Проектирование как метод речевого развития ребенка
статья по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Патракеева Надежда Иосифовна

В данной статье "Проектирование как метод речевого развития ребенка",  поднимается вопрос - "Почему наши дети плохо говорят?"  - это один из  актуальных  вопросов как у педагогов, так и у родителей детей дошкольного возраста.

Беседуя с родителями и педагогами прихожу к выводу, что с детьми разучились разговаривать. Телефоны, планшеты интерактивные игрушки и другие «гаджеты» поглотили ребенка и его глубинные уголки сознания и души. Ребенок попросту разучился понимать разговорный текст, ему нужна картинка, движение. Даже взяв в руки красивую книгу с яркими картинками, ребенок пытается не перелистывать страницы а листать их словно по сенсору. Книга в ее бумажном варианте становится ребенку не интересна. Родители в большинстве своем не читают книг детям, это хорошо , если включат аудио сказки, а то дети смотрят  допоздна мультфильмы или играют в телефон перед сном. Данный вид информирования не успокаивает нервную систему, а наоборот возбуждает ее.

Для того, чтобы как-то решить данную проблему, необходимо с этим что то делать, нужно найти методы и формы работы наиболее интересные для знакомства ребенка со сказкой и книгой как таковой. Перед педагогами стоит большая задача и необходимость привития любви к книге, к устному народному творчеству, не только детей, но и их родителей, т.е. всех участников образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanie_kak_metod_rechevogo_razvitiya_rebenka.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование как метод работы по развитию

речевого развития ребенка.

Патракеева Н.И. воспитатель ГБДОУ № 29 Курортного района Санкт-Петербурга

Почему наши дети плохо говорят?  - это один из  актуальных вопросов как у педагогов, так и у родителей детей дошкольного возраста.

Беседуя с родителями и педагогами прихожу к выводу, что с детьми  разучились разговаривать. Телефоны, планшеты интерактивные игрушки и другие «гаджеты» поглотили  ребенка и его глубинные уголки сознания и души. Ребенок попросту разучился понимать разговорный текст, ему нужна картинка, движение. Даже взяв в руки красивую книгу с яркими картинками, ребенок пытается не перелистывать страницы а листать их словно по сенсору. Книга в ее бумажном варианте становится ребенку не интересна. Родители в большинстве своем не читают книг детям, это хорошо , если включат аудио сказки, а то дети смотрят допоздна мультфильмы или играют в телефон перед сном. Данный вид информирования не успокаивает нервную систему, а наоборот возбуждает ее.

Для того, чтобы как-то решить данную проблему, необходимо с этим что то делать, нужно найти методы и формы работы наиболее интересные для знакомства ребенка со сказкой и с книгой как таковой. Перед педагогами стоит большая задача и  необходимость привития любви к книге, к устному народному творчеству,  не только детей, но и их родителей, т.е. всех  участников образовательного процесса.

В своей работе предпочитаю использовать метод проектов, данный метод помогает взглянуть на предмет исследования с разных сторон. Метод проектов помогает раскрыть себя, и проявить инициативу не только ребенку но и их родителям. Данный метод связывает все виды деятельности единой темой, которая проявляется во всех пяти образовательных областях. Для детей дошкольного возраста этот метод позволяет преодолеть робость и застенчивость, повысить свою самооценку, а также проявить свои эмоции.

Перед собой как педагогом, разрабатывая различные проекты, ставлю следующие задачи:

  • сформировать, обогатить и расширить представления об окружающем мире;
  • пробуждать интерес детей к предлагаемой теме;
  • побуждать детей к совместной деятельности;
  • расширять словарный запас детей;
  • формировать правильное произношение;
  • приобщать детей к процессу познания;
  • развивать мышление и воображение;
  • формировать различные способы общения, эмоциональную заинтересованность.

Хотелось бы показать на одном из проектов «В мире сказок», а конкретнее на его задачах, как формируется речевое развитие ребенка, что побуждает его к диалоговой речи. Данный проект реализован  в группе детей старшего дошкольного возраста, участниками проекта стали: воспитатели, музыкальный руководитель, дети и родители. Проект носит информационно-творческий характер, срок его реализации два месяца (апрель - май).

Цель данного проекта обобщить  знания  детей о прочитанных сказках, прививить  любовь к устному народному творчеству, побуждать детей к правильной устной речи.

Задачи проекта отраженные в пяти образовательных областях, показывают, что каждая из них способствует  развитию разговорной речи ребенка, побуждению к диалогу.

Речевое развитие.

Читать и рассказывать детям сказки, беседовать по прочитанному, проигрывать различные эпизоды из сказки.

Рассказывать от определенной роли в сказке, ребенок ставит себя на роль персонажа, и уже от его роли рассказывает сюжет.

Способствовать  поддержанию семейного чтения, детям дается задание, что завтра мы будем готовится к постановке той или иной сказке, либо по каким то сказкам у нас будет проходить викторина,  дети совместно с родителями читают дома определенные произведения.

Вызвать у детей желание самим заниматься литературным творчеством - придумывание сказок, сочинение стихов, загадок совместно с родителями. (для этого у нас был организован конкурс «моя книга», где дети совместно с родителями делали книжку, либо из того что им нравится, либо придумывали что-то свое, все иллюстрации в книжках были сделаны детьми).

Познавательное развитие.

Расширять  представление детей о том, что такое сказка, какими бывают сказки (народные, литературные и авторские).

Знакомить с основными видами народных сказок.

Знакомить с театром в рамках неделеи театра, и постановка театральной постановки детьми и родителями.

Знакомство с книгой, в рамках недели книги,  и реализация сопутствующего проекта «Как книга из леса пришла», организация конкурса - «Книжка своими руками».

Художественно-эстетическое развитие.

Приобщать детей к изобразительному творчеству, создание иллюстаций из прочитанных сказок.

Знакомить с творчеством художников-илюстраторов русских народных сказок.

Экскурсия в виртуальный русский музей - мир Васнецова.

Приобщать к созданию декораций и костюмов, а также афиш, билетов совместно с детьми и родителями для постановки спектакля.

Способствовать развитию коллективного творчества.

Воспитывать трудолюбие и желание учавствовать совместно со взрослыми в трудовой деятельности по подготовке к спектаклю, созданию буклетов, участии в проекте.

Социально-коммуникативное развитие

Развивать у детей сочувствие, сопереживать  положительным героям народных сказок.

Подводить к понимаю нравственного смысла произведения, к мотивированной оценке поступков и характера главных героев.

Встреча с художником- иллюстратором детских книг. Экскурсия в виртуальный русский музей - знакомство с творчеством Васнецова. Встреча с детским писателем в рамках взаимодействия с библиотекой района.

Физическое развитие.

Развивать общую и мелкую моторику.

Подбор  комплекса  упражнений утренней гимнастики, пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики.

При реализации данного проекта, мы видим, что затронуты все образовательные области, в которых параллельно реализуются и сопутствующие проекты. Мы видим, что актуальная проблема  (дети мало и плохо говорят) данным методом решается, так как у детей формируется расширенное представление о сказках, и им хочется делится этим накопленным опытом не только со сверстниками, но и со взрослыми. В результате данного проекта, нами были поставлены сказки детьми и родителями, где и дети и родители смогли быть как в роли актеров так и в роли зрителя. Прошли интересные встречи и экскурсии, состоялись конкурсы, где дети защищали свой труд, будь то книга, рисунок или стихотворение. Для всех участников проекта, стало очевидным, что книга - источник знаний, и уместно было бы вспомнить слова В.А. Сухомлинского «В сказке ребенок черпает первые представления о справедливости и несправдливости, познает мир не только умом, но и сердцем».

Подводя итог, с полной уверенностью могу сказать, волекая детей такой формой работы как проект, мы создаем необходимые условия для желания общаться познавать что-то новое. При такой форме работы дети научились перевоплощаться, брать на себя определенную роль, как руководителя, так и его помощника, стали стремиться к импровизации, проявлять творчество и инициативу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Периодизация возрастов. Возрастные закономерности психомоторного и речевого развития. Сензитивные периоды и гиперсензитивные фазы речевого развития ребенка

Это статья представлена  для родителей и начинающих логопедов, так как все нарушения начинаются с  рождения. А в этой статье показана как развивается ребенок в разные периоды свой жизни.Пред...

Создание речевой среды в группе, как основной метод речевого развития детей младшего возраста

Создание речевой среды в группе, как основной метод речевого развития детей младшего возраста «В пустых стенах ребёнок не заговорит»… Е. И. Тихеева. Проблема речи во всем ее видов...

Проектирование НОД по речевому развитию в старше-подготовительной группе

Овладение речью — одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии и педагогики. Остается непонятным, как маленький ребенок, не умеющий ни на чем сосредоточиться, не владеющи...

Обобщение опыта работы по теме: « Использование метода проектирования в познавательно- речевом развитии дошкольников» Проект "История куклы"http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/proektnaya-deyatelnost/news7697.html

Обобщение опыта работы  по теме: « Использование метода проектирования в познавательно- речевом развитии дошкольников»  Проект "История куклы"...

"Методы и приемы, направленные на речевое развитие ребенка раннего возраста"

Речь – это сложная система знаков, позволяющая обозначить различные явления внешнего и внутреннего мира и, следовательно, выразить и осознать их. Даже первые детские слова несут в себе элементы ...

"Сообщение из опыта работы на тему: «Логоритмика, как метод физического и речевого развития ребенка»

Актуальность:На сегодняшний день проблема здоровья детей дошкольного возраста становится наиболее актуальной, так как XXI век – век информационных технологий и постиндустриального развития общес...