КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ "ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО - ВОДА"
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Саая Саида Чымчак-ооловна


На занятии дети научатся определять смысл фразеологизмов, повторят звук "В", научатся опредеять позицию звука "В" в словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy_po_razvitiyu_rechi.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад «Петушок»

        

Конспект

открытого интегрированного занятия

по развитию речи  

в подготовительной группе.

Составила: воспитатель старшей группы

                                             Саая Саида Чымчак-ооловна

Сукпак - 2017

Тема: Волшебное слово – вода.

Программное содержание:

  1. Учить понимать и объяснять смысл фразеологических оборотов, употреблять их в речи;
  2. Расширять представление о взаимосвязи природы и человека;
  3.  Развивать  логическое мышление, познавательные способности детей;
  4. Умение высказывать аргументированные суждения;
  5. Закрепить с детьми звук и букву В, умение делить слова на слоги, определять позицию звука В в словах;
  6. Воспитывать любознательность, интерес к познавательным процессам.

Материал и оборудование: предметные картинки, перья куриные и гусиные, ёмкости с водой, стакан, пипетка, растительное масло, салфетки, магнитофон с записью, «волшебное дерево».

Предварительная работа: наблюдения за водой, снегом, льдом, рассматривание снежинок, рассказы воспитателя о пользе воды.

I. Организационный момент.

1. Игра: «Море волнуется раз, море волнуется ….»

                                          Ход занятия.

Педагог:

-  Тихо сели, приготовились внимательно слушать, внимательно смотреть, и отвечать на вопросы. И так, мы начинаем своё занятие.

   Ребята, мы с вами уже знаем, что нас везде и всюду окружают слова.  Мы знаем – слова могут быть длинными и короткими.  Есть слова,  которые мы употребляем в речи очень редко, а есть слова, которые  мы проговариваем каждый день. Вот с таким, словом мы сегодня и познакомимся.

Послушайте сказку:

    В некотором царстве, в  некотором государстве жила была прекрасная принцесса. Она очень рано вставала, и начинала петь свою удивительную песенку  и  заслышав её,  все в округе просыпались и ждали её к себе в гости. Потому что она была удивительной волшебницей, и без неё на земле ни кто не мог прожить и дня. С трепетом её ждали цветы, наклонив свои милые головки, животные, птицы и насекомые. Даже люди при встречи с ней снимали в знак глубокого уважения и признания свои шляпы. А она, зная: как она всем нужна, только радовалась и ещё больше старалась принести пользы. Ребята , кто из вас догадался, что же эта за принцесса, и как её зовут?

………………………………………………………..

Никто не догадался! Тогда слушайте подсказку, которую вам приготовила сама принцесса. Я буду загадывать вам загадки, а вы отгадав их получите буквы, по которым и узнаете имя.

Быстро убегает прямо из - под ног,

Брызгами играя, прохладный ……..

Дети получают от брызгалки букву В.

 А за поворотом тиха, и глубока

Течёт, качая лодки, широкая……….

Дети получают от брызгалки букву О.

Облака нахмурятся, соберутся в кучу,

Ты увидишь чёрную грозовую ……..

Дети получают от брызгалки букву Д.

Облака и тучки рисовал художник.

На него из тучи проливался …….

Дети получают от брызгалки букву А.

Педагог: 

- Ребята, какое слово вы собрали из букв, о каком слове сегодня пойдет речь?  

Дети:       

- Вода.

Педагог: 

- Где в природе мы можем встретить воду? (В озере, реке, океане, в ручейке, в море)

Вода -  какое удивительное  это слово, и его  мы произносим очень часто.              

Давайте-ка, мы сейчас разберём это слово. Закроем глазки и проговорим слово – вода, выделяя первый звук………………

На какой звук начинается это слово? В.

Молодцы.  Вода – сколько в данном слове слогов? Сколько звуков?

А теперь составим со словом «вода» предложение.

(Речевая работа со словом  ВОДА)

Иногда словом  «вода» оценивают поступки и поведение людей.   Послушайте внимательно стихотворение.          

Бывает частенько, что слово – одно,

Но служит по-разному людям оно.

