Мои презентации
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Дудкина Валентина Валерьевна

Презентация: "Развитие речи детей"; "Роль игры в развитии взаимодейтствия детей"; "Экспериментирование как метод обучения дошкольников"; "Наблюдение как основной метод развития речи младших дошкольников на прогулке"; Развитие словесно-логического через развивающие игры-головоломки"; "Использование природного и бросового материала в экологическом воспитании детей"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дудкина Валентина Валерьевна Воспитатель 2-ой младшей группы МАДОУ № 61 Наблюдение как основной метод развития речи младших дошкольников на прогулке

Слайд 2

Развитие речи у детей тесно связано с самим развитием мозга. Сам процесс развития мозга основополагающего значения не имеет – то есть, человек может обладать врожденными неплохими данными, но если воспитатели не создают условий для того, чтобы речевое развитие ребенка шло правильно, то интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка будет отставать от нормы все сильнее . Исследования показали, что только посредством развития речи развиваются такие важные психические процессы, как память, внимание, восприятие, воображение, логические способности . Таким образом, роль речи в развитии ребенка огромна, и главным условием в правильном развитии речи ребенка является его общение со взрослым.

Слайд 3

Прекрасным средством развития речи маленьких детей является мир природы. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи, развитие мышления и речи идет как единый процесс. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, речи, творчества, чувства. В структуру ежедневных прогулок обязательно входит наблюдение, особенно наблюдение за явлениями природы, за животным или растительным миром . Во время наблюдений у детей формируется умение слушать речь взрослого, развивается навык действовать по его сигналу и слову. Запоминание новых слов тренирует память малышей, их речь. Вовремя сказанное четверостишие, потешка или поговорка обостряют восприятие малыша, способствуют воссозданию ярких образов.

Слайд 4

1. В течение всего года мы с детьми наблюдаем за явлениями неживой природы . Наблюдая за водой, дети знакомятся с ее свойствами: теплая или холодная, журчит, льется. В емкость с водой выкладываем игрушки, после чего дети ловят сачками игрушечных рыбок, уточек, разноцветные шарики. После дождя наблюдаем за ручьями и лужами. Во время наблюдений дети проговаривают существительные, прилагательные, глаголы, учатся строить предложение . “К нам на длинной мокрой ножке Дождик скачет по дорожке. В лужице – смотри, смотри! – Он пускает пузыри…”.

Слайд 5

Песок. Дети охотно играют с сухим песком: погружают в него руки, перебирая пальчиками, раскапывают спрятанные игрушки, работают с формочками, бутылочками, “пекут” из влажного песка пирожки . Сухой песок: сыпется, а из мокрого песка можно лепить . “Муку в тесто замесили А из теста мы слепили: Пирожки и плюшки, Сдобные ватрушки, Булочки и калачи – Все мы испечем в печи!”.

Слайд 6

Сезонные явления. Осенью наблюдаем за листопадом, за хмурым небом, за холодными дождями. Предлагаю детям походить по опавшей листве, послушать, как она “шуршит”, собираем разноцветные листья в осенний букет. Учимся подмечать сезонные изменения в природе . Зимой наблюдаем за выпавшим снегом, за цветными льдинками, закрепляем свойства льда и снега. Объясняю детям, что снег холодный, в руки его брать нельзя, его можно лопаткой класть в ведерочки. Предлагаю детям взять снег на лопатку и подбросить вверх, снег рассыпается. Из снега можно сделать домик, холмик, заборчик. “Ты мороз, мороз, мороз, Не показывай свой нос! Уходи скорей домой, Стужу уводи с собой ”!

Слайд 7

Весной обращаю внимание детей на то, что стало тепло, пригревает солнышко. Дует теплый ветер. Предлагаю поиграть с вертушками, султанчиками. Появляются первые ручейки, тают сосульки (рассматриваем их на карнизах подоконников). Сосульки бывают тонкие и толстые, длинные и короткие. Ставим ведерко под сосульку, слушаем “кап-кап ”… Летом обращаю внимание детей на то, что все радуются теплу, птицы, животные, насекомые, люди. Ласковое солнышко согревает все вокруг: цветут цветы, земля покрыта травой, на деревьях много зеленых листьев. Летом не надо тепло одеваться. Если во время прогулки пошел дождь, предлагаю послушать, как весело он барабанит по крыше веранды, а затем обращаю внимание малышей на то, как чисто стало: дождь полил траву, цветы, сад и огород.

