Картотека "Дидактические игры и упражнения по развитию связной речи"
материал по развитию речи (средняя группа)
Картотека "Дидактические игры и упражнения по развитию связной речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskih_igr_i_uprazhneiy_po_razvitiyu_rechi.docx | 58.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека
Дидактические игры
и упражнения
по развитию
связной речи
(средняя группа)
МБДОУ ЦРР Детский сад «Теремок»
Воспитатель: Курапова О.Н.
Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи активизируют коммуникативные навыки дошкольников. В игре процесс расширения словарного запаса ребёнка происходит естественно и очень эффективно.
№1 Назови как можно больше предметов
Цель: Упражнять детей в чётком произношении слов.
Ход.
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)
Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.
№2 Разноцветный сундучок
Цель: Упражнять детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.
Материал: Шкатулка, предметные картинки по количеству детей.
Ход.
Воспитатель:
Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Ира, загляни-ка,
Вынь картинку, назови.
Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.
№ 3 Скажи, какой?
Цель: Упражнять детей выделять признаки предмета.
Материал: Коробочка, кубик, мячик, ложка, тетрадка и т.д)
Ход: Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.
Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»
№4 «Садовник и цветы»
Цель: Закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)
Материал: Картинки с изображением фруктов, ягод, цветов, зверей и т.д
Ход: Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.
Содержание этой игры можно легко изменить: «Садовник и фруктовые деревья», «Лесовик и лесные ягоды», «Дрессировщик и его звери» и т.д.
№5 «Кто больше действий назовёт»
Цель: Упражнять активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.
Ход: Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.
Например:
- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)
- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)
- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)
И т.д.
№6 «Козлята и волк»
Цель: Упражнять детей заканчивать сказку по её началу.
Материал: Атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик
Ход: Воспитатель рассказывает начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей.
- Слушайте, что было дальше: Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький /показ/…(Дети договаривают: зайчик)
Воспитатель: зайчик говорит….
Дети: не бойтесь меня, это я – маленький зайчик.
Воспитатель: Козлята угостили его….
Дети: морковкой, капустой…
Воспитатель: потом они стали…
И т.д.
№7 «Разбуди кота»
Цель: Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.
Материал: Элементы костюма животных (шапочка)
Ход: Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).
Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.
№8 «Ветерок»
Цель: Развитие фонематического слуха.
Ход: Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.
Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения
№9 «Буратино-путешественник»
Цель: Упражнять ориентироваться в значении глаголов.
Материал: Кукла Буратино.
Ход: Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.
- Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.
- Зевают, отдыхают, спят…
- Пляшут, поют, кружатся…
Был Буратино в детском саду, когда дети:
- приходят, здороваются… (Когда это бывает?)
- обедают, благодарят…
- одеваются, прощаются…
- лепят снежную бабу, катаются на санках
№10 «Прятки»
Цель: Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)
Материал: Мелкие игрушки.
Ход: Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»
Т.О. дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.
№11 «Почтальон принёс открытку»
Цель: Упражнять детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.)
Материал: Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.
Ход: Игра проводится с небольшой подгруппой.
В дверь кто-то стучит.
Воспитатель: Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован? Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто здесь изображен? А что он делает? И, ты, Петя, запомни свою открытку.
Т.О. рассматриваются 4-5 штук. И те, кому они адресованы, должны правильно назвать действия персонажа и запомнить изображение.
Воспитатель: Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? Снеговики танцуют. Чья эта открытка? И т.д.
№12 Закончи фразу.
Цель: Развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов.
Ход: Педагог предлагает детям послушать двустишие и закончить фразу.
Не послушал зайка папу, отдавили зайке ... (лапу).
Дети в скверике сидели и мороженое ... (ели).
А возле этой елки бродили злые ... (волки).
Часто к озеру напиться ходит рыжая ... (лисица).
Стала жаба важно квакать: «Ква-ква-ква, не надо ... (плакать)».
Мы не ели, мы не пили, бабу снежную ... (лепили).
Я не бегаю к врачу, я сама его ... (лечу).
Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал ... (щенок).
Как у нашей дочки розовые ... (щечки).
Лучше мама не пищи, ты мне няньку ... (поищи).
№13 «Назови ласково»
Цель: Упражнять образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ход: Мяч – мячик, кукла - …; мишка - …; матрешка - …; Петрушка - … .
№14 «Посчитай»
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.
