План-конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных методик по теме «Лесная сказка».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Собственная методическая разработка педагого дополнилнительного образования
Черемхина Ольга Альбертовна
План-конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных методик по теме «Лесная сказка».
Цель: развитие речи младших дошкольников.
Задачи:
- обогащение словаря (знакомство со словами: «шуршит», «листопад», «кружат» «боровик»; овладение средствами выразительности языка;
- развитие артикуляционного аппарата, развитие дикции и интонации;
- развитие лёгких и умение гармонично использовать дыхательные ресурсы;
- воспитание любви и интереса к литературе.
На занятии были использованы следующие инновационные методики:
- сопровождение речи движениями;
- дыхательная гимнастика;
- упражнение на координацию слова с движением;
- психогимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- упражнение на развитие речевого дыхания и голоса.
Материал: магнитофон; фонограмма звуков природы ( «Малыш в лесу»); картина с изображением осеннего леса; сухие листья, подвешенные на нитках к основе (на уровне губ детей); корзиночка; каштаны; пластилин белого цвета; дощечки для лепки; салфетки; стол.
План-конспект занятия:
I. Вводная часть
Педагог обращает внимание детей на то, что в природе наступила осень и предлагает всем вместе отправиться в лес в гости к одному зверю. Какому?
Дети узнают, отгадав загадку:
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?» (Белка)
Педагог хвалит детей за смекалку, подтвердив, что их пригласила именно белка. А также напоминает, что в лесу сейчас холодно, поэтому всем нужно одеться потеплее.
Имитация одевания: «Сначала надеваем колготы, затем – кофту, потом – штанишки, за ними – куртку, на голову – шапку, на ножки – сапожки, на ручки-перчатки. Все готовы, ничего не забыли?»
II. Основная часть
А в лес мы доберемся, полетев на большом воздушном шаре (игровой парашют).
(слайд 2)
- когда «воздушный шар» поднимается (у-у-у),
- когда «воздушный шар» опускается (ш-ш-ш).
- Рассматривание картины. Детям показывается изображение деревьев в осеннем убранстве. Воспитатель обращает внимание на то, как красиво в осеннем лесу.
- Дыхательная гимнастика. Педагог предлагает детям изобразить, как ветер дует на листочки и качает их. (берут листья подвешеные на нитке). Детям предлагается:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Современные методы и приемы развития связной речи у дошкольников со стертой дизартрией. | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи(звукопроизношения и просодики)вследствие расстройства иннервации периферических отделов речевого аппарата. Стертая дизартрия – это легкая степень выраженных дизартрических расстройств,проявляющихся в нарушениях звукопроизношения и просодической стороны речи,которое обусловленно наличием очаговой неврологической микросимптоматики .
Татьяна Александровна Ткаченко утверждает, что дети с ОНР при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. Эти вспомогательные средства должны облегчать и направлять процесс становления связной речи.
Первым вспомогательным средством, необходимым при формировании связной речи, является наглядность, при которой (или по поводу которой) происходит речевой акт. Второе вспомогательное средство – это моделирование плана высказывания.
Учитывая что в современное время дети перенасыщены информацией, необходимо обеспечить чтоб процесс обучения был для них интересен. Поэтому для формирования и активизации связной речи наряду с традиционными методами применяются новые технологии. Здоровьезберегающие : дыхательная гимнастика,Су-Джок терапия,кинезиологическая терапия,логопедическая ритмика и другие. Развивающие : технология ТРИЗ,использование моделирования при составлении рассказов,мнемотехника и другие.
СУ- кисть ДЖОК- стопа Су - Джок - терапия – методика оздоровления, основанная на представлении восточной философии о том, что на стопах и кистях расположены активные точки, соответствующие внутренним органам и частям тела.
Сказка «Ежик на прогулке»Упражнения с шариком массажером Су – Джок Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок , стимулировать речевые зоны коры головного мозга. Оборудование: Су - Джок шарик - массажер . Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке) . Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик, катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками) Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться, и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика) . Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики) . Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик) .
Коллаж. Коллаж-это лист бумаги, на которой рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Коллаж – это учебное пособие. Этапы работы. Рассмотреть коллаж и разобрать, какие картинки они на нем видят. Составить сюжет с использованием всех картинок. Коллаж содержит буквы, цифры, по ним воспитатель задает наводящие вопросы. Пример: «Почему они здесь изображены?» - «С этой буквы начинается слово, эта буква есть в слове» и т. п. Отрабатываются приемы запоминания предложенной информации. Сентябрь тема « осень» коллаж. Подготовительная группа Коллаж служит опорой для детей подготовительной группы (рассказ может носить более расширенную форму) Рассказ по коллажу на тему «Осень» Буква О потому что осень начинается на звук О (осенний месяц октябрь). Цифра 3 – три месяца осени. Буква С - сентябрь. Буква Н - ноябрь. Овощи и фрукты-люди осенью собирают урожай овощей и фруктов. Птицы улетают в теплые края. Зонт - часто идут дожди. Елка - в лесу звери готовятся к зиме, люди собирают грибы, ягоды. Дети 1 сентября идут в школу. Листья на деревьях меняют цвет. Солнце светит мало. Люди одевают теплую осеннюю одежду.
