« В зимнем лесу»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

расширение представления детей о многообразии окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_zimnem_lesu._zadachi.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 11 «Тополёк» с. Дефановка

муниципального образования Туапсинский район

Конспект

 комплексного занятия в старшей группе

 « В зимнем лесу»

Воспитатель: Е. В. Воробьева

       

с.Дефановка

МО Туапсинский район

2018г.

Образовательные области:

     познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое,

     художественно-эстетическое развитие.

Задачи:

     обучающие:

    * систематизировать знания детей о зимующих птицах, о животных,  

      впадающих в зимнюю спячку, о деревьях нашего региона ;

    * расширять представления детей о многообразии окружающего мира;

     развивающие:

     * развивать общие речевые навыки, слуховое и зрительное восприятие

       мышление, память: умение внимательно слушать загадки, запоминать и

       рассказывать  стихи, пословицы и поговорки;

     * развивать эмоциональность и выразительность исполнения; навыки

        пения, движений под музыку;

     * поддерживать интерес к подвижным играм, зимним забавам;

      воспитательные:        

     * воспитывать бережное отношение к природе;

     * формировать желание заботиться о птицах, воспитывать

        любознательность, сочувствие;

     * формировать умение укреплять своё здоровье в процессе общения с

        природой;

     * формировать азы безопасного поведения в природе.

В зимнем лесу.

     Находясь в коридоре или в группе, воспитатель читает:

Воспитатель.     Повела зима  над нами

                           Снеговыми рукавами

                           И рассыпала снежинки

                           На поля и на леса.

                           Мы с горы кататься будем,

                           Мы в снежки сражаться будем,

                           И поэтому нам очень,

                           Очень нравится …

Дети.            Зима!

Воспитатель.      Дети, а давайте отправимся на прогулку в зимний лес.

     Дети согласны. Воспитатель жестом приглашает детей в украшенный зал. Пока дети осматриваются в «зимнем лесу» воспитатель читает стихи:

                            Заколдован невидимкой,

                            Дремлет лес под сказку сна,

                            Словно белою косынкой

                            Подвязалася сосна,

                            Понагнулась как старушка,

                            Оперлася на клюку,

                            А над самою макушкой

                            Долбит дятел на суку. ( С. Есенин.)

Воспитатель.     Ах, сколько деревьев в лесу! Ребята, а кроме сосны, какие

                           деревья нашего леса вы знаете?

                   

                                           Зябнет осинка,

                                           Дрожит на ветру,

                                           Стынет на солнышке,

                                           Мёрзнет в жару…

                                           Дайте осинке

                                           Пальто и ботинки,

                                           Надо согреться

                                           Бедной осинке. ( И. Токмакова.)  

                             Пихты с виду кажутся злючками.

                             Лапы их покрыты колючками.

                             Да колючки-то незлые у пихты,

                             Можешь даже потрогать их ты. ( И. Токмакова.)

                                             Выросла я липка,

                                             Тоненькой и гибкой –

Не ломай меня. ( П. Воронько.)

Ели на опушки –

До небес макушки –

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата-ёлочки,

Тонкие иголочки –

У лесных ворот

                             Водят хоровод. ( И. Токмакова.)

     Дети исполняют песню « Ёлочка-красавица». Музыка Г. Левкодимова,

слова и. Черницкой.

Воспитатель.     Много, ребята, вы знаете деревьев, но кроме этих в нашем

                           лесу ещё растут дуб, ольха, граб и некоторые другие.

                           Мы должны их любить, оберегать, не ломать.

     Незаметно от детей включают грамзапись птичьих голосов.

Воспитатель.     Ребята, а чьи голоса мы услышали?

Дети.             Это голоса птиц.

Воспитатель.     А вы знаете, что птиц называют санитарами леса? Как вы

                          думаете, почему? (Ответы детей.)

                          А какую птицу называют самым главным санитаром леса?    

                          Почему? (Ответы детей.)

                          А сейчас мы узнаем, как приходится зимой птицам.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

И дремлют пташки нежные

Под злые вихри снежные

У мёрзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясного,

                                            Красавица весна. (С. Есенин.)

                                    Голуби, голуби,

                                    Раз, два, три.

                                    Прилетели голуби

                                    Сизари.

                                    Сели и нахохлились

                                    У дверей.

                                    Кто накормит крошками

                                    Сизарей?  (Е. Благинина.)

Воспитатель.      К нам кто-то пожаловал.

     Раздаётся стук в дверь и в группу «влетают»  (вбегают дети в шапочках) воробей, дятел, иволга.