Ход: Один мяч, два мяча, пять мячей; две куклы… .
№15 «Какой?»
Цель: Упражнять в образовании признака от предмета.
Ход: Воспитатель называет предмет. Дети образуют признак этого предмета. Игрушка – игрушечный, кукла – кукольный, стол – настольный, зеркало -…
№16 «Картошечка»
Цель: Упражнять составлять предложения с определенным глаголом. Закреплять знания детей о труде взрослых в огородах, на полях.
Ход: Детям предлагается вспомнить о труде овощеводов. Затем придумать предложение с заданным словом – действием.
Копать Весной копают землю для посадки картофеля.
Ухаживать Чтобы вырос хороший урожай, за посадками надо ухаживать.
Поливать Летом солнце очень жаркое, поэтому нужно поливать растения.
Выдергивать Сорняки надо выдергивать, чтобы они не мешали расти картофелю.
Рыхлить
Выкапывать
Готовить
№17 «Мой любимый овощ»
Цель: Закреплять знания детей об овощах. Развивать связную речь.
Материал: Муляжи овощей или картинки с изображением овощей, план – схема для составления описательных рассказов.
Ход: Педагог предлагает каждому ребенку выбрать любой овощ и рассказать о нем по схеме.
Условные обозначения:
Знак вопроса – что это?
Грядка – где растет?
Цвет, форма.
Величина.
Солонка – вкус.
Человек – как использует.
№18 «Какой?»
Цель: Упражнять образовывать относительные прилагательные по теме «Овощи».
Материал: Мяч.
Ход: Воспитатель задает вопрос, а дети отвечают.
Суп из овощей – овощной, салат из моркови – морковный… .
№19 «Какой, какое?»
Цель: упражнять образовывать имена прилагательные от имен существительных.
Материал: Мяч.
Ход: Сад и яблоко. Яблоневый сад.
Сад и груша. Грушевый сад.
Груша и варенье. Грушевое варенье.
Персик и сок. Персиковый сок.
Гранат и сок. Гранатовый сок.
Яблоко и пирог. Яблочный пирог.
Яблоко и пюре. Яблочное пюре.
Ананас и желе. Ананасное желе.
№20 «Узнай по описанию»
Цель: Упражнять составлять описательные загадки о ягодах, фруктах.
Материал: Муляжи ягод и фруктов.
Ход: Попросить детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).
№21 «Мой любимый фрукт (ягода)»
Цель: Упражнять составлять описательные рассказы о ягодах, фруктах.
Материал: картинки овощей и ягод.
Ход: Предложить детям составить описательные рассказы о фруктах и ягодах по плану:
Что это?
Где растёт?
Внешний вид.
Каков на вкус?
Что из него готовят?
№22 «Сравни»
Цель: Упражнять составлять сравнительные рассказы.
Материал: картинки ягод, фруктов и овощей.
Ход: Предложить детям составить сравнительные рассказы о клюкве и малине, о яблоке и лимоне, об огурце и помидоре.
№23 «Узнай по описанию»
Цель: Упражнять составлять описательные рассказы о грибах.
Материал: Картинки с изображением грибов.
Ход:
Вариант 1. Взрослый раскладывает перед детьми картинки, описывает внешний вид, а дети должны их назвать: «Растут возле пней на длинных ножках с коричневыми шляпками.» (Опята)
Вариант 2. Ребенок сам описывает внешний вид гриба и предлагает детям его узнать.
№24 «Закончи предложение»
Цель: Формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.
Материал: Текст стихотворения.
Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.
И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.
Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.
Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.
Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!
Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!
(Т. Кулакова)
№25 «Раздели на группы»
Цель: Закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.
Материал: Зарточки с картинками грибов; две корзинки.
Ход: Педагог предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать «она моя».
№26 «Посчитай»
Цель: Упражнять в согласовании существительных с числительными
Ход: Предложить детям пересчитать грибы, деревья, листья: один мухомор, два мухомора … пять мухоморов; одна сыроежка, две сыроежки … пять сыроежек
№26 «Близкие слова»
Цель: Формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.
Материал: Картинки осени.
Осенью дни пасмурные,… серые, унылые…
Осенью часто погода бывает холодной,… ветреной, дождливой…
Осенью настроение грустное,… печальное, тоскливое…
Осенью дожди частые,… холодные, проливные…
Небо покрывают серые тучи,… тёмные, дождевые…
В начале осени бывают ясные дни,… безоблачные, светлые…
Поздней осенью на улице холодно,… пасмурно, ветрено…
№27 «Подбери предметы к признакам»
Цель: Упражнять согласовывать прилагательные с существительными.
