"Волшебница Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Занятие по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zima_st.docx | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
«Волшебница Зима»
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи.
Задачи:
- активизация словаря по теме "Зима"
-закрепление изученного ранее материала по теме "Зима"
- учить образовывать единственное и множественное число имён существительных
- учить подбирать слова антонимы и синонимы
- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами
- посредством мотивации улучшить активность детей на занятии.
Оборудование: письмо, бумажные снежинки с заданиями, снежок, мнемотаблица.
1. Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим в окно, что мы там видим? Какая погода на улице? Какое время года сейчас? (ответы детей).
Воспитатель: Смотрите у нас письмо. Прочитаем? «Здравствуйте, дорогие ребята! Вам пишет волшебница Зима. Я наблюдала, как вы гуляете, и видела, как вы радовались первому снегу. Я приготовила для вас много заданий, чтобы проверить, кто из вас больше знает обо мне. С нетерпением буду ждать их выполнение».
2. Оснавная часть:
Воспитатель: Сейчас мы посмотрим, какие задания есть в конверте
Первое задание. Я буду бросать вам снежок и задавать вопросы, а вы ловите и отвечайте.
- какое сейчас время года?
- как светит солнце зимой?
- какое небо зимой?
- какие деревья зимой?
- что зимой происходит с реками?
- как зимой одеты люди?
- как ведут себя птицы, животные зимой?
- какие вы знаете зимние забавы детей?
- назовите зимние месяцы.
Второе задание. «Подбирай, называй, запоминай»
(К существительному нужно подобрать прилагательное, например: зима- холодная, снежная, морозная, долгая и т. д.)
-зима
-снег
- снежинки
- лёд
-погода
(К существительному нужно подобрать глагол, например: снежинки - падают, вьются, кружатся, блестят, тают и т. д.)
-снежинки
-лед
-мороз
-снег
(К прилагательному нужно подобрать существительное, например: морозный - день, вечер.)
- морозный
-зимний
-зимнее
- зимние.
Физкультминутка
Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)
Третье задание. «Из чего-какой?»
(например: горка из снега-снежная)
- горка из снега
-дорожка изо льда
-погода с морозом
-погода с ветром
Четвёртое задание. «Скажи наоборот»
- летом дни жаркие, а зимой-
-летом день длинный, а зимой-
- летом солнце греет, а зимой-
-весной лёд на реке тонкий, а зимой-
-одни сосульки длинные, а другие-
- Снег мягкий, а лёд-
Пятое задание. Назови ласково
(нужно образовывать существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом, например: снег-снежок)
-снег
-солнце
-лёд
-зима
Шестое задание. Пересказ рассказа
Сегодня мы с вами, ребята, будем учиться составлять рассказ о зиме. Чтобы красиво и правильно произносить слова нужно повторить чистоговорку.
Чистоговорка «Зима».
Ма-ма-ма- пришла снежная зима.
Ег-ег-ег- все засыпал белый снег.
Ки-ки –ки- любим мы играть в снежки.
«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».
Первичное восприятие рассказанного воспитателем:
Кто пришел к нам в гости?
- Чем зима накрыла землю?
- Какие подарки принесла зима?
- Для чего людям нужны эти подарки?
Составление рассказа о зиме по мнемотаблице:
Воспитатель: Я прочитаю рассказ ещё раз, а вы внимательно слушайте и подготовьтесь к пересказу. Чтобы запомнить рассказ, нам помогут в этом рисунки - подсказки. Итак, слушаем внимательно и следим за подсказками.
Воспитатель читает рассказ, указывая по элементам мнемотаблицы
Воспитатель: Ребята, кто желает пересказать рассказ?
(Пересказывают 2-3 человека)
Седьмое задание. Игра «Доскажи словечко»
Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем, и подскажем ей нужные слова,
Тихо-тихо, как во сне, падает на землю………………………………………снег!
С неба всё скользят пушинки - серебристые………………………….снежинки!
На поселке, на лужок, всё снижается………………………………………………..снежок!
Вот веселье для ребят - все сильнее……………………………………………снегопад!
Все бегут в перегонки, все хотят играть в……………………………………..снежки!
Словно в белый пуховик, нарядился………………………………………….снеговик!
Рядом – снежная фигурка, это девочка…………………………………….снегурка!
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой……………………………………снегири!
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил…………………………………снег!
Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик…)
На какое слово они все похожи? (на слово «снег»)
Восьмое задание «Закончи предложение»
– Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик.
Мы решили слепить…(снеговика).
Мы приделали нос-морковку нашему…(снеговику).
Мы показали соседям нашего…(снеговика).
Мы играли с нашим …(снеговиком).
Мы рассказали бабушке о …(снеговике).
3. Заключительный этап
Воспитатель: Вы хорошо справились с заданиями зимушки – зимы. Что вам запомнилось и понравилось больше всего? Какое у вас настроение?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Секреты волшебницы зимы.
Непосредственно образовательная деятельность в виде проблемно-игровой ситуации. В основе познавательное общение, позволяющее детям выстраивать причинно-следственные связи. Образовательная ситуация нос...
конспект занятия по ознакомлению с природой. Волшебница зима.
Способствовать углублению и обобщению знаний детей о животных и птицах,деревьях, рыбах....
Конспект занятия «Волшебница зима» (зима в творчестве русских художников)
Обобщение представлений детей о зиме и типичных зимних явлениях в природе; познакомить детей с пейзажной живописью; развивать художественное восприятие зимнего пейзажа, умение видеть его настроение в ...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Волшебница зима» (зима в творчестве русских художников)
В донном конспекте представлен материал по ознакомлению детей с миром природы в зимний период через рассматривание репродукции картин великих художников И. Шишкина и Э.Грабаря, через музыкальные...
Конспект НОД Познавательное развитие и развитие речи. Составление описательных рассказов о зиме в старшей группе «Идёт волшебница Зима»
Конспект НОДПознавательное развитие и развитие речи.Составление описательных рассказов о зиме в старшей группе«Идёт волшебницаЗима»Цель:1. Развивать умение внимательно рассматривать картин...
Заучивание стихотворений о зиме. "Волшебница зима"
Рекомендовать родителям заучить стихотворения о зиме, развивая память, внимание, воображение....