Приёмы обучения дошкольников грамоте
консультация по обучению грамоте

Сазонова Наталья Константиновна

Приёмы, позволяющие педагогам дошкольного образования в игровой форме подготовить детей к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priyomy_obucheniya_doshkolnikov_gramote.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы обучения дошкольников грамоте

Основу обучения грамоте составляют развитие фонематического слуха дошкольника и формирование звукового анализа слова. Дети должны овладеть не только умением устанавливать порядок следования звуков в слове, но и различать их с точки зрения качественного звучания.

Основные задачи обучения грамоте детей 4-5 лет:

1.Формировать у детей способности к анализу речи не по содержательной, смысловой стороне, а по звуковой.

2.Воспитание фонематического слуха, направленного на умение не только слышать речь в целом, но и дифференцировать достаточно сложные различия в ней (дифференциация глухих и звонких, твердых и мягких согласных звуков).

3.Знакомство со словом, предложением.

4.Формирование обобщенного действия интонационного выделения звуков в словах.

Прежде чем анализировать речь, слово, ребенок должен научиться слышать отдельные звуки слова. Дети этого возраста услышат отдельный звук только при подчеркнутом его произнесении. Например, звук "Ж" дети услышат, если его произнести дольше всех других звуков слова, звук "К" услышат, если его произнести громче всех остальных звуков.

Четырехлеткам свойственно сравнивать звуки речи с теми, которые они слышат в окружающей действительности. Поэтому рекомендуется называть звуки песенками (песенка насоса, комарика, жука). Это дает возможность обыгрывать интонационное выделение звуков.

Усвоение программных задач осуществляется в единстве словесных и наглядных методов (подобрать предметы и игрушки, в названиях которых есть определенный звук, и соединить их игровым сюжетом, использовать различные средства и игры).

Действия интонационного выделения звука проходят в своем формировании 4 этапа.

-На первом этапе дети, услышав интонационно выделенный звук, могут сравнить его с определенной песенкой.

-На втором этапе дети сами интонационно выделяют в слове звук, если взрослый предложит им сказать слово так, чтобы в нем была слышна заданная песенка (звук).

-На третьем этапе дети могут назвать звук изолированно.

-На четвертом этапе дети учатся называть слова с определенным звуком и определять его позицию в слове.

Детей учат называть согласные звуки так, как они слышатся в слове. Это облегчает усвоение действия звукового анализа и дифференциацию твердых и мягких согласных (твердый согласный звук можно назвать «большим братцем», мягкий согласный звук – «маленьким братцем»). Вводятся специальные упражнения для дифференциации твердых и мягких согласных звуков.

Следующее различие – дифференциация глухих и звонких согласных. Дети знакомятся еще с одним признаком звуков нашей речи: наличием голоса при произнесении или его отсутствием. При этом преследуется важная цель: введение дифференциации глухих и звонких согласных связано с будущим обучением детей орфографии. При знакомстве с этой дифференциацией программа рекомендует называть звуки «товарищами», различение давать в такой ситуации, когда дети должны неоднократно повторять пары звуков (наталкивать их на различение и прямое противопоставление этих звуков).

Основные задачи обучения грамоте детей 5-7 лет:

1.        Обучение умению анализировать словесный состав предложения.

2.        Обучение способу интонационного выделения звука в слове.

3.        Обучение умению проводить звуковой анализ слова и различать по качественному звучанию звуки анализируемых слов.

4.        Ознакомление с правилами написания гласных букв в слове.

5.        Обучение чтению.

1.        Программой обучения грамоте предусмотрено научить детей членить предложение на слова (определять количество слов в предложении), называть первое, второе и т.д. слово, переставлять, добавлять или заменять слова в предложении, составлять новые предложения. Решение данной задачи проводится систематически на занятиях в течение года.

Обучение начинается с анализа простых предложений из двух, трех, четырех слов. Затем постепенно вводятся предложения с предлогами и союзами. Одновременно проводится и составление предложений по заданной схеме.

2.        Обучение способу интонационного выделения звука в слове является необходимым и важным этапом, предшествующим обучению детей звуковому анализу слова. Интонационное выделение – это особое произнесение слова, когда один звук произносится более длительно или более громко, чем другой. Интонационное выделение звука (независимо от места его нахождения в слове) должно обязательно проходить в процессе слитного произнесения слова.

Дети учатся интонационному выделению звука в слове на образце, данном педагогом. Только вслед за педагогом и после неоднократных попыток произнести слово так же ребенок учится вслушиваться в звучание звуков в слове, переключать внимание со смысловой стороны слова на звуковую (управлять своей артикуляцией – подчеркивать в слове звук, который он должен выделить и назвать изолированно).

Обучение способу интонационного выделения звука в слове проходит на материале небольших стихотворений и отдельных слов.

3.        На этапе обучения звуковому анализу слова работа направлена на установление порядка следования звуков в слове, различение по качественному звучанию звуков анализируемых слов: ударные и безударные гласные, твердые и мягкие согласные.

