик.

Зайчик: Встретил я в лесу колобка, хотел с ним песенку спеть, а он  от меня убежал.

Воспитатель: Не плачь, зайчик, мы с тобой песенку споем. Споем, ребята? (Дети поют песенку колобка).

Я колобок, я колобок,

По амбару метён,

По сусекам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

И от зайца убегу…

(Зайчик благодарит детей и исчезает, появляется волк).

Воспитатель: Кто к нам пришел? Серый волк. Серый волк. (зубами щелк).

Волк: Я тоже видел в лесу колобка, и он от меня убежал. А я хотел с ним только поиграть.

Воспитатель: А может мы с тобой поиграем? Поиграем, ребятки?

Дидактическая игра: « Собери по цвету»

Волк: Помогите мне, ребятки, я в корзинке перемешал все шарики и запутался, не знаю который из них какой цвет.

Воспитатель: Поможем, ребятки?

( дети собирают шарики)

Волк: Вот молодцы, ребята, выручили меня

Волк исчезает появляется медведь

Воспитатель: Кто это к нам пришел? И тоже грустный.

- Спросите ребята: «Почему ты грустный?»

Медведь:Шёл я по тропинке, а мне навстречу катится колобок. Я хотел его угостить медком, а он от меня убежал.

Воспитатель: А мы тоже любим мёд. Покажем мишке, как мы любим мёд.

Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье».

(Дети облизывают языком верхнюю и нижнюю губу).

Воспитатель: Какой сладкий, вкусный мёд. (хоровое и индивидуальное повторение).

- Спасибо медведь! (медведь исчезает, появляется лиса).

Воспитатель: Кто к нам пришел? Лиса, лисичка … сестричка!

- Ну а ты почему грустная?

Лиса: Видела я в лесу колобок катится, хотела к нему подойти, а он прыг и дальше покатился. И никто не может его найти.

Пальчиковая гимнастика

Кулачок, как колобок,

Мы сожмем его разок.

Ну, а пальчики-зверюшки

Веселятся на опушке.

Этот пальчик будет зайчик,

Он по лесу побегайчик.

Этот пальчик – серый волк,

Серый волк – зубами щелк.

Этот пальчик – бурый мишка,

Косолапый шалунишка.

Этот рыжая лиса,

Всему свету она краса.

Звери дружно живут,

Звонко песенки поют.

 

Воспитатель: Молодцы! Всех обидел колобок, от всех он убежал. Давайте поможем всем и слепим каждому по колобку.

- Сейчас мы будем настоящими поварами – кулинарами, будем лепить.

Пальчиковая игра:

Взяла бабка горсть муки (ладоши лодочкой)

Чтоб испечь пироги.

Стала лить в муку водичку

С-с-с течет вода,

Тесто будет хоть куда! (мнут пальцами, качают головой)

Чтобы тесто стало пышным (сжимают и разжимают кулачки)

Надо нам его месить!

Стало тесто подходить:

Пых-пых-пых!

Можно пироги лепить (хлопают в ладоши)

- Молодцы! Все справились! Какие красивые, круглые получились колобки.

- А наш  колобок вернулся к бабушке и дедушке, обрадовался! Никуда я теперь от вас не уйду, всегда слушаться буду, примите от меня подарки, такие же круглые как и я сам.

Итог: - Ребята, какая сказка к нам пришла в гости? И каких сказочных героев мы с вами встретили?

                                                               Подготовила воспитатель: Петрова Л.И.

 



Предварительный просмотр:

Литературный праздник «С.Я. Маршак - друг детей»

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».

Цель:

Развивать представление о жизни и творчестве известного писателя и переводчика С. Я. Маршака.

Задачи:

Развивать творческие способности детей в театральной сфере, воображение, связную и выразительную речь на материале произведений С. Я. Маршака.

Воспитывать у детей умение выступать перед зрителями, развивать коммуникативные навыки, формировать доброжелательное отношение  друг

к другу.

Формировать у детей и взрослых устойчивый интерес к чтению художественных произведений, вырабатывать навыки грамотного читателя

через совместные мероприятия.

Активизировать влияние семейного воспитания на развитие дошкольников,

приобщение родителей к проблемам детского творчества.

Планируемые результаты:

Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с

творчеством С.Я.Маршака.

Приобретение и углубление знаний детей о жизни и творчестве

С.Я.Маршака.

Проявление у дошкольников желания обращаться к книге не только для

развлечения, но и приобретения знаний.

Приобретение интереса родителей к семейному чтению художественных

литературных произведений.

Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную

информацию.

Все родители считают интересным мероприятием –выставку рисунков, выполненных совместно родителями и детьми.

