Лэпбук по развитию речи
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Лэпбук по развитию речи «Волшебная страна»-это учебно-дидактическое пособи, которое знакомит детей со словами-антонимами, формирует представления о притяжательных и относительных прилагательных, способах их образования, обогащает словарь словами-признакми. Также учит применять в речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, правильному употреблению в речи предлогов. Умение образовывать глаголы с –тся, -ться. Определять единственное и множественное число предметов.
Пособие предназначено для воспитателей, дошкольных образовательных учреждений, а также родителей воспитанников. Компактность, простота и мобильность использования лэпбука позволяет играть с ребенком за столом, в дороге, в домашних условиях. Целевая аудитория: дети 5-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepbuk_po_razvitiyu_rechi_metod_rekom.docx | 727.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №4 ГОРОДА КРЫМСК
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМСКИЙ РАЙОН
Лэпбук по развитию речи
«Волшебная страна»
Методические рекомендации
к учебно-дидактическому пособию
Выполнила:
Редькина Елена Дмитриевна
Воспитатель
Крымск
2019
Содержание
Аннотация………………………………………………………..2
Актуальность……………………………………………………..3
Методические рекомендации для педагогов при работе с лэпбукомпоразвитии речи «Волшебная страна»……………………………5
Структура пособия………………………………………………7
Заключение………………………………………………………9
Литература……………………………………………………….10
Приложение………………………………………………………11
Аннотация
Лэпбук по развитию речи «Волшебная страна»-это учебно-дидактическое пособи, которое знакомит детей со словами-антонимами, формирует представления о притяжательных и относительных прилагательных, способах их образования, обогащает словарь словами-признакми. Также учит применять в речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, правильному употреблению в речи предлогов. Умение образовывать глаголы с –тся, -ться. Определять единственное и множественное число предметов.
Пособие предназначено для воспитателей, дошкольных образовательных учреждений, а также родителей воспитанников. Компактность, простота и мобильность использования лэпбука позволяет играть с ребенком за столом, в дороге, в домашних условиях. Целевая аудитория: дети 5-7 лет.
Актуальность
Игра- один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования.
Игра является основным видом активности дошкольников, в процессе которой развиваются внимание, память, воображение, усваивается социальный опыт, закрепляются знания детей. Поэтому важнейшей задачей является создание условий, необходимых для более широкого внедрениях дидактических игр в образовательный процесс детей в дошкольных учреждениях.
Известно, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, успешного обучения в школе и дальнейшей полноценной жизни.
Современные педагоги в связи с внедрением ФГОС дошкольного образования ищут новые подходы для, идеи, технологии для того, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников.
Одним из таких средств обучения дошкольников является лэпбук. Это книжка-раскладушка или самодельная бумажная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками разных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию и за один прием просмотреть все ее содержимое. Однако несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы, которые объеденены одной темой.
Лэпбук- это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования развивающейся предметно-пространственной среде:
- информативен: в одной папке можно разместить достаточно много информации на определенную тематику, а не подбирать различный дидактический материал;
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения (есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально);
- обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативен: существует несколько способов использования каждой его части;
- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Использование таких ярких, красочных пособий позволяет решать сразу несколько задач:
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
- увеличить объем коррекционного воздействия.
Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми: включенность педагога наравне с детьми, отображает добровольное присоединение детей к деятельности.
Методические рекомендации для педагогов при работе с лэпбуком
«Волшебная страна»
В соответствии с ФГОС ДО выделяются несколько направлений развития и образования детей. Если обратиться к адаптированной образовательной программе МБДОУ детский сад №4, то при реализации образовательной области «Речевое развитие» основной задачей становится коррекция речевых нарушений дошкольников.
Чтобы повысить интерес детей к занятиям по развитию речи, разработан лэпбук «Волшебная страна». Данное пособие предназначено для работы с детьми 5-7 лет и может быть использовано в разных вариантах:
- как наглядный материал для работы в процессе подгрупповой и индивидуальной коррекционной ООД;
- в ходе индивидуальной работы воспитателя с детьми по закреплению речевых задач ОД.
Цель: превратить любое занятие в увлекательное путешествие по исследованию особенностей речевого развития.
