Непосредственная образовательная деятельность с использованием познавательно - исследовательской активности «В гости к апельсинке»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

формирование системного представления о предметах и объектах окружающего мира на основе интеграции разных видов деятельности и областей знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл apelsin.docx29.48 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность с использованием познавательно - исследовательской активности

«В гости к апельсинке»

Цель: формирование системного представления о предметах и объектах окружающего мира на основе интеграции разных видов деятельности и областей знаний.

Задачи:

1. Закреплять знания детей об апельсине через познавательно-исследовательскую деятельность,  использовать опыт для нахождения истины.

2.  Совершенствовать умения изучать окружающий мир всеми органами чувств;

3.    Развивать познавательную активность, ориентируя детей на собственные наблюдения и эксперименты;

4.   Развивать глазомер и мелкую моторику рук;

5.  Воспитывать чувства удовлетворения, радости от проделанных открытий.

Материал и оборудование: экран, проектор, ноутбук, столы, стулья для детей, апельсины, яблоко, ёмкость с водой. лупы, конверт с буквами К, И, Т, А, Й, салфетки. соковыжималки

Активизировать словарь: цитрусовые, апельсиновый сок, кожура, цедра, мякоть, соковыжималка.

Предварительная работа: дидактическая игра «Фрукты – овощи», рассматривание энциклопедий, чтение на тему «Фрукты», разучивание физкультминутки, пальчиковой гимнастики, беседа о них, беседа о витаминах и т. д


Ход занятия:

Дети, вы любите путешествовать? Наверное, все люди любят путешествовать. Однажды один путешественник посетил далёкую страну и увидел много интересного. Что это за страна, и что он там увидел, мы узнаем сегодня, когда выполним все задания. А за каждое задание вы получите буквы, из которых составите слово - название страны, где побывал путешественник.

I часть. Апельсиновая лаборатория

Присаживайтесь за стол. У вас на тарелках – «маленькие солнышки». Догадайтесь, что это? (дети высказывают свои предположения).

Да, это апельсин. Возьмите апельсин в руки, потрогайте, покатайте, можно посмотреть под лупой (дети обследуют апельсин, рассматривают его)

Ребята, скажите  - апельсин это фрукт или овощ?

  1. Цвет – оранжевый. Что ещё может быть оранжевым? (цветы, листья осенью, лиса, мандарин, сумка)
  2. Размер – если посмотрит муравей, то большой; если слон посмотрит, то маленький. Это зависит не только от размера апельсина, но и от того, кто его оценивает. А если посмотрите вы, какого размера он для вас?
  3. Форма – круглый. Что ещё бывает круглым? (колесо, мяч, солнце, шар)
  4. Твёрдость (дать всем потрогать) – твёрдо - мягкий. (апельсин мягкий и твёрдый одновремено)
  5. Запах – апельсиновый, ароматный, приятный, аппетитный.
  6. Вкус - вкусный, сладкий, кислый. Воспитатель просит изобразить ребёнка мимикой вкус апельсина. (Воспитатель определяет по мимике ребёнка, какой апельсин).

Плавучесть – утонет или нет? Дети путём обсуждения решают этот вопрос. Воспитатель задаёт наводящие вопросы: кто считает, что апельсин тяжелый, и он утонет? Кто считает наоборот? Проверяем версию (опустить апельсин в емкость с водой).  Не тонет! 

А яблоко утонет или нет?  Дети путём обсуждения решают этот вопрос. Сравним?   Яблоко утонуло.

Следовательно,  у апельсина есть волшебное свойство, он не тонет, потому что в его кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды и не дают ему утонуть. Апельсиновая кожица то же самое что и спасательный круг для человека.

А если с апельсина снять кожуру? Дети путём обсуждения решают этот вопрос. А как только кожуру снять, апельсин остается без спасательного круга и тонет. (Показать).

Итак, подводим итог, всё, что мы узнали об апельсине (рассказывают 2 ребенка).

Молодцы, с первым заданием справились, предлагаю взять любую букву.

II часть. А сейчас мы будем делить апельсин. Давайте вспомним, как можно поделить апельсин.

Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин»

Мы делили апельсин. Много нас, а он один.

Эта долька для ежа, эта долька для стрижа.

Эта долька для утят, эта долька для котят.

Эта долька для бобра, а для волка – кожура.

Он сердит на нас – беда! Разбегайтесь, кто куда!

У меня на столе две коробочки. Не заглядывая в них, можно догадаться, в какой из них апельсин? Как? (по запаху) Какой по запаху апельсин? Апельсиновый, ароматный, приятный, аппетитный.

Дыхательная гимнастика 

(Дети вдыхают аромат апельсина и находят коробочку с апельсином).

Посмотрите на срез апельсина. Внутри апельсина мякоть, семя, сверху кожура. А между кожурой и мякотью, что за белая полоска - цедра. В цедре находится много витаминов. Какого витамина больше всего в апельсинах? (витамина С). Когда вы простужаетесь, болеете, то очень полезно пить апельсиновый сок. Апельсины очень вкусные, и сок вкусный и полезный.

Дети, что можно приготовить из апельсинов? (варенье). А из кожуры? (апельсиновое масло, настои, варенье)

Дидактическая игра «Какое варенье?»

Варенье из апельсинов как называется? (Апельсиновое?)

Варенье из мандаринов?

Варенье их груш?

Варенье из яблок?

