НОД по театрализованной деятельности: " Звёзды Журавушки"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Коновалова Ольга Константиновна

Развитие  речи и сценического творчества детей средствами театрализации игр и игр-представлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: Развитие  речи и сценического творчества детей средствами театрализации игр и игр-представлений.

Образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей:  познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое. 

Речевое развитие:

Развивать звуковую и  интонационную культуру речи;  фонематический слух; правильное произношение.

Стимулировать активную речь за счет расширения словарного запаса; богатство родного языка, его выразительные средства,  освоение и использование  невербальных средств общения: мимики, жестов, позы.

Совершенствовать артикуляционный аппарат.

Развивать монологическую и диалогическую речь.

Познавательное развитие:

Обучать детей элементам театрализованной деятельности.

Развивать познавательную активность дошкольников  с помощью  театрализованной деятельности.

Развивать зрительное и слуховое внимание, наблюдательность, находчивость, фантазию, образное мышление, интерес к сценическому искусству.

Развивать навыки позитивного социального поведения.

Социально- коммуникативное развитие:

Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной  деятельности, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Развивать у детей творческое воображение, учить вживаться в художественный образ; побуждать к выразительности в этюдах (пантомимика).

Создать условия для воспитания эмоционально- положительного отношения детей к театрализованной деятельности.  Воспитывать доброту, бережное отношение к окружающему миру через сказку.

Художественно-эстетическое развитие:

Развивать навыки импровизации. Раскрывать  творческие способности  застенчивых и  малоактивных  детей, повышать их самооценку. Соотносить эмоциональное состояние героя с характером музыки; учить вступать во взаимодействие с партнёром. Воспитывать интерес к литературным произведениям посредством их обыгрывания и театрализации.

Физическое  развитие:

Формировать способность согласовывать действия и сопровождающей их речи,  развивать координацию и двигательную активность.

Оборудование: маски- шапочки  для детей (кот, лиса, лошадка), маски –овощи, кукла, игрушка-медведь, халат доктора, русские народные костюмы, волшебная палочка, предметные карточки, декорация: деревья ,овощные грядки, клубочек.

Предварительная работа:   создание эмоционального центра «Островок настроения»,  подборка игр для развития эмоциональной сферы детей. Упражнения на развитие интонационной выразительности, работа над сценической речью (ритм, темп, дыхание, четкость произношения, координация движений в соответствии с музыкой).  Чтение и анализ сказок,  стихов; обыгрывание и распределение ролей,   игра «Волшебные превращения».  Презентация «В гостях у сказки», изготовление масок и декораций  для сказки…

Приёмы  руководства деятельностью детей:

1. Приёмы постановки целей и мотивации деятельности детей:  психологический настрой,  сюрпризный  момент, игра.

2. Приёмы активизации детей в процессе игры:  создание игровой проблемной ситуации,  игровые задания, анализ и выводы.

3. Приёмы  организации практической деятельности детей: исполнение детьми сольных номеров, коллективное представление сказки, оценка жюри.

4.Приёмы поддержания интереса у детей: чередование видов детской деятельности, игровые  моменты, игра на развитие логического мышление, музыкальная  пауза, музыкальное сопровождение.

5.Приёмы оценки и самооценки:  поощрение, взаимопомощь детей, похвала, определение качества деятельности.

План НОД:

1. Вводная часть:  Участие детей в психологической игре. Создание мотива для деятельности детей. Сюрпризный момент. Определение цели.

2. Основная часть: Конкурс актёрского мастерства, игра « Превращалки» Игра - драматизация: «Почему помидор красный».

3. Заключительная  часть:  Оценка деятельности детей. Подведение итогов игры - представления.

Длительность  игры – представления - 30 минут.

ХОД образовательной деятельности:

Организационный момент: (Звучит музыка).

(Выходят воспитатель и дети)

Воспитатель: Добрый день!

Мы рады Вас видеть у нас в гостях!   Слайд 1.

Собрались  все дети в круг  (встают в круг)

Я твой друг  (руки  к  груди)

И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

Улыбнитесь друг другу  и подарите гостям свою улыбку. Молодцы!

