Мастер-класс для родителей "Приёмы обучения элементам грамоты"
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)
Приёмы обучения элементам грамоты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_roditeley_po_gramote_.docx | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей
«Приемы обучения элементам грамоты »
Цель: Повышение компетентности родителей в вопросе по подготовке детей к обучению элементам грамоты.
Задачи: Активизировать знания родителей об основных понятиях в области обучения грамоте;
Одной из задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к обучению элементам грамоты. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать. Исходя из этого определения, считаю правильным использовать термин «подготовка к обучению грамоте».
Процесс подготовки к обучению элементам грамоты состоит из следующих компонентов:
• Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих (с,з,ц), шипящих (ш, ж), африкатов (ч, щ), соноров (л, р). Так как у большинства детей нарушено произношение звуков, поэтому необходимо включать артикуляционные упражнения, дыхательные упражнения, которые будут способствовать развитию звуковой стороны речи;
• Сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
• Готовность к звуковому анализу и синтезу:
- умение выделять первый, последний звук из состава слова;
- определять место звука в слове (начало, середина, конец слова);
- знакомство детей с терминами : "звук", "слог" или «часть слова», "слово", "предложение", звуки гласные, согласные;
- формировать умение работать со схемой слова, схемой предложения.
Эти задачи решается в широком контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой системе языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.
Решение этих задач решается последовательно от простого к сложному начиная с понятия «звук» далее «слог», «слово», «предложение».
1. Работа со звуком направлена на формирование умения выделять на слух звук из ряда звуков, из ряда слогов и слов. Предлагаем познакомиться с некоторыми приемами на практике.
Упражнение «Звуковой поезд». Предлагаю картинки (игрушки) с определенным звуком, в которых необходимо определить место этого звука. На столе перед родителями разложены картинки со звуком /У/ + картинки без этого звука. Дается инструкция: найди картинки 1) со звуком /У/ в начале слова, 2) со звуком /У/ в середине слова, 3) со звуком /У/ в конце слова и поставь картинки в нужный вагончик поезда.
(игра с родителями)
Необходимо обратить внимание, что мы выделяем, ищем в словах /ЗВУКИ/, а не буквы. Это разные понятия и их нельзя путать.
-В чем вы видите отличие звука от буквы? (ответы родителей)
Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем!!!
2. Понятие «часть слова» («слог»). Здесь мы формируем умение делить слова на части. Даем понятие, что слово состоит из частей. Для этого можно использовать следующие приемы: отхлопать, прошагать слово, отстукивание слова и т.д.
3. Развивая у детей фонематическое восприятие, т.е. умение слышать и различать особенности звуков в устной речи через систему специальных упражнений, мы должны знать, что подготовка к обучению грамоте предполагает обязательное формирование у детей навыков звукового анализа и синтеза. Звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит. Звуковой синтез – это обратный процесс, т.е. соединение звуков в слова. Для чего нужен звуковой анализ и синтез? Мы с вами используем его каждый день. Он является исходным процессом при обучении, как письму, так и чтению. Таким образом, переход к школьному обучению невозможен без формирования этих навыков. Звуковой анализ слова предполагает определение количества звуков в слове и их последовательность. Если не сформировать у ребёнка умение слушать и выделять звуки в речи, переход к этапу звукового анализа слова будет невозможен. Ребёнок никогда не услышит последовательность звуков и не соберёт из них слово. Для формирования навыка звукового анализа можно использовать различные игры и упражнения.
Игра «Отгадай слово»
С помощью картинок можно зашифровать любое слово. Родители должны по первым звукам слов, которые нарисованы на картинке составить слово и назвать его. Предварительно называем картинки. Начинаем с односложных слов (дом, мак), постепенно усложняя и удлинняя слова. Если ребенок знает буквы, можно попросить его записать это слово и прочитать. Как вариант игры, составь слово по последним звукам.
(родители отгадывают слова – слова зашифрованы на доске из картинок)
Игра «Собери слово» и «Слово рассыпалось» (игра с мячом). Педагог называет звуки в слове по порядку, родители должны назвать слово (кот, зубы, молоко)
(игра с родителями)
При выполнении звукового анализ слова можно использовать прием моделирования, что позволяет ребёнку наглядно увидеть модель слова, посчитать количество звуков и их последовательность. Количество звуков в слове можно показывать с помощью (фишек, кружочков и т.д.).
«Моделирование слов с помощью цветных фишек» – мастер-класс для родителей по правильному выполнению звуко-буквенного анализа.
(выполняют родители использую звуковые пеналы)
4. Еще одним важным направлением является работа над предложением. В дошкольном возрасте это способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому развитию детей. Без этой работы представление о слове у дошкольника носит неопределённый характер, а умение проводить анализ предложения развивается очень медленно. Каждый ребенок до поступления в школу должен уметь членить предложения на слова и называть в нем количество слов по порядку, придумывать предложения по заданному количеству слов, работать с деформированным предложением. Логопед пользуется терминами «предложение», «слово», развивает у детей представление о предложении. Работа эта строится поэтапно.
1 этап. Вычленение предложений из потока речи.
2 этап. Ознакомление со словесным составом предложений.
Упражнение «Придумай предложение».
Родители придумывают предложения к схеме с заданным словом
Например, У утки утята. У папы машина. Утка у пруда. Конфеты у мамы.
Постепенно у детей формируется умение анализировать состав предложения без опоры и наглядный материал. Умственное действие анализа начинает происходить во внутреннем плане.
Таким образом, предложенная система работы является основой подготовки дошкольников к обучению грамоте. Она помогает не только преодолеть определенные трудности, которые дети испытывают, но и повышают уровень произвольности речи и способствуют сознательному оперированию языком и его элементами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс для родителей по обучению грамоте в подготовительной группе
Показать значимость обучения детей грамоте и научить родителей проводить звуковой анализ слова, правильно характеризуя звуки....
Мастер – класс для педагогов «Возможности использования элементов проблемного обучения в занятиях по оригами»
Мастер – класс для педагогов«Возможности использования элементов проблемного обучения в занятиях по оригами»....
Консультация для воспитатей с элементами мастер-класса "Лэпбук как средство обучения детей в условиях ФГОС ДО"
В консультации подробно раскрыто понятие "лэпбук", значение, его преимущества перед другими формами образовательной деятельности с дошкольниками. Дано описание изготовления лэпбука, варианты...
МАСТЕР-КЛАСС "Подготовка дошкольников к обучению грамоте"
Презентация мастер-класса по подготовке детей к обучению грамоте (развитие мелкой моторики)...
Мастер - класс для родителей по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Путешествие по стране звуков и слов»
формирование представлений у родителей о процессе подготовки к обучению грамоте....
Мастер класс для педагогов: «Методика обучения грамоте детей дошкольного возраста»
Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи: определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте; систематизировать зн...
Мастер-класс для родителей по обучению игре в шахматы "Шахматная грамота"
Цель: Познакомить родителей с игровыми ситуациями, с историей возникновения шахмат, тем самым способствовать формированию навыков игры в шахматы....