Материал: Картинки осенних явлений.
Ход: Осенний - день,… .
Осенняя - погода,… .
Осеннее - небо,… .
Осенние - дожди,… .
№29 «Чей, чья, чье?»
Цель: Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
Материал: Картинки диких животных.
Ход: Воспитатель показывает жывотное и части его тела задовая вопросы дети отвечают в правильном падеже.
След (чей?) – лисий, волчий … .
Уши (чьи?) – лисьи, волчьи … .
Голова (чья?) – лисья, волчья … .
№30 «Чей хвост?»
Цель: Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
Материал: Картинки зверей, картинки звериных хвостов.
Ход: Воспитатель рассказывает: Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца – хвост волка, у волка – хвост лисы, у лисы – хвост медведя… .Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост?» Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? - волчий. А это чей такой хвост - маленький, пушистый, белый? – зайца… и т. д. Теперь все звери нашли свои хвосты.
№31 «Слова - родственники»
Цель: Упражнять в подборе однокоренных слов.
Ход: Воспитатель говорит слова, а дети подбирают однокоренные слова.
Медведь – медведица, медвежонок, медвежий, (волк, лиса …).
№32 «Кто где живёт?»
Цель: Упражнять в употреблении предложного падежа существительного.
Ход: Лиса живёт в норе. Медведь зимует в… . Волк живёт в … . Белка живёт в … . Ёжик живёт в … .
№33 «Посчитай»
Цель: Упражнять в согласовании числительных с существительными.
Ход: Первый заяц, второй заяц … пятый заяц.
Один заяц, два зайца … пять зайцев.
№34 «Назови семью»
Цель: Закрепить знания детей о домашних животных и их детенышах.
Материал: Картинки домашних животных и их детенышей.
Ход: Дети отвечают на вопросы воспитателя и показывают животных на картинках. Он – кот, она – кошка, детеныш(и) – котенок (котята).
Он – конь, она – лошадь, детеныш(и) –жеребенок(жеребята).
№35 «Кто кем был»
Цель: Расширять и активизировать словарный запас. Учить образовывать форму творительного падежа имен существительных. Закреплять название детенышей животных.
Материал: Предметные картинки с изображением взрослых домашних животных и их детенышей.
Ход: - Кем был бык? – Бык был теленком.
- Кем был пес? – Пес был щенком.
№36 «Отгадай, кто это?»
Цель: Упражнять подбирать предмет к действию.
Материал: Картотека загадок.
Ход: (Взрослый загадывает загадку, а ребенок её отгадывает.)
Сторожит, грызет, лает? - … .
Хрюкает, роет? - … .
Ржет, бегает, скачет? - … .
Мяукает, лакает, царапается? - … .
Мычит, жуёт, ходит? - … .
(Затем аналогичные загадки загадывает ребенок.)
№37 «Чье гнездо?»
Цель: Упражнять образовывать притяжательные прилагательные от имен существительных.
Материал: Предметные картинки перелетных птиц и птичьих гнезд.
Ход: Дети рассматривают картинки и называют перелетных птиц.
Затем педагог показывает картинки гнезда и птицы, задает вопрос: «Чье гнездо?» Дети отвечают.
-Лебединое гнедо.
-Журавлиное гнездо.
№38 «Образуй слова»
Цель: Расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.
Материал: Предметные картинки перелетных птиц, мяч.
Ход: Поет Поющая
Щебечет Щебечущая
Улетает Улетающая
Кормит Кормящая
Плывет Плывущая
Кричит Кричащая
Голодает Голодающая
№39 «Улетели птицы»
Цель: Упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.
Материал: Картинки с изображением домашних и перелетных птиц.
Ход: Нет (кого?) – нет лебедя, утки … .
Нет (кого?) – нет лебедей, уток … .
№40 «Родственные слова»
Цель: Развивать у детей понятие родственных слов. Упражнять в словообразовании.
Материал: Мяч.
Ход: Воспитатель называет названия дерева, а дети подбирают родственные слова.
Береза. Березонька, березка, березовый, подберезовик.
Осина. Осинка, осиновый, подосиновик.
Дуб. Дубок, дубовый, дубочек, дубина.
