«А как речь-то говорит, словно реченька журчит».
проект по развитию речи (младшая группа)
Паспорт
тематического проекта по развитию речи
«А как речь-то говорит, словно реченька журчит».
для детей первой младшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt1.docx | 46.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4»
Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
Автор проекта:
Корягина Анна Валерьевна
воспитатель первой квалификационной
категории
Паспорт
тематического проекта по развитию речи
«А как речь-то говорит, словно реченька журчит».
для детей первой младшей группы
«Потешки, сказки, загадки и пословицы являются
богатейшим материалом для развития культуры речи»
А.П. Усова
Раздел | Содержание |
Тема | «А как речь-то говорит, словно реченька журчит». |
Тип проекта | Информационно – практико – ориентированный |
Сроки реализации проекта | Долгосрочный: 15.09.2018 г.– 30.04.2019 г. |
Тематическое поле | «Речевое развитие». Формирование основ овладение культурно речевого общения и поведения |
Актуальность | В период дошкольного детства формируются первоосновы речевого развития. Необходимо создавать условия для формирования у ребенка элементов речевого развития. В младшем дошкольном возрасте речь ребенка становится основным средством общения. Наилучшим способом влияют на развитие речи ребёнка средства народного фольклора, а именно потешки. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитании детей. |
Проблемное поле | Учеными и исследователями уже давно доказано, что то, что упущено в раннем детстве, наверстать впоследствии очень трудно. Это относится и к развитию речи. Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Педагогам дошкольных учреждений и родителям важно оказать ребенку своевременную действенную помощь в овладении первоначальными навыками общения. Однако ежегодный мониторинг речевого развития воспитанников, поступающих в нашу группу, показывает явное отставание от нормативных показателей речевого развития, так например: в 2017-2018 учебном году из детей поступивших в первую младшую группу только 21 % детей при общении с взрослыми пользуются предложениями. Повторить за взрослым предложения из 3-4 слов смогли только 15 % детей. Длительное время работая с детьми раннего возраста, я заметила, что дети положительно и эмоционально реагируют на произведения устного народного творчества: песенки, потешки, прибаутки. Они помогают мне легче найти контакт с малышами в период адаптации, определить уровень речевого развития. Устное народное творчество обладает большими возможностями, поэтому я решила использовать фольклор для развития речи детей. Так как роль семьи в речевом развитии малышей очень велика, я стала активно привлекать родителей к решению выявленных проблем. Анкетирование родителей по данной теме показало следующее: - большинство родителей моих воспитанников отдают приоритет интеллектуальному развитию – 53%; художественно – эстетическому - 21%; физическому – 26% - многие из родителей использовали произведения народного творчества только в период раннего детства - 68% родителей, 19% - продолжают использовать в настоящее время, 13% родителей не знакомили и не читают в настоящее время ребенку произведения устного народного творчества. Таким образом, я выяснила, что работа по использованию фольклорных произведений с детьми раннего возраста в семье организована недостаточно. В семьях все меньше и меньше знают произведения устного народного творчества, родители помнят лишь несколько наиболее распространенных потешек "Сорока - белобока...".», Ладушки», не используют развивающий потенциал народных произведений, в том числе и для развития речи. Отсюда вытекает проблема разобщенности действий педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей раннего возраста через знакомство с произведениями русского народного творчества. |
Цели | Развивать речь ребенка, научить четко и правильно произносить звуки, слова, развивать память, развивать мелкую моторику пальцев рук. |
Задачи | Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппарата, звукоподражания, активизации словаря. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него. Воспитание на основе устного народного творчества положительногоθ отношения к режимным моментам. |
