План-конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных методик по теме «Лесная сказка».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Черемхина Ольга Альбертовна

Собственная методическая разработка педагого дополнилнительного образования

Черемхина Ольга Альбертовна 

План-конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных методик по теме «Лесная сказка».

Цель: развитие речи младших дошкольников.

Задачи:

  • обогащение словаря (знакомство со словами: «шуршит»«листопад»«кружат» «боровик»; овладение средствами выразительности языка;
  • развитие артикуляционного аппарата, развитие дикции и интонации;
  • развитие лёгких и умение гармонично использовать дыхательные ресурсы;
  • воспитание любви и интереса к литературе.

На занятии были использованы следующие инновационные методики:

  • сопровождение речи движениями;
  • дыхательная гимнастика;
  • упражнение на координацию слова с движением;
  • психогимнастика;
  • артикуляционная гимнастика;
  • упражнение на развитие речевого дыхания и голоса.

Материал: магнитофон; фонограмма звуков природы «Малыш в лесу»); картина с изображением осеннего леса; сухие листья, подвешенные на нитках к основе (на уровне губ детей); корзиночка; каштаны; пластилин белого цвета; дощечки для лепки; салфетки; стол.

План-конспект занятия:

I. Вводная часть

Педагог обращает внимание детей на то, что в природе наступила осень и предлагает всем вместе отправиться в лес в гости к одному зверю. Какому?

Дети узнают, отгадав загадку:

Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?» (Белка)

Педагог хвалит детей за смекалку, подтвердив, что их пригласила именно белка. А также напоминает, что в лесу сейчас холодно, поэтому всем нужно одеться потеплее.

Имитация одевания: «Сначала надеваем колготы, затем – кофту, потом – штанишки, за ними – куртку, на голову – шапку, на ножки – сапожки, на ручки-перчатки. Все готовы, ничего не забыли?»

II. Основная часть

А в лес мы доберемся, полетев на большом воздушном шаре (игровой парашют).

(слайд 2)

  • когда «воздушный шар» поднимается (у-у-у),
  • когда «воздушный шар» опускается (ш-ш-ш).
  1. Рассматривание картины. Детям показывается изображение деревьев в осеннем убранстве. Воспитатель обращает внимание на то, как красиво в осеннем лесу.
  2. Дыхательная гимнастика. Педагог предлагает детям изобразить, как ветер дует на листочки и качает их. (берут листья подвешеные на нитке). Детям предлагается:

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные методы и приемы развития связной речи у дошкольников со стертой дизартрией. Черемхина Ольга Альбертовна

Слайд 2

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи(звукопроизношения и просодики)вследствие расстройства иннервации периферических отделов речевого аппарата. Стертая дизартрия – это легкая степень выраженных дизартрических расстройств,проявляющихся в нарушениях звукопроизношения и просодической стороны речи,которое обусловленно наличием очаговой неврологической микросимптоматики .

Слайд 6

Татьяна Александровна Ткаченко утверждает, что дети с ОНР при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. Эти вспомогательные средства должны облегчать и направлять процесс становления связной речи.

Слайд 7

Первым вспомогательным средством, необходимым при формировании связной речи, является наглядность, при которой (или по поводу которой) происходит речевой акт. Второе вспомогательное средство – это моделирование плана высказывания.

Слайд 8

Учитывая что в современное время дети перенасыщены информацией, необходимо обеспечить чтоб процесс обучения был для них интересен. Поэтому для формирования и активизации связной речи наряду с традиционными методами применяются новые технологии. Здоровьезберегающие : дыхательная гимнастика,Су-Джок терапия,кинезиологическая терапия,логопедическая ритмика и другие. Развивающие : технология ТРИЗ,использование моделирования при составлении рассказов,мнемотехника и другие.

Слайд 9

СУ- кисть ДЖОК- стопа Су - Джок - терапия – методика оздоровления, основанная на представлении восточной философии о том, что на стопах и кистях расположены активные точки, соответствующие внутренним органам и частям тела.

Слайд 11

Сказка «Ежик на прогулке»Упражнения с шариком массажером Су – Джок Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок , стимулировать речевые зоны коры головного мозга. Оборудование: Су - Джок шарик - массажер . Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке) . Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик, катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками) Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться, и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика) . Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики) . Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик) .

Слайд 14

Коллаж. Коллаж-это лист бумаги, на которой рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Коллаж – это учебное пособие. Этапы работы. Рассмотреть коллаж и разобрать, какие картинки они на нем видят. Составить сюжет с использованием всех картинок. Коллаж содержит буквы, цифры, по ним воспитатель задает наводящие вопросы. Пример: «Почему они здесь изображены?» - «С этой буквы начинается слово, эта буква есть в слове» и т. п. Отрабатываются приемы запоминания предложенной информации. Сентябрь тема « осень» коллаж. Подготовительная группа Коллаж служит опорой для детей подготовительной группы (рассказ может носить более расширенную форму) Рассказ по коллажу на тему «Осень» Буква О потому что осень начинается на звук О (осенний месяц октябрь). Цифра 3 – три месяца осени. Буква С - сентябрь. Буква Н - ноябрь. Овощи и фрукты-люди осенью собирают урожай овощей и фруктов. Птицы улетают в теплые края. Зонт - часто идут дожди. Елка - в лесу звери готовятся к зиме, люди собирают грибы, ягоды. Дети 1 сентября идут в школу. Листья на деревьях меняют цвет. Солнце светит мало. Люди одевают теплую осеннюю одежду.

