« В зимнем лесу»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
расширение представления детей о многообразии окружающего мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_zimnem_lesu._zadachi.docx | 22.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11 «Тополёк» с. Дефановка
муниципального образования Туапсинский район
Конспект
комплексного занятия в старшей группе
« В зимнем лесу»
Воспитатель: Е. В. Воробьева
с.Дефановка
МО Туапсинский район
2018г.
Образовательные области:
познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое,
художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
обучающие:
* систематизировать знания детей о зимующих птицах, о животных,
впадающих в зимнюю спячку, о деревьях нашего региона ;
* расширять представления детей о многообразии окружающего мира;
развивающие:
* развивать общие речевые навыки, слуховое и зрительное восприятие
мышление, память: умение внимательно слушать загадки, запоминать и
рассказывать стихи, пословицы и поговорки;
* развивать эмоциональность и выразительность исполнения; навыки
пения, движений под музыку;
* поддерживать интерес к подвижным играм, зимним забавам;
воспитательные:
* воспитывать бережное отношение к природе;
* формировать желание заботиться о птицах, воспитывать
любознательность, сочувствие;
* формировать умение укреплять своё здоровье в процессе общения с
природой;
* формировать азы безопасного поведения в природе.
В зимнем лесу.
Находясь в коридоре или в группе, воспитатель читает:
Воспитатель. Повела зима над нами
Снеговыми рукавами
И рассыпала снежинки
На поля и на леса.
Мы с горы кататься будем,
Мы в снежки сражаться будем,
И поэтому нам очень,
Очень нравится …
Дети. Зима!
Воспитатель. Дети, а давайте отправимся на прогулку в зимний лес.
Дети согласны. Воспитатель жестом приглашает детей в украшенный зал. Пока дети осматриваются в «зимнем лесу» воспитатель читает стихи:
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна,
Понагнулась как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку. ( С. Есенин.)
Воспитатель. Ах, сколько деревьев в лесу! Ребята, а кроме сосны, какие
деревья нашего леса вы знаете?
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару…
Дайте осинке
Пальто и ботинки,
Надо согреться
Бедной осинке. ( И. Токмакова.)
Пихты с виду кажутся злючками.
Лапы их покрыты колючками.
Да колючки-то незлые у пихты,
Можешь даже потрогать их ты. ( И. Токмакова.)
Выросла я липка,
Тоненькой и гибкой –
Не ломай меня. ( П. Воронько.)
Ели на опушки –
До небес макушки –
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата-ёлочки,
Тонкие иголочки –
У лесных ворот
Водят хоровод. ( И. Токмакова.)
Дети исполняют песню « Ёлочка-красавица». Музыка Г. Левкодимова,
слова и. Черницкой.
Воспитатель. Много, ребята, вы знаете деревьев, но кроме этих в нашем
лесу ещё растут дуб, ольха, граб и некоторые другие.
Мы должны их любить, оберегать, не ломать.
Незаметно от детей включают грамзапись птичьих голосов.
Воспитатель. Ребята, а чьи голоса мы услышали?
Дети. Это голоса птиц.
Воспитатель. А вы знаете, что птиц называют санитарами леса? Как вы
думаете, почему? (Ответы детей.)
А какую птицу называют самым главным санитаром леса?
Почему? (Ответы детей.)
А сейчас мы узнаем, как приходится зимой птицам.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
И дремлют пташки нежные
Под злые вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясного,
Красавица весна. (С. Есенин.)
Голуби, голуби,
Раз, два, три.
Прилетели голуби
Сизари.
Сели и нахохлились
У дверей.
Кто накормит крошками
Сизарей? (Е. Благинина.)
Воспитатель. К нам кто-то пожаловал.
Раздаётся стук в дверь и в группу «влетают» (вбегают дети в шапочках) воробей, дятел, иволга.
Инсценировка стихотворения Б.Брехта «Зимний разговор через
форточку». Перевод с немецкого К. Орешина.
- Я маленький воробей,
Я гибну, дети, спасите…
Я летом всегда подавал сигнал,
Чтоб сторож ворон с огорода гнал.
Пожалуйста, помогите!
Дети. – Сюда, воробей, сюда –
Вот тебе, друг, еда.
Благодарим за работу!
Перед «птицами» выставляют кормушку и в неё ставят для воробья блюдце с семечками.
- Я дятел, пёстрый такой.
Я гибну, дети, спасите…
Всё лето я клювом столбы долбил.
Тьму вредных букашек поистребил.
Пожалуйста, помогите!
Дети. – Сюда, наш дятел, сюда!
Вот тебе, друг, еда.
Благодарим за работу!
В кормушку один из детей ставит блюдечко с шишками и семенами растений.
- Я иволга, иволга я.
Я гибну, дети, спасите…
Ведь это я в прошлом году –
Чуть сумерки – пела в ближащем саду.
Пожалуйста, помогите!
Дети. – Сюда, певунья, сюда –
Вот и тебе еда.
Благодарим за работу!
В кормушку выносят кисти калины.
Воспитатель. Дети, чем же мы можем помочь птицам в холодные
зимние дни? (Ответы детей.)
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма:
Горсть зерна нужна.
Горсть одна –
И не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно позабыть:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну. (А. Яшин.)
Довольные, сытые воробей, дятел и иволга прощаются и улетают к своим друзьям.
Воспитатель. Пусть мороз трещит и злится,
И позёмка стелется
В гости к нам на праздник мчится
Вьюжная волшебница!
Девица – метелица!
Слышен голос метелицы из-за двери:
- Иду! Слышу! Слышу!
Метелица. По болотам и равнинам,
Косогорам и долинам.
По лесам и по полям
Я спешила в гости к вам.