Слайд 8

2. Наблюдение живой природы. Весной рассматриваем набухшие почки, первые листики. Организуя прогулку с детьми в сад, показываю детям, как красиво цветут вишни, яблоньки, привлекаю внимание к жужжащим над цветками пчелам. Когда приходим на огород, обращаю внимание детей на вскопанные грядки, рассказываю, что посадим – помидоры, лук, клубнику, при этом показываю картинки с изображением названных овощей и ягод. Летом обращаю внимание детей на зелень листвы, закрепляем знания о строении дерева: ствол, ветки, листья, учимся различать березу и ель. На лугу уточняем названия – цветы, трава, на участке наблюдаем за цветами на клумбах, учимся называть цветы, их окраску, величину. На огороде наблюдаем за ростом помидоров, лука, перца и др. овощей, пробуем первые ягоды, созревшие в саду – смородину, вишню, облепиху… В начале осени рассматриваем цветы на клумбе, предлагаю отыскать на клумбе сначала красные, потом желтые цветы, большие, затем маленькие. Например, георгин - большой, петунья-маленькая. Во время прогулок на огород и в сад, уточняю названия знакомых детям овощей и фруктов: морковь, капуста, огурец, помидор, картофель, сливы…

Слайд 9

3. Наблюдение за животными . Кошка и котята. Дети любят наблюдать за кошкой, отмечают особенности поведения: мурлычет, царапается, прыгает. Дети третьего года жизни могут самостоятельно покормить котенка, назвать части его тела, умеют имитировать мяуканье, дети усваивают, что кошка любит лакать молоко, умывается лапкой. У кошки и ее детеныша, котенка, имеются острые зубы, коготки и шерсть . Собака и щенята. При наблюдении отмечаем особенности внешнего вида - голова, хвост, ноги. Собака бегает, прыгает, лает, ее нельзя дразнить, собачка может укусить. При наблюдении задаю вопросы: “Где живет собака”? “Что любит есть”? “Что делал щенок”?

Слайд 10

Наблюдение за зимующими птицами. Зимой рассматриваем кормушку, на которую прилетают воробушки, синицы, снегири. Называем птиц, отмечаем особенности внешнего вида. Объясняю детям, что зимой на улице холодно, птицам нечего кушать, нет мошек, червяков, зернышек, предлагаю покрошить хлеба на кормушку . Насекомые. Наблюдения за бабочкой, кузнечиком, пчелкой, божьей коровкой, муравьем приносят нашим детям много радости, они восторженно вопят при виде летающей над лугом стрекозы. Предлагаю полюбоваться красивыми крылышками божьей коровки, отметить трудолюбие муравья, как легко порхают разноцветные бабочки с цветка на цветок.

Слайд 11

В процессе наблюдений за живой природой, у детей обогащается активный словарь по теме, развиваются элементарные навыки фразовой речи . “На заборе сидит, “ку-ка-ре-ку” кричит”. (Петушок ) “Громко лает, а в дом не пускает: “ Ав-авав !”. ( Собачка) “ Кричит: “ Му -у- уу !” Кто это? Не пойму?”. (Корова)

Слайд 12

Заключение Таким образом, природа является богатейшей кладовой, неоценимым богатством для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойство человеческой личности, как наблюдательность, любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, логического мышления.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Влияние игры на развитие взаимодействия детей МАДОУ № 61 г. Нижнекамск Воспитатель :Дудкина Валентина Валерьевна

Слайд 2

Детская игра отражает тот уровень взаимодействия детей, который сложился в данном коллективе: это обмен игрушками, радость и сопереживание одного ребенка или группы детей за успехи других, готовность подчиниться товарищу. Детская игра представляет собой вид деятельности детей, который заключается в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направлен на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, психического, умственного и нравственного воспитания детей.

Слайд 3

А.П. Усова рассматривала игру как важнейшую и наиболее эффективную в раннем и дошкольном детстве форму социализации ребенка. Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи на интеллектуальное развитие. Игра - одно из незаменимых средств сплочения детского коллектива. Она помогает педагогу всесторонне изучить ребят, проникнуть в их духовный мир, осуществляя индивидуальный подход к каждому ребенку. Игра в придуманной ситуации освобождает от ситуативной связи. Игра дошкольника - это не бесцельная забава, а особая форма детского труда. В этом плане желательно сочетать творческую игру с изобразительной, конструктивной и другой деятельностью Игра - одно из незаменимых средств сплочения детского коллектива.