При обучении звуковому анализу слова следует обратить внимание на то, что каждый звук анализируемого слова должен быть выделен с помощью способа интонационного выделения. Схема звукового состава слова (клеточки по числу звуков в слове) заполняется фишками. Слово произносится по схеме с синхронным ведением указки. Указку следует задерживать на звуке, интонационно выделяемом в данный момент. Очень важно следить за тем, чтобы изолированно названные звуки анализируемого слова произносились соответственно их качественному звучанию в слове.

Специально направленная работа на различение гласных и согласных звуков дает возможность детям усвоить следующие знания: гласный звук – тот, который произносится голосом, во рту не встречает преград, его можно легко произнести, крикнуть, пропеть. На схеме обозначается фишкой красного цвета. Звуки, которые при произнесении встречают преграду во рту, называются согласными. Произносить согласные звуки мешают или губы, или зубы, или язык.

После усвоения детьми разницы между согласными и гласными звуками можно перейти к различению твердых и мягких согласных звуков. Твердость и мягкость согласных звуков устанавливается качеством звучания их в слове. Обозначаются на схеме слова фишками синего и зеленого цвета. Именно здесь особое значение приобретает то, как на предшествующем этапе работы ребенок овладел умением изолированно называть звуки в слове.

Следующий этап работы включает занятия, на которых детей обучают умению определять ударный звук в слове. Здесь также рекомендуется использовать звуковую модель слова и особое его произнесение. Слово произносится целиком с длительным произнесением ударного гласного звука. При этом педагог ведет указкой по модели слова, выложенной фишками, и задерживается на ударном гласном звуке. Важно показать детям, какую роль играет ударение в слове: изменение, перенос ударения с гласного звука на другой меняет смысл слова, а в большинстве случаев делает его бессмысленным. Произнесение слова по слогам исключает правильное вычленение словесного ударения, так как, если слово произносится по слогам, получается столько ударений, сколько слогов в слове. Поэтому необходимо учить детей произносить слово только целиком, выделяя ударный гласный звук.

4.        Ознакомление с правилами написания гласных букв в слове.

Вначале идет ознакомление с буквой «А» и правилом ее написания после твердых согласных звуков. Затем детей знакомят с буквой «Я» и правилом ее написания после мягких согласных звуков.

Точно так же вводятся и все остальные гласные буквы.

Дети выкладывают схему слова, используя фишки синего и зеленого цвета для согласных звуков и квадратики с гласными буквами.

Следует также уделить внимание звуковому анализу слов с йотированными гласными буквами Я, Ю, Е, Ё (в начале слова, после гласных, после ъ и ь).

5.Обучение чтению.

    Следует выделить три важных раздела методики обучения грамоте – формирование способа словоизменения, формирование слогового чтения и формирование слитного чтения.

Пары твердых и мягких согласных звуков обозначаются на письме одной и той же буквой. Что же указывает читающему на то, как нужно эту букву прочесть? Следующая за ней гласная буква. Таким образом, читающий должен сначала посмотреть на гласную букву, затем перевести глаза на согласную и читать. Начинающий читать ребенок должен быть этому действию специально обучен. Именно это и происходит во время формирования действия словоизменения. Для обозначения согласных звуков используются белые фишки (это нужно для того, чтобы цвет фишки в уже разобранном слове не мог подсказать ребенку качественную характеристику звука). Дети с помощью белых фишек и букв выкладывают слово (ЛУК). Затем они должны поменять букву У на Ю и вновь прочесть слово. Дети уже знают, что буква Ю обозначает звук У после мягкого согласного. Значит первый согласный звук в новом слове нужно произнести мягко и получится слово ЛЮК.

Детей учат читать слоги, ориентируясь на гласную букву. Делается это специально. Согласная буква стоит в первом окошечке все время одна и та же, и ребенок уже не концентрирует на ней внимание. Во втором окошечке гласные буквы все время меняются, и внимание ребенка все время приковано к ней, гласной. Так происходит формирование навыков чтения слогов с согласными М, Н, Р, Л.

Постепенно дети знакомятся с согласными буквами. Каждая новая буква вводится при проведении звукового анализа слова, где есть звук, обозначаемый этой буквой.

При переходе от слогового чтения к слитному важную роль играет обучение правильной постановке ударения в слове. Именно ударение связывает, организует звуковую оболочку слова в единый образ, обеспечивает восприятие целостности слова и его понимание. Прежде чем прочесть слово вслух, ребенок должен увидеть гласную, над которой проставлено ударение, а затем, читая слово, произнести этот гласный звук ударно. На этом этапе вводится значок ударения. Педагог пишет слово из двух слогов и дает образец чтения с использованием ударения (поставить ударение сначала правильно и прочесть, сравнить с прочтением слова, если ударение поставить ошибочно на другую гласную). Дети получают карточки с напечатанными двусложными словами для постановки ударения. Затем они по очереди читают эти слова. При этом педагог должен отслеживать правильность постановки ударения в слове. На первых порах часто бывает, когда ударение поставлено неверно, а ребенок читает правильно, ориентируясь не на значок ударения, а на смысл произносимого им слова. В таких случаях нужно попросить ребенка прочесть слово так, как у него стоит ударение, чтобы он услышал неправильное звучание слова и понял свою ошибку. От занятия к занятию не уставать требовать от детей: прежде, чем прочесть слово, смотри на гласную букву, над которой стоит ударение, и читай, выделяя голосом ударный звук.

