Опыт моделирования
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
В наш динамичный век значительно увеличился поток разнообразной информации, которую человек получает со всех сторон. Развития инновационных технологий вытесняет «живое» общение. Наше поколение разучились говорить, пересказывать, описывать увиденные предметы или события, так как не могут сформулировать и передать их в словах. И нам, педагогам дошкольного образования, в решении данной проблемы отводится особая роль,т.к. период дошкольного детства является наиболее сензитивным– это период наиболее интенсивного становления и развития личности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_brekalo.docx | 44.22 КБ |
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.pptx | 983.5 КБ |
arteevaiv.docx | 268.11 КБ |
нод | 23.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Моя тема направлена на развитие связной речи старших дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники.
В наш динамичный век значительно увеличился поток разнообразной информации, которую человек получает со всех сторон. Развития инновационных технологий вытесняет «живое» общение. Наше поколение разучились говорить, пересказывать, описывать увиденные предметы или события, так как не могут сформулировать и передать их в словах. И нам, педагогам дошкольного образования, в решении данной проблемы отводится особая роль,т.к. период дошкольного детства является наиболее сензитивным– это период наиболее интенсивного становления и развития личности ребёнка.
Одной из основных задач ДОУ является формирование и развитие у дошкольников связной самостоятельной речи, т.е. умения четко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, легко объединяя отдельные элементы речи в единое смысловое и структурное целое. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Уровень развития связной речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах невозможно полноценное общение, творчество, саморазвитие личности.
Безусловно проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания. Потому что объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, недаром развитие речи выделено в отдельное направление развития, образовательную область.
Требования, которые диктует нам современная жизнь, современное образование, направлена на необходимость кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ путем выбора наиболее эффективных средств развития, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов введения образовательной деятельности. В этой связи, я, стремлюсь найти более новые, эффективные методы решения поставленной перед собой задачи -развитие речи дошкольников.
В настоящее время в связи с введением ФГОС ДО рядом исследователей, наглядное моделирование рассматривается как одно из универсальных учебных действий. Использование наглядных моделей в образовательном процессе само по себе не является инновацией, однако развитие наглядного моделирования и мнемотехники, как самостоятельной интеллектуальной способности в рамках речевой деятельности считаю, является более современным подходом в образовании.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работы с ним. Т.А. Ткаченко
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.
Используя этот метод, педагог и ребёнок изображают предметы, явления, действия, понятия, эпизоды текста с помощью упрощённых схематических изображений - символов, знаков. Схематизированный образ отражает наиболее существенные связи и свойства предметов. Наглядное моделирование успешно используется в качестве метода сообщения детям разнообразных знаний, а также средства развития их умственных и речевых способностей. В основе метода лежит использование заменителя (модели), в роли которого могут выступать схемы, чертежи, планы, условные обозначения, стилизованные и силуэтные изображения, пиктограммы, другие предметы. Умение создавать и применять модели даёт возможность ребёнку в наглядной форме выделять свойства предметов, скрытые отношения вещей, учитывать из в своей деятельности, планировать решение
Следовательно, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
- ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
-использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
-применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
В связи с этим определила для себя цель работы в данном направлении:
Использование наглядного моделирования и мнемотехники для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Руководствуясь данной целью, поставила перед собой конкретные задачи:
1. Способствовать обучению последовательности, логичности, полноте и связности изложения; Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
2. Познакомить дошкольников с различными видами наглядного моделирования и возможностями его использования в практической деятельности.
3. Способствовать проявлению у воспитанников творческих способностей, самостоятельности и индивидуальности.
В ходе работы изучила теоретическую и методическую литературу. (Методика развития связной речи В.К. Воробьевой (картографическая схема) Предметно-схематические модели Т.А.Ткаченко. Методика коллаж Т.В. Большева Методику мнемотехники. Л.Н. Ефименкова – схемы составления рассказа. Л.Е. Белоусова «символы и схемы наглядного моделирования».
Создавая условия формирования у детей способов наглядного моделирования, я определили место данной работы в целостном воспитательно-образовательном процессе в детском саду, взяв за основу интегрированный подход, который заключается в наполнении содержания занятий и различных привлекательных для детей видов деятельности играми и упражнениями.
Исходя из вышесказанного в группе была создана специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников. Развивая речь детей старшего дошкольного возраста, я остановила свой выбор на объектах, непосредственно окружающих ребенка, т.е. на тех, которые содержатся в группе.
В группе были созданы картотеки дидактических игр, стихов, загадок, сказок к мнемотаблицам, подобран дополнительный материал для работы с детьми по развитию связной речи методом наглядного моделирования и мнемотехники.
По мере совершенствования умения пользоваться мнемотаблицами и пополняется развивающая среда.
Прием наглядного моделирования использую в работе над всеми видами связного речевого высказывания, будь то пересказ, составление рассказа по картине и серии картин описательный рассказ, творческий рассказ.
Опыт работы с детьми, позволил выделить некоторые эффективные приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в развитие связанной речи дошкольников.
Например на занятиях я использую опорные таблицы - схемы для составления описательных рассказов. (схема, несколько фото) Эти опорные таблицы представляют ребенку план рассказа о каком - либо предмете. Такие схемы использую по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем, таким как «Растения», «Транспорт», «Птицы», «Семья», «Времена года», «Животные» и другие.
Прежде чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенные черты предмета, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу.
Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными.
Дети с удовольствием и интересом составляют свои модели –описания, в виде загадок предлагая другим детям отгадать, что или кто это.
Одним из самых сложных заданий для детей дошкольного возраста является составление предложений. Как показывает практика, дошкольники успешнее осваивают этот навык, если в работе используются различные модели. Простая схема, состоящая из двух предметных картинок и стрелки, во-первых, заменяющая слово-действие, а во-вторых, указывающая на объектно-субъектные отношения во фразе, позволяет смоделировать много различных предложений.
А самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.
Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель. При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть», тем самым дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования. Использование моделей в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ.
Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по серии сюжетных картин. При работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли, необходимых для составления рассказа. Мною использовались следующие приемы работы по серии сюжетных картинок:
- Установление последовательности серии.
- Отобрать из нескольких картинок те, которые иллюстрируют прочитанный рассказ.
- Восстановить последовательность событий по памяти (рассказ был прочитан ранее, дети должны вспомнить события рассказа и разложить последовательно картинки).
- Определить, какой картинки не хватает (необходимо выложить картинки, кроме одной; дети должны догадаться, чего не хватает, и рассказать; и тогда выкладываем недостающую картинку).
- Найти лишнюю картинку.
- Использовать семантические абсурды (найти несоответствие между текстом рассказа и картинками).
Также дети выделяли главную мысль в каждой картинке серии и изображали ее в виде схематичного рисунка. Таким образом, составлялся графический план рассказа.
В качестве элементов модели выступают соответствующие картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины. Схематичные изображения являются также планом рассказов по серии картин.
Особым видом связанного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу с пособием «Оживи картинку». Эта работа является как бы переходом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине.
Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание.
Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет.
Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по
составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым.
Особый интерес вызывают у детей творческие рассказы - это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму. Например, во время тематической недели книги, дети сочиняли свои сказки, рассказы придумывали сюжеты, главных героев, и создавали свои книги с выстроенным логическим сюжетом, а также зарисовывали схемы правил обращения с книгой. Составляли схемы рассказа «Весна-красна», «Летний отдых» и др.
Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Дети более отчетливо осознают вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом виде деятельности включаются не только слуховые , но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Использование наглядного моделирования, увлекает детей, превращает занятие в игру.
Развитие творческой активности детей непосредственно связана с семейной ситуацией, поэтому сотрудничество с семьей является важной составной частью работы с детьми. Данная работа осуществляется мною в двух направлениях: Просвещение родителей о методе наглядного моделирования и привлечение их к участию в педагогическом процессе. В приемной группы еженедельно меняется материал по лексической теме, предлагается дополнительный материал (консультации, модели для заучивания стихотворения и др.), что позволяет осуществлять постоянное сотрудничество между воспитателем и родителями. Так в неделю «Если хочешь быть здоров» Дети готовили доклады с опорой на наглядное моделирование, «Правильная осанка», «Здоровая еда», «Режим дня», схемы –гимнастики для глаз.
Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность развития связной речи дошкольников. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.
Апробировав опыт своей работы, с детьми старшего дошкольного возраста, оценив результаты диагностики, Я утвердилась в правильности выбора темы.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: в результате комплексной работы наблюдается стойкое улучшение всех сторон речи воспитанников.
Большинство детей стали лучше осознавать структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец), легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять ее в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый текст без помощи воспитателя. Научились самостоятельно составлять мнемотаблицы, составлять по ним описательные и повествовательные рассказы, заучивать стихотворения, повысилась познавательная активность детей.
В дальнейшем планирую продолжить работу в данном направлении не только с детьми старшего возраста, но и с младшими дошкольниками.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Черлакский детский сад№7»
Тема: Развитие связной речи старших дошкольников методом наглядного моделирования и мнетехники.
Выполнила воспитатель
Брекало Татьяна Юрьевна.
Черлак 2016
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Связная речь – это единое смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимоотношение. Задача ДОУ: Формирование и развитие у дошкольников самостоятельной речи, т.е. умения четко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях,легко объеденяя отдельные элементы речи в единое смысловое и структурное целое.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
геометрические фигуры опорные картинки (предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок) символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы) мнемотаблицы , мнемодорожки сенсорно-графические схемы опорные схемы карточки карточки — символы Элементы модели
Это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В исследованиях многих психологов ( Л.А.Венгер , Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Моделирование
ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования; использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует навык практического использования приемов работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»; применяя графическую аналогию, мы активизируем внимание и мышление детей, учим детей видеть главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания. Актуальность использования наглядного моделирования
Задачи: Способствовать обучению последовательност , логичности, полноте и связности изложения; Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь. Познакомить дошкольников с различными видами наглядного моделирования и возможностями его использования в практической деятельности. Способствовать проявлению творческих способностей, самостоятельности, индивидуальности. ЦЕЛЬ: Использования наглядного моделирования и мнемотехники для развития связной речи старших дошкольников.
Используется слуховая, зрительная, ассоциативная память. Из текста выбираются предметы, они становятся ориентирами рассказа. Составляется предметно-графическая схема или план. Стрелки обозначают действия. Пересказ составляется с опорой на данный предметно-графический план. Предметно-схематические модели Т.А.Ткаченко Схема описания и сравнения посуды Методика развития связной речи В.К. Воробьевой
Перессказ Составление рассказа Описательный рассказ Творческий рассказ Виды связного высказывания:
Виды схем для составления описательных рассказов
Виды связного высказывания: Составление описательных рассказов Рисование схем-загадок
Составление предложений:
Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель. Модель перессказа русской народной сказки «Лиса и кувшин»
Рассказы по серии сюжетных картин:
Установление последовательности серии. Отобрать из нескольких картинок те, которые иллюстрируют прочитанный рассказ. Восстановить последовательность событий по памяти (рассказ был прочитан ранее, дети должны вспомнить события рассказа и разложить последовательно картинки). Определить, какой картинки не хватает (необходимо выложить картинки, кроме одной; дети должны догадаться, чего не хватает, и рассказать; и тогда выкладываем недостающую картинку). Найти лишнюю картинку. Использовать семантические абсурды (найти несоответствие между текстом рассказа и картинками). Приемы работы по серии сюжетны картин:
Рассказ по сюжетной картинке. В качестве элементов модели выступают соответствующие картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины. Схематичные изображения являются также планом рассказов по серии картин.
