"Развитие связной речи в дошкольном возрасте"
консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Воробьева Фарида Зиннуровна

Методические рекомендации. Обучение описанию, повествованию, пересказыванию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_sentbr_2.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Средняя группа

Обучение описанию

В средней группе усложняются объекты, предлагаемые для описания. Это могут быть не только игрушки, но и разнообразные животные, овощи, фрукты, помещения детского сада, литературные герои и др. Чаще всего используется раздаточный материал, каждый ребёнок описывает свой предмет или картинку. Обучение описанию проходит в форме игр: «Магазин игрушек» (посуды, овощей, фруктов и т.д), «Выставка растений», а также игр в загадывание: «Угадай мою картинку», «Что я задумал?», «Угадай, что за зверь?»                                                                                                                Начиная со средней группы, в обучении может использоваться план описания. Чтобы помочь детям выделить план и понять его, взрослый использует образец описания с последующим его анализом. Например, после описания игрушки воспитатель спрашивает: «Что я сказала вначале? О чём говорила потом? Чем я закончила описание?                                                     План описания может быть таким:

  1. Название предмета (Что это? Как называется?);
  2. Выделение признаков действий ( Какой? Какая? Какое? Что у него есть? Чем интересен?);
  3. Отношение к нему ( Понравился? Чем?).                                        

Обучение повествованию

В средней группе для составления историй-повествований также чаще используется набор игрушек, представляющий элементарный сюжет. В начале года для формирования представлений о структуре рассказа воспитатель может использовать схему, которую дети наполняют своим содержанием. « Кто знает, пусть продолжает» воспитатель начинает фразу, а дети её заканчивают, каждый по-разному. Воспитатель: Мама купила Алёше… Она была…Алёше захотелось… Тут пришёл …Они стали…Воспитатель косвенно влияет на содержание. Ведущим приёмом обучения повествованию становится план.  

  1. Как всё началось;
  2. Что случилось потом;
  3. Чем всё закончилось.

В средней группе следует обсуждать план с детьми. Например, при составлении сказки «Приключения Маши в лесу» воспитатель спрашивает: «Зачем  Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? ( За грибами, ягодами, орехами, цветами, погулять). Что могло с ней там случиться? ( Могла заблудиться, встретить кого – то, найти что-то.)» Можно предлагать также содержательно-наглядный план рассказа. По сути, это схема. Например, рассказ о девочке в лесу можно составить так: нарисована девочка с пустой корзинкой, затем стрелка – нарисованы девочка и ёжик, стрелка – ёжик несёт на своих иголках грибы, стрелка – девочка с полной корзинкой грибов. В последующем может использоваться раздаточный материал и индивидуальные схемы рассказов.

Обучение пересказыванию

Пересказывают дети в средней группе самостоятельно. Приёмы используются следующие: пересказ по частям, иллюстрациям, ролям. Пересказ в лицах проводится чаще всего в инсценировании, драматизации литературного произведения. Детям предлагаются и творческие задания, направленные на интерпретацию литературного текста, объединение авторского и собственного сюжетов. Например: « Решили звери построить новый теремок. Прогнал петух лису из заюшкиной избушки, и решили они с зайцем устроить пир горой. Стали думать, кого на пир позвать…»

Старшая группа          

В старших группах детей учат точному, информативному                                        (энциклопедическому) и художественному описанию.