Но есть дети, у кого этот апельсины  вызывает аллергию. Эти дети должны это знать, и беречь себя – не есть апельсины ни в коем случае.

Молодцы, и второе задание вы отлично выполнили, можете взять букву.

III часть. Как же можно получить из апельсина сок? (отжимать сок из апельсина ручным прессом через марлю, соковыжималка). Какой способ мы выберем? Если дети выбирают соковыжималку, показываю, как это можно сделать.

Пока делаем сок продолжаю с детьми беседовать:

- Сок, из какого фрукта мы получили? (апельсин)

- Значит, как его можно назвать? (апельсиновый)

- Какого цвета сок? (оранжевый)

- А на вкус? (ароматный, вкусный и т.д)

Вылить в графин (стаканы с изображением апельсина, трубочки)

Физминутка «Апельсин»

Апельсин – он желтый, круглый,  Руки на поясе, наклоны туловища влево – вправо

Прямо с солнечного юга.                 Руки в стороны – на пояс.

Сам на солнышко похож.              Руки соединить над головой

Можешь съесть меня, но только      Прыжки на месте 

Раздели сперва на дольки.              Хлопки в ладоши

Молодцы, третье задание вы выполнили, можете взять букву.

IV часть.

Я предлагаю посмотреть небольшой фильм и узнать, как растут апельсины.

Апельсины растут на деревьях. Апельсиновые деревья растут во всех странах с жарким климатов, там, где не бывает холодных зим и снега. Эти деревья не переносят мороза, плоды его повреждаются. Апельсиновое дерево всегда зеленое, с него никогда не опадают листья. По-другому, такие деревья называют вечнозелеными. (закрепить) Скажите, как можно назвать это дерево?

Чтобы апельсинов было много, в теплых странах сажают очень много апельсиновых деревьев, целые апельсиновые сады.

Каждый год на дереве появляются белые душистые цветы, затем – плоды темно-зеленого цвета. Кожура у них в это время толстая, с грубой поверхностью.  И только когда они созреют и станут ярко-оранжевого цвета, их собирают, срывая каждый фрукт руками, и укладывают в коробки. А недавно придумали специальную машину-робота, сборщика апельсинов. Она помогает людям в их нелегком труде. Затем, коробки с апельсинами отправляют туда, где апельсины не растут. Так они попадают к нам.

Понравился фильм?

V часть. 

Игра «Хлопайте в ладоши»

Дети, послушайте, какое стихотворение я вам прочитаю. А когда услышите название фруктов, хлопайте в ладоши.

Фрукты растут на деревьях в саду.

Яркие фрукты у всех на виду.

Вот среди веток – груши бочок.

Груша зеленая как кабачок.

Яблоки красные, синие сливы.

Спелые сливы вкусны и красивы.

Персик румяный укрылся листком.

Ты с этим фруктом, конечно, знаком?

Солнечным соком лимон напоен,

Светится золотом желтый лимон.

В кроне зеленой висят апельсины.

Что за художник у всех на виду

Фрукты раскрасил в нашем саду?

Понравилась игра?

А ещё я раскрою один секрет, в Испании придумали апельсиновое автомобильное топливо. Вот что вы делаете с кожурой, после того, как съедаете апельсин? А испанцы из кожуры делаю автомобильное топливо. Зачем? Чтобы сохранить воздух чистым.

А как вы думаете, апельсин может поднять настроение, когда грустно? Да.

Пусть у нас с вами всегда будет хорошее настроение и здоровье.

Дети берут ещё одну букву.

Все буквы собраны. Что же это за страна, в которой побывал путешественник? (дети раскладывают буквы: Китай) Что он там увидел? (апельсиновые деревья) Люди узнали об апельсиновых деревьях, впервые побывав в Китае.

Опыт: «Сколько долек в апельсине?»

Вопрос: Как узнать, сколько долек в апельсине, не снимая с него кожуры и не разрезая?

Ответ:

Чтобы узнать, сколько долек в апельсине, надо оторвать зелёную ножку, а под ней будут чётко видны жёлтые бугорки, число которых как раз равно числу долек.

Сегодня мы узнали много интересного об апельсине, а сейчас идём пить сок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием познавательно – исследовательской, игровой технологии

«Чтение потешки «Водичка, водичка…»,опыт: «Тонет, не тонет — плавает».ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: познавательно – исследовательская, игровая, чтение художественной литературы, продуктивная, безопа...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО -ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ. ТЕМА: познавательно-исследовательская деятельность «Поиграем красками?»ГРУППА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С 4 ДО 5 ЛЕТ

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО -ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАНИЕ . ТЕМА: познавательно-исследовательская  деятельность  «Поиграем красками?» ГРУППА ОБЩЕРАЗ...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности ФЭМП по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе Тема: «На помощь Машеньке»

Письмо от Машеньки : "Здравствуйте, мои дорогие друзья! Это письмо пишу я, Машенька. Я живу в деревне «Сказочка» с дедушкой и с бабушкой. Однажды мы с подружками пошли в лес за грибам...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием технологии исследовательской деятельности во второй младшей группе Тема: «Волшебная вода»

Цель: познакомить детей со свойствами воды;вовлекать детей в экспериментально исследовательскую деятельность;развивать умение работать в группе;активизировать и обогащать словарь детей;воспи...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием технологии исследовательской деятельности «Удивительный песок»

Цель: Познакомить детей со свойствами песка, его происхождением, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.Задачи:Образовательные:1. Познакомить со свойствам...