Особым видом связного высказывания являются рассказы - описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку. В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов: выделение значимых объектов картины; рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта; определение взаимосвязи между отдельными объектами картины; объединение мини-рассказов в единый сюжет. РАССКАЗ-ОПИСАНИЕ пейзажной картины
Игра «Оживи картинку»
Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания , когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым. ФРАГМЕНТАРНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ
Составление сюжетного рассказа с помощью приема фрагментарного рассказывания- контрастной рамки
Особый интерес вызывают у детей творческие рассказы - это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму. Творческие рассказы:
Неделя книги:
Создание схем: «Правила обращения с книгой»
Составление схем творческих рассказов « Весна-красна »
«Летний отдых»
Просвещение родителей о методе наглядного моделирования и привлечение их к участию в педагогическом процессе. В приемной группы еженедельно меняется материал по лексической теме, предлагается дополнительный материал (консультации, модели для заучивания стихотворения и др.), что позволяет осуществлять постоянное сотрудничество между воспитателем и родителями. Сотрудничество с семьей
Неделя «Если хочешь быть здоров»
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Тема опыта: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством мнемотехники»
Автор опыта: Артеева Ирина Владимировна, воспитатель МБ ДОУ «Детский сад №62г. Нарьян-Мара»
Раздел 1 . Информация об опыте
Условия возникновения и становления опыта
Бесспорно, базой для развития связной речи становится дошкольное учреждение, именно в детском саду, создана специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников. Учреждение МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №62 города Нарьян-Мара», речевая группа пятого вида для детей с ОНР, старшего и подготовительного возраста.
В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» процесс обучения детей связной речи направлен на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
1.Развитие свободного общения между взрослыми и детьми.
2.Развитие всех компонентов устной речи.
3.Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Дети с ОНР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включаться в учебно-игровую деятельность или переключиться с данного объекта на другой. Такие дети отличаются быстрой утомляемостью и отвлекаемостью. Таким образом на фоне данных проблем встал вопрос о
проведении мониторинга уровня сформированности связной речи у детей с ОНР. Данные показали, что 50% детей имеют уровень ниже среднего и 50% детей - средний уровень.
Исходя из причин и результатов мониторинга можно сделать вывод о том, что у детей недостаточно сформирована связная речь, следовательно, используемые методы и приемы были не эффективными. На мой взгляд, это связано с отсутствием новых современных подходов в организации образовательного процесса по развитию связной речи у дошкольников.
Мы знаем, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Использование в своей работе такого приема моделирования, как мнемотехника, позволило мне взаимодействовать с детьми более интересно и динамично.
Актуальность опыта
Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт дошкольного образования. Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечение качественного образования детей дошкольного возраста.
Анализ образовательных областей ФГОС и новых целевых ориентиров показал, что речевое и коммуникативное развитие по-прежнему признают наиболее актуальными задачами в дошкольном возрасте.
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. В связи с этим актуальность использования инновационных методов и приемов в обучении детей дошкольного возраста правильной связной речи принимает глобальный характер.
Основной задачей вижу формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитию и коррекции речи. Работаю с детьми с ОНР и, сталкиваясь с проблемами в их обучении пришла к выводу, что нужно искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми материала. Одним из таких средств является мнемотехника.
Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения внедрению новых подходов и технологий которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
Использование мнемотехники как средства развития речи не только расширяет возможности предоставления информации, но и активно вовлекает ребенка в процесс занятия.
В настоящее время совершенствую формы и методы работы с детьми по развитию связной речи посредством мнемотехники, но ощущается нехватка методической литературы и разработок по данной теме, которые позволили бы более продуктивно организовать работу в данном направлении.
Считаю, что данная проблема актуальна и пока еще недостаточно изучена.
Опыт актуален, так как он позволяет разрешить некоторые противоречия:
- между социальной значимостью формирования с дошкольного возраста развитой в речевом плане , умеющей правильно и четко строить и выражать свои мысли личности и низким уровнем развития связной речи детей дошкольного возраста;
- между теоретически обоснованной необходимостью использования мнемотехнических технологий в практике развития связной речи и недостаточной разработанностью методических условий использования;
-между потребностью ДОУ в использовании современных программ и технологий в процессе развития связной речи дошкольников с ОНР и недостаточной разработанностью программно-методического обеспечения этого процесса.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для внедрения мнемотехнических технологий в воспитательно-образовательный процесс с целью повышения уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Длительность работы над опытом
Так как дети посещают логопедическую группу 2 года, то работа над опытом велась именно этот период, поэтапно с момента обнаружения противоречия ( сентябрь 2012 года) до момента выявления результативности (май 2014года).
1 этап – начальный (констатирующий)- сентябрь 2012 года
Начальный период предполагал обнаружение проблемы, изучение научно- педагогической литературы, изучение опыта работы по использованию мнемотехники в сети интернет, подбор и создание дидактических пособий.
- этап – основной (формирующий) – сентябрь 2012- 2014 года
- На формирующем этапе была проведена апробация системы формирования связной речи посредством мнемотехники у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, разработка конспектов НОД с использованием мнемотехники, работа родительской гостиной «Речецветик», открытые показы занятий для педагогов ДОУ, доступная развивающая среда.
3 этап – заключительный (контрольный) - май 2014 года
Становление опыта, оценка результатов, описание работы.
Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен системой занятий по формированию связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством мнемотехники.