Задачи, реализуемые в процессе использования учебно-дидактического пособия «Лэпбук «Волшебная страна»:
- способствовать речевому развитию детей;
- расширить, обогатить и активизировать словарный запас детей;
- развивать навыки грамматически правильной речи детей, правильное употребление прилагательных, глаголов, предлогов;
- развивать сотрудничество между детьми и воспитателями детского сада.
В лэпбуке представлены игры и речевой материал по развитию речи. Лэпбук имеет обучающее, познавательное и воспитательное значение, т.к. развивает речь, память, мышление, мелкую моторику. Это интерактивная папка, информация в которой представлена в виде открывающихся домиков с вынимающимися карточками, с кармашками, дверками, которые ребенок может доставать , перекладывать, складывать по своему усмотрению.
Исходя из вышеизложенного, данное учебно-дидактическое пособие позволяет воспитателю творчески подойти к процессу развития речи у дошкольников.
Структура пособия
Дидактическое пособие «Волшебная страна» - настоящая книга-сокровищница, предназначенная для организации интересных познавательных занятий по развитию речи дошкольников. При оформлении лэпбука была использована презентация«Волшебная страна» Г.Ерибекян. Комплект карманов-домиков превратит любое занятие в увлекательное путешествие по исследованию особенностей речевого развития.
- В комплект входят 18 красочных картинок, которые можно собрать в удивительную познавательную книжку:
- Обложка с изображениями зверюшек - своеобразная подсказка о том, что ожидает детей, которые решили заглянуть в чудо-книжку;
- В карманах можно хранить карточки с дидактическими играми по развитию речи, предлагаемыми для данноголэпбука;
- Фоны предназначены для оригинального удобного оформления книжки;
В лэпбук входят 8 игр:
• Игра по развитию речи «Противоположности» (антонимы)(см. Приложение).Цель: ознакомить детей со словами-антонимами, научить находить изображения, отражающие противоположные свойства предметов и явлений;
• Игра «Чья? Чей? Чье? Чьи?» (см.Приложение).Цель: формировать у детей представления о притяжятельных прилагательных и правилах их применения в речи. Ход игры: Дети находят часть картинки и определяют, к какой картине данная часть относится, отвечая на вопросы «Чья? Чей? Чье? Чьи?»;
• Игра «Из чего приготовлено?» (см. Приложение).Цель: ознакомить детей с особенностями применения в речи относительных прилагательных и дать представление о способах их образования. Ход игры: Дети подбирают к изображениям продуктов карточки с изображением приготовленных из этих продуктов блюд: капуста - капустный пирог, морковь - морковный сок.
• Игра «Какой, какая?» (см. Приложение).Цель: обогащать словарь прилагательными, находить и называть признаки предметов. Ход игры: Дети называют животных, изображенных на картинках и выделяют признаки посредством описания животных, отвечая на вопросы «Какой, какая?»;
• Игра «Назови ласково» (см. Приложение). .Цель: учить применять в речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Ход игры: Дети назывют животное ласково: заяц - зайчонок, волк - волчонок;
• Игра «Где?» (см. Приложение). Цель: учить правильному употреблению в речи предлогов, определяя местоположение предметов. Ход игры: Дети составляют небольшие рассказы по картинке, используя предлоги в, на, за, под, перед, около, позади, впереди;
• Игра "Что делает?" (см. Приложение). Цель: научить детей образованию глаголов с -тся, -ться. Ход игры: Дети определяют по картинке схожие действия и называют глаголы, отвечая на вопрос, что делает ребенок на картинке?: причесывает - причесывается, катает- катается;
• Игра «Один, два, много» (см. Приложение). Цель: научить определять единственное и множественное число предметов, ознакомить с названиями цветов. Ход игры: Дети рассказывают, сколько цветов изображено на картинке: одна гвоздика, два тюльпана, много ромашек.
•Игра «Расскажи сказку» (см. Приложение). Цель: научить рассказывать сказку с опорой на мнемотаблицу. Ход игры: дети берут карточку и рассказывают сказку, соблюдая последовательность, которая отображена на карточке-схеме.
Заключение
Результатом использования учебно-дидактического пособия является развитие всех компонентов устной речи. При этом педагогам и родителям важно контролировать правильность выполнения заданий в дидактических играх.