      Инсценировка стихотворения Б.Брехта «Зимний разговор через

      форточку». Перевод с немецкого К. Орешина.

                                     - Я маленький воробей,

                                    Я гибну, дети, спасите…

                                    Я летом всегда подавал сигнал,

                                     Чтоб сторож ворон с огорода гнал.

                                     Пожалуйста, помогите!

Дети.           – Сюда, воробей, сюда –

                    Вот тебе, друг, еда.

                    Благодарим за работу!

    Перед «птицами» выставляют кормушку и в неё ставят для воробья блюдце с семечками.

                                     - Я дятел, пёстрый такой.

                                     Я гибну, дети, спасите…

                                     Всё лето я клювом столбы долбил.

                                     Тьму вредных букашек поистребил.

                                     Пожалуйста, помогите!

Дети.            – Сюда, наш дятел, сюда!

                     Вот тебе, друг, еда.

                     Благодарим за работу!

     В кормушку один из детей ставит блюдечко с шишками и семенами растений.

                                      - Я иволга, иволга я.

                                     Я гибну, дети, спасите…

                                     Ведь это я в прошлом году –

                                     Чуть сумерки – пела в ближащем саду.

                                     Пожалуйста, помогите!

Дети.               – Сюда, певунья, сюда –

                        Вот и тебе еда.

                        Благодарим за работу!

     В кормушку выносят кисти калины.

Воспитатель.        Дети, чем же мы можем помочь птицам в холодные

                             зимние дни? (Ответы детей.)

                                       Покормите птиц зимой!

                                       Пусть со всех концов

                                       К вам слетятся, как домой,

                                       Стайки на крыльцо.

                        Не богаты их корма:

                        Горсть зерна нужна.

                        Горсть одна –

                        И не страшна будет им зима.

                                        Сколько гибнет их – не счесть,

                                        Видеть тяжело.

                                        А ведь в нашем сердце есть

                                        И для них тепло.

                        Разве можно позабыть:

                        Улететь могли,

                        А остались зимовать

                        Заодно с людьми.

                                         Приучите птиц в мороз

                                         К своему окну,

                                         Чтоб без песен не пришлось

                                         Нам встречать весну. (А. Яшин.)

     Довольные, сытые воробей, дятел и иволга прощаются и улетают к своим друзьям.

Воспитатель.        Пусть мороз трещит и злится,

                              И позёмка стелется

                              В гости к нам на праздник мчится

                              Вьюжная волшебница!

                              Девица – метелица!

     Слышен голос метелицы из-за двери:

                                          - Иду! Слышу! Слышу!

Метелица.              По болотам и равнинам,

                               Косогорам и долинам.

                               По лесам и по полям

                               Я спешила в гости к вам.

                               По дорогам и тропинкам

                               Уложила я снежинки,

                               Соткала из них ковёр

                               От морей до самых гор!

                               В подарок вам снежки несу,

                               А с ними – новую игру.

                               Скорее в круг большой вставайте.

                               И свой снежок не прозевайте.

     Метелица проводит игру «Береги снежок» - показывает движения, дети танцуют, повторяя за ней. Как только музыка кончается, Метелица старается

взять чей-нибудь снежок. Игра повторяется 2-3 раза.

Снежки убирают.

Метелица.               Молодцы, ребята, ловкие вы да быстрые.

                                Любите ли вы зиму?

Дети.                 Да, нам морозы не беда,

                         Не страшны нам холода.

                         Ходим в шубах и ушанках,

                         И катаемся на санках.

Метелица.                А как?

Дети.                А вот так!

     Дети на корточках друг за другом передвигаются за воспитателем.

Метелица.                А потом?

Дети.                А потом на лыжи встанем

                         И с горы кататься станем.

Метелица.                А как?

Дети.                А вот так!

     Дети выполняют «пружинку», в момент приседания руками – как будто отталкиваются лыжными палками.

Метелица.                 А ещё?

Дети.                  А ещё берём коньки

                           И бежим мы на катки!

Метелица.                 А как?

Дети.                   А вот так!

     Дети руки убирают за спину, а ногами имитируют движения на коньках

Метелица.                  А потом?

Дети.                   А потом в снежки играем,

                           Очень метко попадаем!

Метелица.                  А как?

Дети.                   А вот так!

     Имитация игры в снежки.

Метелица.                 Ребята, в вашем зимнем лесу очень много зверей. И пока                  

                                я к вам добиралась, то встретила некоторых из них.

                                Хотите узнать кого? (Ответ детей.)

                                             Я про них загадки знаю,

                                             Вам сейчас их загадаю.

