«Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Наше Отечество».
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Михайлова Светлана Васильевна

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по речевому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashe-otechestvo.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №91 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей

Красногвардейского района

Санкт - Петербурга

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по речевому развитию

 детей старшего дошкольного возраста

 на тему

«Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Наше Отечество».

с использованием современных образовательных технологий.

(игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотрудничества).

Воспитатель:

Михайлова С.В.

Санкт – Петербург

2019

Цель: Расширять и углублять представление детей о России.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать развивать у детей внимание, память, мышление.

Развивающие:

Расширять запас слов детей, совершенствоватьумение использовать в речи сложные предложения, закреплять умение отвечать на вопросы, воспитывать культуру речевого общения.

Совершенствовать навыки пересказа у детей.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и чувство гордости к Родине, радость, что они родились и живут в России, желание стать наследниками славных традиций русской истории.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие и  художественно - эстетическое развитие.

Предварительная работа:

Рассматривание карты России.

Чтение стихов русских поэтов о России.

Слушание гимна России.

Просмотр презентации на тему: «Россия – Родина моя».

Разучивание хороводной игры «Березка».

Разучивание песни «Росиночка – Россия».

Заучивание с детьми пословиц и поговорок о Родине.

Ход занятия:

Воспитатель: Поговорим мы с вами, ребята, о нашем родном крае, о нашей Родине. Как называется наша страна, все вы, конечно, знаете. Давайте хором произнесем ее название: «Россия, Русь».

У России, у русской земли есть много своего, особенного: того, что люди называют «русским». Подумайте и ответьте: про что можно сказать «Русский» (лес, богатырь, мороз, человек, самовар, язык,флаг, герб, гимн),

«Русская» (изба, песня, душа, земля, зима, дорога, музыка, сторона, матрешка).

Ребята, попробуем ответить на вопрос: «Что такое Родина?»

Ответы детей:

Родина – это страна, в которой мы родились и живем.

Наша Родина – это русские поля, леса, моря и реки.

Это земля, на которой жили, трудились наши предки.

Родина – это наш край, поселок, где мы живем.

Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, дедушка, бабушка.

Это место, где стоит наш детский сад.

Воспитатель: Ребята, продолжим разговор о нашей Родине – России. Давайте образуем слова из одной семейки со словом «Родина».

Воспитатель: Лиза,  что ты делала 4 ноября?

 – Я родилась.

Воспитатель: Каким словом можно назвать папу и маму?

-Родители.

Воспитатель: А каким словом вы назовете своих дядю и тетю?

-Родственники.

Воспитатель: Какой брат у тебя, Арина?

-Родной.

Воспитатель: В этом году был хороший урожай картошки. Мы говорили, что картошки много…

- Уродилось.

Воспитатель: Кто живет в нашей стране?

Народ.

Воспитатель: Какую игру мы с вами выучили вчера?

Народную.

Воспитатель: Как по-другому можно назвать ключ, бьющий из-под земли?

Родник.

Воспитатель: Отлично.

Перечислите все слова из одной семейки со словом Родина.

Дети: Родилась, родители, родственники, родной, уродилась, народ, народная, родник.

Воспитатель: Вот какая большая семья получилась! И теперь вы знаете, что Родина – это та земля, где мы родились, где живет наш народ, Родина – родная земля.

Ребята,  сядьте поудобнее и послушайте рассказ К. Д. Ушинского «Отечество». (Чтение рассказа воспитателем).

Беседа по прочитанному, вопросы к детям:

Как начинается рассказ? Как называет автор свою Родину?

Почему мы зовем Россию Отечеством?

Почему мы зовем ее Родиной? Как заканчивается рассказ?

А сейчас давайте составим план пересказа.

С чего вы начнете рассказ?

Дети: Как автор называет Родину.

Воспитатель:  О чем вы будете рассказывать дальше? -  

Дети: Почему мы называем родину Отечеством.

Воспитатель: Как вы продолжите рассказ?

Дети: Мы объясним, почему мы называем Россию Родиной.

Воспитатель: Что вы расскажете потом?

Дети: Потом мы расскажем, почему мы называем Родину матерью.

Воспитатель: Как вы закончите рассказ?

Дети: Мы объясним, почему Родина у нас одна.

Воспитатель: Молодцы! Вы составили план рассказа.

Исполнение песни детьми « Росиночка – Россия».

Повторное чтение рассказа.

Пересказ рассказа детьми.

3-4 пересказа.

Проведение хороводной  игры «Березонька».

Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу вам предложить сесть за столы и нарисовать картинку о своей Родине. По окончании рисования рассмотреть картинки и собрать их в альбом с названием «С чего начинается Родина?»

Ребята, а кто знает пословицы и поговорки о Родине, назовите их.

Дети:

Родина мать – сумей за нее постоять.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Человек без Родины, как соловей без песни.

Всякому мила своя сторона.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Любовь к Родине в огне не горит и в огне не тонет.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Нет в мире краше Родины нашей.

Родина краше солнца, дороже золота.

Родная сторона -  мать, чужая – мачеха.

Любовь к Родине сильнее смерти.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Рефлексия. Подведение итога занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе. Тема. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского " Четыре желания "

В конспекте говорится о временах года, используется загадки, литературный текст, словесные игры для развития связной речи....

Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Утренние лучи» по опорным картинкам. Занятие по развитию речи в старшей группе

Цель: Закрепить представления детей о весне и ее приметах. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов. Продолжать учить пересказывать художественный текст по картинкам, излагать содержан...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Утренние лучи». Педагог Ивлева Татьяна Иосифовна

Задачи: Познавательное развитие:Расширять представления детей о временах года;Развивать познавательный интерес детей ко всему живому.Речевое развитие:Развивать навыки планирования пересказа текс...

Конспект НОД Пересказ рассказа К. Д. Ушинского "Ласточка"

Задачи:Обучающие- познакомить детей с новым художественным произведением К.У. Ушинского «Ласточка»;- формировать навык связного последовательного пересказа по опорной схеме;- учить правильно отвечать ...

План - конспект пересказа рассказа К.Д.Ушинского "Четыре желания" (подготовительная группа)

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе пресказ рассказа К.Д.Ушинского "Четыре желания" .Данный материал будет полезен педагогам детских садов и старшим воспитателям, а также р...

НОД по развитию связной речи "Составление пересказа с использованием мнемотаблицы по рассказу К.Д. Ушинского “Наше отечество”". В рамках темы: «Наша родина - Россия»

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи с использованием прёма мнемотехники для детей подготовительной группы компенсирующей направленности....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе пересказ рассказа.Д.Ушинского "Наше Отечество"

Конспект занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы "Наше Отечество"...