Слайд 4

Л.И. Божович говорил, что дошкольный возраст - один из важнейших этапов в формировании и развитии индивидуальных и коллективных игровых интересов детей . Малыши приступают к игре ситуативно , без предварительного плана, хотя наличие «сговора» отмечают уже у детей четвертого года жизни. Старшие дети обсуждают замысел игры, подбирают, а иногда готовят самостоятельно материал к играм. Игры становятся длительными, иногда дети играют неделю, две, месяц в одну игру, постоянно усложняя и дополняя сюжет игры новыми эпизодами, фрагментами, ролями. Наблюдается заблаговременное коллективное планирование игры: выбор темы, распределение ролей, выработка и обсуждение правил игры, изготовление атрибутов. Эта особенность дает возможность воспитателю направлять ход игры, развивать ее, подчиняя игровую деятельность целенаправленному формированию нужных качеств коллектива в целом или отдельно взятого ребенка. В творческой сюжетно - ролевой игре старших дошкольников, правила которой составлены самими детьми, вырабатывается самоконтроль и самооценка

Слайд 5

У младших дошкольников интенсивно развиваются познавательные интересы к явлениям окружающей жизни, а также интерес к личности сверстника и совместной деятельности с ним. Уровень развития игровых интересов детей определяется уровнем развития межличностных взаимоотношений и, наоборот, развитие игровых интересов зависит от характера и уровня общения детей группы. Именно дети с более развитыми интересами являются постоянными организаторами совместных игр. Взаимодействия между детьми характеризуются тем, на какой основе происходит объединение между ними: будет ли оно механическим, будут ли дети играть, объединяясь уже содержанием игры, или это будет происходить еще на более высоком уровне — на уровне интереса друг к другу. Игровые группы, возникающие на основе интереса к содержанию игры и на основе личного интереса, представляют собой самые устойчивые объединения по составу играющих. Именно на их основе создаются «играющие коллективы».

Слайд 6

Изучая игровые интересы, воспитателю необходимо обратить внимание на их глубину, широту и устойчивость. Так, по глубине игровой интерес может быть поверхностным, если он направлен на внешнюю сторону (яркость; новизна игрушки), и более глубоким, который характеризуется стремлением проникнуть в суть явления (например, преобладает интерес к содержанию игры, к ролевым взаимоотношениям играющих). Под широтой интереса принято понимать количество объектов, на которые направлен интерес. Так, например, если ребенок пятого года жизни интересуется только одной - двумя темами игры или постройки, то его интерес квалифицируется как узкий. Если же его интересует шесть-семь тем, то для данного возраста интерес считается довольно широким. В качестве объективного показателя устойчивости игрового интереса можно рассматривать продолжительность одной игры, а также длительное развитие сюжета игры в течение нескольких дней или недель

Слайд 7

Особенность развития творческой игры дошкольников - постепенный переход мотива из процесса игры на ее результат У ребенка младшей группы мотивы действий развернуты и фиксируются все основные операции действия. Постепенно движения детей значительно видоизменяются, теряют свою предметную отнесенность, наблюдается выпадение ряда операций, а сохраняется только внешнее сходство с предметным действием. У старших дошкольников игровые действия часто носят символический, обобщенный, иногда проговоренный характер, сохраняя только общее очертание действия, что дает ребенку возможность в короткое время проигрывать большие временные отрезки. Старших ребят больше интересует результат игровой деятельности.

Слайд 8

В развитии сюжетно - ролевой игры отмечается и постепенный переход от игры рядом в младшей группе к групповым играм в средней и коллективным в старшей и подготовительной группах. Трехлетние дети выполняют отдельные игровые ролевые действия в одиночку или по 2 - 3 человека. Становление и развитие игровой деятельности во многом зависит от обучения ребенка трех-четырех лет игре, от расширения у него представлений об окружающей действительности. Подавляющее большинство игр старших дошкольников носит коллективный или групповой характер. В таких играх всегда есть межличностные зависимости, которые в игре проявляются ярче, чем вне игры. Дети горячо реагируют на удачное выполнение роли, на неудачи, отступления от правил кем - либо из сверстников. При распределении ролей учитываются и реальные возможности каждого. Кроме игровых взаимоотношений, учитываются и общее оценочное мнение, и ребячье понимание человеческого достоинства.

Слайд 9

Заключение Уровень развития взаимодействия детей дошкольного возраста в игровой деятельности определяется структурой педагогического процесса в детском саду в целом, наличием взаимосвязей между отдельными видами деятельности: обучением, игрой и трудом. Таким образом, в основе игровых взаимоотношений у дошкольников принимаются реальные ценности и, несмотря на игровое основание, речь идет о серьезных образованиях нравственного порядка у детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Дудкина Валентина Валерьевна, воспитатель МАДОУ №61, г. Нижнекамск

Слайд 2

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования . Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н.Н. Поддьякова . Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Слайд 3

В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость: совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификация, обобщения и экстраполяции; давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Слайд 4

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л.С. Выготский. При формировании основ естественно – научных и экологических понятий, экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными .

Слайд 5

Мы согласны с Н.Н. Поддъяковым , сформулировавшим гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода приводятся следующие доказательства. 1 . Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания. 2. В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования . 3.Некоторые дети не любят играть, они предпочитают заниматься каким-то делом, их психическое развитие протекает нормально. 4. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции (А.И. Иванова, 1999). Это хорошо понимали и неоднократно подчеркивали выдающиеся педагоги Я.А. Каменский, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци и другие.

Слайд 6

Дети дошкольного возраста с интересом экспериментируют. Пяти – шести летние дошкольники уже умеют задавать поисковые вопросы и активно стремятся искать на них ответы. В этот возрастной период дошкольники, как правило, сами являются инициаторами опытов и экспериментов, стремятся прогнозировать результат. В старшей группе детского сада возрастает длительность исследований. Дети способны хорошо запоминать инструкции, понимать их смысл, соблюдать правила безопасности. В подготовительной к школе группе дети способны сами ставить эксперименты и делать выводы об их результатах. Детям седьмого года жизни доступны сложные умственные операции: выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердилась в ходе исследования. Дети способны делать выводы о скрытых, не воспринимаемых непосредственно свойствах предметов и явлений, а также давать яркое, красочное описание увиденного.

Слайд 7

Детское экспериментирование – это неизолированный вид деятельности. Оно тесно связано с игровой, трудовой, познавательно-исследовательской деятельностью. И в тоже время детское экспериментирование не является обязательной деятельностью. Это – свободный творческий труд и им нельзя заниматься по принуждению. Опыты организованные с детьми дошкольного возраста не имеют строгого регламента, нельзя запрещать детям общаться во время исследования, обмениваться полученной информацией, выражать эмоции. Детское экспериментирование дошкольной педагогики является способом введения ребенка в целостный педагогический процесс. В дошкольном обучении нет четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, между жизнью и обучением.

Слайд 8

В нашей группе разработана система экспериментов в различных видах НОД и повседневной жизни. Образовательную область «Познание» объединили с образовательной областью «Труд» и «Художественное творчество». На НОД по формированию целостной картины мира дети получают знания по темам: «Вода», «Воздух», «Почва», «Космос», «Явления природы», «Животный и растительный мир», «Предметы окружения», «Правила и культура поведения», которые они закрепляют на НОД по «Труду» и «Художественному творчеству».

Слайд 9

Например: Детям рассказывали про почву. Они узнали, что в состав почвы входит песок, выяснили различные свойства песка, его положительные и отрицательные свойства. Во второй части НОД дети рисовали картины, используя вместо красок цветной песок. Когда дети вышли на прогулку то они протестировали ледяную дорожку (пустили по ней кубик), увидели, что кубик проехал всю дорожку без задержки. После того как дорожку посыпали песком скольжения по ней не было. Детьми были сделаны соответствующие выводы. Изучая тему «Ветер» дети узнали, что можно определять направление и силу ветра. На НОД по труду дети изготовили вертушки из бумаги и бросового материала, тем самым закрепив различные свойства бумаги и полиэтилена. Затем на прогулке дети, с помощью вертушек определили силу ветра . Изучая тему «Деревья» мы выделили в отдельный блок – березу, как символ России. Дети наблюдали березу в разное время года: летом, осенью, зимой, выучили стихи о ней. Затем дети перенеслись в далекое прошлое и познакомились с берестой, написали берестяные грамотки, нарисовали березу с помощью тычков, сделали березку из бумаги, закрепив при этом геометрическую фигуру – конус.

Слайд 10

К каждой теме, которую мы предлагаем детям для исследования можно подобрать различные виды деятельности, закрепляющие главную идею. Для проведения таких экспериментов в нашей группе создан уголок «Почемучек», где собрано все необходимое. Следуя за любознательностью наших воспитанников, оборудование уголка постоянно пополняется. Ведущая роль в исследовательской деятельности детей принадлежит воспитателю. Без педагога экспериментирование в дошкольном возрасте превратилось бы в пустое манипулирование предметами, а, следовательно, не могло бы иметь познавательной ценности.

Слайд 11

По ходу проведения опытов, наблюдений и экспериментов педагогу необходимо соблюдать ряд требований в общении с детьми: следует избегать оценки детских идей, критики, командирских приемов, проявлять терпимость к ошибкам в процессе поиска собственного решения; проявлять искренний интерес к любой познавательной деятельности ребенка, стремиться за любыми выражениями идей, увидеть активную работу мысли; воспитывать веру ребенка в свои силы, чаще выражать оценку, предвосхищающую успех; воспитывать у детей настойчивость в выполнении заданий, уметь доводить начатое дело до конца.