Теоретическая база
В век развития инновационных технологий перед обществом встает одна из самых больших проблем - проблема « живого» общения. Люди разучились говорить о своих чувствах, переживаниях, так как не могут сформулировать и передать их в словах. Под термином ОНР (общее недоразвитие речи) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы , относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. У детей с ОНР словарный запас отстает от возрастной нормы как по количественным, так и по качественным показателям, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования.
«Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели»- говорил Аристотель.
При обучении детей с ОНР связной речи вполне обоснованно использование творческих методик, эффективность которых очевидна. Наряду с общепринятыми приемы мнемотехники облегчают запоминание, у детей увеличивается объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Связная речь - это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично , последовательно и точно, грамматически правильно и образно. (8)
Навыки связной речи оказывают влияние на эстетическое развитие и помогают детям стать общительнее, увереннее в себе. (8)
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации и конечно развития речи.
Содержание мнемотаблиц - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.
Мнемотаблица - это рисуночное письмо, схема в которую заложена определенная информация.
Мнемоника - искусство запоминания, совокупность приемов, способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.(2)
Мнемотехника известна с давних времен. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором в 6 веке до н.э. Первый сохранившийся труд по этой теме приписывают Цицерону. Владели этим искусством в совершенстве Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт. (3)
Л.С. Выготский в своей работе «Мышление и речь» выделил еще один фактор, влияющий на процесс становления речи. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.(5)
Существует много подходов к использованию мнемотехники в детском саду. Так Т.В. Большова предлагает готовые мнемотаблицы для составления рассказов и заучивания стихов. Л.Е. Белоусова считает, что для лучшего запоминания дети сами должны зарисовывать символы в предложенную схему.(6)
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по разному : В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т.А. Ткаченко(7) – предметно- схематическими моделями, В.П. Глухов блоками- квадратами, Т.В.Большева -коллажем, Л.Н. Ефименкова – схемой составления рассказа.
Ученые - педагоги , занимающиеся проблемой развития связной речи на разных возрастных этапах, обращают внимание на тот факт , что развитие связной речи должно стать обязательным на всех ступенях системы образования. Большое значение при этом отводится дошкольному образованию, закладывающему фундамент развития личности, умеющей четко и правильно формулировать и излагать свои мысли.
Новизна опыта состоит в комбинировании традиционных и современных методик и технологий по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
2. Технология опыта
Цель: развитие связной речи у старших дошкольников с ОНР средствами приемов мнемотехники.
Задачи педагога:
- Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи у детей с ОНР.
- Выявить уровень сформированности связной речи у дошкольников с ОНР
- Разработать тематическое планирование по использованию мнемотехники с целью повышения уровня развития связной речи у старших дошкольников с ОНР.
- Создать базу дидактических материалов, необходимую для работы с детьми старшего дошкольного возраста по данному направлению.
- Разработать рекомендации для родителей по применению мнемотехники в домашних условиях.
Планируя образовательную деятельность, опиралась на определенные дидактические принципы, которые сегодня наполнены новым содержанием с акцентом на рассматриваемую проблему и возраст детей.
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Мнемотехнические приемы активизируют словарный запас, расширяют круг знаний об окружающем мире, преодолевается робости, застенчивость, развивается фантазия и творческое воображение.
Принцип доступности подразумевает подбор такого материала, форм и методов организации образовательной деятельности, которые соответствуют уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.
Принцип интеграции на уровне содержания задач психолого-педагогической работы, по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.
Принцип наглядности Я.А. Каменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики. 80% информации человеческий мозг усваивал через органы зрения.
Компетентность. Педагог, работающий с детьми, имеет специальное образование, владеет мнемотехническими приемами, умеет приобщить дошкольника к новым технологиям.
Работа по развитию связной речи строится с учетом тематического принципа обучения и на основе тесной взаимосвязи в работе воспитателя группы, логопеда и специалистов ДОУ.
Наличие необходимой материально - технической базы:
(В ДОУ имеются: видеокамера, фотоаппарат, телевизор, принтеры, компьютеры, музыкальные центры и т. д.)
Считаю, что одним из важных условий решения поставленных задач является такая организация предметно-развивающей среды, при которой процесс развития связной речи будет проходить более эффективно.
Развивая речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР, я остановила свой выбор на объектах, непосредственно окружающих ребенка, т.е. на тех, которые содержатся в группе .
Развитие связной речи детей осуществлялось в центрах развития:
- художественного творчества
- театрализованной деятельности
- в уголке работы с книгой
- сюжетно-ролевых игр
- дидактических игр
- игр на развитие мелкой моторики
Также подобраны подвижные и малоподвижные игры с речевым сопровождением.
В развивающей среде я активно использую мнемотехнические приемы для обозначения предметов, действий, последовательностей.
В группе созданы картотеки дидактических игр, пословиц, поговорок, стихов, загадок мнемотаблиц и мнемодорожек к ним, подобран дополнительный материал для работы с детьми по развитию связной речи посредством мнемотехники.
В развивающей среде дети применяют полученные и имеющиеся знания и способы действия.
По мере совершенствования умения пользоваться мнемотаблицами и мнемодорожками пополняется и развивающая среда.
Так же активно использую коррекционные технологии: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика
Здоровьесберегающие : гимнастика для глаз, самомассаж, релаксация
Особенностью работы нашей группы считаю логоритмические занятия, которые проходят 1 раз в неделю совместно с учителем – логопедом .
Еще одной формой взаимодействия с родителями в нашей логопедической группе является такая форма , как «домашнее задание». В вестибюле группы еженедельно меняется материал по лексической теме, предлагается дополнительный материал, что позволяет осуществлять постоянное сотрудничество между воспитателем и родителями.