ТРИЗ - теория решения изобретательных задач. Круги Луллия для развития речи. Круги Луллия представляют дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги. Кольца Луллия – это средство многофункционального характера, его можно применять для воспитания и развития детей по всем разделам программы. С помощью этой игры стало возможным обогатить условия для возрастающей роли интеллектуального развития ребенка и его познавательных интересов.
Для изготовления пособия были взяты два прямоугольных куска фанеры шириной, равной диаметру колец(так же вырезанных из фанеры), и длиной на 2—4 см меньше двух диаметров колец
Правила игры (одинаковые во всех темах) 1. Установить пособие на столе. 2. Поднять крышку. 3. На круги сверху уложить выбранные кольца с картинками. 4. Закрыть крышкой. 5. Прокрутив первый диск в окошечке устанавливается картинка, а прокручивая второй диск, ребенок подбирает правильный ответ.
Нельзя не отметить универсальность игрового материала. Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры Вариантов игр множество. Всё зависит от возраста, поставленных задач , пройденного детьми материала.
Средний возраст (4-5 лет) 1. На стержне - три круга. На маленьком - изображения объектов (ягода вишни, портфель, автомобиль и т.д.); на среднем круге - геометрические формы (треугольник, овал, круг и т. д.); на большом - цифры. Р.З.выбрать объект (ягода вишни), подобрать соответствующую ему геометрическую форму (круг) и количество (например, цифра 2). 2. Раскрутить круги. Например, под стрелкой оказались: ягода вишни, треугольник, цифра 8 (результат - восемь вишен треугольной формы). Ф.З.какую пользу из этого можно извлечь? (Такие плоды удобно укладывать в ящик - треугольник к треугольнику.) Старший возраст (5-6 лет) 1. Первый (верхний) круг - образцы материалов (металл, ткань, стекло и т.д.). Второй круг - изображения объектов (стул, телефон, пылесос и т.д.). Третий круг - изображения местонахождения объектов (квартира, улица, космический корабль). Четвертый круг - образцы цветов (малиновый, голубой и т.д.). Р.З. выбрать объект, подобрать материал, из которого он изготовлен, его цвет и определить место его нахождения (телефон -пластмасса - фиолетовый - квартира). 2. Раскрутить круги. Например, под стрелкой оказались: стекло, стул, космический корабль, малиновый цвет. Ф.З.объяснить практическую значимость получившегося объекта. Обсуждается ситуация: на космическом корабле необходим стеклянный стул малинового цвета, потому что... (Ответы детей.)
"Новая сказка" Цель. Закреплять знание текстов знакомых сказок. Учить изменять текст сказки в зависимости от введения новых объектов. Материал. Два круга (на первом - изображения сюжетов знакомых сказок; на втором - предметов из этих сказок). РЗ: "Посмотри, иллюстрация к какой сказке оказалась под стрелкой". ("Красная Шапочка" Ш. Перро.) "Вспомни героев сказки, найди подходящий предмет". (Корзинка.) ФЗ: "Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой. (Иллюстрация из сказки "Три поросенка" и сковорода из сказки " Федорино горе" К. Чуковского.) Как сковорода может помочь поросятам справиться с волком?" " "Необычные вещи" Цель. Учить детей определять части объектов. Побуждать к объяснению практической значимости необычного сочетания известных им объектов или их частей. Материал. На стержне - два круга (на большом - изображения объектов, на маленьком - частей этих объектов). РЗ: "Посмотри, какой объект оказался под стрелкой на первом круге, и найди его часть на втором". ФЗ: "Раскрути круги, посмотри и назови, что оказалось под стрелкой (например, здание и крылья самолета). Придумай историю о том, как дом научился летать".
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми,имеющими нарушение речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ(1) и РТВ(2) для детей подготовительной группы «Приключения Снеговика»
(1) ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. (2) РТВ – развитие творческого воображения. ...
Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий по теме "В гости к белочке"
Цель: развитие речи младших дошкольников....
Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий по теме "В гости к белочке"
Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий по теме...
План-конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных методик по теме "В гости к белочке"
младшая группа...
План-конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему «Весенняя сказка»
Цель: Развитие речи и эмоциональной сферы детей.Задачи:- Уточнить представление детей о сезонных изменениях в природе, закрепить знания признаков весны.-Формировать у детей жи...
Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий в средней группе Тема: «Здравствуй, ежик!»
Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий в средней группеТема: «Здравствуй, ежик!»Задачи:- Развивать у детей познавательный интерес к...
Занятие по развитию речи с применением инновационных методик «Увлекательное путешествие в гости к белочке» (младшая группа)
Цель. Развитие речи у младших дошкольников.Задачи.1. Развитие и обогащение активного словаря детей (шуршат, белый гриб, листопад, с пустыми руками не ходят).2. Овладение средствами выразител...