«А как речь-то говорит, словно реченька журчит».
проект по развитию речи (младшая группа)

Корягина Анна Валерьевна

Паспорт

тематического проекта по развитию речи

«А как речь-то говоритсловно реченька журчит». 

для детей первой младшей группы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt1.docx46.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4»

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

Автор  проекта:

                                                                                                    Корягина Анна Валерьевна

воспитатель первой квалификационной

категории

Паспорт

тематического проекта по развитию речи

«А как речь-то говоритсловно реченька журчит». 

для детей первой младшей группы

«Потешки, сказки, загадки и пословицы являются

богатейшим материалом для развития культуры речи»

 А.П. Усова

Раздел

Содержание

Тема

«А как речь-то говорит, словно реченька журчит». 

Тип проекта

Информационно – практико – ориентированный

Сроки реализации проекта

Долгосрочный: 15.09.2018 г.– 30.04.2019 г.

Тематическое поле

«Речевое развитие». Формирование основ овладение культурно речевого общения и поведения

Актуальность

В период дошкольного детства формируются первоосновы речевого развития. Необходимо создавать условия для формирования у ребенка элементов речевого развития.  

В младшем  дошкольном возрасте  речь ребенка  становится основным средством общения. Наилучшим способом влияют на развитие речи ребёнка средства народного  фольклора, а именно потешки. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий  успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитании детей.

Проблемное поле

Учеными и исследователями уже давно доказано, что то, что упущено в раннем детстве, наверстать впоследствии очень трудно. Это относится и к развитию речи. Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Педагогам дошкольных учреждений и родителям важно оказать ребенку своевременную действенную помощь в овладении первоначальными навыками общения. Однако ежегодный мониторинг речевого развития воспитанников, поступающих в нашу группу, показывает явное отставание от нормативных показателей речевого развития, так например: в 2017-2018 учебном году из детей поступивших в первую младшую группу только 21 % детей при общении с взрослыми пользуются предложениями. Повторить за взрослым предложения из 3-4 слов смогли только 15 % детей. 

Длительное время работая с детьми раннего возраста, я заметила, что дети положительно и эмоционально реагируют на произведения устного народного творчества: песенки, потешки, прибаутки. Они помогают мне легче найти контакт с малышами в период адаптации, определить уровень речевого развития. Устное народное творчество обладает  большими возможностями, поэтому я решила использовать фольклор для развития речи детей. Так как роль семьи в речевом  развитии малышей очень велика, я стала активно привлекать родителей к решению выявленных проблем. Анкетирование родителей по данной теме показало следующее:

- большинство родителей моих воспитанников отдают приоритет интеллектуальному развитию – 53%;

художественно – эстетическому - 21%;

физическому – 26%

- многие из родителей  использовали произведения народного творчества только в период раннего детства - 68% родителей, 19% -

продолжают использовать в настоящее время, 13% родителей не знакомили и не читают в настоящее время ребенку произведения устного народного творчества.

Таким образом, я выяснила, что работа по использованию фольклорных произведений с детьми раннего возраста в семье организована недостаточно.

В семьях все меньше и меньше знают произведения устного народного творчества, родители помнят лишь несколько наиболее распространенных потешек "Сорока - белобока...".», Ладушки», не используют развивающий потенциал народных произведений, в том числе и для развития речи. Отсюда вытекает проблема разобщенности действий педагогов и родителей в вопросах  речевого развития детей раннего возраста через знакомство с произведениями русского народного творчества.

Цели

Развивать речь ребенка, научить четко и правильно произносить звуки, слова, развивать память, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Задачи

Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппарата, звукоподражания, активизации словаря.  

Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.  Воспитание на основе устного народного творчества положительногоθ отношения к режимным моментам.

Практическая значимость

Создание в группе насыщенной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной предметно - пространственной среды (п.3.3. ФГОС ДО) для обобщения материала по формированию основ речевого развития у младших дошкольников.  

Повышение качества образовательного процесса по речевому развитию через организацию ООД и совместной деятельности детей, педагогов и родителей.  

Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к речевому воспитанию через проектную деятельность.

Создание методической копилки по потешкам, пальчиковой гимнастики и артикуляционной гимнастики .

Улучшения в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию основ речевого развития у дошкольников.  

Укрепление связи семьи и ДОУ.

Теоретическая значимость

Заключается в разработке содержания, методов и форм, которые предусматривают поэтапную организацию приобщения детей к основам речевого развития.

Гипотеза проекта

Предполагаю, что процесс речевого воспитания будет более эффективным в том случае, если:

- формировать представления речевого развития через обучение пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики и потешек.  

- речевое образование будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей.

- деятельность детей по формированию речевого развития осуществлять систематически и планомерно.  Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи.

Методическое обеспечение проектной деятельности

- ООП  МБДОУ «Детский сад № 4»

- Основная образовательная программа дошкольного образования, составленная на основе примерной  программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

- Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста».  – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

- Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук. – Москва: Издательство ОНИКС-ЛИТ, 2014.

Виды деятельности

игровая, коммуникативная, продуктивная.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

 Иллюстративный материал, игровой материал.

Участники проекта

- дети первой младшей группы МБДОУ № 4        

Этапы и сроки  

Подготовительный этап (сбор информации по проблеме):

• Анализ предметной среды группы.

• Изучение методической литературы по проблеме.

• Формулирование целей и задач проекта.

Основной этап:

• Организация диагностического исследования речи детей.

• Организация адаптационного периода с использованием различных форм фольклора.

• Организация игрового взаимодействия.

• Выставка книг с различными жанрами фольклора.

• Рассматривание иллюстраций.

• Инсценирование произведений фольклора.

• Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений.

• Создание игровой среды в группе ДОУ на основе фольклорных произведений.

• Деятельность в соответствии с тематическим планированием.

• Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций.

• Родительское собрание «Фольклор, как средство развития речи. Итоговый этап:

• Проведение сравнительного диагностического исследования уровня речевого развития детей группы.

• Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: выступление на методических объединениях, педагогическом совете, размещение материалов проекта в сети Интернет, публикация статей, разработка методических рекомендаций и пр.

Новизна проекта

Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению ребёнка к речевому развитию в условиях ДОУ.  В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО) возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей (ФГОС ДО ч. 1 п. 1.6 п. п. 9). Совместная работа по речевому развитию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество речевого развития.

Предполагаемый  результат

Словарь детей к концу года обогатился новыми словами, оборотами, выражениями;  

Сформировался первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;

 Дети владеют бесконфликтными навыками общения со взрослыми и сверстниками;  

Сформировано положительное отношение к режимным моментам;

У родителей сформировано понимание необходимости использованияθ малых форм фольклора в развитии речи детей

Принципы:

Принцип детоцентризма  - в центре речевой деятельности находится воспитанник, который проявляет свою активность. У него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности.

Принцип кооперации  - в процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие воспитанников с педагогом, с родителями и между собой).

Принцип опоры на субъектный опыт воспитанников -  каждый, работая над заданием, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания. Принцип учёта индивидуальности воспитанников: их интересов, темпа работы, уровня обученности.

Принцип связи исследования с реальной жизнью -  происходит соединение знаний и практических действий.

Принцип трудной цели  - легко достигаемый результат не является для многих воспитанников мобилизующим  фактором.

План реализации проекта

Организованна я деятельность с детьми

Совместная деятельность педагогов и детей

Взаимодействие родителей с детьми

Консультативная информация для родителей

СЕНТЯБРЬ

ОО «Речевое развитие» «Познавательное развитие» «Знакомство с пальчиковой гимнастикой»

Чтение потешки: «Божья коровка».

Пальчиковая гимнастика: «Дружные пальчики».

Чтение сказки «Колобок». Беседа по сказке.

Физминутка: «Прилетели воробьишки в огород».

Создание речевого уголка. Оформление стенда с детскими потешками: «

Потешки для малышей.»