В подтверждение результативности своей темы в нашем детском саду с 10 по 20 января 2014 года был проведен тематический контроль, целью которого являлось:
Выяснить состояние воспитательно - образовательного процесса по развитию связной речи дошкольников посредством использования моделирования, мнемотехники, опорных схем. Результатом стала высокая оценка проведенной и проводимой работы по использованию мнемотехнических средств, с детьми подготовительной группы с ОНР. Очень отрадно, что дети логопедической группы показали хорошие результаты по составлению описательных рассказов, пересказыванию сказок, по сравнению с детьми обычных групп. Это говорит о том, что работа проводится систематически и планомерно. (8)
В целях повышения компетентности по вопросу развития связной речи детей прошла курсы повышения квалификации (дистанционно) по теме: «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (Педагогический университет «Первое сентября»).
Таким образом, можно сделать следующие выводы: в результате комплексной работы наблюдается стойкое улучшение всех сторон речи воспитанников. Дети активно принимают участие во всех мероприятиях внутри детского сада, это и «Театрализованные недели», чтение стихов на утренниках и конкурсах чтецов. Ребята свободно общаются со сверстниками и взрослыми, дают интервью, а после выпуска из детского сада успешно обучаются в общеобразовательных школах, активно посещают кружки и секции дополнительного образования.
Раздел 3
Результативность опыта
Результат проведенной работы следующий:
1 Разработана и включена в образовательный процесс система приемов мнемотехники для развития связной речи дошкольников.
2 Разработано дидактическое обеспечение.
3 Разработана система мониторинга эффективности деятельности.
У воспитанников наметилась положительная динамика развития связной речи. Большинство детей стали лучше осознавать структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания ( начало, середина, конец), легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять ее в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый текст без помощи воспитателя. Научились самостоятельно составлять мнемотаблицы, составлять по ним описательные и повествовательные рассказы, заучивать стихотворения, повысилась познавательная активность детей.
Вышеизложенная система работы, основанная на применении развивающих технологий , способствует развитию словесно-логического мышления, умственных способностей, дает «пищу» для тренировки внимания , памяти, воображения детей. На основании данных показателей можно сделать вывод о моделировании, как эффективном средстве всестороннего воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Проанализировав результаты своей работы, наметила для себя перспективу:
- продолжить изучение новых технологий;
-изучить опыт других педагогов и внедрить в практику работы специфику обучения связной речи детей;
-распространение личного опыта
Наглядность, образность модели, возможность практических действий с ней повышают и создают устойчивый интерес у детей к занятиям. Это свидетельствует о том, что использование модели в речевой работе с детьми может стать увлекательным средством познания, а в дальнейшем творческим, увлекательным процессом обучения.
Все выше сказанное подтверждают результаты мониторинга Исходя из результатов мониторинга 2013 года , сделала вывод о том, что у детей недостаточно сформирована связная речь, следовательно используемые ранее методы не были эффективными.
При проведении мониторинга 2014 года получены следующие данные:
Уровень сформированности связной речи выше - среднего увеличился на 20 %, а ниже-среднего уменьшился на 35%.
Анализ результатов мониторинга доказывает, что уровень развития речи будет выше, если для ее формирования использовать приемы мнемотехники
Библиографический список
- Л.С. Выготский «Мышление и речь» М.1999
- Mnemotexnika @ narod/ru
- Энциклопедический словарь
- Избранные педагогические сочинения М.1968
- Т.В. Большова «Учимся по сказке»
- Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. 2005.
- Т.А. Ткаченко , Использование схем в составлении рассказов, Д/В № 10,1999
- Т.П Николаева Использование мнемотехники на занятиях по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.
- Ds 62. edu-nao.ru
- Рубенштейн С.Л. основы общей психологии. Педагогика 1999
2013 | 2014 | 2013 | 2014 | 2013 | 2014 | |
Составление описательного рассказа по картине | 0% | 50% | 50% | 50% | 50% | 0% |
Составление рассказа по серии сюжетных картин | 0% | 35% | 50% | 65% | 50% | 0% |
Пересказ прочитанного текста | 15% | 35% | 50% | 65% | 35% | 0% |
Заучивание стихотворений | 0% | 35% | 50% | 65% | 50% | 0% |
Приложение 1
Уровень сформированности связной речи | Ниже среднего | Средний | Выше среднего |
2013 | 35% | 50% | 15% |
2014 | 0% | 65% | 35% |
Изменение уровня | Уменьшение на 35% | Увеличение на 15% | Увеличение на 20% |
Приложение 2
Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе с использованием мнемотехники. Пересказ рассказа Чарушина «Лисята»
Интеграционные области: коммуникация, физ. культура, музыка, чтение, игра.
Образовательные задачи:
1. Закреплять умения последовательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст, используя приемы мнемотехники.
2. Продолжать учить отгадывать мнемозагадки, подбирать по смыслу названия качеств (прилагательные, действий глаголов).
Развивающие задачи:
1. Продолжать развивать память, внимание, интерес к занятию.
2. Развивать связную речь детей посредством мнемотехники.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать культуру поведения и уважение друг к другу.
Оборудование:
Картина "Лиса с лисятами", пластилин, картон с изображением мордочки лисенка, мнемодорожка, яркий мешочек для игры, 2 лисенка (игрушки, муз. центр, корзинка, ленточка.
Активизация словаря: ловкачи, за шиворот.
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Орг. момент:
(дети стоят в кругу и выполняют движения по тексту)
Друг на друга посмотрели, крепко за руки взялись.
Влево, вправо повернулись и друг другу улыбнулись!
В:Ребята, посмотрите, здесь тропинка! Давайте мы по ней пойдем,
Секрет наверно там найдем,
Мы секретик разгадаем,
Что нас ждет, сейчас узнаем!