Постепенно на смену чтения слов с выделением ударного слога приходит чтение слов целиком с подчеркнутым выделением ударного гласного звука. И, наконец, дети начинают читать целым словом без специального выделения ударного гласного звука.

Игры в обучении дошкольников грамоте.

Игра является тем доступным средством, которое помогает ребенку наиболее эффективным путем овладеть прочными знаниями, умениями и навыками. Все программные задачи обучения закрепляются в различных играх, которые помогают детям активизировать словарь, совершенствовать звуковую культуру речи, развивают связную речь, знакомят с окружающим.

Игра «Назови слова с заданным звуком».

Данная игра способствует закреплению способа интонационного выделения звуков в слове, различению звуков в словах по их качественному звучанию, активизации словаря, совершенствованию звуковой культуры речи. Педагог предлагает детям назвать слова с определенным звуком и произнести их так, чтобы хорошо был слышен заданный звук. Дается образец подобного произнесения слова. Ни один неверный ответ детей не должен остаться без внимания. Вначале, как правило, дети называют существительные, постепенно вводятся и другие части речи. Поддерживать интерес детей в этой игре помогают загадки. Педагог должен сознательно управлять активным и пассивным словарем ребенка, расширять                  его границы. Можно подобрать игрушки, предметы или предметные картинки. Дать задание подобрать слова, относящиеся к определенной категории. При этом нужно следить, чтобы дети не забывали о поставленной перед ними звуковой задаче. Дети активнее включаются в игру, если внести в нее элемент соревнования и поощрения победителя.

«Игра с мячом» появляется по мере овладения детьми знаний о твердых и мягких согласных звуках и их различии. Педагог дает характеристику звука, с которого начинается его слово и отдает ребенку мяч с заданием: назвать слово, которое начинается с этого же звука или парного звука.    

Игра «Найди свой домик» вводится с целью закрепления правил написания гласных букв после твердых и мягких согласных. В этой игре каждый ребенок получает по одной гласной букве. Ведущими выбираются двое детей, хорошо ориентирующихся в звуковой структуре слова. Они получают синюю и зеленую фишки.

Игра «Построй звуковой домик для слова» проводится практически на каждом занятии. Слово должно быть разобрано у доски и на столах у детей. Игру можно разнообразить, составляя живую модель слова. При этом дети выполняют роль звуков слова и выбирают нужную фишку.

Игра «Назови слова по заданной модели» вводится для закрепления у детей умения ориентироваться в звуковой структуре слова. Следует начинать с простых слов. Если называются слова, не соответствующие модели, нужно «прочесть» ошибочно названное слово, ведя указкой по модели, и объяснить, почему оно не подходит. Эту игру можно проводить в виде игры-загадки. Педагог постепенно подводит детей к отгадыванию задуманного слова, учит их задавать вопросы, постепенно ограничивая круг (живое – неживое, если живое – определить, к какому виду относится, если неживое – к какой категории предметов и т.д.).

Важная задача словообразования решается в игре «Цепочка слов». Каждый участник игры, изменяя слово, должен объяснить, какое слово он хочет получить и какую букву нужно заменить, убрать или добавить.            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами"

Тема Мастер-класса  «Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами». Актуальность  использования  оригами  в образовательном процессе в первую очередь конечно-же связа...

Методическая разработка.Методы и приёмы обучения дошкольников слушанию музыки.Влияние музыки на чувственно-эмоциональную сферу ребёнка.

Развитие интереса,любви к различным жанрам музыки,расширение музыкального кругозора,привитие детям культуры слушания музыки....

Доклад на тему «СОЦИО-ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Доклад из опыта работы на тему "Социо - игровые приёмы обучения дошкольников" содержит интересный игровой материал, полезный для формирования дружеских взаимоотношений в детском коллективе. Вместе с т...

Консультация для воспитателей "Техника рисунка. Методы и приёмы обучения дошкольников изодеятельности."

Консультация для воспитателей "Техника рисунка. Методы и приёмы обучения  дошкольников изодеятельности." ...

Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами

В статье рассматриваются методические приемы обучения технике оригами...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ № 121 ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ по пособию «Обучение дошкольников грамоте. Подготовительная к школе группа» автор: Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова , Л.Н.Невская

Нормативные основания разработки Рабочей программы Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии с:  Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред...