Мастер-класс «Страна веселых лимериков»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Карнаухова Наталья Николаевна

Давайте не упускать то время, когда мы можем сделать наших детей гениальными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл limeriki.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Страна веселых лимериков»

Добрый день, уважаемые коллеги! Я хочу вас пригласить в необычное творческое путешествие.

Видео Незнайка

Давайте отпустим на волю свое воображение и оправимся в страну «Веселых лимериков». Здесь можно совместить несовместимое, сопоставить несопоставимое.

Наверняка нет ни одного человека, который ни разу не слышал и не пел частушек. Частушки- это наши забавные песенки. Родственники частушек есть практически у каждого народа. В Англии подобные шуточные стихи называются лимерики.

.Первым автором лимериков считается Эдвард Лир, чья книга переведена почти на все языки мира. Среди русских переводчиков наиболее известны Самуил Маршак и корней Чуковский.

Герои лимериков большие чудаки и чудачки, которые совершают различные невообразимые поступки, чем привлекают внимание слушателей. 

Название этого слова появилось благодаря ирландскому городу Лимерику. 

.Лимерики легко придумать, так как они имеют четкую структуру, изменить которую нельзя. Четко выполнив алгоритм создания лимериков, Вы получите собственное стихотворение.  Оказывается поэтом может быть каждый, пусть даже сочиняя шуточные стихи- лимерики.

Работу по созданию лимериков можно начинать с младшего возраста.

Но вначале нужно подготовиться. А начнем мы с речевой разминки, которая развивает интонацию.

Речевая разминка

Произнесите интонационно, выделяя поочередно выделенные слова:

 Мы в слова играем- вместе сочиняем,

Наши встречи хороши, веселимся от души!

 Мы в слова играем- вместе сочиняем,

Наши встречи хороши, веселимся от души!

Мы в слова играем- вместе сочиняем,

Наши встречи хороши, веселимся от души!

Видео Хрюшка

 Далее учим детей из разнообразных картинок, подбирать те, которые рифмуются.

Игра «Найди каждой картинке рифму»

 Котенок- цыпленок

Шишка-мышка

Оса- коса

 Корона-ворона

Сова-дрова

Яйцо-кольцо

Это упражнение можно начинать с 5 картинок, постепенно увеличивая количество.

Постепенно придумаем рифмованное слово к слову без картинок

Игра в рифмы (с мячом)

Вот картина, вот …… (корзина)

Вот ромашка, вот ……. (бумажка)

Вот мой домик, вот твой ….. (сомик)

Вот и кружка, вот и ….. (мушка)

Вот вам пышка, а вот….. ( книжка)

Вот сосед, а вот……( обед)

Очень нравится детям придумывать рифмы- миниатюры.

Игра Пропавшее слово

Во дворе идет футбол

Все кричат, забейте … (гол).

Мне купили шоколад

Этому я очень … (рад).

Заругали мы Егорку

Во дворе сломал он …(горку).

На столе лежит картошка

Под столом мурлычет … (кошка).

Игра «Исправь ошибку»

Я читаю стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать правильно слова.

В море синем на волнах

На раздутых парусах

По поверхности воды

Проплывают снегири (корабли).

 Игра «Придумай двустишие»

Рифмы мы очень хорошо научились подбирать, теперь попробуем сочинить двустишие по такому алгоритму:

«Жил-был кто-то и был похож на что-то»

Чаще всего использую существительные.

Жил- был мишка, он был похож на шишку

Затем добавляем прилагательные, но детям ( какой?)

Жил-был мишка, он был коричневый, как шишка.

Дальше добавляем глагол

Жил- был мишка, он любим собирать шишки.

Давайте создавать лимерики.