Словарная работа.

Поэт, писатель, чемодан, саквояж.

Предварительная работа.

Выставка книг; чтение стихов и рассматривание разных художников к стихам С. Я. Маршака-  В. Лебедева, В.Конашевича и др.; оформление выставки в книжном уголке, портрет С. Я. Маршака; заучивание стихов, загадок; рисование на темы произведений Маршака, выставка детского рисунка; подготовка детьми  Мультимедиа, презентация «Маршак - друг детей», книги С. Я. Маршака, иллюстрации к его произведениям, Музыкальные записи для проведения игр, портрет Маршака, буквы, книги  и рисунки для  выставки,

Содержание организованной деятельности детей:

Дети входят в зал под музыку «Где водятся волшебники».

  Воспитатель:-Сегодня мы пригласили вас на литературный вечер. Но прежде чем его начать мне бы хотелось спросить. А слышали вы такое стихотворение?

Где обедал воробей?

В зоопарке у зверей:

Пообедал у лисицы,

У моржа попил водицы,

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена,

А мохнатый рыжий львенок

Чуть не съел меня спросонок.

Дали туфельку  слону.

Взял он туфельку одну

И сказал: -Нужны пошире,

И не две, а все четыре.

Бедный маленький верблюд:

Есть ребенку не дают.

Он сегодня съел с утра

Только два таких ведра!

Эй, не стойте слишком близко

-Я тигренок, а не киска!

Написал их известный детский писатель – Самуил Яковлевич Маршак.

Вряд ли  найдется ребенок  в нашей стране, который еще до школы не знал бы, не слышал бы  стихов Маршака. С. Я. Маршак прожил очень хорошую жизнь и сделал очень много для детей. Он не только писал стихи, он еще и

переводил на русский язык произведения других писателей, чтобы дети в нашей стране, могли тоже их знать. Самуил Яковлевич очень любил детей,

поэтому он создавал для них театры мастерские, дома-интернаты (показывает портрет).

С. Я. Маршак родился 22 октября 1887 году в городе Воронеже, в семье мастера-химика. Семья была большая и дружная.

Все мне детство дарило,

Чем богат этот свет:

Ласку матери милой

И отцовский совет..... .

Папа его, мастер -химик по профессии, очень любил книги, литературу и

знал  несколько иностранных языков.  Мама занималась воспитанием детей, а их было шестеро. Раннее детство и первые школьные годы  будущий писатель прожил в уездном городке  Острогожске Воронежской губернии, здесь его отец служил техником на  мыловаренном заводе.

Книга в семье Маршаков была любимым другом, и стихи рано вошли в жизнь  будущего поэта.

Сочинять стихи начал лет с четырех. Когда Самуил подрос,

то пошел учиться в гимназию.

После  школы Самуил уехал учиться в другую страну -Англию, в город Лондон. В Лондоне  он учился в университете, во время каникул много путешествовал пешком по Англии, слушая английские песенки, прибаутки. Там в Англии Самуил Маршак  сделал очень важное для себя открытие, он понял,что переводить на русский язык чужие стихи не менее увлекательно, чем сочинять свои собственные. И он стал переводить стихотворения известных английских поэтов.

Например, именно  благодаря Маршаку мы с вами знаем много стихотворений иностранных писателей,

например, «Дом, который построил Джек», и всем известную дразнилку «Робин - Бобин».

Ребенок читает стихотворение С. Я. Маршака «Робин- Бобин».

Это стихотворение

я уверена, вы прекрасно знаете

и любите. Закончив, университет Маршак, вернулся в Россию и стал жить в городе Краснодаре. Там он основал « Детский городок», где были библиотеки, мастерские. Туда ходили дети, они там играли, смеялись,

смотрели разные спектакли. Детям было очень весело, а сам Самуил Яковлевич Маршак писал для них разные истории. Поучительные и смешные были его рассказы. Героями в этих историях были и дети, и животные, и насекомые. С. Я. Маршак всегда в своих произведениях хотел передать

детям что - то хорошее и доброе, научить, как надо правильно поступать. Все дети, как он считал, должны  быть хорошо воспитаны, вежливы, аккуратны, внимательны. А те дети, которые не соблюдают правила, даже становятся смешными. Вот одну такую историю про рассеянного человека однажды и сочинил С. Я. Маршак. Она так и называется «Вот какой рассеянный».

Ребенок читает стихотворение С. Я. Маршака « Вот какой рассеянный»

Стук в дверь. Вбегает Рассеянный....