Лэпбук привлекает интерес детей своим ярким внешним видом и является прекрасным способ подачи имеющийся информации в компактной форме.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что работа с лэпбуком оказывает положительное воздействие на речевое развитие детей. Такая интерактивная папка позволяет:
- обогащать словарный запас детей;
- формировать грамматические категории;
- развивать связную речь;
- совершенствовать мелкую моторику;
- развивать желание выполнять совместное игровое задание.
Литература
1.Нищева Н.В. «Играйкасобирайка». Издательство: «Детство Пресс», Санкт-Петербург, 2010.
2. Микхиева Н.Ю., Мартин И.В. «Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников». Издательство: «Детство Пресс», Санкт-Петербург, 2010.
3. ШвайкоГ.С. «Игры и игровые упражнения по развитию речи». Издательство: «Айрис дидактика», М., 2008.
4.Ладутько Л.К., Шкляр С.В. «Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников». 2010.
5. Нищева Н.В. «Развитие связной речи дошкольного возраста». Издательство: «Детство Пресс», Санкт-Петербург, 2018.
Приложение
• Игра по развитию речи «Противоположности» (антонимы).Цель: ознакомить детей со словами-антонимами, научить находить изображения, отражающие противоположные свойства предметов и явлений;
• Игра «Чья? Чей? Чье? Чьи?» Цель: формировать у детей представления о притяжятельных прилагательных и правилах их применения в речи. Ход игры: Дети находят часть картинки и определяют, к какой картине данная часть относится, отвечая на вопросы «Чья? Чей? Чье? Чьи?»;
• Игра «Из чего приготовлено?» Цель: ознакомить детей с особенностями применения в речи относительных прилагательных и дать представление о способах их образования. Ход игры: Дети подбирают к изображениям продуктов карточки с изображением приготовленных из этих продуктов блюд: капуста - капустный пирог, морковь - морковный сок.
• Игра «Какой, какая?» Цель: обогащать словарь прилагательными, находить и называть признаки предметов. Ход игры: Дети называют животных, изображенных на картинках и выделяют признаки посредством описания животных, отвечая на вопросы «Какой, какая?»;
• Игра «Назови ласково» .Цель: учить применять в речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Ход игры: Дети назывют животное ласково: заяц - зайчонок, волк - волчонок;
• Игра "Где?" Цель: учить правильному употреблению в речи предлогов, определяя местоположение предметов. Ход игры: Дети составляют небольшие рассказы по картинке, используя предлоги в, на, за, под, перед, около, позади, впереди;
• Игра "Что делает?" Цель: научить детей образованию глаголов с -тся, -ться. Ход игры: Дети определяют по картинке схожие действия и называют глаголы, отвечая на вопрос, что делает ребенок на картинке?: причесывает - причесывается, катает- катается;
• Игра "Один, два, много". Цель: научить определять единственное и множественное число предметов, ознакомить с названиями цветов. Ход игры: Дети рассказывают, сколько цветов изображено на картинке: одна гвоздика, два тюльпана, много ромашек.
• Игра «Расскажи сказку». Цель: научить рассказывать сказку с опорой на мнемотаблицу. Ход игры: дети берут карточку и рассказывают сказку, соблюдая последовательность, которая отображена на карточке-схеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лэпбук по развитию речи
Лэпбук «Развитие речи» 2 младшая группа Артикуляционная гимнастикаЦель: Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного прои...
Методическая разработка по изготовлению "Лэпбука" по развитию речи для первой младшей группы дошкольного возраста.
Мягкая книга с рускими сказками, с лесными животными по временам года....
Лэпбук по развитию речи для подготовительной группы "Ручеек - речевичок"
Лэпбук по развитию речи и обучению грамоте для подготовительной группы детского сада....
Лэпбук по развитию речи "Времена года"
Лэпбук по развитию речи "Времена года"...
Лэпбук по развитию речи "Речевичок"
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...
Лэпбук по развитию речи " Мир сказок"
Направлен на расширение словарного запаса, формирование грамматического строя речи и на пробуждение у детей любви к русским народным сказкам....
Лэпбук по развитию речи и познавательному развитию в первой младшей группе «Кто у бабушки живёт?»
Цель: способствовать познавательному и речевому развитию младших дошкольников, формировать представления о домашних животных через дидактические игры.Задачи:Формировать умение правильно называть ...