 У них есть свои особенности:

  • бессмысленный смешной сюжет
  •  состоят из 5 строчек
  • рифмуются 1, 2 строчки; 3 и 4 строчки
  •  строка 1 - сообщается имя (или признак) героя стихотворения и его местожительство;
  •  строка 2 - сообщается о том, чем герой занимался;
  •  строки 3, 4 - разъяснение причин либо последствий этих занятий;
  •  строка 5 вывод и может не рифмоваться

1.Дополните лимерик

 Жила-была Бабка Ежка костяная    

И была она (рисунок деревянной ложки)

На ( рисунок Бабы Яги на метле)

И зайчикам ( рисунок подарков)

Вывод

2. Сочините лимерик со словами

Кошка

Ладошка

Бежала

Играла

3. Сочините лимерик самостоятельно

А) Маша, каша, конфеты, пользы нету

В) Бегемот, вот, хохочет, щекочет

Г) Синичка, электричка, вокзал, встречал

Подводя итог, хочу отметить, что сочиняя лимерики, речь детей становится более свободной, развернутой. Они перестают бояться высказываться, научились более точно подбирать слова для выражения своих мыслей.

Лимерики- это прекрасная возможность развивать творческие способности ребенка, фантазию, приобщать его к миру литературы и искусства.

«Начиная с двух лет всякий ребенок становится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к пяти-шести годам, эту гениальность утрачивает. В восьмилетних детях ее уже нет и в помине, так как надобность в ней миновала.» Корней Чуковский.

Рефлексия Давайте не упускать то время, когда мы можем сделать наших детей гениальными.

В Коблево утром синички
Прибыли на электричке.
Их у вокзала
Кошка встречала,
Верхом на рыжей лисичке.

Жила-была дама приятная,
На вид совершенно квадратная.
Кто бы с ней ни встречался,
От души восхищался:
«До чего ж эта дама приятная!»

 Давайте творить!

(воспитатели составляют лимерик с картинками помощниками)

Жила-была кошка

Мокрая, как ладошка,

В поле за мышкой бежала,

А потом с щенком играла.

Вот такая озорная кошка.

Жила- была птичка

Похожа на мягкую рукавичку.

Червячков она кушала

И веселую музыку слушала.

Вот какая задорная птичка.

Жила - была девочка Маша

Она не любила есть кашу,

Любила она есть конфеты,

Но пользы от них Маше нету.

Жил-был винторогий баран.

Он ночью стучал в барабан

Соседям он спать не давал

Может он был хулиган?


Жил-был мальчик Петя

Умнее всех на свете

Читать, писать умел,

Учиться не хотел,

А конфет он много ел

Жили-были дети

Умнее всех на свете

Считать они умели

Умели писать и лимерики сочинять


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс дидактического пособия «Веселая компания для театра»

данное пособие может стать помощником педагогу в работе с детьми по овладению межличностного общения и развития функций речи, также оформление развивающей среды, для детей 6-7 лет...

Мастер-класс для педагoгoв «Веселый зooпарк»

Пoдгoтoвила вoспитатель МКДOУ д/с №10 "Сoлнышкo  г.ПривoлжскТитoва Л.Н.     Аппликация – разнoвиднoсть декoративнo-прикладнoгo искусства, предусматривающая  наклеива...

Мастер - класс для родителей: «ВЕСЕЛЫЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ».

Но наиболее важную роль во взаимодействии с семьей играют наглядные формы. Это проведение открытых музыкальных занятий, развлечений, праздников, где родители наблюдают за деятельностью детей, педагого...

Мастер-класс для родителей "Веселый осьминожек"

Цель мастер класса:Научить родителей изготавливать пособия для игр ,направленных на развитие  мелкой моторики пальцев рук, силы, скорости, ловкости, точности  движениях....

Мастер – класс для родителей «Веселые пальчики»

Материал содержит разьяснительную записку и пальчиковую гимнастику...

Мастер-класс для родителей "Веселые путешественники"

Мастер-класс для родителей проводится во взаимодействии с музыкальным руководителем ДОУ....

Мастер - класс : "Песочная страна - страна чудес"

Цель мастер-класса: обмен профессиональным опытом, повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы пед...