Слайд 12

Поэтому можно сделать вывод, что самостоятельная исследовательская деятельность ребенка – сложная работа. Она предъявляет к ребенку и педагогу высокие требования. Педагог должен научить ребенка самостоятельно мыслить, предлагая разнообразные решения задач, убедительно доказывать свою точку зрения и уметь выслушивать мнения других, разрешать споры и управлять эмоциональным состоянием. В итоге такой работы наши дети должны обладать не только хорошо развитым мышлением, но и позитивной самооценкой, хорошо развитыми коммуникативно-речевыми и творческими способностями .

Слайд 13

Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: Творческий центр, 2004.- 154с. Казакова С.И. диагностика познавательных способностей в дошкольном возрасте. - М.: Логос, 2006.- 197с. Коршунова С.И. исследовательская деятельность в детском саду. – СПБ. Нева, 2005.- 189с. Поддьяков Н.Н. Развитие мышления умственное воспитание дошкольников. – М.: Педагогика, 1989.- 317с. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дудкина Валентина Валерьевна Воспитатель 2-ой младшей группы МАДОУ № 61 Наблюдение как основной метод развития речи младших дошкольников на прогулке

Слайд 2

Развитие речи у детей тесно связано с самим развитием мозга. Сам процесс развития мозга основополагающего значения не имеет – то есть, человек может обладать врожденными неплохими данными, но если воспитатели не создают условий для того, чтобы речевое развитие ребенка шло правильно, то интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка будет отставать от нормы все сильнее . Исследования показали, что только посредством развития речи развиваются такие важные психические процессы, как память, внимание, восприятие, воображение, логические способности . Таким образом, роль речи в развитии ребенка огромна, и главным условием в правильном развитии речи ребенка является его общение со взрослым.

Слайд 3

Прекрасным средством развития речи маленьких детей является мир природы. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи, развитие мышления и речи идет как единый процесс. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, речи, творчества, чувства. В структуру ежедневных прогулок обязательно входит наблюдение, особенно наблюдение за явлениями природы, за животным или растительным миром . Во время наблюдений у детей формируется умение слушать речь взрослого, развивается навык действовать по его сигналу и слову. Запоминание новых слов тренирует память малышей, их речь. Вовремя сказанное четверостишие, потешка или поговорка обостряют восприятие малыша, способствуют воссозданию ярких образов.

Слайд 4

1. В течение всего года мы с детьми наблюдаем за явлениями неживой природы . Наблюдая за водой, дети знакомятся с ее свойствами: теплая или холодная, журчит, льется. В емкость с водой выкладываем игрушки, после чего дети ловят сачками игрушечных рыбок, уточек, разноцветные шарики. После дождя наблюдаем за ручьями и лужами. Во время наблюдений дети проговаривают существительные, прилагательные, глаголы, учатся строить предложение . “К нам на длинной мокрой ножке Дождик скачет по дорожке. В лужице – смотри, смотри! – Он пускает пузыри…”.

Слайд 5

Песок. Дети охотно играют с сухим песком: погружают в него руки, перебирая пальчиками, раскапывают спрятанные игрушки, работают с формочками, бутылочками, “пекут” из влажного песка пирожки . Сухой песок: сыпется, а из мокрого песка можно лепить . “Муку в тесто замесили А из теста мы слепили: Пирожки и плюшки, Сдобные ватрушки, Булочки и калачи – Все мы испечем в печи!”.

Слайд 6

Сезонные явления. Осенью наблюдаем за листопадом, за хмурым небом, за холодными дождями. Предлагаю детям походить по опавшей листве, послушать, как она “шуршит”, собираем разноцветные листья в осенний букет. Учимся подмечать сезонные изменения в природе . Зимой наблюдаем за выпавшим снегом, за цветными льдинками, закрепляем свойства льда и снега. Объясняю детям, что снег холодный, в руки его брать нельзя, его можно лопаткой класть в ведерочки. Предлагаю детям взять снег на лопатку и подбросить вверх, снег рассыпается. Из снега можно сделать домик, холмик, заборчик. “Ты мороз, мороз, мороз, Не показывай свой нос! Уходи скорей домой, Стужу уводи с собой ”!