Рябина. Рябинка, рябинушка, рябиновый.
Клен. Кленовый, кленок.
Сосна. Сосенка, сосняк, сосновый.
Ель. Елка, елочка, ельник, еловый.
№41 «Исправь ошибку»
Цель: Упражнять понимать значение притяжательных местоимений.
Материал: Картинки одежды.
Ход: Воспитатель проговаривает словосочетание. Дети исправляют ошибку.
Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф … .
№42 «Назови, какие»
Цель: Упражнять в образовании относительных прилагательных.
Ход: Сапоги из резины – резиновые сапоги.
Шапка из шерсти – шерстяная шапка.
Перчатки из кожи – кожаные … .
№43 «Назови, какой дом»
Цель: Упражнять в образовании сложных слов.
Ход: Дом – одноэтажный, трехэтажный … многоэтажный.
№44 «Измени слово»
Цель: Упражнять в падежном и предложном согласовании.
Изменить слово «окно» в контексте предложения.
Ход: В доме большое … . В доме нет … . Я подошел к … . Я мечтаю о большом … . У меня растут цветы под … .
№45 «Назови, какой»
Цель: Упражнять в образовании относительных прилагательных.
Ход: Шкаф сделан из дерева, значит он деревянный.
Кровать сделана из железа, … .
Диван сделан из кожи, … .
Стул сделан из пластмассы, … .
№46 «Назови, какой»
Цель: Упражнять в употреблении дательного, винительного, родительного падежей иен существительных.
Ход: Воспитатель говорит предложение. Дети заканчивают:
Почтальон принес письмо (кому?) – маме, сестре … .
Что мы нашли в почтовом ящике? – газету, открытку … .
Чего не стало в почтовом ящике? Газеты, журнала … .
№47 «Кем ты будешь?»
Цель: Упражнять в употреблении глаголов будущего времени.
Материал: Картинки с изображением профессий.
Ход: Воспитатель показывает картинку с профессией, а дети составляют правильно предложение.
Я буду строителем, построю дом.
Я буду … .
№48 «Ответь на вопрос»
Цель: Упражнять в употреблении предлога в.
Ход: Куда пойдет мама, если нужен врач?
Куда ты пойдешь, если нужно сшить платье?
Куда нужно пойти, чтобы купить лекарство? хлеб?
№49 «Какое это блюдо?»
Цель: Упражнять в образовании относительных прилагательных.
Ход: Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?
Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки … )?
Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины … )?
Какой сок из … (моркови, груши, апельсина … )?
Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная – сделана из стекла.)
№50 «Волшебный паровозик»
Цель: Расширять и обогащать словарь. Закреплять навыки образования и правильного использования существительных с помощью суффикса ниц со значением вместилища.
Материал: Большая картинка с изображением паровозика, 9 средних карточек – вагончиков, 9 маленьких картинок (сахар, сухарь, хлеб, суп, конфеты, селедка, салат, салфетка, перец).
Ход: На стол выкладываются маленькие предметные картинки с изображением продуктов и предлагает «сходить в магазин за продуктами». Дети по желанию выбирают любую картинку и составляют предложение.
-Я купил хлеб. Я купил конфеты.
Педагог напоминает, что для каждого продукта есть своя посуда: для хлеба – хлебница, для конфет – конфетница. И с помощью интонации выделяет часть слова ниц, подчеркивая, что с ее помощью образуется новое слово.
Затем педагог предлагает покататься на «Волшебном паровозике», где в вагончиках едет волшебная частичка ниц. Надо купленные продукты положить в вагончики и отгадать, какое новое слово получится (сахарница, сухарница, хлебница, супница, конфетница, селедочница, салатница, салфетница, перечница).
№51 «Будь внимательным»
Цель: Развивать речевое внимание. Закреплять умение употреблять предлоги для обозначения пространственного расположения предметов.
Материал: Набор посуды (чашка, блюдце, ложка) по количеству детей.
Ход: Педагог дает инструкции. Дети их выполняют.
-Поставьте чашку на / под блюдце; между ложкой и блюдцем; слева от ложки и т. д.
Затем педагог совершает манипуляции с посудой, а дети комментируют, куда и что он кладет.
№52 «Подбери родственные слова»
Цель: Упражнять в образовании родственных слов.
Ход: Воспитатель называет предмет и дети подбирают родственные слова.
Снег – снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик …
Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье … .
Мороз – морозный, морозить, замораживать … .