Практическая значимость | Создание в группе насыщенной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной предметно - пространственной среды (п.3.3. ФГОС ДО) для обобщения материала по формированию основ речевого развития у младших дошкольников. Повышение качества образовательного процесса по речевому развитию через организацию ООД и совместной− деятельности детей, педагогов и родителей. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к речевому− воспитанию через проектную деятельность. Создание методической копилки по потешкам, пальчиковой гимнастики и артикуляционной гимнастики . Улучшения в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию основ речевого развития у дошкольников. Укрепление связи семьи и ДОУ. |
Теоретическая значимость | Заключается в разработке содержания, методов и форм, которые предусматривают поэтапную организацию приобщения детей к основам речевого развития. |
Гипотеза проекта | Предполагаю, что процесс речевого воспитания будет более эффективным в том случае, если: - формировать представления речевого развития через обучение пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики и потешек. - речевое образование будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей. - деятельность детей по формированию речевого развития осуществлять систематически и планомерно.− Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи.− |
Методическое обеспечение проектной деятельности | - ООП МБДОУ «Детский сад № 4» - Основная образовательная программа дошкольного образования, составленная на основе примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой - Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук. – Москва: Издательство ОНИКС-ЛИТ, 2014. |
Виды деятельности | игровая, коммуникативная, продуктивная. |
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта | Иллюстративный материал, игровой материал. |
Участники проекта | - дети первой младшей группы МБДОУ № 4 |
Этапы и сроки | Подготовительный этап (сбор информации по проблеме): • Анализ предметной среды группы. • Изучение методической литературы по проблеме. • Формулирование целей и задач проекта. Основной этап: • Организация диагностического исследования речи детей. • Организация адаптационного периода с использованием различных форм фольклора. • Организация игрового взаимодействия. • Выставка книг с различными жанрами фольклора. • Рассматривание иллюстраций. • Инсценирование произведений фольклора. • Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений. • Создание игровой среды в группе ДОУ на основе фольклорных произведений. • Деятельность в соответствии с тематическим планированием. • Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций. • Родительское собрание «Фольклор, как средство развития речи. Итоговый этап: • Проведение сравнительного диагностического исследования уровня речевого развития детей группы. • Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: выступление на методических объединениях, педагогическом совете, размещение материалов проекта в сети Интернет, публикация статей, разработка методических рекомендаций и пр. |
Новизна проекта | Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению ребёнка к речевому развитию в условиях ДОУ. В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО) возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей (ФГОС ДО ч. 1 п. 1.6 п. п. 9). Совместная работа по речевому развитию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество речевого развития. |
Предполагаемый результат | Словарь детей к концу года обогатился новыми словами, оборотами, выражениями; Сформировался первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе; Дети владеют бесконфликтными навыками общения со взрослыми и сверстниками; Сформировано положительное отношение к режимным моментам; У родителей сформировано понимание необходимости использованияθ малых форм фольклора в развитии речи детей |
Принципы:
Принцип детоцентризма - в центре речевой деятельности находится воспитанник, который проявляет свою активность. У него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности.
Принцип кооперации - в процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие воспитанников с педагогом, с родителями и между собой).
Принцип опоры на субъектный опыт воспитанников - каждый, работая над заданием, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания. Принцип учёта индивидуальности воспитанников: их интересов, темпа работы, уровня обученности.
Принцип связи исследования с реальной жизнью - происходит соединение знаний и практических действий.
Принцип трудной цели - легко достигаемый результат не является для многих воспитанников мобилизующим фактором.