Слайд 7

Весной обращаю внимание детей на то, что стало тепло, пригревает солнышко. Дует теплый ветер. Предлагаю поиграть с вертушками, султанчиками. Появляются первые ручейки, тают сосульки (рассматриваем их на карнизах подоконников). Сосульки бывают тонкие и толстые, длинные и короткие. Ставим ведерко под сосульку, слушаем “кап-кап ”… Летом обращаю внимание детей на то, что все радуются теплу, птицы, животные, насекомые, люди. Ласковое солнышко согревает все вокруг: цветут цветы, земля покрыта травой, на деревьях много зеленых листьев. Летом не надо тепло одеваться. Если во время прогулки пошел дождь, предлагаю послушать, как весело он барабанит по крыше веранды, а затем обращаю внимание малышей на то, как чисто стало: дождь полил траву, цветы, сад и огород.

Слайд 8

2. Наблюдение живой природы. Весной рассматриваем набухшие почки, первые листики. Организуя прогулку с детьми в сад, показываю детям, как красиво цветут вишни, яблоньки, привлекаю внимание к жужжащим над цветками пчелам. Когда приходим на огород, обращаю внимание детей на вскопанные грядки, рассказываю, что посадим – помидоры, лук, клубнику, при этом показываю картинки с изображением названных овощей и ягод. Летом обращаю внимание детей на зелень листвы, закрепляем знания о строении дерева: ствол, ветки, листья, учимся различать березу и ель. На лугу уточняем названия – цветы, трава, на участке наблюдаем за цветами на клумбах, учимся называть цветы, их окраску, величину. На огороде наблюдаем за ростом помидоров, лука, перца и др. овощей, пробуем первые ягоды, созревшие в саду – смородину, вишню, облепиху… В начале осени рассматриваем цветы на клумбе, предлагаю отыскать на клумбе сначала красные, потом желтые цветы, большие, затем маленькие. Например, георгин - большой, петунья-маленькая. Во время прогулок на огород и в сад, уточняю названия знакомых детям овощей и фруктов: морковь, капуста, огурец, помидор, картофель, сливы…

Слайд 9

3. Наблюдение за животными . Кошка и котята. Дети любят наблюдать за кошкой, отмечают особенности поведения: мурлычет, царапается, прыгает. Дети третьего года жизни могут самостоятельно покормить котенка, назвать части его тела, умеют имитировать мяуканье, дети усваивают, что кошка любит лакать молоко, умывается лапкой. У кошки и ее детеныша, котенка, имеются острые зубы, коготки и шерсть . Собака и щенята. При наблюдении отмечаем особенности внешнего вида - голова, хвост, ноги. Собака бегает, прыгает, лает, ее нельзя дразнить, собачка может укусить. При наблюдении задаю вопросы: “Где живет собака”? “Что любит есть”? “Что делал щенок”?

Слайд 10

Наблюдение за зимующими птицами. Зимой рассматриваем кормушку, на которую прилетают воробушки, синицы, снегири. Называем птиц, отмечаем особенности внешнего вида. Объясняю детям, что зимой на улице холодно, птицам нечего кушать, нет мошек, червяков, зернышек, предлагаю покрошить хлеба на кормушку . Насекомые. Наблюдения за бабочкой, кузнечиком, пчелкой, божьей коровкой, муравьем приносят нашим детям много радости, они восторженно вопят при виде летающей над лугом стрекозы. Предлагаю полюбоваться красивыми крылышками божьей коровки, отметить трудолюбие муравья, как легко порхают разноцветные бабочки с цветка на цветок.

Слайд 11

В процессе наблюдений за живой природой, у детей обогащается активный словарь по теме, развиваются элементарные навыки фразовой речи . “На заборе сидит, “ку-ка-ре-ку” кричит”. (Петушок ) “Громко лает, а в дом не пускает: “ Ав-авав !”. ( Собачка) “ Кричит: “ Му -у- уу !” Кто это? Не пойму?”. (Корова)

Слайд 12

Заключение Таким образом, природа является богатейшей кладовой, неоценимым богатством для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойство человеческой личности, как наблюдательность, любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, логического мышления.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие словесно-логического мышления через развивающие игры-головоломки» Подготовила: Дудкина Валентина Валерьевна МАДОУ № 61

Слайд 2

Мышление Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Мышление основано на установление связей и отношений. Логическое мышление - это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать - значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос решить мыслительную задачу, при помощи внутренней речи - словесное обозначение выполняемых движений и их результатов, словесную характеристику используемых образов. Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

Слайд 3

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, обобщение и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивает у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимодействий, способность рассуждать. Ребенок может понять главную мысль предложения, текста, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака и т.д. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Слайд 4

Загадки Загадки - замечательные образцы устного народного творчества. Разгадывание загадок математического содержания - это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Каждая загадка - это еще и логическая задача, решая которую, ребенок должен совершать сложные мыслительные операции. Важно научить ребенка не только отгадывать загадки, но и доказывать правильность отгадки, используя разные способы доказательств, путем простейших индуктивных и индуктивно-дедуктивных умозаключений.

