5 шагов к красивой речи
консультация по развитию речи

Спиридонова Екатерина Анатольевна

в материале представлены простые, но тем не менее очень эффективные советы по совершенствованию речи детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 106 «Кораблик» комбинированного вида»

города Чебоксары Чувашской Республики

Консультация:

«5 шагов к красивой речи»

Подготовила учитель-логопед

Спиридонова Екатерина Анатольевна

г. Чебоксары

2018

Среднестатистический ребенок в 2 года только начинает говорить, однако некоторые детки осваивают разговорную речь раньше. Разумеется, они не способны произносить все слова должным образом, но при этом общаются вполне понятно для взрослого человека. Развитие речи у детей – это сугубо индивидуальный процесс, повлиять на который не так просто, но помочь развитию речевого аппарата малыша можно, для этого разработаны несколько эффективных методик, которые применяются как по отдельности, так и в совокупности друг с другом.

Возраст 2 года – оптимальное время для активного чтения и просмотра видео, однако не стоит увлекать ребенка электронными гаджетами, современные средства замедляют развитие речи, поэтому их стоит заменить бумажными книгами и подсобными материалами в виде кубиков и карточек с иллюстрациями. Такие пособия служат не только для развития речи, они совершенствуют зрительную память, улучшают восприятие новой информации и способствуют развитию новых навыков, например, позволяют сравнивать и анализировать разные предметы и явления.

Для совершенствования речи детей раннего возраста рекомендовано руководствоваться такими советами:

  1. Познаем мир вместе с ребенком.

Ваш малыш уже совсем большой. Раньше вы ходили с малышом, а теперь вы будете ходить за ним. Ведь именно он выбирает куда идти и что делать. Не мешайте ему в этом, а лишь слегка направляйте, следите, будьте рядом. Ребенок в этом возрасте активно набирается опыта, помогите ему в этом. Он хочет достать из шкафа кастрюлю? – да пожалуйста, покажите, для чего она и что с ней можно делать (а ведь по ней еще можно постучать!). Он хочет потрогать камешки на улице? – не одергивайте, а погладьте еще дерево, кора такая шероховатая и интересная на ощупь. Ребенок узнает мир через тактильные ощущения и через действия с предметами, познавайте вместе с ним.

2.     Говорили, говорим и говорить будем.

Разговаривайте с ребенком, комментируйте свои и его действия. Ведите с ребенком диалог! Задавайте ему вопросы, если он пока не может вам ответить, проговаривайте ответ за него. «А что это Мишенька делает? Строит Миша башню. Башня какая? Большая. Покажи какая. Вот молодец! Башня упала – Бух.. Как упала башня?...» Поощряйте попытки ребенка повторить за вами, эмоционально положительно реагируйте на его попытки «Ай, молодец!». Ребенок неправильно произнес слово («па» вместо «упала»), не стоит заострять его внимание на этом, повторите правильно – «да, упала». Каждый день повторяйте вновь появившиеся звуки, слоги и слова, создавайте ситуации, в которых ребенок будет проговаривать имеющиеся слова, чтобы они лучше закрепились в речи. Продолжайте читать детям: сказки, стихи, потешки. Читайте «по ролям», т.е. с выражением, меняя тембр, силу голоса.

3.     Не занимаемся, а играем!

Бывает, что у мамы в голове целый план действий, подготовлен  материал, а ребенка заинтересовать не получилось, ну не хочет и все! Подстраивайтесь под его желания, импровизируйте! Создавайте игровые ситуации, в которых многократно будут повторяться действия, вызывающие у малыша эмоциональный подъем. Сопровождайте эти игры звукоподражаниями (бух, бам, тук, буль ав-ав). А еще полезны игры, в которых малыш вместе с мамой выполняет несложные движения под стих или потешку – логоритмика. И главное, помните -  любая игра должна приносить удовольствие вам обоим).

4.     Пальчики тренируем  - речь развиваем.

Начинайте утро с массажа рук и пальцев, сопровождая его стишками и потешками. Вы заняты на кухне? – так дайте ребенку вам помочь, пусть перебирает фасоль, макароны, ведь он уже такой большой. А может ему нравится рвать бумагу – как раз пришло время избавиться от старых газет) А как нравится малышам что –то рисовать, особенно пальцами))) Наберитесь, мама, терпения и в путь! Рисование, лепка, аппликация – отличное времяпрепровождение, а главное - полезное. И девочкам, и мальчикам в этом возрасте можно (и нужно) играть в куклы. Тут и части тела повторите, и пальчики натренируете – куклу надо одеть, раздеть. И социальные навыки привьете.

5.     Гримасничаем как обезьянки.

А что? Очень веселое занятие, деткам нравится, а еще очень полезное для артикуляционной моторики. Ведь можно иногда,  наедине с малышом, и самой побыть маленькой. Полезно показывать язык, водить его вверх-вниз, вправо-влево, надувать щеки, или наоборот втягивать их. И еще – чаще давайте ребенку твердую пищу. Постепенно уже уходите от пюре, дайте ребенку сушку, морковку, яблоко, пусть грызет!

 Ни один, даже самый опытный, педагог не знает наверняка, как научить ребенка говорить быстро и без усилий. Но то, что постоянные тренировки и комплексные занятия дают положительный эффект, – общенаучный факт! Поэтому не стоит волноваться, что после месяцев занятий малыш не говорит, – значит, просто еще не пришло время. Продолжайте заниматься, и вскоре ваши усилия окупятся такими долгожданными первыми словами «мама» и «папа».

Все советы как всегда очень просты и тем не менее эффективны! Удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи для старшей группы "Путешествие в страну Красивой речи"

Открытое занятия подготовила и показывала на конкурс воспитатель года....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи"

Занятие по развитию речи представлено в виде путешествия в сказочную страну. Чтобы туда попасть нужно выполнить определённые задания, которые даны в игровой форме....

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: " Путешествие в страну красивой речи"

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. формирова...

Занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект занятия на конкурс "Воспитатель года 2016" по развитию речи в старшей группе по ФГОС...

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ КЛАСИФИЦИРОВАТЬ ,ОБОБЩАТЬРАСШИРЯТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС...

Родительский всеобуч: "Шесть шагов к красивой осанке!’

Цель: Ознакомить родителей воспитанников с основными факторами; способствующими совершенствованию опорно-двигательного аппарата, укреплению и сохранению осанки дошкольников в домашних условиях и услов...