Доклад "Значение развивающих игр в познавательно-речевом развитии детей в старшей разновозрастной группе"
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Бусыгина Людмила Геннадьевна

значение развивающих игр для развития детей дошкольного возраста. значение развивающих игр в моей педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_pznavatelno_rech.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

                 МБДОУ ДЕТСКИЙ САД «№1 КОЛОКОЛЬЧИК» НМР РТ

                      доклад

                                          на тему:

"Значение развивающих игр в познавательно-речевом развитии детей в старшей разновозрастной группе" 

Подготовила:  Воспитатель старшей разновозрастной группы:

                                  Бусыгина Людмила Геннадьевна,

                                     1 квалификационная категория

Одним из важнейших разделов дошкольной педагогики является познавательно - речевое развитие и он направлен на умственное развитие ребенка. Проблема развития речи у детей особенно актуальна в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь.

Успешность школьного обучения зависит от организованной познавательно - речевой деятельности детей. Словарный запас малыша к поступлению в первый класс должен включать в себя около 4000 слов. Прежде чем отправлять ребенка в школу, необходимо подготовить дошкольника к мыслительной деятельности, научить пользовать собственными знаниями.

Речь неотделима от мира мыслей: в ней отражаются логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Нужно стремиться устранить у него речевые нарушения и постоянно обогащать его личный «словарь» синонимами, описаниями, дополнениями

Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Чем лучше будет развита его речь, тем выше гарантия успешного его последующего обучения. Достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

        Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена рядом негативных факторов:

- ухудшение состояния здоровья детей

- существенное снижение объема «живого» общения родителей и детей

- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе

- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

       По результатам диагностики на начало учебного года было выявлено, что у 6 детей имеются нарушения звукопроизношения сонорных звуков, у 2 детей нарушенные звуки находятся на этапе автоматизации, подвижность органов артикуляции у большинства слабая, фонематические процессы у 7 детей недостаточно развиты,  у 1 ребенка  не сформированы. Имеются грубые нарушения слоговой структуры слова у 4 детей, у большинства средний уровень словарного запаса. Лексико – грамматический строй речи имеет следующие нарушения: дети путают мужской и женский род, а также их окончания, не умеют образовывать относительные, притяжательные прилагательные, 4 ребенка затрудняются в образовании уменьшительно – ласкательной формы имен существительных; дети затрудняются согласовывать числительные с именем существительным, образовывать существительные единственного и множественного числа, не знают и не употребляют сложные предлоги.

Связная речь развита недостаточно. Рассказ по картине и серии картин составляют не связно, не последовательно, фразы короткие. В предложениях наблюдаются смысловые перестановки. Пересказ текста осуществляется с помощью наводящих вопросов. Пространственные и временные представления формируются с трудом. Общая и мелкая моторика развита слабо. Дети знают буквы и умеют их сливать в слоги.

     Исходя из этого, были определены цели и задачи работы с детьми  старшей разновозрастной группы.

Цель: развитие познавательно - речевых возможностей детей старшей разновозрастной группы через использование развивающих игр.

Задачи: создать благоприятную языковую среду, дающую образцы грамотной речи; повышающую речевую культуру взрослых .

  • Формировать грамматические навыки через совместную деятельность взрослого с детьми и речевое общение со взрослыми и сверстниками.
  • Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.
  • Обогащать словарный запас детей.

    Развитие речи – процесс сложный, творческий. Здесь необходимо вести целенаправленную,  последовательную педагогическую работу, Однако основное формирование речи происходит не на учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.

Игра - одно из лучших средств развития речи и мышления детей. Игра доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую активность. Именно через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания. В игре, дети овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Ведь в правилах игры заложен глубокий смысл – познание мира, воспитание определенных нравственных качеств.

Развивающие игры – это игры познавательного характера, направленные на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем мире, воспитывают познавательные интересы и развивают познавательные способности, развивают сенсорные способности, т.к. процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Они также развивают речь детей: пополняют и активизируют словарь, формируют связную речь и умение правильно излагать свои мысли.

Положительное влияние игр развивающего характера обусловлено их особенностями - в них ярко проявляется  взаимосвязь увлекательной игровой деятельности и процесса усвоения представлений и знаний детьми. В играх ребенок, без нажима и специальной тренировки, учиться наблюдать, выделять особенности различных предметов.

Сотрудничество детей во время игр создает благоприятные условия для развития их коммуникативных качеств, умение вести диалог, видеть и понимать позицию партнера, согласовывать свои действия. Дети начинают творчески мыслить, содержательно спорить, становятся инициативными в получении знаний, умений и навыков.

Сегодня к таким играм можно отнести Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича, кубики Никитина, круги Луллия. Играя, ребенок без усилий, познает все сенсорные эталоны. Каждый раз, включаясь в игру, ребенок "открывает" маленькие истины, не получая при этом готовые рецепты.

Развивающая игра влияет на совершенствование  разных  сторон  речи детей и, прежде всего, словаря. Дети знакомятся с понятиями «низкий — высокий», «узкий - широкий», «длинный - короткий» и др. Например, осваивая пространственное расположение предметов (относительно друг друга), дети обязательно усваивают их словесное обозначение  (справа – слева, вверху – внизу, спереди - сзади).

В группе предоставлены для детей разнообразные игры, большая часть которых сделана своими руками и руками родителей. Это такие игры как планшет «Валентинка», игровой коврограф «Четыре времени года», «Пальчиковый твистер», конструктор «Велькрошка», «Веселый рыболов» и т.д.

Это настольные развивающие игры, которые очень привлекают детей. То, что в обычной речи могло остаться незамеченным, в процессе игры со словом откладывается в памяти, запоминается без напряжения. Дети -дошкольники хорошо воспринимают ритмичные повторы и созвучия. Эти игры дают возможность уделить внимание каждому ребенку.

