«Использование загадок в работе с детьми дошкольного возраста»
статья по развитию речи
использование загадок в образовательном процессе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_zagadok_v_rabote_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование загадок в работе с детьми дошкольного возраста»
Загадки являются эффективным педагогическим средством воспитания и первоначального обучения детей. Они очень хорошо входят в тот период детства, когда ребенок познает окружающий мир, сопоставляет, угадывает, ищет ответ на бесконечное почему. В это время фантазия его направлена не на отвлеченные понятия, а на конкретные повседневно видимые предметы и явления. А в загадках – реальный мир близкий и понятный детям, который помогает формированию конкретных представлений.
Воспитательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, образному и точному слову. Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей его умственные силы. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, самостоятельность, формирует умение делать выводы. Каждая группа в зависимости от их тематики содержит широкий круг сведений об окружающем мире. В загадках о предметах обихода указывается на характерные признаки во внешнем виде предмета: «Два кольца, два конца, посредине гвоздик и тот на сквозь.». Загадка о средствах передвижения: «Спозаранку за окошком стук и звон, и кутерьма. По прямым стальным дорожкам ходят красные дома»; о повадках животных «Зимою спит, летом улья ворошит»; о фруктах «Круглое румяное с дерева достану я».
При отборе загадок для дошкольников необходимо, чтобы материал по своему содержанию, прежде всего, отвечал задачам воспитания и обучения. Нельзя предлагать детям любую загадку. Следует учитывать ее воспитательную ценность и педагогическую целесообразность. Важным требованием, предъявляемым к загадкам, является доступность. Детям трудны загадки об отвлеченных понятиях (что такое год, месяц). Следует загадывать детям загадки о тех предметах и явлениях, которые доступны для их понимания. Это загадки о человеке, о предметах созданных его трудом, о живой и неживой природе.
При отгадывании детьми загадок необходимо учитывать опыт детей, как коллективный, так и индивидуальный, степень трудности логической задачи, сложность художественного образа и особенности речевой формы загадки.
Доступность загадки зависит от полноты и точности характеристики предмета или явления. Наиболее просты те загадки, в которых указывается самые типичные признаки «На заборе сидит. Ку-ка-ре-ку кричит». Решению логической задачи помогает и рифмующиеся отгадки: «Встает на заре, поет во дворе, на голове гребешок кто это?
Без самого яркого отличительного признака – глагола и рифмующегося ответа загадка становиться сложнее. Незнание детьми смысла слов, понятий, выражений, встречающихся в тексте, затрудняют отгадывание. «Мохнатенькая, четыре лапки, два яхонта под шапкой». Слово яхонт не понятно детям, они не могут догадаться, что речь идет о кошке.
Доступность загадки для ребенка зависит от того, какими выразительными средствами он создан. Успешно дети отгадывают загадки с использованием такого художественного приема как сравнение, если сравнение понятно. «Хвост крючком, нос пятачком». Но есть сравнения не понятные для детей «Бел как снег, надут как мех, на лопатах ходит, рогом ест».
Отбирая загадки для детей младшего возраста, необходимо учитывать психологические особенности ребенка четвертого года жизни. Для малышей характерна общая эмоциональность, восприимчивость. Они живо реагируют на предметы, которые вызвали у них положительные эмоции. Тематика загадок для малышей строго ограничена. Это загадки о тех предметах, с которыми ребенок сталкивается: об игрушках, о домашних животных, о некоторых предметах домашнего обихода, о продуктах питания. Детям предлагаются загадки, в которых яркие характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина). Лаконизм и яркость характеристики, точность языка и конкретность - вот основные критерии при отборе загадок для малышей.
Детям среднего возраста предлагается более широкая тематика: о домашних и диких животных, об одежде, явлениях природы, о средствах передвижения. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, загадка может выступать как рассказ о предмете: «В квартире нашей новый дом, живет посуда в доме том. В нем место есть и для конфет. Он называется….»
Для детей средней группы рекомендуются загадки с простыми сравнениями: «С неба падают зимою и кружатся над землею, легкие пушинки, белые…»
Облегчает задачу и рифмующаяся отгадка: «Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождь ближе».
Старшим дошкольникам можно загадывать загадки и литературные, и народные, среди них могут быть и логические и подробные. Характеристика предметов и явлений в загадках может быть краткой, но среди признаков должен быть обязательно назван существенный: «Бьют его рукой и палкой никому его не жалко, а за что беднягу бьют? А за то, что он надут».
Детям старшего дошкольного возраста предлагают загадки с более сложными типами логических задач. Характеристика предметов в них может быть дана кратко, названы один-два признака: «Всегда во рту, а не проглотишь».
Таким образом, при отборе загадок для детей дошкольного возраста необходимо учитывать: соответствие тематики загадок образовательным задачам к жизненному опыту детей, полноту и конкретность характеристики, доступность языка и степень сложности художественного слова или логической задачи, характер мыслительной операции при отгадывании.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №50 Невского района Санкт-Петербурга
Консультация для воспитателей
«Использование загадок в работе с детьми дошкольного возраста»
Санкт-Петербург
2016год
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №50 Невского района Санкт-Петербурга
Консультация для воспитателей
«Детское экспериментирование — средство познавательного развития дошкольников»
Санкт-Петербург
2016год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Методические рекомендации по использованию загадок в работе с детьми дошкольного возраста.»
Методические рекомендации содержат основные правила, которые следует соблюдать используя загадки в работе с детьми дошкольного возраста; возможности использования загадок в различных видах деятельност...
опыт работы. Тема "Использование ковролинографии в работе с детьми дошкольного возраста"
наименование и описание игр для ковролинографа....
Консультация для педагогов «Использование загадок в работе с детьми дошкольного возраста»
Загадки являются эффективным педагогическим средством воспитания и первоначального обучения детей. Они очень хорошо входят в тот период детства, когда ребенок познает окружающий мир, со...
Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"
Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...
Методическая разработка «Использование загадок в работе с детьми дошкольного возраста»
Загадки являются эффективным педагогическим средством воспитания и первоначального обучения детей. Они очень хорошо входят в тот период детства, когда ребенок познает окружающий мир, сопоставляет, уга...
«Использование загадок в работе с детьми дошкольного возраста»
Воспитательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, образному и точному слову. Особое место загадка занимае...
Методическая разработка Использование загадок в работе с детьми дошкольного возраста
Методические рекомендации...