Обучение описанию    

Информационное описание предполагает точную характеристику объекта, оно более информативно, чем художественное. Обучение энциклопедическому описанию проходит ещё на более сложном материале, чем в средней группе. Дошкольники описывают школьные принадлежности, объекты природы – птиц, животных, комнатные растения, предметы быта, разные фасоны одежды. Дошкольники помогают Незнайке собрать портфель, выступают экскурсоводами на выставках птиц, растений, кошек и собак, делают рекламу игрушек, предметов быта, дают объявления в газету о пропаже домашних животных, представляют себя путешественниками и описывают экзотические растения, необычных животных, транспорт. В качестве помощи детям используется план, который может быть словесным и в форме схемы. Схемы следует использовать при описании сложных объектов по памяти, например, птиц, диких животных, времён года. Схема содержит основные признаки этих объектов, позволяет вспомнить отдельные элементы, особенности. Более подробно анализируются описательные тексты, предлагаются задания типа «Закончи описание», «Какой части не хватает?», «Собери описание». В Художественном описании обязательна передача эмоционального отношения говорящего к предмету наблюдения. Ребёнок должен увидеть красоту объекта и передать её в речи, поэтому лучше предлагать детям предметы и объекты, красивые сами по себе, красота которых бесспорна изначальна. Поэтому лучше использовать произведения изобразительного искусства, объекты природы. Эффективен приём вхождения в картину: «Представьте себе, что вы оказались в этом лесу, на этой полянке. Что вы видите, слышите, чувствуете? Творческое воображение стимулирует приём представления изображённого в другое время года: «Давайте представим этот парк зимой. Как всё изменится вокруг? Что станет с этой берёзкой, елью, скамейкой?» Не менее важный аспект в работе по обучению художественному описанию – языковой. Нужно показать детям отличительные особенности художественного стиля речи, показать, что значит говорить красиво, образно. Например: « На бархатном ночном небе, как на дорогой скатерти, вышитой золотом, видны мерцающие точки. Звёзды на летнем небосводе при хорошей погоде похожи на светлячков». После прочтения воспитатель вместе с детьми анализирует текст, показывая другой вариант « Звёзды – это небесные тела, которые мы можем наблюдать только ночью. В космосе насчитывается миллиарды звёзд. Все они находятся на очень большом расстоянии от Земли». Взрослый подводит к пониманию, что об одном и том же, можно сказать по-разному. После того как дети усвоят, что можно рисовать картинку словами, можно переходить к составлению самими детьми коротких словесных зарисовок.

Обучение повествованию  

В старших группах начинает проводиться более целенаправленная работа по ознакомлению детей со структурой повествовательного текста. Воспитатель показывает особенность построения рассказа на примере литературного произведения (методика Н. Г. Смольниковой) и наглядной модели сюжета, представленной серией сюжетных картинок (авторы Е.А.Смирнова, О.С. Ушакова). Воспитатель читает рассказ, опуская начало. Затем спрашивает:          «Какой части не хватает в рассказе? Почему вы решили, что нет именно начала? Как всегда начинаются рассказы?» Когда дети выведут правило, что в начале всегда говорится о том, где, когда это было и кто будет участвовать в событиях, воспитатель предлагает им самим составить своё начало. Аналогично проводится работа над второй и третьей частью повествования. Для закрепления рекомендуется проводить упражнения типа « Выбери концовку», «Выбери начало», где предлагается два варианта начала или концовки рассказа. Дети должны обосновать свой выбор. Эффективно упражнение « Собери рассказ».

Обучение рассуждению

В старшей группе начинает проводиться работа по ознакомлению детей с новым типом речи – рассуждением и обучению его составления. Рассуждение – наиболее сложный тип речи, так как в нём используются достаточно сложные языковые средства. Задачи работы в этом направлении:

  • Обучать их целостным связным рассуждениям, состоящих из тезиса, доказательства и вывода;
  • Формировать умения вычленять существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов;
  • Использовать различные языковые средства для связи смысловых частей (слова: потому что; так как; поэтому, значит, следовательно)
  • Научить употреблять при доказательстве слова «во – первых», «во – вторых»
  • Включать элементы рассуждения в другие типы высказываний. Обучение рассуждению целесообразно начинать с опорой на наглядный материал. Можно использовать игры и задания. «Небылицы в картинках»Цели: учить определять нарушения в логике событий и делать умозаключения; использовать в процессе аргументирования слова «во – первых», «во-вторых». Детям предлагают картинки с изображением несуществующих в природе животных, с нарушением закономерностей сезонных явлений в природе. Они рассматривают картинки – небылицы и рассуждают, бывает так или не бывает, почему?

 Обучение пересказыванию

В обучении пересказыванию обращается внимание на выразительность исполнения произведения детьми. В старшей группе используется приём пересказа от лица литературного героя, позволяющий глубже проникнуть в смысл произведения, понять взаимоотношения героев, встать на позицию одного из них и с его точки зрения передать события, происшедшие в рассказе. Можно пересказывать столько раз, сколько героев, при этом пересказы всё время меняются. Это повышает интерес слушателей, развивает творческие возможности рассказчиков.