(пальто застегнуто криво, не на те пуговицы, на руках носки, на голове сков

орода)Он удивленно оглядывается и, обращаясь к детям, произносит:

Это что за остановка - Бологое иль Поповка?

(Подходит к воспитателю, дергает за рукав)

- Глубокоуважаемый!

Вагоноуважатый!

Вагоноуважаемый!

Глубокоуважатый!

Во что бы то ни стало

Мне надо выходить,

Нельзя ли у трамвала

Вокзай остановить?

(Опять оглядывается и испугано восклицает)

-Ой! Да это не моя остановка, я опять попал не туда (пытается уйти)

Воспитатель: Как раз попали куда надо. Ведь Вы из книжки Маршака «Вот какой

Рассеянный».

Рассеянный: Нет, Вы ошибаетесь,  я из книжки «Мойдодыр».

Воспитатель:

Дети, вы только послушайте, что  говорит Рассеянный. Разве он из книжки «Мойдодыр»?

Дети: Нет!

Воспитатель:

Ну, что ты, Рассеянный!  Ты опять все перепутал. Дети, скажите Рассеянному, кто о нем написал.

Дети: Самуил Яковлевич Маршак!

Рассеянный: (огорченно)Вы уж меня простите, ребята. Я всегда все говорю и делаю наоборот.

Воспитатель: Не расстраивайся! Оставайся у нас на празднике!

Рассеянный: Останусь, так и быть!

Этот трамвай мне как раз подойдет,

Может до нужной остановки довезет, а заодно и повеселюсь. И пассажиры здесь все веселые (показывает на детей)И вагоноуважатый хороший

(показывает на воспитателя), до вокзала довезет. А билет у меня в кармане  вот (достает не глядя носовой платочек). Я его в буфете купил. Ну

что вы, смеетесь? Ну что здесь смешного? Вы что, билет никогда не видели?

(прячет платок в карман).

Воспитатель: (смеясь) Ну, что же, Рассеянный садись! Самуил Яковлевич писал разные стихи. И в этих стихах рассказывал о разных

вещах. Вот послушайте еще одно стихотворение

Ребенок читает стихотворение С. Я.  Маршака

Воспитатель:

Давайте немного поиграем.

Физминутка «Старушка и пудель»

Однажды старушка
Отправилась в лес.
(Ходьба на месте)

Приходит обратно,
А пудель исчез.
(Повороты влево-вправо с подниманием плеч)

Искала старушка
Четырнадцать дней,
(Повороты головы влево-вправо покачивание головой, обхватив ее руками)

А пудель по комнате
Бегал за ней.
(Прыжки на месте, с руками согнутыми перед грудью)

Воспитатель:

Послушайте еще одно стихотворение С. Я. Маршака.

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой «5» на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

(Открывается дверь, входит Почтальон)

Это он, это он......

Дети: Ленинградский почтальон!

Почтальон: Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуйте!

Почтальон:А откуда вы меня знаете?

Воспитатель:

Вы пришли к нам из книги замечательного писателя Самуила

Яковлевича Маршака.

Почтальон: Совершенно верно! А ребята знают, как называется эта книга?

Дети: «Почта».

Почтальон:

Молодцы! Я приношу разные письма, телеграммы, посылки и газеты.

Но сегодня у меня удивительный день. Все письма, посылки и

телеграммы адресованы в детский сад «Колобок»

Воспитатель:

Дорогой почтальон, вы попали как раз по адресу, и мы с

удовольствием примем все письма, посылки и телеграммы, которые вы принесли.

Почтальон: Моя почта сегодня необычная. В каждом письме, посылке и телеграмме  находятся разные задания, которые помогут мне узнать, хорошо ли ребята из вашего детского сада знают произведения Самуила Яковлевича Маршака(Отдает все почту воспитателю)

Воспитатель достает первый конверт.

Воспитатель:

Вот и первое задание:

Молодцы ребята! А теперь посмотрите (воспитатель достает из сумки почтальона)целая пачка телеграмм. Но есть одна проблема – аппарат, который принимает на почте телеграммы, сломался и не напечатал последние слова. Но если вы хорошо знаете произведения Маршака, вы мне поможете прочитать телеграмму полностью.

Игра «Доскажи словечко»

- по произведению С.Маршака «Азбука»

Воспитатель:  Из какой книги эти телеграммы.

Дети:  «Веселая азбука».

Воспитатель: Самуил Яковлевич Маршак сочинял не только стихи, но еще и

загадки.

