В гости к бабушке Загадушке
план-конспект урока по развитию речи (старшая группа)

Замышляева Вера Николаевна

открытое занятие "В гости к бабушке Загадушке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_babushke_rus_posidelki.docx34.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 «Сказка»

Конспект

занятия по развитию речи в старшей группе

тема: «Русские посиделки»

                                                                                     

                  Составила воспитатель

Замышляева В. Н.

п. Тонкино

Нижегородская область

Цель: формирование основы речевой и театральной культур через изучение малых фольклорных форм

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о жанровых особенностях малых фольклорных форм (потешки, небылицы, загадки, сказки, поговорки, р.н. игры)
  2. Формирование умений проводить инсценировку сказки, используя средства выразительности (мимику, жест, движение, интонацию, умение согласовывать свои действия с действиями других детей)

3.  Развивать мыслительную активность, речь, её выразительность, закреплять умение отвечать на вопрос полным ответом

4. Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.

Методические приемы: игровая мотивация «В гости к бабушке Загадушке», художественное слово: проговаривание потешек, поговорок, пословиц; игровой момент (изба с декорациями).

Предварительная работа: посещение музея, знакомство с жанрами русского народного творчества (заучивание пословиц, поговорок, небылиц, потешек, чтение и разыгрывание по ролям сказки, разгадывание загадок, знакомство с р.н. играми).

Используемые материалы и оборудование: «кони» с дугой и колокольчиком; русские народные костюмы для детей и воспитателя; уголок, оформленный под избу: со столом, скамейками, посудой, самоваром, люлькой; аудиозапись небылицы; корзинка с угощением; декорации; шапочки для драматизации сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».

Ход занятия:

 (Звучит русская народная песня «Калинка» или «Как у наших ворот». Дети входят в зал друг за другом взявшись за руки. Останавливаются, поворачиваются к гостям)

Воспитатель:

У нас сегодня гости. Поприветствуйте их.

1 ребенок

У нас сегодня день чудес

У нас радость до небес

К нам гости пришли

Дорогие пришли.

2 ребенок

Добрый день, гости званные и желанные!

3 ребенок

Милости просим, рады гостям, как добрым вестям!

4 ребенок

Всех привечаем, душевно встречаем!

5 ребенок

Собрались мы сегодня позабавиться, да потешиться!

Все

Смех да веселье!

(Вручают хлеб – соль)

Воспитатель:


Вижу, все уже готовы -
На детях новые обновы
Сарафаны расписные,

Да рубахи льняные.

(Дети рассаживаются на стулья, поставленные полукругом)

Воспитатель: 

-В старину долгими вечерами собирались люди в большой избе. Пряли, вязали, плели корзины и при этом обязательно пели песни, частушки, рассказывали небылицы, сказки. Так веселее было работать, быстро проходило время.

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых,

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить:

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Ребята, а вы бы хотели побывать на таких посиделках?

(Ответы детей)

Как у нас на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто и никто не скучал,

Сам народ для себя песни-шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили,

Как плясали они, хороводы водили.

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь еще с колыбели.

Раздается стук в дверь, вносят сундучок.

Воспитатель (удивленно).

Дети, нам сундучок принесли. Посмотрите, какой он большой и красивый! Кто мог его передать? Давайте откроем его и узнаем, от кого он (воспитатель пытается его открыть, но не может). Наверное, он заколдован?

Ребята, чтобы открыть волшебный сундучок, нужно произнести «волшебные заклинания», но я забыла эти заклинания. Ребята, помогите мне.

Воспитатель. Дети, а какие «волшебные заклинания» вы знаете? (Ответы детей: абракадабра; сим-сим, откройся; эники-беники; по щучьему велению, по моему хотению.)

Воспитатель. Я тоже вспомнила волшебное заклинание: крэкс, пэкс, фэкс.

После этих слов сундучок открылся.

Воспитатель. Что же там в сундучке? А там лежит письмо. Давайте, прочитаем его и узнаем от кого оно? (Читает письмо.)

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю что вы любите путешествовать. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну фольклора. Я приготовил для вас задания. Ваш дедушка Фольклор».

Очень странное послание. И имя очень странное у дедушки - Фольклор. Что такое «фольклор»? (Ответы детей: потешки, прибаутки, считалки, заклички, загадки, игры, хороводы, сказки, дразнилки.)