Звучит муз. сопровождение, дети идут по ленточке-тропинке и находят корзинку, а там мнемозагадка про лису. (см. приложение 1)
Летом, осенью, зимой
Идет по тропочке лесной, След хвосточком заметает, А как ее зовут, кто знает.
Воспитатель загадывает, а дети выставляя карточки "читают" загадку, отгадывают.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, скажите, как зовут детеныша лисы, а если у лисы не один, а несколько детенышей?
Воспитатель: Это кто же к нам пожаловал, ребята.
Дети: Лисята.
Воспитатель: Посмотрите, какие лисята замечательные! Давайте с ними поиграем, вы их передавайте друг другу и говорите, какие они.
Дети: (смешные, игривые, веселые, маленькие, озорные, рыжие, шустрые и т. д.)
Дети: проходят на стульчики,
Воспитатель: Давайте придумаем лисятам клички!
Дети: например, Дик и Рик
Воспитатель: Здорово, а вы знаете, у меня есть замечательный рассказ Чарушина "Лисята"
Воспитатель проводит работу над смысловой трактовкой слов и выражений Работа над текстом:
-как называется рассказ
-о чем рассказ
-как вели себя лисята
-как назвал лисят автор и почему
-чем закончился рассказ
Воспитатель: Ребята, я предлагаю поиграть с лисятами.
Физ. минутка (Под музыку дети передают лисят друг другу, муз. остановилась, у кого лисята, те дети выходят в круг и танцуют, остальные на местах.)
Воспитатель: Ребята, вы хотите услышать рассказ еще раз, только запомнить его нам поможет мнемодорожка. Проходит работа над мнемодорожкой, дети вместе с воспитателем "расшифровывают "картинки.
Приложение 2
Повторное чтение рассказа. Варианты пересказа:
1-2 ребенка пересказывают текст, используя, мнемодорожку.
3 ребенка распределяют карточки между собой и пересказывают только свои части,
Игровое упр. "Чудесный мешочек"(ребенок достает карточку и пересказывает сюжет)
Игровое упр. "Исправь ошибку"(дети находят ошибку в последовательности содержания текста и исправляют ее)
Воспитатель: Что-то наши друзья загрустили, как вы думаете, почему (рассуждения детей)
Воспитатель: Вы правы, ребята, они скучают по маме, по своей семье, а давайте на память о нашей встрече мы сделаем портреты наших лисят!
Под музыку дети из пластилиновых жгутиков выкладывают мордочки лисят по контуру. Незаметно воспитатель уносит игрушки.
Воспитатель: Вы сегодня просто молодцы, какие замечательные работы получились! А где - же лисята, не вижу что-то. Хотите узнать, где они?
Звучит спокойная музыка, дети делают руками бинокли у глаз, закрывают глазки, воспитатель выставляет картину "Лиса с лисятами".
Воспитатель: Смотрите, ребята, лисята вернулись к маме (дети смотрят, обсуждают, делятся мнениями и впечатлениями)
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу, давайте попрощаемся с Диком и Риком (дети прощаются, вместе с педагогом идут оформлять выставку своих работ).
Итог занятия
Приложение 3
Тематическое планирование по мнемотехники в подготовительной группе
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого -"искусство запоминания". Мнемотехника-это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников как на занятиях, так и в свободной деятельности становится актуальным. Работая с детьми с общим нарушением речи, использую метод моделирования в разных видах деятельности. Использование мнемодорожек и мнемосхем позволяет детям преодолеть различные затруднения, такие как застенчивость, пересказ текста, заучивание стихов, составление рассказов. Используя мнемотехнику, дети придумывают интересные истории, сочиняют сказки, рисуют их, развивают свою фантазию и речь, учатся нестандартно мыслить. Но для систематической и последовательной работы нужен определенный план работы по мнемотехнике. У меня получился такой вариант календарно-тематического планирования:
СЕНТЯБРЬ:
1. Расскажу я вам ребята (знакомство с волшебными картинками-помощниками)
2. Работа с мнемотаблицей "Осень"
3. Заучивание стихотворения "Подарки Осени" (мнемодорожка)
4Дидактическая игра"Составь мнемодорожку" (закрепление стихотворения"Осень")
ОКТЯБРЬ:
1Работа с мнемодорожкой "Деревья осенью"
2 Отгадывание мнемозагадки
3 Упражнения "Рисуем слова"
4 Заучивание пальчиковой гимнастики "Ветер по лесу гулял. "
НОЯБРЬ:
1 Составление предложений об осени (мнемокарточки)
2 Пересказ сказки "Листопадничек"
3 Составление описательных рассказов по плану лексических тем
4 Заучивание пальчиковой гимнастики"Огород"
ДЕКАБРЬ:
1 Работа с мнемотаблицей "Зима"
2 Заучивание стихотворения "Декабрь" Маршака
3 Упражнение "Шпионы"(дети кодируют информацию)
4 Рисуем сказку (придумывают свою)
ЯНВАРЬ:
1 Составление предложений о зиме.
2 Составление рассказа по картине "Зимние забавы"(учить использовать мнемодорожку)
3 Дидактическая игра "Придумай сказку сам"(мнемокарточки)
ФЕВРАЛЬ:
1 Отгадывание мнемозагадки.
2 Заучивание скороговорки по мнемотаблице.
3 Играем с мнемокубом.
4 Составление описательных рассказов по лексическим темам.
МАРТ:
1 Работа с мнемотаблицей "Весна"
2 Заучивание стихотворения о весне (вместе с родителями рисуют мнемодорожку к стиху)
3 Дидактическая игра "Угадай-ка"(воспитатель выкладывает знакомые стихи, сюжеты сказок, а дети узнают и воспроизводят тексты)
АПРЕЛЬ:
1 Составление совместно с родителями мнемодорожек по весенним приметам.