Подготовительная к школе группа

Обучение описанию

В подготовительной к школе группе продолжается углубленная работа по обучению дошкольников художественному описанию. Особую трудность для детей представляют словесные зарисовки на природоведческие темы, поэтому следует учить их сочинять маленькие рассказы – этюды о природе. Цели обучения словесному этюду – развитие образности и точности языка, выработка умения несколькими фразами дать образную характеристику предмета. Сначала детям предлагают достаточно широкие темы словесных зарисовок: « Зимний лес», « Парк осенью», затем переходят к более сложным этюдам, где требуется выразительно и лаконично описать единичный, не всегда яркий предмет: «Ветка сирени», «Ромашки», «Букет кленовых листьев». Наиболее эффективные приёмы в таком обучении – литературные образцы (стихи и рассказы о природе),  план этюда:             1. Что это? 2. Какое оно, на что похоже? 3. Что напоминает тебе? Дорисовка этюда: воспитатель предлагает придумать недостающие фразы – либо начать, либо закончить образное описание.

Обучение повествованию

В подготовительной к школе группе совершенствуются умения детей составлять истории, небольшие рассказы, сказки. Можно предлагать такие задания, как составление рассказа по одной структурной части: по началу, середине, или концу. Наиболее разработан в методике приём составления рассказа по началу, предложенному воспитателем. Следующий вид занятия – составление рассказов по теме, предложенной взрослым. Темы могут быть как на реальные, так и на сказочные сюжеты, причём постепенно следует переходить от событийных тем, (« Как заяц лису перехитрил») к составлению рассказов по смыслу (про хитрость, дружбу) Хорошо давать пословицу               («Старый друг лучше новых двух»). В подготовительной к школе группе больше внимания уделяется развитию воображения и фантазии в собственных сочинениях детей. С этой целью хорошо использовать приёмы, рекомендованные в книге «Грамматика фантазии» Дж. Родари.

Обучение рассуждению

Знания детей об особенностях рассуждения закрепляются на различном материале: природоведческом – объяснение явлений природы; литературном – объяснение морали произведения (почему старуха осталась с разбитым корытом?); этическом – объяснение, что такое дружба, почему следует быть честным и т.п.; игровом – объяснение правил игры, последовательности игровых действий и др. Дошкольникам предлагают составлять разные типы высказываний на одну и ту же тему. Например, воспитатель делит группу на три команды. Капитан каждой команды выбирает, какой текст они будут составлять. Высказывания условно обозначены: описание – круг, повествование – поезд, рассуждение – знак вопроса. Воспитатель даёт начальную фразу высказываний: «Вчера я был в лесу и видел там зайца». Первая команда составляет описание: какой был заяц. Вторая – составляет историю: что случилось дальше. Третья – рассуждает: почему заяц такой пугливый? Можно составлять разные типы текстов по картинке. Детям даётся задание: одному – описать осень, другому – составить осеннюю историю, третьему – доказать, что на картинке осень.

Обучение пересказыванию

Детям предлагаются для пересказывания более сложные произведения как по объёму – достаточно большие, так и по форме – вводится пересказ описательных текстов или фрагментов описаний из различных текстов. Используются такие приёмы, как составление детьми плана пересказа и пересказ по плану. Сначала план оформляется в рисунках, затем дети озаглавливают каждую смысловую часть рассказа и пересказывают по словесному плану. В подготовительной к школе группе можно предлагать и такое задание, как выборочный пересказ, причём выборка должна производиться по целому тексту, например: рассказать, как менялось море, когда старик приходил к золотой рыбке. Обучение пересказыванию в этом возрасте обязательно сочетается с творческими заданиями, направленными на свободный пересказ литературного произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.

В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....

Эффективные приемы и методы по развитию связной речи детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что своеобразное недоразвитие речи является одной из наиболее характерных особенностей психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью....

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через совершенствование компонентов профессиональной речи педагога»

Знание педагогом  требований, предъявляемых к речи, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи - залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ....

Консультация для педагогов "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи"

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компью...