Воспитатель.

А кто их сочинял? (Ответы детей.)

Тогда Сегодня мы побываем в необычном городе, в котором живут малые фольклорные формы. А вы знаете, какие? (ответы детей)

(Ответы детей: потешки, прибаутки, считалки, заклички, загадки, р.н. игры, хороводы, сказки, дразнилки.)

Воспитатель: Это малые фольклорные формы.  Они относятся к народному творчеству. А почему творчество называют народным?

 (Ответы детей: потому, что их народ сочиняет).

Воспитатель: А знаете ли вы, где еще живет русский фольклор?

(Ответы детей)

 

Воспитатель: Чтобы узнать, я вам предлагаю отправиться в путешествие в гости к бабушке. Ну, что ж, готовы к путешествию?

(Ответы детей)

Воспитатель: У нас и лошадки есть. Раньше, в старину люди ездили на лошадях, а по праздникам запрягали тройки. Давайте возьмемся за удила и отправимся в путь!

(Дети  берутся за удила (дуга с колокольчиком), отправляются к бабушке в гости, под музыку выполняя упражнения)

Лады, лады, ладушки,  (хлопки в ладоши)

Едем в гости к бабушке,  (топают)

К нашей милой бабушке,  (прыгают)

Бабушке-Загадушке,

Едут к ней ребятушки,  (парами выполняют хлопки в ладоши)

Милые внучатушки.

(2 раза)

Воспитатель:

А вот и домик небольшой,

Дым колечком над трубой,

Видно, варится обед,

Есть здесь кто-то или нет?

Ой, ребята, русская изба перед нами,

 да только никто не откликается.

Я пойду посмотю и хозяйку позову.

Выходит бабушка в русском сарафане, встречает детей.

Бабушка: 

-Детушки – внучатушки  мои пришли! Здравствуйте! До чего же вы хороши и красивы малыши! Как смотреть на вас приятно, как одеты вы нарядно.

Я бабушка - Загадушка

В этом домике живу, хозяйство свое веду

Будьте гостями! Проходите, да на житье - бытье мое поглядите.

А мои-то детки, уселись, расселись, кто на лавочку, кто на табуреточку.

Воспитатель:
Гостям места хватило!

Бабушка:
Да и хозяевам не тесно!
Сядем рядком да поговорим ладком.

Воспитатель: 
Кто сказку расскажет, кто правду, а кто послушает!

Бабушка:

А чтобы вы не скучали, я потешу вас потешками. Знаете ли вы, что такое потешки?

( Это веселые стишки)

Бабушка: 

-Да. Можно и так сказать. Раньше, в старину у нас в России мамы, бабушки пели для своих деток или внучков веселые песенки - потешки. И тогда, когда умывали, купали их, причесывали или когда ребенок делал свои первые шаги, или просто лаская. В русских народных потешках используются нежные слова, красивые выражения. И говорятся они или поются ласковым голосом. Вот послушайте:

(Бабушка подходит к девочке, гладит ее по голове и ласково приговаривает)

Ах, ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

Воспитатель:

-Понравилась ли вам потешка? Какие ласковые слова вы заметили?

 (Ответы детей)   

Воспитатель:

-Как ласково называют вас ваши мамы?

(Ответы детей)   

Бабушка:

-Ребята, а вы любите играть?

(Ответы детей)   

Бабушка: 

-Вот и раньше дети любили, когда с ними играли. С маленькими детками, которые еще не умели ходить играли так…

(Подходит к любому  ребенку, приговаривает слова потешки и выполняет соответствующие движения)

Идет коза рогатая

Идет коза бодатая

Глазками хлоп, хлоп

Ножками топ, топ

Кто каши не ест,

Кто молочко не пьет

Забодаю, забодаю.

Воспитатель:

- Ребята, а вы знаете потешки? 

(дети рассказывают потешки)

Бабушка:

- А вы знаете, я тут вчера вышла на улицу, а там ….такое творилось, я даже записала, вот послушайте:

(звучит аудиозапись)

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота,

Выскочила палка с бабкою в руке,

И давай дубасить коня на мужике.

Воспитатель:

Ребята, знаете ли вы, что сейчас прозвучало?

(небылица)

-А что это такое?