Слайд 5

Пример загадки Пример: Три вершинки, Три угла, Три сторонки -Вот и я. (Треугольник) Ребенку можно задать вопросы: «О чем эта загадка? Почему ты так думаешь? Посмотри внимательно на эти треугольники (на фланелеграфе выложены три треугольника: жёлтый большой, синий средний и маленький). Жёлтый треугольник может быть отгадкой? Почему? А синий? А маленький? Так про какой же треугольник эта загадка?» Делается вывод: Отгадкой может быть любой треугольник любого цвета, размера, формы. Все треугольники имеют три стороны, три вершины, три угла.

Слайд 6

Логические блоки Дьенеша На сегодняшний день наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической подготовки мышления детей к усвоению математики. Маленьких детей привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий. В комплект блоков входят 48 фигур, изготовленные из дерева или пластика. Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Они представляют собой - геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), и являются ознакомлением маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами . Комплект логических блоков даёт возможность выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, обобщать предметы (по цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине).

Слайд 7

Лингвистическая игра на развитие скорости мышления « Оканчивание слов» Предлагаю ребенку поиграть в такую игру: я начинаю слово, произнося первый слог, а он – его заканчивает. «Отгадайте, что я хочу сказать: По…», - так вы начинаете игру. Предлагаю слоги : Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, предлагаю ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет. · па… · до… · ли… · че… · за… · пры… · ми… · ку… · ко… · зо …

Слайд 8

Игра «Ассоциации» Группа детей выстраивается в круг, и им предлагается два любых слова. Детям по очереди предлагается связать эти два слова в одно предложение. Кто последний придумает предложение, тот и выиграл. Игра учит аргументировать свои ответы, расширить кругозор Необходимый инвентарь: картинки животных, птиц (можно вырезанные из старых книг, журналов; открытки). Как играть: сначала читается стихотворение: Зайчик любит морковку, Мишка — малинку, Воробушек — рябинку, Рыбка — червячка, Избегай, рыбка, крючка. Называется животное, ребенку нужно быстро и правильно сказать, что оно кушает, например: корова — сено, собака — кость, мышка — сыр, кошка — молочко и т. д. Играть можно как двоим участникам, так и большему количеству. Периодически меняйтесь ролями с ребенком, это является для него прекрасным стимулом. Сыграйте в игру «Наоборот»: морковка — заяц, зерно — птица, лошадь — сено . Также можно сыграть в настольную игру « Ассоциации». Суть игры та же, но вместо слов ребенок делает подборку из картинок, подходящих по смыслу.

Слайд 9

Игра «Найди лишнее слово» Читаю ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии является однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Предлагаю ребенку определить слово, которое является «лишним». · Старый, дряхлый, маленький, ветхий · Храбрый, злой, смелый, отважный · Яблоко, слива, огурец, груша · Молоко, творог, сметана, хлеб · Час, минута, лето, секунда · Ложка, тарелка, кастрюля, сумка · Платье, свитер, шапка, рубашка · Книга, телевизор, радио, магнитофон · Мыло, метла, зубная паста, шампунь · Береза, дуб, сосна, земляника Предлагаю ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

Слайд 10

Игра «Антонимы» Предлагаю ребенку игру «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: Большой - Маленький», можно использовать следующие пары слов: · Веселый – грустный · Быстрый – медленный · Красивый – безобразный · Устой – полный · Худой – толстый · Умный – глупый · Тяжелый – легкий · Твердый – мягкий · Шершавый – гладкий Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.

Слайд 11

Заключение Со временем предоставляю ребенку возможность самому выбирать игру по желанию. Поддерживать интерес к играм помогают загадки, стихотворения, рассказы, сказки, скороговорки. Помогаю ребенку давать определения каждого слова, задаю наводящие вопросы, но всегда сначала даю ему возможность ответить самому. Овладев одной игрой, ребенок получает ключ к освоению следующей. Таким образом, благодаря наглядно-образному мышлению, ребенок учится рассуждать, связывать между собой разные знания и, опираясь на яркие образы в словестных суждениях, учится находить правильный ответ на поставленную задачу. Игры с ребенком и занятия творчеством, помимо учебы, способствуют развитию у ребенка различных мыслительных операций ( обобщение, сравнение, абстрагирование и т.д.).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование природного и бросового материала в экологическом воспитании детей» Выступление из опыта работы составила воспитатель МАДОУ № 61 Дудкина В.В.