2 Заучивание пальчиковой гимнастики "На дворе апрель, с крыши капает капель"
3 Пересказ сказки Снегурочка (мнемотаблица)
4 Отгадывание мнемозагадки.
МАЙ:
1 Заучивание стихотворений к выпускному о школе.
2 Итоговое совместное с родителями мероприятие: "Мнемотехника-это здорово"
Думаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать и пересказывать используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Черлакский детский сад№ 7»
Тема Нод: «Спасатели солнышко»
Направлена на развитие коммуникативных навыков с использованием логоритмических упражнений.
Автор: Брекало Татьяна Юрьевна
Работа предполагала решение следующих задач:
Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности в речевом общении (загадки, сказка, назови детенышей, итог).
Развивать диалогическую речь; При ответах на вопросы использовать элементы произносительной речи.
Расширять перспективы развития поисково—познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
Закрепить знания по ФЭМП: соотнесение по высоте и цвету.
Закреплять умение в усвоение суффиксов, в мн. ч., образующих названия детенышей животных.
Формировать умение отгадывать загадки, построенные по описанию и сравнению.
Пополнение словарного запаса с помощью описательных загадок.
(плутовка, краса, коротышка, косинка)
Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность, эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к товарищам; побуждать детей к нравственным поступкам, желание совершать добрые поступки.
При составление Нод поставила для себя задачи и по логоритмике:
- развитие чувства ритма – упражнения, музыкально- ритмические игра, речевая игра с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
- формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания
- развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций
- развитие мелкой моторики - пальчиковая игра с использованием театра с речевым сопровождением развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи;
- . развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи;
Организационный момент:
Словесная игра: «Назови друга ласково по имени»
Тут раздаются вздохи. Ребята вы слышите, что это, откуда? Слышите вздохи?
Дети идут на вздохи. Находят сундук, откуда раздаются вздохи!
Тут из-за ширмы вылетает сорока.
Стрекочет, Вы слышали, слышали, Солнышко попало в беду! Закрыли его в сундуке, да на замки закрыли!!!
А что бы сундучок открыть, солнышко освободить!
Надо в сказках побывать, и ключи там отыскать!!!
Воспитатель спрашивает:
Ребята вы слышали, что сказала сорока?
А сколько на сундуке замков? (три)
Сколько нам надо найти ключей? (три)
Вы готовы пойти в сказку и найти ключи от трех замков, что бы солнышку помочь?
Тогда надо спешить в сказку и найти там все три ключа и освободить солнышко.
Отправимся в путь дорожку? И так, в путь, друзья! Пойдем друг за другом, вместе что бы не заблудиться, пока будем идти, проговаривайте громко слова вместе со мной, чтобы я слышала, что никто не отстал и не потерялся.
Упражнение «1,2,3»
Раз-два-три, раз-два-три –
По дорожке мы пошли.
Шаг марша.
Петлять тропинка начала
Среди высоких трав,
По ней шагаем мы легко,
Головушку подняв.
Ходьба «змейкой».
Вот мы кочки увидали,
Через них мы прыгать стали.
Прыжки с продвижением вперёд.
Впереди течёт река,
Глубока и широка
Подходите все сюда.
(звук реки)
Ой, а как нам реку перейти? До сказки осталось совсем чуть-чуть. Если мы с вами не перейдём эту широкую реку, то мы не сможем отыскать ключи и спасти солнышко! Давайте думать, как же нам попасть на другой берег. Смотрите можно смастерить мост, видите, сколько здесь дощечек, только их надо соединить между собой и перекинуть на тот берег.
(Работайте дружно, помогайте друг другу).
Мостик у нас получился замечательный, только дощечки уж слишком узкие, надо идти по нему аккуратно, не толкать друг друга, я пойду первая, проверю на прочность, а вы потихоньку идите за мной.
Вот мы и попали в сказку. (Звучит музыка «В гостях у сказки»)
Читает стихотворение:
Много сказок есть на свете
Сказки очень любят дети
Все хотят в них побывать
И немножко поиграть
Перед нами в сказку дверь
Открывай её скорей.
Что такое дверь в сказку не открывается, здесь волшебные слова, попробуем их повторить, может дверь в сказку откроется.
Может присядем, смотрите какие здесь удобные «кресла»
Дети присаживаются на стульчики
Произносят чистоговорку.
Чу-чу-чу
В сказку я попасть хочу,
Да-да-да
Побегу скорей туда.
Уч, уч, уч — потеряли ключ.
(Звучит музыка «В гостях у сказки»
Книга открывается (иллюстрация теремка.)
Что это за сказка? Теремок.
Как сказка начиналась?
А кто жил в Теремке? Дети перечисляют героев сказки.
А как сказка закончилась?
Когда теремок сломался, все звери разбежались, кто куда, смотрите они так напугались, что превратились в разные полоски. Поможем им вернуться в новый Теремок?
А как же узнаем, кто мышка, лягушка?
( полоски, разных размеров)
Игра: Угадайте, кто есть кто? (Дети выставляют полоски по размеру и цвету).
Короткая полоска - это мышка-норушка
Чуть-чуть длиннее - лягушка-квакушка
ещё длиннее-зайчик-побегайчик
ещё длиннее - лисичка-сестричка
ещё длиннее - волчок-серый бочок
самая длинная - медведь косолапый.
Ой, ребята смотрите, что здесь есть, это сказочная коробочка, а в ней живут персонажи из разных сказок. Вы хотите поиграть с ними? Наденьте на пальчик персонажа, найдите себе пару с кем вы хотели поиграть. Вспомните, каким голосом разговаривает сказочный герой, поздоровайтесь и познакомьтесь голосом сказочного героя. Послушаем каждую пару!
Какие забавные у нас получились персонажи.