(то чего на самом деле не может быть)

- Скажите, что в этой небылице не так?

(ответы детей).

- А вы бабушке расскажите небылицы?

(дети рассказывают небылицы)

-Детки, небылицы, которые мы с вами сейчас рассказывали, также являются малыми фольклорными формами.

Воспитатель:

-Ребята, вас Бабушка- Загадушка потешила, а чем же мы можем порадовать бабушку? Может сказку расскажем?

Бабушка: 

- Есть  сказка любимая у меня. Я загадаю вам загадки, а вы по ним догадаетесь, как называется эта сказка.  

Воспитатель: 

-А что такое загадка, вы знаете?

(ответы детей)

Воспитатель: 

-Правильно. Чтобы дети росли умными, взрослые придумывали загадки. Загадка – это такой короткий рассказ, когда сам предмет не называется, а описывается, говорится, какой он. И она тоже относится к малым фольклорным формам.

Бабушка:

-Ну что, готовы отгадывать загадки?

(ответы детей)

Птичка-невеличка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)

Живет в норке,

грызет корки.
Короткие ножки;
боится кошки…(Мышка)   

Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молочком...(Блины)

Воспитатель:

-В какой сказке живут все эти герои?

(ответы детей)

- Угадали. Молодцы.

Воспитатель: 

-А мы с ребятами знаем эту сказку и можем тебе ее показать.

Бабушка: Вот здорово, порадуйте бабушку!

(дети разыгрывают р.н. сказку «Крылатый, мохнатый да масляный»)

Бабушка: Спасибо, вам, ребята! Порадовали бабушку!

-Ой, засиделись мы с вами, пора нам и поиграть. Проводится русская народная игра «Семь сыновей». Дети сопровождают слова бабушки соответствующими движениями.

Бабушка: 

У Варвары, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Все без бровей {показывает брови}.

Вот с такими глазами {показывает большие глаза},

Вот с такими ушами {показывает огромные уши},

Вот с такой головой {показывает большую голову},

Вот с такой бородой {показывает длинную бороду}.

Ничего они не ели,

Все на бабушку смотрели,

Делали вот так {бабушка показывает любое движение, дети повторяют}.

Игра повторяется по желанию детей, теперь они показывают движения.

/После игры садятся/

Воспитатель:

-Бабушка, нам очень нравится у тебя в гостях. Но говорят: в гостях хорошо, а дома лучше. Что это, ребята, я сказала?

(поговорка)

-А что это?

(это тоже малая фольклорная форма)

(Бабушка выносит корзинку).

Бабушка: 

-Ребятки, смотрите, что это у меня в корзинке?! Да это же угощение для вас.

(Ребята благодарят бабушку)

Воспитатель: 

-Ну, а нам пора возвращаться в детский сад. Ребята, садимся на наши лошадки и поскакали в детский сад.

(цокая дети «скачут» и садятся на места).

Бабушка:

- Приезжайте еще ко мне в гости!

Воспитатель: 

- Приедем, ребята?!

(Обязательно приедем!)

(Бабушка машет платочком, прощается с гостями)

Воспитатель:

- Дети, к кому мы с вами ходили в гости?

- Какие малые фольклорные формы мы повторили?

- Почему мы их относим к народному творчеству?

- Вам занятие понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно организованная деятельность "В гости к "Бабушке - Загадушке".

Исследовательская - позновательная деятельность, развитие мыслительной деятельности у дошкольников. Формировать навыки свободного общения взрослых и детей, навыки позитивной коммуникации....

В гостях у бабушки-загадушки

Занятие по сенсорному воспитаниюВо второй младшей группеПровела :Вицкова М.В.                  Цель: воспиты...

Развлечение "В гостях у бабушки Загадушки"

Развлечение: «В гостях у бабушки Загадушки»Программное содержание: Доставить детям радость. Развивать эмоциональную отзывчивость. Приобщать детей к истокам народной культуры. Познакомить детей с русск...

Конспект развлечения "В гостях у Бабушки-Загадушки "

Конспект развлечения«В гостях у Бабушки-Загадушки»(образовательная область - коммуникация)Подготовили воспитатели:Диброва Галина ЕвгеньевнаПапикьянц Марина ОганесовнаАрмавир, 2012гЗадачи:вызвать...