В группе оформлен уголок для познавательно-речевого развития детей. Он охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности, предоставляет возможность ребенку действовать индивидуально или вместе со сверстниками. Главный принцип его оформления - доступность. Всё, что в нем представлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой зоны содержит в себе: развивающие, настольно-печатные игры разной направленности, дидактические игры, иллюстративный материал, разнообразные коллекции, демонстрационный материал, оборудование для экспериментальной деятельности и проведения опытов, мини-библиотеку.

     Развивающие игры занимают особенно важное место в моей работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательно - речевое содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам. Этому виду игры я уделяю большое внимание, т.к. она развивает речевую активность ребенка. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задач. В этой игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

Сущность развивающей игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его познавательную, речевую и умственную активность. В развивающей игре формируется познавательная деятельность ребенка, активизируется его речь.

Развивающие игры - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата. В замысле содержания  развивающих игр, заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания.

Развивающие игры, обыгрываемые сюжеты активизируют речь детей. Дети рассматривают разные предметы, определяют их цвет и размер, местоположение, а затем закрепляют полученную информацию. Осваивая игровые задачи, дети сопровождают свои действия объяснениями.    Это положительно влияет на развитие речи, готовит их к усвоению сложного типа монолога — рассуждения. Можно использовать работу парами, задания, построенные на вопросах воспитателя детям и вопросах детей друг другу. Подобные формы работы способствуют развитию коммуникативной функции речи.

В процессе деятельности я разработала дидактическо – методическое обеспечение для работы по познавательно – речевому развитию дошкольников: картотека развивающих игр, развивающие игры; пособия, способствующие развитию речи детей; материалы позволяющие детям воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях и в совместной деятельности с воспитателем.                                                                               Работа по познавательному речевому развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием, происходит расширение, закрепление и активизация словаря, совершенствуется грамматически строй речи, дети общаются друг с другом и с воспитателями, оформляют свои мысли в связанные высказывания.

Влияние воспитателя на выбор игры, игровые действия заключается в том, что он поддерживает интерес к игре, развивает инициативы детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Если игра затухает, я сгараюсь разнообразить её новыми персонажами или игровыми действиями. Я нередко сама встаёю на позицию ребёнка и участвует в игровой деятельности на равных с участниками игры. Это сближает меня с детьми, и позволяет мне реализовать поставленные задачи. Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать игру увлекательным процессом, в ходе которого, происходит полноценное развитие ребёнка - дошкольника.

Дети много наблюдают, экспериментируют, рассматривают, создают своими руками. Им предоставляется возможность высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания. Я всегда готова выслушать ребенка, ответить на его вопросы, совместно обсудить и решить познавательные проблемы. Такой подход создает максимально благоприятные условия для развития всех сторон речи детей.

Работая по познавательно-речевому направлению, обязательно учитываю возрастной и индивидуальный подход  к детям. Работая в разновозрастной группе,где наблюдется преемственность в развитии речи, передача игрового опыта более младшему возрасту, я вижу какое огромное, неоспоримое значение имеет общение разного возраста для развития детей

В результате использования развивающих игр в познавательно – речевом развитии, я добилась положительных моментов: возросла речевая активность во всех видах деятельности. в речи детей все чаще стали появляться распространенные, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения; более полные и точные ответы на вопросы педагога; дети охотно вступают в диалог со сверстниками и взрослыми; у большинства детей возникло желание чаще вместе играть, самостоятельно разворачивать сюжеты игры, активно включаться в игру и уметь договариваться; у малоактивных детей стал проявляться интерес к дидактическим и развивающим играм; повысилась компетентность родителей при выборе развивающей игры.

        В заключении, можно сделать вывод о том, что познавательно речевая деятельность в процессе развивающих игр, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во - вторых, учат самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового;    в - третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности. Все это способствует возникновению речевой активности у детей.

Используемая литература:

  • М.Н Алексеева. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»
  • А.Г.Арушанова. «Речь и речевое общение»
  • А.К.Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду»
  • Ж.Пиаже. «Ребенок и мышление ребенка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Оснащение предметно-развивающей среды по развитию речи в старшей разновозрастной группе на основе национально-регионального компонента."

В этой презентации показано, как дети могут развиваться по развитию речи в свободной деятельности в пространстве ближайшего окружения группы с учётом национально-регионального компонента.....

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей разновозрастной группе (дети 5-7лет) по теме: «Птицы в лесу»

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие(ознакомление с природой) (п.2.6 ФГОС ДО)Развивающая предметно-пространственная среда темы ННОД: (2.8; 3.3.3; 3.3.5 ФГОС ДО)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей в старшей группе «Интервью у удивительных животных»

Занятие помогает учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям, а так же развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания, развивать диалог...

Конспкт ООД Познавательное развитие ФЭМП в старшей разновозрастной группе. Тема «Знакомство с числом и цифрой 6»

Конспект ООД Познавательное развитие ФЭМП в старшей разновозрастной группе "Тема "Знакомство с цифрой и числом 6"...

Открытое занятие по развитию речи в старшей разновозрастной группе.

Цель: формировать предпосылки учебной деятельности, используя разные виды словесных игр, речевых упражнений.Задачи:- совершенствовать связную, диалоговую речь, её выразительность; активизировать ...

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды на 2023-2024 г. старшая разновозрастная группа "Зёрнышко " (4-7 лет)

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды на 2023-2024 г. старшая разновозрастная группа "Зёрнышко "   (4-7 лет)...