Игра: « Настроение»     Слайд 2.

Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает рассказать о своём настроении ( воспитатель на доске разложила бумажные круги разных цветов). Ребёнок должен выбрать цвет,  соответствующий его настроению, и рассказать на какой предмет этого цвета оно похоже.( закрепление цвета).

Игра «Я радуюсь, когда…»      Слайд 3.

Воспитатель: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему «клубочек» и попрошу, например, так: «Дима, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Ребенок ловит «клубочек»  и говорит: «Я радуюсь, когда….», затем бросает «клубочек» следующему ребенку и, назвав его по имени,   спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Игра « Зеркало ».

Участники игры по очереди подходят к столу, на котором лежат яркие картинки с изображением веселых животных и предметов и изображают их.

Воспитатель: « А сейчас пришло время  подарить хорошее настроение и радость нашим гостям ».

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну. В страну, где происходят чудеса и превращения,  оживают куклы и начинают  говорить звери, птицы.

Вы догадались, что это за страна?

Дети:   - Театр!  Молодцы!       Слайд 4.

Воспитатель- А знаете ли вы, кто живёт в этой стране?

Дети: - Куклы, сказочные герои, артисты.

Воспитатель: Да, ребята.  Вы правильно сказали. Самые главные – актёры.

Как вы думаете, что должен уметь  делать актёр?

Ответы детей: понятно, чётко говорить, правильно дышать, красиво двигаться и уметь передавать характер и настроение героя при помощи мимики и движений тела …

Воспитатель- А вы хотели  бы стать  артистами? Я вам помогу!

Воспитатель: Для этого у меня есть волшебная палочка и сейчас  с её помощью я вас превращу в артистов. Закройте все  глаза, я произношу  волшебные слова:

«Раз, два, три повернись,

И в артиста превратись!»   …

Воспитатель: Мы начинаем наш конкурс актёрского мастерства ЗВЁЗДОЧКИ «Журавушки».    Слайд 5.

Поприветствуем наших  участников – артистов. (ЗВУЧИТ МУЗЫКА).

Дети становятся полукругом.

-Представьтесь, пожалуйста.

ДЕТИ  ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ.  Наш конкурс оценивает жюри .Попросим представится наше уважаемое жюри. Аплодисменты.

Воспитатель: Первый конкурс называется «Превращалки».

ДЕТИ ПРОХОДЯТ В «гримёрную» (домик)

ВЕД: на сцену приглашается первый участник-звезда сезона Мария  Д. с номером «лошадка».      Слайд 6.

Цок, цок, цок, цок!

Я лошадка- серый бок!

Я  копытцем постучу,

Если хочешь прокачу!

Посмотри, как я красива,

Хороши и хвост и грива.

Цок, цок, цок, цок!

Я лошадка- серый бок!

ВЕД: Следующий участник –АлександраК.( лиса)    Слайд 7.

Я лисичка, рыжий хвостик

К вам пришла сейчас я в гости

Я умна, хитра, красива,

Обаятельна, игрива

Мой пушистый рыжий мех

Принесёт всегда успех!

ВЕД: Ещё одни участники  этого конкурса-Влодимир А. и Яна Ш. с номером «Кот Василий»        Слайд 8.

-Кот Василий, где ты был?   -Яна

-Я мышей ловить ходил…   - Володя

-Почему же ты в сметане?     -Яна

-Потому что был в чулане…-Володя

-Долго ль был там?         -Яна

-Полчаса…                      -Володя

-Ну и что там?                 -Яна

-Колбаса…                      -Володя

-А откуда же сметана?     -Яна

Отвечай-ка без обмана,

Расскажи нам поскорей,

Как ты там ловил мышей.

-Там сидел я возле кваса    -Володя

Нюхал жареное мясо,

Только глянул на творог-

Вижу-мышка на порог!

Я- за мышкой по чулану

И наткнулся на сметану,

Зацепился за мешок,

Опрокинулся горшок,

На меня упало сало…

-Где же мышка?           -Яна

-Убежала…                -Володя (поклон)  Аплодисменты.  Дети встают вдоль стены.