По дорогам и тропинкам
Уложила я снежинки,
Соткала из них ковёр
От морей до самых гор!
В подарок вам снежки несу,
А с ними – новую игру.
Скорее в круг большой вставайте.
И свой снежок не прозевайте.
Метелица проводит игру «Береги снежок» - показывает движения, дети танцуют, повторяя за ней. Как только музыка кончается, Метелица старается
взять чей-нибудь снежок. Игра повторяется 2-3 раза.
Снежки убирают.
Метелица. Молодцы, ребята, ловкие вы да быстрые.
Любите ли вы зиму?
Дети. Да, нам морозы не беда,
Не страшны нам холода.
Ходим в шубах и ушанках,
И катаемся на санках.
Метелица. А как?
Дети. А вот так!
Дети на корточках друг за другом передвигаются за воспитателем.
Метелица. А потом?
Дети. А потом на лыжи встанем
И с горы кататься станем.
Метелица. А как?
Дети. А вот так!
Дети выполняют «пружинку», в момент приседания руками – как будто отталкиваются лыжными палками.
Метелица. А ещё?
Дети. А ещё берём коньки
И бежим мы на катки!
Метелица. А как?
Дети. А вот так!
Дети руки убирают за спину, а ногами имитируют движения на коньках
Метелица. А потом?
Дети. А потом в снежки играем,
Очень метко попадаем!
Метелица. А как?
Дети. А вот так!
Имитация игры в снежки.
Метелица. Ребята, в вашем зимнем лесу очень много зверей. И пока
я к вам добиралась, то встретила некоторых из них.
Хотите узнать кого? (Ответ детей.)
Я про них загадки знаю,
Вам сейчас их загадаю.
* Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы? (Заяц.)
* Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна
Просыпается от сна. (Медведь.)
* Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её … (Лиса.)
Воспитатель. Метелица, а мы про этих животных знаем песенку, хочешь послушать?
Дети исполняют 2, 3, 4 куплеты из песни «Шёл весёлый Дед Мороз» Н.Вересокиной.
* А по тропочке лесной,
По лесной, по лесной
Топал зайка озорной.
Озорной… Так!
* Мишка зайку догонял,
Догонял, догонял.
Он вразвалочку шагал,
Он шагал… Так!
* И нарядна, хороша,
Хороша, хороша.
Шла лисичка не спеша,
Не спеша… Так!
Метелица. Ребята, вы мне спели зимнюю песенку о зайке, лисе и
медведе, а я загадала вам о них загадки. Не кажется
ли вам, что тут какая-то ошибка?
Если дети не ответят, что зимой медведь спит в берлоге, а не бродит по лесу, то Метелица сама об этом расскажет.
Метелица. Дети, а какие ещё животные нашего леса зимой впадают
в спячку? (Ёж, барсук, змея, черепаха.)
Ребята, вы любите, уважаете лес?
А знаете, как нужно вести себя в лесу, чтобы не навре –
дить деревьям, не обидеть животных и птиц.
Дети читают пословицы о лесе.
1. Рощи да леса – всему краю краса.
2. Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
3. Враг природы тот, кто лес не бережет.
4. Люби лес, люби природу – будешь вечно мил народу.
5. Лес – богатство и краса, береги свои леса.
Воспитатель. Ну как, Метелица, теперь ты убедилась, что дети берегут и
любят лес?
Метелица. Да, убедилась. Теперь я буду спокойна за наши леса.
Славно мы повеселились,
Поиграли, пошутили,
А теперь пришла пора
Расставаться, детвора.
Я вернусь в леса и парки,
И желаю никогда
Вам с болезнями не знаться,
Быть здоровыми всегда.
Метелица уходит.
Воспитатель. Ребята, и нам пора возвращаться из зимнего леса, но мы
ещё не раз будем приходить сюда: и радостной, звенящей
птичьими голосами весной, и жарким, солнечным летом, и
золотой осенью, а пока пожелаем лесу:
Будь здоровым, зимний лес!
Стой в торжественном наряде.
Парты, книги и тетради
Ты даёшь нам добрый лес.
Чтобы в мире не исчез
Зверь лесной и птица тоже
Процветай, наш друг хороший,
Будь здоровым, зимний лес! (Е. Агранович.)
Дети под спокойную музыку возвращаются из «зимнего леса» в свою группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка «В зимнем лесу»
Сценарий праздника для средней группы....
Комплексное тематическое занятие во 2-ой младшей группе на тему: « Путешествие в зимнем лесу».
Программные задачи:1.Закреплять знание о зиме, ее приметах;2. продолжать ходить стайкой за воспитателем, перешагивать...
Конспект занятия 1 младшей группы на тему: " Встречи в зимнем лесу"
Программные задачи:1 .Формировать у детей представление о диких животных: зайце, белке, медведе, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни.2. Познакомить малышей со свойствами и качествами л...
Конспект интегрированного занятия на тему: "Чудеса зимнего леса"
Конспект интегрированного занятия "Чудеса зимнего леса" для детей старшей логопедической группы. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка» . Соста...
Занятие "Путешествие по зимнему лесу".
Занятие проводилось в целях расширения знаний детей о жизни животных в лесу в зимнее время....
Конспект экскурсии в зимний лес «Красота зимнего леса»
Цель: расширять представления детей о лесе в зимний период, воспитывать любовь к природе.Задачи:Образовательные: учить детей называть зимние признаки, обогащать словарь прилагательными.Развивающие: ра...
Сценарий развлечения «Зимние забавы» в старшей группе «Б» (игровая конкурсная программа) «Письмо из зимнего леса» »
Дети помогают спасти зимний лес от происков Госпожи Метелицы...