Слайд 2

Экологическое образование и воспитание, формирующие экологическое сознание человека - требуют разработки системы экологического воспитания, прежде всего в детском саду. Одним из методов системы такого воспитания является изготовление с детьми подделок из различного материала, в том числе из бросового материала. Бросовый материал дает детям чувство независимости от "взрослых", т.к., его можно использовать по своему усмотрению, а главное - этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение. Использование бытового мусора приучает ребенка к бережливости: он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей.

Слайд 3

Л. К. Шлегер первой обратила внимание дошкольных работников на бросовый материал. Дошкольники собирают и хранят, как сокровища, все ненужные вещи, которые взрослые бросают в каждом доме: пустые коробки, пуговицы, пробки и пр. Данный материал настолько разнообразен, что, работая с ним, дети естественным образом развивают сенсорные процессы, чувство пропорции, глазомер. Гармоничное развитие ребенка, становление его внутреннего мира просто немыслимы без игры, а следовательно, и без игрушки. С их помощью ребенок исследует окружающий мир, у него формируются творческие способности, он учится общаться и выражать свои чувства.

Слайд 4

Игрушка является неизменным спутником ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она - важнейшее средство психического развития дошкольника. Игрушки появились рядом с человеком очень давно. В древности их делали из того материала, который был под рукой, – из кожи и дерева, ткани и глины, мягкого камня и бивней мамонта. Часто народное творчество обращалось к таким материалам, как солома, лен, пряжа. Иногда куклы вязались крючком и спицами.

Слайд 5

Особую группу составляют игрушки-самоделки, поскольку создаются самим ребенком с заранее определенной игровой целью. Изготовление таких игрушек формирует у дошкольника умение создавать и воплощать замысел, стимулирует творчество, позволяет познавать свойства материала, формирует общественные мотивы поведения, например, сделать подарок маме или помочь малышам. Игрушки-самоделки - это своеобразный способ самовыражения и предмет гордости. Самодельные игрушки нередко отличаются многофункциональностью, поэтому особенно интересны малышу. Всех игрушек в мире не купишь. А вот сделать некоторые своими руками – это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Вам пригодятся предметы домашнего обихода, а, порой, даже то, чему вы давно не могли найти применение и собирались выбрасывать.

Слайд 6

Работая с детьми средней группы по экологическому воспитанию, мы решаем такие задачи : развивать познавательную и исследовательскую деятельность; обучать приёмам изготовления простейших поделок из бросового материала, дополняя образ игрушки деталями из пластилина, цветной бумаги или природного материала (ягоды, листья, ракушки, жёлуди и т. д .).

Слайд 7

Пример создания игрушек из бросового материала «Аквариум» — коллективная композиция из поролона 1.Подготовить поролоновые губки, отделив чистящий слой от поролоновой основы .

Слайд 8

2.Вырезать туловище рыбки овальной формы .

Слайд 9

3.Вырезать плавники и приклеить к туловищу .

Слайд 10

4.Приклеить глазик и фломастером прорисовать контуры чешуи .

Слайд 11

5.Аналогичным образом изготовить рыбок другого цвета и морские звёздочки, украшенные бусинками и стразами .

Слайд 12

6.Аквариум можно оформить из плёнки и камушков. 7.«Запустить » поролоновых рыбок в импровизированный аквариум.

Слайд 13

Заключение Природный и бросовый материал интересны в работе, помогут развивать творческое мастерство, сенсомоторные реакции, что является немаловажным при подготовке детей к школе. Приобщение дошкольников к миру прекрасного, знакомство с произведениями - искусства обогатит развивающую среду и поможет воспитать разностороннюю творческую личность. Не зря бытует мнение, что "от поделки до произведения искусства один шаг ".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1.презентация "Папа,мама,садик,я-одна дружная семья"2. Презентация "Детский сад у нас хорош"

1.Презентация предназначена для работы с родителями. В презентации отражен материал по изготовлению дидактических игр в группе раннего возраста руками родителей.2.В этой презентации предоставлен матер...

Презентация "Основные ошибки при создании презентации в программе PowerPoint"

В данной презентации рассмотрены ошибки, допускаемые педагогами при создании электронных презентаций...

Презентация опыта работы по теме: «Использование слайдовых презентаций как условие интеграции образовательных областей «Музыка», «Познание», «Художественное творчество».

Основная идея  использования презентаций заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка. В материале представлен опыт работы  п...

Презентация к уроку по теме: Презентация "Гимнастика пробуждения"

10 комплексов гимнастики пробуждения для дошкольников. Можно использовать в ДОУ, в дошкольных группах других ОУ, а также в семье...