Конкурс : «Подарки для зайки» (поделки из бросового материала) по стихотворению Агнии Барто «Зайка».

Родительское собрание: «Развитие у детей речевого воспитания».

Стендовая информация: « Когда бывает скучно дома»- игры по обогащению речи в которые можно поиграть по дороге домой . Анкетирование родителей: « Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»

ОКТЯБРЬ

ОО «Речевое развитие» «Познавательное развиие» «В гостях у осени»

Приглашение детей в «Осенний лес».

Пальчиковая гимнастика: «Листочки в саду».

Беседа о том что увидели в «Осеннем лесу». Физминутка: «Божья коровка».

Чтение потешки: «Наши уточки с утра».

Изготовление настольного театра Курочка- Ряба» руками родителей.

Выставка поделок: « Осенние дары» 

Изготовление персонажей к русской народной сказке «Маша и медведь» из сюрпризных яиц.

Консультация для родителей : «Игры с детьми на прогулке осенью»

Круглый стол на тему: «Давайте, поговорим» Стендовая информация  : «Особенности развития речи у детей младшего дошкольного возраста» . Консультация: « Развитие мелкой моторики стимулирует  умственное и речевое развитие»

НОЯБРЬ

ОО «Речевое развитие» «Познавательное развитие»

«Вот как я умею»

Потешка: « Аленка- Маленка»

Пальчиковая гимнастика: «Этот пальчик….»

Физминутка: «Утром я и днем скакал»

Инсценировка русской народной прибаутки:

Изготовление  папки- передвижки «Играем вместе» (подбор игр и игрушек)»  Выставка поделок родителей совместно с детьми  : «  Как очень умелые ручки язычку помогали» Изготовление теневого театра к потешке «Вот и люди спят».

Педагогическая беседа: « Значение малых фольклорных форм в развитии речи у младших дошкольников» Анкетирование : «Мой ребенок начал говорить..». Родительское собрание: «Обогащение словаря – важный этап в развитии речи у детей»

 

ДЕКАБРЬ

ОО «Познавательное развитие»

«Речевое развитие» «Персонажи сказок»

Беседа о зиме.

Игра-разминка: «Холодок».

Чтение потешки:  «Как на тоненький ледок выпал беленький снежок».

Пальчиковая гимнастика: «Мы снежинки».

Кукольный театр: «Зайка и матрёшка».

Физминутка: «Солнышко».

Хоровод: «Матрёшки».

Выставка поделок « Зимушка зима».

Изготовление « костюмов к Новому году руками родителей»

Акция «Подари книгу».  Изготовление папки передвижки: « Лучшие детские потешки» родителями.  Изготовление новогодних игрушек для новогодней елочки по песенке Зинаиды Александровой «Маленькой елочке холодно зимой».

Родительские чтения: «Ай, да русская  потешка!» Советы и рекомендации: «Какие сказки  читать детям». Консультация: « Чтение сказок как одно из условий развития речи» Беседа: « Как разучивать с детьми потешки» Семинар- практикум: « Использование фольклора в обогащении детей младшего дошкольного возраста»

ЯНВАРЬ

ОО «Познавательное развитие» «Речевое развитие»

«Сказка на пальчиках»

Беседа о новогоднем празднике.

Дыхательная гиимнастика: «Сдуваем снежинки».

Путешествие в гости к Снегурочке.

Игра «Беличий хоровод». Подарки от Снегурочки. Потешка: «Ты мороз, мороз, мороз».

Изготовление « театра перчаток : « Репка», «Теремок» руками родителей Изготовление родителями русских костюмов для детей к праздникам. Изготовление  родителями пальчикового театра к потешкам «Сорока-белобока», «Кисонька- мурысенька».

Консультация для родителей : «Ребёнок и пальчиковый театр» Консультация: «Игры, развивающие движения кистей.Пальчиковая гимнастика». Консультация:  Роль устного народного творчества на развитие словаря у детей.