Педагог, обращает внимание на ключ в коробочке: Ой, а вот и первый ключик, сложите сказочных героев в коробочку, а ключик с собой возьмём.
Один ключик у нас есть, сколько надо нам ещё найти? (два)
Поищем ключ на следующей страничке.(Дети присаживаются на стульчики)
Чтоб страничку перелистнуть, надо на неё ветерком подуть. Как можно ветерок сделать? Вдохните воздух носиком, выдохните ротиком, при этом вытяните губки трубочкой, Подставьте свои ладошки. Нет, не открывается страница, может, попробуем сделать теплый ветерок? Сделайте ротик кругленьким и подышите, так как будто у вас замерзли ручки. Получается, попробуйте подышать на ладошки, а теперь на страничку.
Звучит музыка «В гостях у сказки».
Страничка переворачивается.
На странице сказочный Буратино.
Ребята поздоровайтесь с Буратино, и спросите, нет ли у него ключика от сундучка? Дети спрашивают.
Буратино отвечает: Здравствуйте ребята, Ключик у меня, его вам я отдам, если вы поможете открыть ставни на этой страничке, а для этого нужно отгадать загадки.
Ребята поможем Буратино?
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса,
Кто же это?
(Лиса).
Буратино: А как вы догадались, что это лиса?
(Если дети затрудняются, педагог задает наводящие вопросы)
Какие слова в загадках помогли, определить, что это лиса? Какая лиса?
Словарная работа: Плутовка (нечестная), хвост-краса (красивый хвост)
Кто пойдет откроет ставни и проверит правильно ли мы угадали?
Кто это? Лиса!
Буратино: Молодцы ребята! А вот еще одна загадка. Слушайте внимательно!
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Летом серый, зимой белый.
(Заяц).
Педагог:
А, какие слова в этой загадке помогли вам угадать, что это заяц?
Словарная работа: трусишка (боится всего), косинка, коротышка (короткий)
Откроем ставни?
Вы слышите музыку, это зайка с нами потанцевать хочет.
(Танец. Зайка прыгал)
Спасибо ребята, что помогли отгадать загадки и узнать кто прячется за ставнями.
Буратино отдаёт им ключик.
У нас уже два ключа. Сколько ещё надо найти? (Один)
Попробуем поискать ключик на следующей странице?
Смотрите здесь подсказка, чтобы страничку перелистнуть надо произнести волшебные слова сначала тихо, потом громко.
Послушайте сначала. 1,2,3 в сказку двери отвари.
Дети повторяют, на громко ещё и прохлопывают.
Страничка перелистывается.
Ребята, Кто это нас встречает? (Незнайка)
Поздоровайтесь, спросите, нет ли у него ключика?
Дети спрашивают.
Незнайка: Здравствуйте ребята, ключик у меня, да вот незадача, животные на этой странице потеряли своих детенышей, помогите мне найти их.
Ребята, что это за животные, назовите их.
лиса, волк, медведь, белка, ёж . А если эти животные мамы, как их тогда можно назвать? Белка, Медведица, Волчица, Ежиха.
А где же их детки? Вот проказники, убежали и потерялись.
У волка-Волчата
У медведя- медвежата
У белки-бельчата
А у ежа-ежата
Ой, смотрите ежата, хотят с нами поиграть, сначала погладим ежат, покатаем их на ножках, а теперь покатаем на животике.
А теперь покатайте ежат друг у друга на спинках. (Дети катают массажные шарики по спинкам друг у друга).
Веселым ежатам пора возвращаться к маме.
Смотрите Незнайка отдает нам ключ.
Незнайка благодарит и отдает ключ.
Ребята все ключи мы нашли?
Дети возвращаются обратно, выполняя различные упражнения. (ручки на пояс, ручки вверх, прошли по мостику осторожно)
Проверти еще раз все ли ключики у нас.
Сколько замков? а ключей?
Смотрите ключи надо подобрать правильно по форме.
Дети подбирают ключи к замку.
Звучит музыка.
Из сундучка вылетает солнышко из гелиевых шаров.
Рефлексия:
Солнышко благодарит ребят, приглашает потанцевать с ним.
Педагог уточняет у детей:
Ребята смогли ли мы помочь солнышку?
Что мы делали, что бы помочь солнышку?
Какие задания мы выполнили, чтобы получить ключи?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме "Активация умственной деятельности дошкольников посредством использования элементов мнемотехники и моделирования сказочных сюжетов
Здесь представлен опыт моей работы. Если кого то заинтересовал мой материал . то приглашаю к сотрудничеству . Пишите , буду рада общению....
Обобщенный опыт работы учителя-логопеда на тему "Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"
Материал из обобщенного опыта работы по теме: Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с ОНР пересказу текста и заучивании стихотворений" можно ...
Опыт работы по экологии «МОДЕЛИРОВАНИЕ В РАЗНЫХ ВИДАХ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕнТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА»
Цель опыта работы: вызвать познавательный интерес у детей дошкольного возраста к наглядным моделям, с их помощью познавать явления окружающего мира.Метод моделирования даёт возможность дем...
Опыт работы по теме: «Использование методов моделирования в формировании связной речи детей на основе сказок»
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реали...
Опыт работы "Моделирование как метод познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой"
Представлен опыт работы воспитателя "Моделирование как метод познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста при ознакомлении с миром природы"; последовательность введения моделей разно...
Обобщённый опыт коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Шабалиной Светланы Витальевны по теме: "Применение метода наглядного моделирования в логопедической работе"
В своей работе я часто использую символы и моделирование сюжета. Моделирование- это способ последовательного формирования речевых умений и навыков, который позволяет определять содержание и последоват...
Опыт работы на тему: «Обучение связной речи с использованием технологии «моделирование»
Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Результаты работы с применененнием технологиии моделирования: ...