Воспитатель:

Загадки С. Я. Маршака

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седелка на носу?
(Очки)

Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!
(Мяч)

Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела Дуб, дуб,
Поломала Зуб, зуб.
(Пила)

Держусь я только на ходу,
А если стану, упаду.
(Велосипед)

Воспитатель: (достает следующий конверт с заданием) Прочитать

объявление, назвать произведение и кто его дал. А потом их расклеить.«Доска объявлений»

 «Разыскивается парень двадцати лет. Ходит в футболке и кепке, на груди знак «Г Т О».( Пожарные и полиция. «Рассказ о неизвестном герое»).

«Пропала дочка. Приметы: усы и серые щечки.(Девочка. « Усатый-полосатый).

«Живу  на улице Рассеянной. Ой, нет Бассейной!» (Человек рассеянный. « Вот какой рассеянный).

«Пропала собака. Порода пудель. ( Старушка. «Пудель»).

«Требуется няня к капризному мышонку» (Мышка –мать. «Сказка о глупом мышонке»).

Воспитатель:

Все вы знаете «Сказку о глупом мышонке. Эта очень поучительная

история о мышонке. Он не любил песни, которые пела ему перед сном мама. Поэтому маме пришлось искать няню для своего любимого сыночка. Ребята, посмотрите по объявлению пришли няни для мышонка. Инсценировка сказки  С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке».

(Воспитатель достает следующий конверт)

Воспитатель:

А в этом конверте пригласительный билет в зоопарк. Нам с вами

предстоит вспомнить обитателей зоосада, о которых написал свои стихи С. Я. Маршак.(Воспитатель показывает картинки с изображением животных, а дети по очереди рассказывают стихотворения о них)

Чтение стихотворений из книги С. Я. Маршака «Детки в клетки».«Слон»,

«Жираф», «Зебры», «Верблюд», «Совята», «Львята», «Лебеденок»,

«Белые медведи», «Страусенок».

Воспитатель:

Ребята, ваши мамы и папы приняли участие в выставке рисунков по произведениям С. Я. Маршака. Рассмотрите рисунки и назовите произведения.

(воспитатель достает следующий конверт)

Воспитатель:

А следующее задание нашим родителям.

«Разгадывание кроссвордов».

Воспитатель:

Давайте составим словесный портрет

С. Я. Маршака. У меня на карточках слова, определяющие характер человека. Мы будем читать каждую карточку, и решать: подходит ли это слово к Карточки со словами:«Добрый»,«Веселый»,«Злой»,«Любил детей», «Любил   животных», «Задорный», «Вредный», «Наблюдательный» «Умный», «Образованный», «Жадный».

Воспитатель:

Каким был С. Я. Маршак? Почему вы так решили?

(Ответы детей).

Воспитатель:

А вот и последняя посылка, что же здесь лежит?

(В посылке лежит угощение детям).

Воспитатель: Понравился вам гости, наш праздник?

Воспитатель: За такие чудесные стихотворения и сказки, надо сказать спасибо  Самуилу Яковлевичу Маршаку. Все эти произведения написал он. А вам, ребята, спасибо за то, что сегодня рассказывали и показывали некоторые его произведения. Молодцы! И родителям большое спасибо: за участие в выставке, за участие в нашем  литературном празднике. До новых встреч!

Дети уходят под музыку « Где водятся волшебники».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРАЗДНИК

Взаимодействие с семьёй в процессе литературного праздника посвящённого  творчеству К.И.Чуковского...

Организация и проведение литературного праздника

Для  литературного праздника была проведена следующая работа:-Родительское собрание на тему: «Чтение художественной литературы дома»,где было уделено внимание на то, как приобщать ребенка к чтени...

Литературный праздник, посвященный творчеству С.Я.Маршака

Ведущий рассказывает о творчестве С.Я.Маршака, дети читают стихотворения писателя. Родители принимают участие, отгадывая произведения и загадывая загадки. Приходит Рассеянный и играет с детьми. Дети и...

Конспект сценария литературного праздника для детей средней группы "путешествие по страницам книги стихов Сергея Михалкова

Конспект праздника по стихам Михалкова составлен к 100 летию Сергея Владимировича Михалкова. Сюжет мероприятия завязан на рассматривании иллюстраций рукописной книги. Иллюстрации соответствуют стихам ...

Сценарий музыкально-литературного праздника, посвящённого 100-летию со дня рождения С.В.Михалкова

Сценарий музыкально-литературного праздника, посвящённого 100-летию  со дня рождения С.В.Михалкова, который включает в себя перекличку, чтение произведений автора....

Литературный праздник по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!»

Литературный праздник по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!» Сказки великого русского поэта А. С. Пушкина - это кладезь народной  мудрости и богатый материал в работе с деть...

Литературный праздник по произведениям С.Я.Маршака

Путешествие по произведениям С.Я.Маршака...