Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Осень».
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Чуб Анна Петровна

Закрепить представления детей о характерных признаках осени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_7.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

«Осень».

Программное содержание

Образовательные задачи:

-закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

-формировать умения делать выводы на основе практического опыта.

Развивающие задачи:

-закрепить навык образования прилагательного от существительного.

-продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

-активизация словаря: моросит, шуршат, увядают, ненастная, багряная.

прилагательные- дождливая, золотая, туманная, ранняя, урожайная, поздняя, грустная, печальная, желтая, мокрая, опавшая, перелетные, богатая, увядающая, ветреная, прекрасная, облетающая, ненастная, багряная, сырая, грибная.,прохладная, моросящая

-развивать творческие способности.

-развивать у детей любознательность.

Воспитательные задачи:

-воспитывать бережное отношение к живой природе и разумное использование ее даров.

Методические приемы:

-словесные, беседа-рассуждение, объяснение, уточнение, пояснение заданий.

-наглядные  - показ, демонстрация материала.

-практические - работа с раздаточным счетным материалом, игровые упражнения.

Оборудование: 

Материал: листья разных пород  деревьев, белый картон, скотч, салфетки, иллюстрации деревьев, названия деревьев, лупы, простой и цветные карандаши. 

Предварительная работа: 

-наблюдения на участке детского сада за живой и неживой природой.

-беседы, чтения художественной литературы, заучивание стихов об осени.

-поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Деревья».

-рассматривание пейзажных картин художников.

-составление гербария из осенних листьев.

-загадывание загадок.

Ход занятия.

Организационный момент. 

- Мы с вами в течение месяца очень хорошо потрудились. Мы изучили строение листа, узнали, почему осенью листопад и сделали гербарий.

А теперь мы отправляемся в маленькое путешествие.

- Ребята, посмотрите вокруг. Что вы видите? Что необычного вы увидели в нашей группе? (группа украшена листьями.)

- Да наша группа украшена листьями.

Падают, падают листья ?
В нашем саду листопад…
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем,
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибом.

- Сейчас мы побеседуем о том, что же происходит осенью в природе. Какое время года нарисовано на картине? (Осень.)

- Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

- Какие листья на деревьях? (Желтые, красные, оранжевые, бордовые, коричневые.)

- Почему картина называется золотая осень? (Все желтое,  как золото.)

- Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк и мышки)

- Кто еще хочет что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.) 

- Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.) 

- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными.) 

- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.) 

- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)

- Верно. Такие птицы называются зимующими. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А вы обязательно вместе с папами и мамами постройте им кормушки.

- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны)

 Пальчиковая игра "Осень"

Ветер по лесу летал, (делаем плавные, волнообразные движения кистями рук)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, (загибаем по одному пальчику на обеих руках)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки (спокойно укладываем ладони на коленочки)

Ветер бросил на тропинку.

- Я хочу поиграть с вами. Я называю начало предложения, а вы по смыслу его заканчиваете.

 На смену лету пришла …(осень)

 Осенью опадают…(листья)

Дует холодный…(ветер)

 Стелиться…(туман)

 В лесу растут…(грибы)

 Моросит мелкий…(дождик)

Солнышко все реже и реже выглядывает из-за…(туч)

Птицы собираются в стаи и …(улетают в теплые края)

 - Молодцы! Вы правильно закончили предложения!

 «Игра ДА или НЕТ»

 - Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?   
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать  - куртки, шапки надевать?

Итог организованной образовательной деятельности:

-Вспомните, о чем мы сегодня говорили ?

-Какие месяцы осенние вы знаете?

-Что больше всего понравилось и запомнилось?

-Молодцы! Вы все справились. Какое у вас настроение?

-Наше занятие закончено.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

Методическая разработка «Космические просторы» Познавательно – исследовательский проект для детей подготовительной группы.

формирование у детей подготовительного дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми....

Познавательно-исследовательский проект для детей подготовительной группы: «Огородное царство - овощное государство»

Повышение качества образовательного процесса по экологическому и трудовому воспитанию через организацию совместной деятельности родителей, детей, воспитателей....

Конспект НОД по познавательно – исследовательскому развитию для детей подготовительной группы на тему: «Чудо - снег».

Цель: способствовать расширению и углублению представлений о зиме, совершенствование мелкой моторики средствами дидактических игр и упражнений....