                           *   Что за зверь лесной

                                Встал, как столбик под сосной.

                                И стоит среди травы –

                                Уши больше головы?  (Заяц.)

                                         *   Он в берлоге спит зимой

                                              Под большущею сосной,

                                              А когда придёт весна

                                              Просыпается от сна.  (Медведь.)

                            *   Хитрая плутовка,

                                Рыжая головка,

                                Хвост пушистый – краса!

                                А зовут её … (Лиса.)  

Воспитатель.       Метелица, а мы про этих животных знаем песенку, хочешь послушать?

     Дети исполняют 2, 3, 4 куплеты из песни «Шёл весёлый Дед Мороз» Н.Вересокиной.

                                *   А по тропочке лесной,

                                     По лесной, по лесной

                                     Топал зайка озорной.

                                     Озорной…  Так!

                                   *   Мишка зайку догонял,

                                        Догонял, догонял.

                                        Он  вразвалочку шагал,

                                        Он шагал…  Так!

                                     *   И нарядна, хороша,

                                          Хороша, хороша.

                                          Шла лисичка не спеша,

                                          Не спеша…  Так!

Метелица.                Ребята, вы мне спели зимнюю песенку о зайке, лисе и

                                 медведе, а я загадала вам о них загадки. Не кажется

                                 ли вам, что тут какая-то ошибка?

     Если дети не ответят, что зимой медведь спит в берлоге, а не бродит по лесу, то Метелица сама об этом расскажет.

Метелица.                Дети, а какие ещё животные нашего леса зимой впадают

                                  в спячку?  (Ёж, барсук, змея, черепаха.)

                                  Ребята, вы любите, уважаете лес?

                                  А знаете, как нужно вести себя в лесу, чтобы не навре –

                                  дить деревьям, не обидеть животных и птиц.

      Дети читают пословицы о лесе.

1.     Рощи да леса – всему краю краса.

2.     Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

3.     Враг природы тот, кто лес не бережет.

4.     Люби лес, люби природу – будешь вечно мил народу.

5.     Лес – богатство  и краса, береги свои леса.  

Воспитатель.      Ну как, Метелица, теперь ты убедилась, что дети берегут и

                             любят лес?

Метелица.                     Да, убедилась. Теперь я буду спокойна за наши леса.

                                                       Славно мы повеселились,

                                                       Поиграли, пошутили,

                                                       А теперь пришла пора

                                                       Расставаться, детвора.

                                                       Я вернусь в леса и парки,

                                                       И желаю никогда

                                                       Вам с болезнями не знаться,

                                                       Быть здоровыми всегда.

     Метелица уходит.

Воспитатель.        Ребята, и нам пора возвращаться из зимнего леса, но мы

                              ещё не раз будем приходить сюда: и радостной, звенящей

                              птичьими голосами весной, и жарким, солнечным летом, и

                            золотой осенью, а пока пожелаем лесу:

                                    Будь здоровым, зимний лес!

                                    Стой в торжественном наряде.

                                    Парты, книги и тетради

                                    Ты даёшь нам добрый лес.

                                           Чтобы в мире не исчез

                                           Зверь лесной и птица тоже

                                           Процветай, наш друг хороший,

                                           Будь здоровым, зимний лес!  (Е. Агранович.)

     Дети под спокойную музыку возвращаются из «зимнего леса» в свою группу.  

   

                         

       

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка «В зимнем лесу»

Сценарий праздника для средней группы....

Комплексное тематическое занятие во 2-ой младшей группе на тему: « Путешествие в зимнем лесу».

Программные   задачи:1.Закреплять  знание  о   зиме, ее  приметах;2. продолжать  ходить  стайкой   за  воспитателем, перешагивать...

Конспект занятия 1 младшей группы на тему: " Встречи в зимнем лесу"

Программные задачи:1 .Формировать у детей представление о диких животных: зайце, белке, медведе, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни.2. Познакомить малышей со свойствами и качествами л...

Конспект интегрированного занятия на тему: "Чудеса зимнего леса"

Конспект интегрированного занятия "Чудеса зимнего леса" для детей старшей логопедической группы. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка» . Соста...

Занятие "Путешествие по зимнему лесу".

Занятие проводилось в целях расширения знаний детей о жизни животных в лесу в зимнее время....

Конспект экскурсии в зимний лес «Красота зимнего леса»

Цель: расширять представления детей о лесе в зимний период, воспитывать любовь к природе.Задачи:Образовательные: учить детей называть зимние признаки, обогащать словарь прилагательными.Развивающие: ра...