В гости к бабушке Загадушке
план-конспект урока по развитию речи (старшая группа)
открытое занятие "В гости к бабушке Загадушке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gosti_k_babushke_rus_posidelki.docx | 34.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 «Сказка»
Конспект
занятия по развитию речи в старшей группе
тема: «Русские посиделки»
Составила воспитатель
Замышляева В. Н.
п. Тонкино
Нижегородская область
Цель: формирование основы речевой и театральной культур через изучение малых фольклорных форм
Задачи:
- Закрепить знания детей о жанровых особенностях малых фольклорных форм (потешки, небылицы, загадки, сказки, поговорки, р.н. игры)
- Формирование умений проводить инсценировку сказки, используя средства выразительности (мимику, жест, движение, интонацию, умение согласовывать свои действия с действиями других детей)
3. Развивать мыслительную активность, речь, её выразительность, закреплять умение отвечать на вопрос полным ответом
4. Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.
Методические приемы: игровая мотивация «В гости к бабушке Загадушке», художественное слово: проговаривание потешек, поговорок, пословиц; игровой момент (изба с декорациями).
Предварительная работа: посещение музея, знакомство с жанрами русского народного творчества (заучивание пословиц, поговорок, небылиц, потешек, чтение и разыгрывание по ролям сказки, разгадывание загадок, знакомство с р.н. играми).
Используемые материалы и оборудование: «кони» с дугой и колокольчиком; русские народные костюмы для детей и воспитателя; уголок, оформленный под избу: со столом, скамейками, посудой, самоваром, люлькой; аудиозапись небылицы; корзинка с угощением; декорации; шапочки для драматизации сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».
Ход занятия:
(Звучит русская народная песня «Калинка» или «Как у наших ворот». Дети входят в зал друг за другом взявшись за руки. Останавливаются, поворачиваются к гостям)
Воспитатель:
У нас сегодня гости. Поприветствуйте их.
1 ребенок
У нас сегодня день чудес
У нас радость до небес
К нам гости пришли
Дорогие пришли.
2 ребенок
Добрый день, гости званные и желанные!
3 ребенок
Милости просим, рады гостям, как добрым вестям!
4 ребенок
Всех привечаем, душевно встречаем!
5 ребенок
Собрались мы сегодня позабавиться, да потешиться!
Все
Смех да веселье!
(Вручают хлеб – соль)
Воспитатель:
Вижу, все уже готовы -
На детях новые обновы
Сарафаны расписные,
Да рубахи льняные.
(Дети рассаживаются на стулья, поставленные полукругом)
Воспитатель:
-В старину долгими вечерами собирались люди в большой избе. Пряли, вязали, плели корзины и при этом обязательно пели песни, частушки, рассказывали небылицы, сказки. Так веселее было работать, быстро проходило время.
На завалинках, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых,
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить!
Ребята, а вы бы хотели побывать на таких посиделках?
(Ответы детей)
Как у нас на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто и никто не скучал,
Сам народ для себя песни-шутки слагал.
Наши дедушки, бабушки нам говорили,
Как плясали они, хороводы водили.
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь еще с колыбели.
Раздается стук в дверь, вносят сундучок.
Воспитатель (удивленно).
Дети, нам сундучок принесли. Посмотрите, какой он большой и красивый! Кто мог его передать? Давайте откроем его и узнаем, от кого он (воспитатель пытается его открыть, но не может). Наверное, он заколдован?
Ребята, чтобы открыть волшебный сундучок, нужно произнести «волшебные заклинания», но я забыла эти заклинания. Ребята, помогите мне.
Воспитатель. Дети, а какие «волшебные заклинания» вы знаете? (Ответы детей: абракадабра; сим-сим, откройся; эники-беники; по щучьему велению, по моему хотению.)
Воспитатель. Я тоже вспомнила волшебное заклинание: крэкс, пэкс, фэкс.
После этих слов сундучок открылся.
Воспитатель. Что же там в сундучке? А там лежит письмо. Давайте, прочитаем его и узнаем от кого оно? (Читает письмо.)
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю что вы любите путешествовать. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну фольклора. Я приготовил для вас задания. Ваш дедушка Фольклор».
Очень странное послание. И имя очень странное у дедушки - Фольклор. Что такое «фольклор»? (Ответы детей: потешки, прибаутки, считалки, заклички, загадки, игры, хороводы, сказки, дразнилки.)
Воспитатель.
А кто их сочинял? (Ответы детей.)
Тогда Сегодня мы побываем в необычном городе, в котором живут малые фольклорные формы. А вы знаете, какие? (ответы детей)
(Ответы детей: потешки, прибаутки, считалки, заклички, загадки, р.н. игры, хороводы, сказки, дразнилки.)
Воспитатель: Это малые фольклорные формы. Они относятся к народному творчеству. А почему творчество называют народным?
(Ответы детей: потому, что их народ сочиняет).
Воспитатель: А знаете ли вы, где еще живет русский фольклор?
(Ответы детей)
Воспитатель: Чтобы узнать, я вам предлагаю отправиться в путешествие в гости к бабушке. Ну, что ж, готовы к путешествию?
(Ответы детей)
Воспитатель: У нас и лошадки есть. Раньше, в старину люди ездили на лошадях, а по праздникам запрягали тройки. Давайте возьмемся за удила и отправимся в путь!
(Дети берутся за удила (дуга с колокольчиком), отправляются к бабушке в гости, под музыку выполняя упражнения)
Лады, лады, ладушки, (хлопки в ладоши)
Едем в гости к бабушке, (топают)
К нашей милой бабушке, (прыгают)
Бабушке-Загадушке,
Едут к ней ребятушки, (парами выполняют хлопки в ладоши)
Милые внучатушки.
(2 раза)
Воспитатель:
А вот и домик небольшой,
Дым колечком над трубой,
Видно, варится обед,
Есть здесь кто-то или нет?
Ой, ребята, русская изба перед нами,
да только никто не откликается.
Я пойду посмотю и хозяйку позову.
Выходит бабушка в русском сарафане, встречает детей.
Бабушка:
-Детушки – внучатушки мои пришли! Здравствуйте! До чего же вы хороши и красивы малыши! Как смотреть на вас приятно, как одеты вы нарядно.
Я бабушка - Загадушка
В этом домике живу, хозяйство свое веду
Будьте гостями! Проходите, да на житье - бытье мое поглядите.
А мои-то детки, уселись, расселись, кто на лавочку, кто на табуреточку.
Воспитатель:
Гостям места хватило!
Бабушка:
Да и хозяевам не тесно!
Сядем рядком да поговорим ладком.
Воспитатель:
Кто сказку расскажет, кто правду, а кто послушает!
Бабушка:
А чтобы вы не скучали, я потешу вас потешками. Знаете ли вы, что такое потешки?
( Это веселые стишки)
Бабушка:
-Да. Можно и так сказать. Раньше, в старину у нас в России мамы, бабушки пели для своих деток или внучков веселые песенки - потешки. И тогда, когда умывали, купали их, причесывали или когда ребенок делал свои первые шаги, или просто лаская. В русских народных потешках используются нежные слова, красивые выражения. И говорятся они или поются ласковым голосом. Вот послушайте:
(Бабушка подходит к девочке, гладит ее по голове и ласково приговаривает)
Ах, ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка.
Воспитатель:
-Понравилась ли вам потешка? Какие ласковые слова вы заметили?
(Ответы детей)
Воспитатель:
-Как ласково называют вас ваши мамы?
(Ответы детей)
Бабушка:
-Ребята, а вы любите играть?
(Ответы детей)
Бабушка:
-Вот и раньше дети любили, когда с ними играли. С маленькими детками, которые еще не умели ходить играли так…
(Подходит к любому ребенку, приговаривает слова потешки и выполняет соответствующие движения)
Идет коза рогатая
Идет коза бодатая
Глазками хлоп, хлоп
Ножками топ, топ
Кто каши не ест,
Кто молочко не пьет
Забодаю, забодаю.
Воспитатель:
- Ребята, а вы знаете потешки?
(дети рассказывают потешки)
Бабушка:
- А вы знаете, я тут вчера вышла на улицу, а там ….такое творилось, я даже записала, вот послушайте:
(звучит аудиозапись)
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота,
Выскочила палка с бабкою в руке,
И давай дубасить коня на мужике.
Воспитатель:
- Ребята, знаете ли вы, что сейчас прозвучало?
(небылица)
-А что это такое?
(то чего на самом деле не может быть)
- Скажите, что в этой небылице не так?
(ответы детей).
- А вы бабушке расскажите небылицы?
(дети рассказывают небылицы)
-Детки, небылицы, которые мы с вами сейчас рассказывали, также являются малыми фольклорными формами.
Воспитатель:
-Ребята, вас Бабушка- Загадушка потешила, а чем же мы можем порадовать бабушку? Может сказку расскажем?
Бабушка:
- Есть сказка любимая у меня. Я загадаю вам загадки, а вы по ним догадаетесь, как называется эта сказка.
Воспитатель:
-А что такое загадка, вы знаете?
(ответы детей)
Воспитатель:
-Правильно. Чтобы дети росли умными, взрослые придумывали загадки. Загадка – это такой короткий рассказ, когда сам предмет не называется, а описывается, говорится, какой он. И она тоже относится к малым фольклорным формам.
Бабушка:
-Ну что, готовы отгадывать загадки?
(ответы детей)
Птичка-невеличка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)
Живет в норке,
грызет корки.
Короткие ножки;
боится кошки…(Мышка)
Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молочком...(Блины)
Воспитатель:
-В какой сказке живут все эти герои?
(ответы детей)
- Угадали. Молодцы.
Воспитатель:
-А мы с ребятами знаем эту сказку и можем тебе ее показать.
Бабушка: Вот здорово, порадуйте бабушку!
(дети разыгрывают р.н. сказку «Крылатый, мохнатый да масляный»)
Бабушка: Спасибо, вам, ребята! Порадовали бабушку!
-Ой, засиделись мы с вами, пора нам и поиграть. Проводится русская народная игра «Семь сыновей». Дети сопровождают слова бабушки соответствующими движениями.
Бабушка:
У Варвары, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Все без бровей {показывает брови}.
Вот с такими глазами {показывает большие глаза},
Вот с такими ушами {показывает огромные уши},
Вот с такой головой {показывает большую голову},
Вот с такой бородой {показывает длинную бороду}.
Ничего они не ели,
Все на бабушку смотрели,
Делали вот так {бабушка показывает любое движение, дети повторяют}.
Игра повторяется по желанию детей, теперь они показывают движения.
/После игры садятся/
Воспитатель:
-Бабушка, нам очень нравится у тебя в гостях. Но говорят: в гостях хорошо, а дома лучше. Что это, ребята, я сказала?
(поговорка)
-А что это?
(это тоже малая фольклорная форма)
(Бабушка выносит корзинку).
Бабушка:
-Ребятки, смотрите, что это у меня в корзинке?! Да это же угощение для вас.
(Ребята благодарят бабушку)
Воспитатель:
-Ну, а нам пора возвращаться в детский сад. Ребята, садимся на наши лошадки и поскакали в детский сад.
(цокая дети «скачут» и садятся на места).
Бабушка:
- Приезжайте еще ко мне в гости!
Воспитатель:
- Приедем, ребята?!
(Обязательно приедем!)
(Бабушка машет платочком, прощается с гостями)
Воспитатель:
- Дети, к кому мы с вами ходили в гости?
- Какие малые фольклорные формы мы повторили?
- Почему мы их относим к народному творчеству?
- Вам занятие понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и конструированию во второй младшей группе "В гости к Бабушке - Загадушке"
Из опыта работы...
Открытое занятие на методическом объединение: Дифференциация шипящих и свистящих звуков в словах «В гости к бабушке- загадушке»
Дифференциация шипящих и свистящих звуков в словах ...
Открытое занятие на методическом объединение: Дифференциация шипящих и свистящих звуков в словах «В гости к бабушке- загадушке»
Дифференциация шипящих и свистящих звуков в словах...
Непосредственно организованная деятельность "В гости к "Бабушке - Загадушке".
Исследовательская - позновательная деятельность, развитие мыслительной деятельности у дошкольников. Формировать навыки свободного общения взрослых и детей, навыки позитивной коммуникации....
В гостях у бабушки-загадушки
Занятие по сенсорному воспитаниюВо второй младшей группеПровела :Вицкова М.В. Цель: воспиты...
Развлечение "В гостях у бабушки Загадушки"
Развлечение: «В гостях у бабушки Загадушки»Программное содержание: Доставить детям радость. Развивать эмоциональную отзывчивость. Приобщать детей к истокам народной культуры. Познакомить детей с русск...
Конспект развлечения "В гостях у Бабушки-Загадушки "
Конспект развлечения«В гостях у Бабушки-Загадушки»(образовательная область - коммуникация)Подготовили воспитатели:Диброва Галина ЕвгеньевнаПапикьянц Марина ОганесовнаАрмавир, 2012гЗадачи:вызвать...