Педагогическая игра « Вопрос - ответ»

Советы и рекомендации: «Прекрасная речь она как ручеек»

ФЕВРАЛЬ

ОО «Социально- коммуникативно е развитие» «Лучшие друзья»

Пальчиковая гимнастика: « Митя, Митенька проснись»

Потешка: « Едем, едем на лошадке»

Физминутка: « У маленькой Мери»

Инсценировка русской народной прибаутки:

Творческое задание для родителей «Рисуем потешку» . Народный праздник с участием родителей и детей: «Веселая ярмарка.»  Изготовление матросских шапок по стихотворению Агнии Барто «Кораблик». Изготовление элементов костюмов к русской народной сказке «Заюшкина избушка».

Беседа:  «Стихи и потешки для развития мелкой моторики».

Советы и рекомендации:  «Детям читаем, рассказываем, играем.» Консультация: «Особенности проведения народных праздников в младших группах». Стендовая информация: « Домашняя игротека» Консультация: « Роль семьи в активизации речи ребенка»

МАРТ

ОО «Речевое развитие» «Забавные зверята»

Учимся чётко говорить. Физминутка:

 «У меня пропали ручки».

Пальчиковая гимнастика: «Шли лисята по дорожке», Песенка – игра: «Ладушки».

Инсценировка русской народной прибаутки: «Лиса по лесу ходила».

Хоровод: «Топ – топ – сапожок».

Кукольный театр: «Три медведя»

 Совместное чаепитие детей и родителей: « Пошел котик на торжок» Изготовление пальчикового театра с тремя братцами по немецкой народной песенке «Три веселых братца». Изготовление книжек- малышек с картинками-загадками о диких, домашних животных. Изготовление силуэтов котят из ваты по потешке «Как у нашего кота…». 

 Круглый стол: «Значимость русского фольклора в жизни малыша»

Беседа: « Как читать и рассматривать с малышом книги» Памятка родителям: « Приобщение детей к русскому народному творчеству через колыбельные, прибаутки, пеструшки, потешки»

АПРЕЛЬ

ОО «Художественно- эстетическоеразвитие» «Речевое развитие» «В гостях у сказки»

Пальчиковая гимнастика: «Мышка норушка »

Чтение потешки: « Петушок, петушок»

Физминутка: « Репка на грядке»

Инсценировка русской народной прибаутки:

Праздник с участием детей и родителей:  «На завалинке» Привлечь родителей к Изготовлению изображений различных персонажей по стихам Агнии Барто для театра топотушек. Конкурс: «Изготовление родителями совместно книжек малышек: « Потешкина книжка»

 Родительское собрание: «Воспитание добрых чувств у ребенка в процессе ознакомления со потешками, прибаутками» Консультация: «

Играя, развиваем словарь» Информационный стенд: « Подружись малыш, ты с книжкой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ах как речь это говорит, словно реченька журчит"

«Ах как речь – это говорит, словно реченька журчит»Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени 1 год. Все вы знаете, пост...

Родительское собрание "А как речь - то говорит, словно реченька журчит"

На данном собрании обсуждается проблема речи нынешних малышей и пути решения проблем...

"А как речь -то говорит , словно реченька журчит..."

Уважаемые родители и педагоги , работаюшие с детьми младшего дошкольного возраста и с детьми логопедических групп, эта статья именно для вас. Поможем становлению речи наших детей, ведь речь - не тольк...

А как речь -то говорит, словно реченька журчит. (родительское собрание )

Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста....

Литературная гостиная для старших дошкольников: "А как речь то говорит, словно реченька журчит..."

Литературная гостиная, направленная на формирование интереса и положительного отношения к поэзии, приобщение к литературному творчеству А. С. Пушкина....

Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста «А как речь – то говорит, словно реченька журчит »

Особенности и проблемы речевогоразвития у детей старшего возраста«А как речь – то говорит,словно реченька журчит »...

Родительское собрание в подготовительной группе: "А как речь-то говорит, словно реченька журчит"

Родительское собрание, составленное согласно годовой задачи детского сада по развитию речи детей. Тема: « А как речь – то говорит, словно реченька журчит»...