Статья.Развитие речи детей младшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (младшая группа)

Авцынова  Наталья  Владимировна

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx16.81 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста

«Родное слово есть основа

всякого умственного развития

и сокровищница всех знаний:

с него начинается всякое понимание,

через него проходит и к нему возвращается».

К. Д. Ушинский

 

Дошкольная педагогика отводит освоению детьми родного языка одно из центральных мест в системе воспитания.

 Уровень современных научных знаний о ребенке раннего возраста позволяет судить о младенчестве с точки зрения уникальности этого периода, а не с точки зрения его несовершенства.

Особый интерес представляет интеллектуальное и познавательное развитие маленьких детей. Вспомним, что они овладевают речью за какие-нибудь 2-3 года. В год ребенок произносит примерно 10 слов, в 2 года — 300-400, а к 3 годам в его активном словаре уже 1500 и более слов. Ребенок познает грамматический строй языка, от простых предложений переходя к сложным, в том числе, к сложноподчиненным. Он употребляет слова, обозначающие не только предметы и действия, но и признаки предметов, их количество и т. д. Значительные изменения происходят и в мышлении: дети начинают решать несложные практические задачи, порой проявляя завидную смекалку.

Было бы ошибкой предполагать, что все это приходит к ребенку спонтанно, само собой. Чтобы он развивался, необходимо общение со взрослым, который способствует формированию мышления и речи, развитию познавательной активности.

В раннем детстве мышление носит наглядно-действенный характер, но постепенно формируется наглядно-образное мышление, свойственное дошкольному периоду детства, а затем — отвлеченное, логическое. При этом ранние формы мышления не исчезают, а как бы свертываются, но в нужный момент взрослый извлекает их из глубин своего сознания.

Какова связь между развитием речи и мышлением ребенка? Каждый из нас встречал детей смышленых, но еще плохо говорящих. Действительно, в раннем возрасте, на 2-3-м году жизни, наблюдаются большие индивидуальные различия в освоении речи.

Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и, во-вторых, формирование активного словаря ребенка. Это важно, потому что в процессе речевого общения ребенок, как и взрослый, обогащает свои знания не только путем индивидуального практического опыта, но и путем усвоения общественного опыта, накопленного многими поколениями.

Итак, речь имеет прямое отношение к познавательному развитию: с ее помощью ребенку сообщаются определенные знания, передаются умения и навыки. Как считают психологи, ребенок присваивает общественно-исторический опыт человечества, «застывший» в предметах материальной и духовной культуры, а речь, родной язык относятся к элементам духовной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки».

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. По мнению психологов и педагогов,...

Статья: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Связная речь – такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Театрализованная деятельность – …не просто игра! Это прекрасное средство для инте...

Статья "Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста"

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обу...

Статья "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование мнемотехники"

Развитие речи детей  – это одна из главных задач детского сада. Данная проблема является особенно актуальной в наши дни. Фактором речевых проблем у ребенка может быть замена человеческого о...

Статья "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста как проблема современной дошкольной педагогики"

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, чётко...