План реализации проекта
Организованна я деятельность с детьми | Совместная деятельность педагогов и детей | Взаимодействие родителей с детьми | Консультативная информация для родителей |
СЕНТЯБРЬ | |||
ОО «Речевое развитие» «Познавательное развитие» «Знакомство с пальчиковой гимнастикой» | Чтение потешки: «Божья коровка». Пальчиковая гимнастика: «Дружные пальчики». Чтение сказки «Колобок». Беседа по сказке. Физминутка: «Прилетели воробьишки в огород». | Создание речевого уголка. Оформление стенда с детскими потешками: « Потешки для малышей.» Конкурс : «Подарки для зайки» (поделки из бросового материала) по стихотворению Агнии Барто «Зайка». | Родительское собрание: «Развитие у детей речевого воспитания». Стендовая информация: « Когда бывает скучно дома»- игры по обогащению речи в которые можно поиграть по дороге домой . Анкетирование родителей: « Устное народное творчество в жизни вашего ребенка» |
ОКТЯБРЬ | |||
ОО «Речевое развитие» «Познавательное развиие» «В гостях у осени» | Приглашение детей в «Осенний лес». Пальчиковая гимнастика: «Листочки в саду». Беседа о том что увидели в «Осеннем лесу». Физминутка: «Божья коровка». Чтение потешки: «Наши уточки с утра». | Изготовление настольного театра Курочка- Ряба» руками родителей. Выставка поделок: « Осенние дары» Изготовление персонажей к русской народной сказке «Маша и медведь» из сюрпризных яиц. | Консультация для родителей : «Игры с детьми на прогулке осенью» Круглый стол на тему: «Давайте, поговорим» Стендовая информация : «Особенности развития речи у детей младшего дошкольного возраста» . Консультация: « Развитие мелкой моторики стимулирует умственное и речевое развитие» |
НОЯБРЬ | |||
ОО «Речевое развитие» «Познавательное развитие» «Вот как я умею» | Потешка: « Аленка- Маленка» Пальчиковая гимнастика: «Этот пальчик….» Физминутка: «Утром я и днем скакал» Инсценировка русской народной прибаутки: | Изготовление папки- передвижки «Играем вместе» (подбор игр и игрушек)» Выставка поделок родителей совместно с детьми : « Как очень умелые ручки язычку помогали» Изготовление теневого театра к потешке «Вот и люди спят». | Педагогическая беседа: « Значение малых фольклорных форм в развитии речи у младших дошкольников» Анкетирование : «Мой ребенок начал говорить..». Родительское собрание: «Обогащение словаря – важный этап в развитии речи у детей»
|
ДЕКАБРЬ | |||
ОО «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Персонажи сказок» | Беседа о зиме. Игра-разминка: «Холодок». Чтение потешки: «Как на тоненький ледок выпал беленький снежок». Пальчиковая гимнастика: «Мы снежинки». Кукольный театр: «Зайка и матрёшка». Физминутка: «Солнышко». Хоровод: «Матрёшки». | Выставка поделок « Зимушка зима». Изготовление « костюмов к Новому году руками родителей» Акция «Подари книгу». Изготовление папки передвижки: « Лучшие детские потешки» родителями. Изготовление новогодних игрушек для новогодней елочки по песенке Зинаиды Александровой «Маленькой елочке холодно зимой». | Родительские чтения: «Ай, да русская потешка!» Советы и рекомендации: «Какие сказки читать детям». Консультация: « Чтение сказок как одно из условий развития речи» Беседа: « Как разучивать с детьми потешки» Семинар- практикум: « Использование фольклора в обогащении детей младшего дошкольного возраста» |
ЯНВАРЬ | |||
ОО «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Сказка на пальчиках» | Беседа о новогоднем празднике. Дыхательная гиимнастика: «Сдуваем снежинки». Путешествие в гости к Снегурочке. Игра «Беличий хоровод». Подарки от Снегурочки. Потешка: «Ты мороз, мороз, мороз». | Изготовление « театра перчаток : « Репка», «Теремок» руками родителей Изготовление родителями русских костюмов для детей к праздникам. Изготовление родителями пальчикового театра к потешкам «Сорока-белобока», «Кисонька- мурысенька». | Консультация для родителей : «Ребёнок и пальчиковый театр» Консультация: «Игры, развивающие движения кистей.Пальчиковая гимнастика». Консультация: Роль устного народного творчества на развитие словаря у детей. Педагогическая игра « Вопрос - ответ» Советы и рекомендации: «Прекрасная речь она как ручеек» |