Лед – ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед … .
№53 «Подбери признак к предмету»
Цель: Упражнять согласовывать прилагательные с существительными.
Ход:
Солнце (какое?) - …
Лед (какой?) - …
Мороз (какой?) - … .
№54 «Подбери предмет к признаку»
Цель: Упражнять согласовывать прилагательные с существительными.
Ход: Снежный – ком, …
Снежная - …
Снежные – заносы, …
Снежное – поле, … .
№55 «Образуй слова»
Цель: Упражнять в образовании имен прилагательных от имен существительных. Учить согласовывать прилагательные с существительными.
Материал: Мяч.
Ход: Гвоздь из железа. Железный гвоздь.
Доска из дерева. Деревянная доска.
Ножницы из металла. Металлические ножницы.
Сапоги из резины. Резиновые сапоги.
Перчатки из кожи. Кожаные перчатки.
Салфетка из бумаги. Бумажная салфетка.
Горшок из глины. Глиняный горшок.
Стакан из стекла. Стеклянный стакан.
Бутылка из пластмассы. Пластмассовая бутылка.
№56 «Подбери признак»
Цель: Упражнять в согласовании прилагательных с существительными.
Материал: Предметные картинки.
Ход: Воспитатель показывает картинку и задает вопрос. Дети отвечают.
Машина (какая?) - …
Самолет (какой?) - … .
№57 «Скажи наоборот»
Цель: Упражнять подбирать антонимы к словам.
Ход: Взлет – посадка
Взлетать – приземляться
Приезжать - …
Приплывать - … .
№58 «Скажи по - другому»
Цель: Упражнять подбирать синонимы к словам.
Ход: Ехать - … , мчаться - …, нестись - … , гнать - … , тащиться - … , передвигаться - … .
№59 «Подбери признак»
Цель: Упражнять в согласовании прилагательных с существительными.
Ход: Елка (какая? ) - …
Праздник (какой?) - …
Елочные игрушки (какие?) - …
Дед Мороз (какой?) - …
Снегурочка (какая?) - …
Ребята (какие?) - …
Подарки (какие?) - … .
№60 «Украсим елочку»
Цель: Упражнять детей в употреблении предлогов.
Ход: Нарядная елка стоит … зале.
Красивые игрушки висят … елке.
Гномики спрятались … елкой.
Они выбежали … елки.
Подарки для ребят спрятаны … елкой.
Дед Мороз достал подарки … елки.
Дети водят хоровод …елки.
Все подошли … елке.
№61 «Закончи предложение»
Цель: Закреплять умение детей составлять предложения, используя союз для того, чтобы. Развивать воображение.
Материал: Сюжетная картинка «Праздник елки», мяч.
Ход: Мама достала коробку с елочными игрушками для того,чтобы …(нарядить елку, украсить комнату).
Мы украсили елку для того, чтобы …
Дед Мороз пришел на праздник для того, чтобы …
Девочки надели костюмы снежинок для того, чтобы …
К нам на праздник приходил Снеговик для того, чтобы …
№62 «Что лишнее и почему?»
Цель: Активизировать и вводить в речь обобщающие понятия.
Дети называют лишнее слово и объясняют свой выбор.
Ход: Осень, зима, Рождество, весна
Лыжи, зима, санки, коньки
Зима, весна, декабрь, лето
Санки, лыжи, льдинки, коньки
№64 «Как я украшал елку»
Цель: Упражнять в составлении рассказа из личного опыта.
Ход: Предложить детям составить рассказ на тему.
№63 «Назови игрушку»
Цель: Упражнять в образовании относительных прилагательных.
Материал: Глиняная, деревянная, керамическая игрушки.
Игрушка из дерева (какая?) – деревянная (матрешка, дудка)
Игрушка из глины (какая?) – глиняная (свистулька)
Игрушка из керамики (какая?) – керамическая (куколка)
№64 «Посчитай»
Цель: Упражнять правильно согласовывать числительное с существительным.
Ход: Одна матрешка, две матрешки, … пять матрешек.
Одна свистулька, … пять свистулек.
№65 «Почему так назван»
Цель: упражнять в образовании сложных слов.
Ход: Конькобежец – бегает на коньках
Саночник – катается на санках
Лыжник – …
Хоккеист – …
Фигурист - … .
№66 «Кому что нужно»
Цель: Упражнять в употреблении дательного падежа имен существительных.