Примеры тут можно найти без труда.

Возьмём хоть короткое слово «вода».

Была я девчонкой, да детство ушло.

С тех пор уже много воды утекло.

Случалось, что в школе правил не зная,

Молчала, как будто воды в рот набрала.

Зато болтуну мы ответить не прочь;

-Не хватит ли воду как в ступе толочь!

Мы можем лентяю сказать невзначай:

-Довольно лить воду! Ты дело  давай!

О смелом,   мы вправе сказать наперёд;

- Такой,  сквозь огонь и сквозь воду пройдёт.

А гуси и утки – сухие всегда.

Заметили люди; как с гуся вода!

Лентяй,  отдыхает, а время идёт.

Под камень лежачий вода не течёт.

Лгунишка нам врёт, не поймёшь для чего, -

На чистую воду выводят его.

Работать впустую? Что скажут  потом?

Не дело, мол, воду носить решетом.

Дружить в группе с вами будем мы так,

Про нас чтоб  сказали: водой не разлить.

Педагог:

-  Сколько необычных выражений со словом «вода» вы только что услышали.

В народе про друзей говорят:  Их водой не разлить!  т.е. очень дружны, всегда вместе. Или: Много воды утекло - Много прошло времени. Много прошло перемен. Не раз,  наверное,  слышали такое выражение: Но ты прямо как в воду  глядел – как будто знал заранее.

Вы с братом, как две капли воды – очень похожи.

Тише воды, ниже травы – робкий, скромный, незаметный.    

Как   воды в рот набрал – хранить молчание, ничего не говорить.  

Носить воду решетом – делать что - либо в пустую, без результата.

«Как с гуся вода»  Как вы думаете, почему люди так говорят

  Попробуем убедиться в правильности этих выражений, докажем, что

Гусь всегда выходит сухим из воды, Что в решете невозможно принести воды, а с полным ртом воды не возможно говорить.

    Сейчас нам нужно с вами попасть в страну «Брызгалки» в лабораторию для проведения опыта. Давайте сейчас превратимся в капельки воды,

                                   Без меня не будет моря,

                                   Океана и реки,

                                   Даже лужицы, в которой

                                   Бултыхаются щенки.

                                   Раз и два….

                                   Стала капелькой сама.

    Вот мы с вами маленькие капельки. Все капельки самостоятельные. (Звучит музыка, дети хаотично гуляют по группе) Но вот капельки встречаютсядруг с другом. И получается ручеёк, а теперь ручеёк течёт и впадает в море.

                             Тысячи капель за ручки взялись,

                             За ручки взялись,  на носки поднялись.

                             И побежали ….. Получился ручей.

                             Мы в  ручейке всё бежали, бежали

                             В море глубокое вот уже впали.

                             Море спокойное, море волнуется.

                             То разольётся, то снова сожмётся.

      Наш круг может менять форму, как и вода. А теперь представьте, что воду налили в кружку и поставили на огонь. Что произойдёт?

Дети: 

- Вода будет нагреваться и испаряться.

Педагог:

- Итак, каждый из вас – частичка воды. Ваши  ладошки такие горячие, что вам уже больно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются.  Жара заставляет вас активнее двигаться. Каждый из вас стал частичкой пара. А теперь наступило похолодание, и вас замораживают. Вам становится холодно. Вы встаете, плотнее друг к другу, обнимаетесь,  чтобы  хоть немного согреться. Что же мы видим: нашу группу нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частичка льда. Мы с вами частички воды, но каждый раз соединялись по-разному.

А теперь вокруг себя повернёмся,  в деток снова обернёмся. Путь наш лежит в лабораторию к самой принцессе Вода.  

Проводится опыт. Дети рассматривают перья, смачивают их водой и наблюдают, что гусиные перья в отличие от куриных не намокают. Затем пипеткой наносят на салфетку растительное масло, опускают в воду сухую и промасленную салфетки и видят, что салфетки, покрытой маслом, вода стекает. Что же мы видим ребята: намокают гусиные перья? А куриные?