Воспитатель - Я знаю одного доктора, который всегда придёт на помощь. Я  приглашаю следующих  участников нашего конкурса.  Слайд 9.

СЦЕНКА «В МЕДИЦИНСКОМ КАБИНЕТЕ»  Дима М.  Вероника Ваня

Доктор: Я- доктор, я больных лечу,

Чтоб люди не болели,

В любое время к ним спешу,

В ненастье и в метели.

Могу поставить градусник

И выписать таблетки.

Микстуру, капли  сладкие

Я дам для кукол-деток.

Кто здесь болеет, проходите.

Что тут у вас стряслось, скажите?

Девочка с куклой: Вероника

У дочки кашель и простуда,

Высокая температура.

Какое дать лекарство ей,

Чтобы поправиться быстрей?

Доктор: Вот ей таблетки, вот микстура.

Понизится температура.

(девочка с куклой уходит говорит : «Спасибо».

Мальчик с мишкой. Иван И.

Доктор, у сыночка бледный вид,

У него  живот болит.

Чем вы  сможете помочь?

Он не спит вторую ночь.

Доктор: Я потрогаю животик,

На кушетку положу.

(кладёт  мишку на кушетку, мнет живот).

Всё в порядке у мишутки,

Ничего не нахожу.

Видно, просто он объелся,

Много ягод он наелся.

(грозит пальцем мишке).

Ты, мишутка, папу слушай,

Только лишнего не кушай.

(Мальчик с мишкой уходит).

Воспитатель: Попросим жюри оценить первый конкурс. Спасибо! (поднимают оценки   каждому участнику) переодеваются дети для сказки  (музыка звучит)

Музыкальная пауза:       слайд 10.

ВЫХОДЯТ ДЕТИ В РУС. НАР. КОСТЮМАХ  исполняют р.н..т. «Ягода малина»                       слайд 11.

Воспитатель:  проведём с вами речевую  разминку

Игра:  «Доскажи словечко»

Ход игры:     Воспитатель  читает, а дети добавляют слова.

      1.Как-то раз в лесу густом

Вырос домик под … (кустом).

Рада мышка-поскребушка

И зелёная … (лягушка).

Рад и побегайчик,

Длинноухий … (зайчик).

Ничего, что ростом мал

Меховой домишко, –

И кабан туда попал,

И лиса, и … (мишка).

Всем хватило места в нём.

Вот какой чудесный … (дом).

Как называется сказка?  (Рукавичка)

2. Маша в коробе сидит,

Далеко она ...  (глядит).

Кто несёт её ответь,

Быстрыми шагами?

А несёт её ...  (медведь)

Вместе с ...  (пирогами).

Путь не близкий,

Дальний путь.

Хочет Миша ...   (отдохнуть).

На пенёк присесть

И румяный пирожок

По дороге ...  (съесть).

Провела его малышка,

Будет он умнее впредь.

Вот у нас такая книжка,

Это – "...  и  ...".

("Маша и Медведь.")

Второй конкурс называется «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»  Слайд 12.

Воспитатель: Участники второго конкурса покажут сказку не совсем обычную? А почему вы сейчас узнаете!

Ребёнок:   Сказку мы сейчас расскажем, и спектакль вам покажем:  «Почему помидор красный?»  Дима М.

ПОКАЗ СКАЗКИ   «Почему помидор красный?»

Ведущий:  В давние времена жили на одном огороде овощи.  Слайд 13.

Морковь: - Я морковка всем на диво:

И румяна и красива.

Огурец:-  Я огурчик наливной

Кто полакомится мной?

(Огурчик кланяется морковке. Взявшись за руки, они танцуют,

садятся на грядку.)

Картошка:  - Нет обеда без картошки-

Ни жаркого, ни окрошки.

Все картошку уважают.

Кто из вас меня не знает?