Ход: Клюшка нужна - хоккеисту
Коньки нужны - …
Санки нужны - …
Лыжи нужны - …
Шайба нужна - … .
№67 «Почему так называется»
Цель: Упражнять в словообразовании, в том числе сложных слов.
Ход: Самолет – сам летает
Вездеход - …
Паровоз - …
Пароход - …
Самосвал - …
Самокат - … .
№68 «Виды транспорта»
Цель: Упражнять классифицировать виды транспорта. Упражнять в составлении предложений с определенным словом.
Материал: Картинки с изображением различных видов транспорта. Схемы, кодирующие виды транспорта (волна, дорога, железная дорога, облако).
Ход: Самолет – это воздушный транспорт. Самолет летит над облаками.
Автомобиль - … .
№69 «Кто чем управляет»
Цель: Расширять и активизировать словарный запас.
Материал: Иллюстрации с изображением людей транспортных профессий, мяч.
Ход: Дети рассматривают иллюстрации и называют профессии людей, работающих на транспорте.
Чем управляет:
машинист - …
водитель - …
мотоциклист - …
шофер - …
велосипедист - …
летчик - …
капитан - … .
№70 «Любопытная сорока»
Цель: Совершенствовать умение детей использовать в речи предлоги.
Материал: Сюжетная картинка леса, плоскостное изображение сороки, схемы предлогов.
Ход: Педагог предлагает детям выполнить определенные действия с сорокой, ориентируясь на схемы: поместить около сосны, между елью и осиной, спрятать за кормушку; придумать и рассказать, где еще побывала любопытная сорока.
№71 «Улетают – не улетают»
Цель: Закрепить знание зимующих и перелетных птиц. Развивать зрительное и слуховое внимание.
Материал: Предметные картинки перелетных и зимующих птиц.
Предметные картинки раскладываются в центре круга (изображением вниз).
Ход: Дети бегут по кругу на носочках и делают взмахи руками («летят»). По команде «Стоп!» дети поднимают и переворачивают картинки. Те дети, у которых оказались картинки зимующих птиц, приседают, а те дети, у которых на картинках перелетные птицы, делают взмахи руками.
№72 «Скажи одним словом»
Цель: Упражнять в образовании сложных прилагательных.
Материал: Мяч.
Ход: У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).
У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).
У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).
У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).
У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).
У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).
У совы большая голова, поэтому ее называют … (…).
У свиристели звонкий голос, поэтому ее называют … (…).
У дятла длинный клюв, поэтому его называют … (…).
У сороки длинный хвост, поэтому ее называют … (…).
У совы большие крылья, поэтому ее называют … (…).
№73 «Добавь слово – неприятель»
Цель: Упражнять детей в употреблении слов-антонимов. Способствовать пониманию и запоминанию пословиц.
Материал: Мяч.
Ход: Воспитатель говорит предложение, а дети договаривают.
Родимая сторона – мать, а чужая … (мачеха).
От Родины веет теплом, а от чужбины …(холодом).
Собака лает на смелого, а кусает …(трусливого).
Худой мир лучше доброй …(ссоры).
Мир строит, а война …(разрушает).
Человек от лени болеет, а от труда …(здоровеет).
№74 «Образуй слова»
Цель: Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени. Расширять и активизировать словарный запас.
Материал: Мяч.
Ход: Солдат любит Родину. Любящий солдат.
Пограничник охраняет границу. Охраняющий пограничник.
Моряк сражается на море. Сражающийся моряк.
Пехотинец воюет за Родину. Воюющий пехотинец.
Танкист побеждает в бою. Побеждающий танкист.
Граждане живут в России. Живущие граждане.
№75 «Закончи предложение»
Цель: Упражнять в образовании имен прилагательных от имен существительных. Расширять и активизировать словарный запас.
Материал: Мяч.
Ход: Пиджак из шерсти. Он (какой?) - Шерстяной.
Платье из шелка. Оно …
Футболка из трикотажа. Она …
Куртка из кожи. Она …
Шуба из меха. Она …
Пальто для бабушки. Оно …
Одежда для улицы. Она…
Сапоги из резины. Они …
Косынка из ситца. Она …
Сарафан для лета. Он …
Плащ для весны. Он …
Майка для детей. Она …
Брюки для Мужчин. Они…
№76 «Расскажи, какая одежда»
Цель: Упражнять детей составлять описательный рассказ о различных предметах одежды с опорой на схему.