Слайд 15

ТРИЗ - теория решения изобретательных задач. Круги Луллия для развития речи. Круги Луллия представляют дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги. Кольца Луллия – это средство многофункционального характера, его можно применять для воспитания и развития детей по всем разделам программы. С помощью этой игры стало возможным обогатить условия для возрастающей роли интеллектуального развития ребенка и его познавательных интересов.

Слайд 16

Для изготовления пособия были взяты два прямоугольных куска фанеры шириной, равной диаметру колец(так же вырезанных из фанеры), и длиной на 2—4 см меньше двух диаметров колец

Слайд 17

Правила игры (одинаковые во всех темах) 1. Установить пособие на столе. 2. Поднять крышку. 3. На круги сверху уложить выбранные кольца с картинками. 4. Закрыть крышкой. 5. Прокрутив первый диск в окошечке устанавливается картинка, а прокручивая второй диск, ребенок подбирает правильный ответ.

Слайд 18

Нельзя не отметить универсальность игрового материала. Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры Вариантов игр множество. Всё зависит от возраста, поставленных задач , пройденного детьми материала.

Слайд 20

Средний возраст (4-5 лет) 1. На стержне - три круга. На маленьком - изображения объектов (ягода вишни, портфель, автомобиль и т.д.); на среднем круге - геометрические формы (треуголь­ник, овал, круг и т. д.); на большом - цифры. Р.З.выбрать объект (ягода вишни), подо­брать соответствующую ему геометричес­кую форму (круг) и количество (например, цифра 2). 2. Раскрутить круги. Например, под стрелкой оказались: ягода вишни, треуголь­ник, цифра 8 (результат - восемь вишен тре­угольной формы). Ф.З.какую пользу из этого можно из­влечь? (Такие плоды удобно укладывать в ящик - треугольник к треугольнику.) Старший возраст (5-6 лет) 1. Первый (верхний) круг - образцы материалов (металл, ткань, стекло и т.д.). Второй круг - изображения объектов (стул, телефон, пылесос и т.д.). Третий круг - изображения местонахождения объектов (квар­тира, улица, космический корабль). Четвер­тый круг - образцы цветов (малиновый, го­лубой и т.д.). Р.З. выбрать объект, подобрать материал, из которого он изготовлен, его цвет и определить место его нахождения (телефон -пластмасса - фиолетовый - квартира). 2. Раскрутить круги. Например, под стрелкой оказались: стекло, стул, космический корабль, малиновый цвет. Ф.З.объяснить практическую значимость получившегося объекта. Обсуждается ситуация: на космическом корабле необходим стеклянный стул малинового цвета, потому что... (Ответы детей.)

Слайд 21

"Новая сказка" Цель. Закреплять знание текстов знако­мых сказок. Учить изменять текст сказки в зависимости от введения новых объектов. Материал. Два круга (на первом - изоб­ражения сюжетов знакомых сказок; на вто­ром - предметов из этих сказок). РЗ: "Посмотри, иллюстрация к какой сказ­ке оказалась под стрелкой". ("Красная Ша­почка" Ш. Перро.) "Вспомни героев сказки, найди подходящий предмет". (Корзинка.) ФЗ: "Раскрути круги и посмотри, что ока­залось под стрелкой. (Иллюстрация из сказки "Три поросенка" и сковорода из сказ­ки " Федорино горе" К. Чуковского.) Как ско­ворода может помочь поросятам справиться с волком?" " "Необычные вещи" Цель. Учить детей определять части объ­ектов. Побуждать к объяснению практичес­кой значимости необычного сочетания из­вестных им объектов или их частей. Материал. На стержне - два круга (на большом - изображения объектов, на ма­леньком - частей этих объектов). РЗ: "Посмотри, какой объект оказался под стрелкой на первом круге, и найди его часть на втором". ФЗ: "Раскрути круги, посмотри и назови, что оказалось под стрелкой (например, зда­ние и крылья самолета). Придумай историю о том, как дом научился летать".

Слайд 22

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми,имеющими нарушение речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ(1) и РТВ(2) для детей подготовительной группы «Приключения Снеговика»

(1)   ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.                (2)   РТВ – развитие творческого воображения.        ...

Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий по теме "В гости к белочке"

Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий по теме...

План-конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему «Весенняя сказка»

Цель: Развитие речи и эмоциональной сферы детей.Задачи:- Уточнить представление детей о сезонных изменениях в природе, закрепить знания признаков весны.-Формировать у детей жи...

Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий в средней группе Тема: «Здравствуй, ежик!»

Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий в средней группеТема: «Здравствуй, ежик!»Задачи:- Развивать у детей познавательный интерес к...

Занятие по развитию речи с применением инновационных методик «Увлекательное путешествие в гости к белочке» (младшая группа)

Цель. Развитие речи у младших дошкольников.Задачи.1. Развитие и обогащение активного словаря детей (шуршат, белый гриб, листопад, с пустыми руками не ходят).2. Овладение средствами выразител...