Лук: - Я сердитый лук, ребята,

Витаминами богатый,

Хоть и слёзы вызываю,

Но от гриппа защищаю. (Танцует, садится на грядку)

Фасоль: - Я фасоль, всем вам известна,

И  вкусна я, и полезна.

Помидор: - Помидор я вкусный, сладкий,

Тра-ля-ля, тра-ля-ля!

Я расту на этой грядке,

Тра-ля-ля, тра-ля-ля.( Танцует, садится на грядку).

Ведущий:- Хозяйка очень любила свой огородик,

Каждый день поливала его, ухаживала за

ним. И напевала вот такую весёлую песенку.

(хозяйка уходит…)

Ведущий:  Овощи с каждым днём росли и зрели.

Жили они дружно, никогда не ссорились. Но однажды

помидор решил, что он лучше всех, и начал хвастаться.

Помидор: - Я на свете всех вкуснее,

Всех круглее, зеленее меня взрослые и дети

Любят больше всех на свете!

Огурец: - Слушай, это просто смех-

хвастать, что ты лучше всех.

Лук: - Не поймёт никак он, братцы,-

некрасиво задаваться.

Ведущий:-  А помидор всё своё твердил.

Помидор:- Я на свете всех вкуснее,

Всех круглее, зеленее,

Меня взрослые и дети

Любят больше всех на свете!

Овощи (хором):- Хвалился, хвалился

И с куста свалился!

Ведущий:-  В это время на огород  пришла хозяйка,    Слайд14.

чтобы собрать овощи на обед. Всех с собой взяла, а помидор не заметила.( Хозяйка уводит овощи.)

«Летит» мимо ворона.

Ворона:-  Кар! Кар! Позор! Кошмар!

Не хотел быть с нами дружен,

Будешь никому не нужен.

Ведущий: - Стыдно стало помидору,

Заплакал он…и покраснел от стыда.

Помидор:- Вы меня ,друзья, простите

Вы с собой меня возьмите!

Ведущий:- Услышала эти слова хозяйка, сжалилась над помидором, пришла  и - взяла его с собой.

Хотите- верьте,  хотите нет, но с тех пор осенью помидоры всегда становятся красными.  Все овощи никогда между собой не ссорятся.  Живут весело и дружно.

(Танец овощей)

Ведущий:  С помощью  волшебной палочки и слов я превращу вас     снова в деток:

Два раза хлопни,

Три раза топни

Вокруг себя обернись

И в детишек превратись!    Слайд15.

Итог:

Воспитатель:  Все артистами  сегодня побывали.   Очень хорошо все     показали. Вам понравилось быть  артистами?

(Маша , тебе кто понравился?)  ( Дима, кто выразительно исполнил свою роль по твоему мнению?) (Мне понравилось, что вы учились выразительно передавать различные чувства и настроения, учились быть настоящими артистами.)

Воспитатель: Уважаемое жюри - ваши оценки. Благодарим всех за внимание!

Пусть детство будет словно сказка,
Пусть чудеса творятся каждый миг,
И мир вокруг пусть добрым станет - ласковым,
Добро над злом опять пусть победит!

До новых встреч!  В театре принято благодарить  аплодисментами.  Вы их сегодня заслужили!  Аплодисменты.

Исполняется  танец: « Звёздный дождь»    Слайд 16 -17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценки умений и навыков детей в театрализованной деятельности. Методика проведения диагностирования способностей и возможностей детей в театрализованной деятельности.

Материал в помощь педагогу ДОУ для проведения мониторинга театрализованной деятельности детей во всех возрастных группах....

Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Цель данной работы - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми от 4 до 7 лет по формировании творческих способностей детей дошкольного возраста ...

Творческий проект с детьми 3-7 лет по театрализованной деятельности «Развитие творческой активности детей через театрализованную деятельность: Мы актеры».

Проект по театрализованной деятельности для работы с детьми 3-7 лет позволяет расширить и углубить знания детей о театральном искусстве. Разработанные циклы театрализованных игр и методические рекомен...

«Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности» Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности

Работа по обобщению опыта "Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности"содержит  практический материал о возможностях развития творческих способностей детей сред...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...