ФЕВРАЛЬ | |||
ОО «Социально- коммуникативно е развитие» «Лучшие друзья» | Пальчиковая гимнастика: « Митя, Митенька проснись» Потешка: « Едем, едем на лошадке» Физминутка: « У маленькой Мери» Инсценировка русской народной прибаутки: | Творческое задание для родителей «Рисуем потешку» . Народный праздник с участием родителей и детей: «Веселая ярмарка.» Изготовление матросских шапок по стихотворению Агнии Барто «Кораблик». Изготовление элементов костюмов к русской народной сказке «Заюшкина избушка». | Беседа: «Стихи и потешки для развития мелкой моторики». Советы и рекомендации: «Детям читаем, рассказываем, играем.» Консультация: «Особенности проведения народных праздников в младших группах». Стендовая информация: « Домашняя игротека» Консультация: « Роль семьи в активизации речи ребенка» |
МАРТ | |||
ОО «Речевое развитие» «Забавные зверята» | Учимся чётко говорить. Физминутка: «У меня пропали ручки». Пальчиковая гимнастика: «Шли лисята по дорожке», Песенка – игра: «Ладушки». Инсценировка русской народной прибаутки: «Лиса по лесу ходила». Хоровод: «Топ – топ – сапожок». Кукольный театр: «Три медведя» | Совместное чаепитие детей и родителей: « Пошел котик на торжок» Изготовление пальчикового театра с тремя братцами по немецкой народной песенке «Три веселых братца». Изготовление книжек- малышек с картинками-загадками о диких, домашних животных. Изготовление силуэтов котят из ваты по потешке «Как у нашего кота…». | Круглый стол: «Значимость русского фольклора в жизни малыша» Беседа: « Как читать и рассматривать с малышом книги» Памятка родителям: « Приобщение детей к русскому народному творчеству через колыбельные, прибаутки, пеструшки, потешки» |
АПРЕЛЬ | |||
ОО «Художественно- эстетическоеразвитие» «Речевое развитие» «В гостях у сказки» | Пальчиковая гимнастика: «Мышка норушка » Чтение потешки: « Петушок, петушок» Физминутка: « Репка на грядке» Инсценировка русской народной прибаутки: | Праздник с участием детей и родителей: «На завалинке» Привлечь родителей к Изготовлению изображений различных персонажей по стихам Агнии Барто для театра топотушек. Конкурс: «Изготовление родителями совместно книжек малышек: « Потешкина книжка» | Родительское собрание: «Воспитание добрых чувств у ребенка в процессе ознакомления со потешками, прибаутками» Консультация: « Играя, развиваем словарь» Информационный стенд: « Подружись малыш, ты с книжкой» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ах как речь это говорит, словно реченька журчит"
«Ах как речь – это говорит, словно реченька журчит»Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени 1 год. Все вы знаете, пост...
Родительское собрание "А как речь - то говорит, словно реченька журчит"
На данном собрании обсуждается проблема речи нынешних малышей и пути решения проблем...
"А как речь -то говорит , словно реченька журчит..."
Уважаемые родители и педагоги , работаюшие с детьми младшего дошкольного возраста и с детьми логопедических групп, эта статья именно для вас. Поможем становлению речи наших детей, ведь речь - не тольк...
А как речь -то говорит, словно реченька журчит. (родительское собрание )
Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста....
Литературная гостиная для старших дошкольников: "А как речь то говорит, словно реченька журчит..."
Литературная гостиная, направленная на формирование интереса и положительного отношения к поэзии, приобщение к литературному творчеству А. С. Пушкина....
Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста «А как речь – то говорит, словно реченька журчит »
Особенности и проблемы речевогоразвития у детей старшего возраста«А как речь – то говорит,словно реченька журчит »...
Родительское собрание в подготовительной группе: "А как речь-то говорит, словно реченька журчит"
Родительское собрание, составленное согласно годовой задачи детского сада по развитию речи детей. Тема: « А как речь – то говорит, словно реченька журчит»...