Отсюда и выражение: Как с гуся вода, так говорят про человека, который избегает наказания, остаётся безнаказанным за свои проступки. Гусиные перья не намокают потому, что они покрыты жиром. У всех водоплавающих птиц рядом с хвостом есть специальная железа, которая вырабатывает жир. Гуси клювом втирают его в, пропитанные жиром перья не намокают, и благодаря этому птицы не тонут.

Проверим же второе народное выражение: «Как в рот воды набрал». Про кого так говорят? Проводится опыт.

Что же мы выяснили, что действительно, если мы наберём в рот воды, мы не сможем говорить. Ребятки, так правильно в народе подметили?

«Воду в решете носить», говорят про тех, кто работает в пустую.

Правда это или нет. Да нам нужно просто убедиться на примере. Проводится опыт.

Теперь всё понятно. Сколько бы ты не носил воды в решете, да только работы то,  не какой не будет.  Наши опыты с водой закончены и теперь вновь садимся на свои места.

Воспитатель выставляет картинки (Решето, глаза, рот, гусь, камень) и просит по ним вспомнить фразеологические обороты.

«В решете воду носить» - работа в пустую.

«Как в воду глядел» - как будто знал заранее.

«Как воды в рот набрал» - Хранить молчание, ни чего не говорить.

«Как с гуся вода» - уйти от наказания.

«Под лежащий камень вода не идёт» - если не стараться, то ничего не получится, и ничего не добьешься.

Педагог:

- Молодцы. Может ли человек  жить без воды? Как люди используют воду?  Дети, вода, какая?

Педагог:

- А теперь вспомним поговорки и пословицы . в которых употребляется слово «Вода». Я буду говорить начало пословицы. А вы – её конец.    

                 Не зная брода, не суйся в ………

                 Правда в огне не горит и в …………(воде не тонет)

                 Чтобы рыбку съесть надо………..(в воду влезть)

                 Всё не беда, если есть хлеб да …..(вода)

                 Поздно щуке на сковороде вспоминать о …….(воде)

    Вот какое удивительное, почитаемое слово – вода. Может ли человек  жить без воды? Как люди используют воду?  

Принцесса Вода:

- Да, вода нужна всем. Надо, чтобы её было много. Попрошу кА я своего друга дождика, чтобы он лил каждый день. Вот здорово будет. Правда ведь?

Дети высказывают свои мнения.

Педагог: 

- Конечно же, необходимо, чтобы светило солнце, только тогда будет на земле полная благодать: будут цвести цветы, зеленеть трава, в лесах будет полно зверя, а в реках и озёрах рыбы.

Итог занятия: 

Педагог:

- Дети, что вам больше всего понравилось на занятии.

  Какие новые высказывания вы узнали

  Подведение итогов:

Педагог:

-  Как занимались,  дети?

Педагог:

- Своё сегодняшнее занятие я хочу закончить замечательными словами поэта:

                                                Три клада у природы есть:

                                                Вода, земля и воздух –

                                                Три её основы.

                                                Какая бы не грянула беда

                                                Целы они.

                                                Всё возродится снова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОДИЧКА – ВОДИЧКА».

Цель:Развивать у детей слуховое, зрительное тактильное восприятие.Активизировать речь детей за счет слов определений (мокрая, холодная, теплая, жидкая). За счет глаголов (льется, журчит, капает).Воспи...

Конспект занятия по развития речи для старшей группы "Предложения состоят из слов, а слова из слогов"

Цель: Формировать у детей представление о том, что слова состоят из слогов, упражнять в деление слов на слоги, развивать психические процессы (мышление, память, внимание), развивать мелкую моторику....

Конспект занятия по развитию речи «Свойства воды» с детьми первой младшей группы

Конспект занятия по развитию речи «Свойства воды» с детьми первой младшей группы...

Конспект занятия:Речевое развитие: "Волшебные слова"(дети 5-7лет)

Самоанализ игры - занятия Игра-занятие проведена с детьми старшей группы , возраст детей 5-7 лет. Конспект составлен с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей соответствующих...

Конспект занятия по экологии "Волшебное слово "Вода"

Экологическое занятие для подготовительной группы....