Материал: Схемы для составления рассказа, картинки с изображением различных предметов одежды.
Ход: Дети выбирают картинки с изображением одежды и составляют описательные рассказы с опорой на схему.
№77 «Кому что нужно»
Цель: Упражнять в употреблении винительного падежа и дательного падежей имен существительных.
Ход: Повару – поварешка
Продавцу - …
Ножницы – портнихе
Бинт - … .
№78 «Назови женскую профессию»
Цель: Упражнять в словообразовании.
Ход: Повар – повариха
Учитель – учительница
Воспитатель - …
Художник - …
Певец - …
Скрипач - …
Пианист - …
Продавец - …
№79 «Назови семью»
Цель: Упражнять в словообразовании. Расширять и активизировать словарный запас.
Материал: Предметные картинки взрослых животных жарких стран и их детенышей.
Ход: Детям предлагается рассмотреть картинки, «собрать» звериную семью вместе и назвать всех ее членов.
Папа – слон, мама – слониха, детеныш(и) – слоненок (слонятя).
Папа – лев, мама - … , детеныш(и) - … .
Тема «Животные холодных стран»
№80 «Сосчитай животных»
Цель: Упражнять согласовывать числительные с существительными.
Ход: Воспитатель говорит существительные, а дети согласовывают их с числительным.
Один морж, два моржа, … пять моржей.
Один тюлень, … пять тюленей.
№81 «Сравни»
Цель: Упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом а.
Ход: Бурый медведь живет в нашем лесу, а белый … .
У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого … .
Бурый медведь ест малину, мед, рыбу, а белый … .
Бурый медведь спит в берлоге, а белый … .
№82 «Назови ласково»
Цель: Образовывать слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Ход: Воспитатель называет птиц и животных. Дети образовывают слова с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов.
Соловей – соловушка
Журавль - …
Лебедь - …
Скворец - …
№ 83 «У кого – кто»
Цель: Упражнять в словообразовании.
Ход: У грача – грачата, у скворца - … .
У грача – грачонок, у журавля - … .
№84 «Назови профессию»
Цель: Упражнять в образовании существительных с помощью суффикса –щик.
Ход: Дети отвечают на воросы воспитателя:
Кто носит багаж? – Носильщик.
Кто сваривает трубы? – Сварщик.
Кто вставляет стекла? - …
Кто работает на кране? - …
Кто кладет камни? - …
Кто чинит часы? - …
Кто точит ножи? - …
Кто кроит платье? - …
№85 «Справочное бюро»
Цель: Закреплять представления детей о прфессиях людей и месте их работы. Упражнять в употреблении предлога в.
Ход: Дети отвечаю на вопросы воспитателя:
Где работает клоун? – В цирке.
Где работает учитель? – В школе.
Где работает повар? - …
Где работает продавец? - …
Где работает врач? - …
Где работает артист? - …
Где работает воспитательница?
№86 «Образуй слова»
Цель: Расширять и активизировать словарный запас. Учить образовывать имена прилагательные от имен существительных.
Материал: Мяч.
Ход: Поле из васильков. – Васильковое поле.
Запах луга. – Луговой запах.
Масло из розы. – Розовое масло.
Семена мака. – Маковые семена.
Аромат цветов. – Цветочный аромат.
Букет из ландышей. – Ландышевый букет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения на развитие связной речи у детей с ТНР
Рекомендации для родителей и педагогов особенно речевых группы, какие игры и упражнения можно использовать на развитие сявзной речи у детей с ТНР...
Игры и упражнения для развития связной речи детей
Игры и упражнения для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста...
Игры и упражнения для развития связной речи
«Исправь ошибку»Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточност...
Игры и упражнения для развития связной речи детей.
Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Основными средствами развития связной речи являются:- сказки;- дидактические игры;- ...
Презентация "Игры и упражнения для развития связной речи детей 5-го года жизни"
Презентация"Игры и упражнения для развития связной речи детей 5-го года жизни"...
Круглый стол для родителей подготовительной группы «Игры и упражнения для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
повышение родительской компетенции в речевом развитии ребенка старшего дошкольного возраста....
Речевые игры и упражнения в развитии связной речи детей с ОНР
Речевые игры и упражнения в развитии связанной речи детей с ОНР (слайд 1) (2 слайд) Речь ребёнка не является врождённой функцией.Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием.Чем бо...