Педагогический опыт работы "Развитие творческой активности детей посредством театрализованной деятельности"
консультация по развитию речи (старшая группа)
В настоящее время молодые родители не проявляют интереса к высокому искусству (театр оперы, драматические театры, филармония). Поэтому не развивают интерес к этому виду искусства у своих детей. Театральное искусство близко и понятно знакомо как детям, так и взрослым, так как театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение.
В связи с этим существует проблема. В ходе своей работы с детьми и родителями я пришла к выводу, что необходимо решить основную проблему, которая заключается в том, что нужно развивать речь дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt_raboty.docx | 18.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический опыт работы «Развитие творческой активности детей посредством театрализованной деятельности»
Введение. Развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Актуальность.
В настоящее время молодые родители не проявляют интереса к высокому искусству (театр оперы, драматические театры, филармония). Поэтому не развивают интерес к этому виду искусства у своих детей. Театральное искусство близко и понятно знакомо как детям, так и взрослым, так как театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение.
В связи с этим существует проблема. В ходе своей работы с детьми и родителями я пришла к выводу, что необходимо решить основную проблему, которая заключается в том, что нужно развивать речь дошкольников.
Театральная игра - деятельность эмоционально насыщенная, что делает ее интересной и увлекательной для детей. Театрализованная игра наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психологических процессов. Все это говорит о широте развивающего потенциала, который позволяет использовать театрализованную деятельность в образовательном процессе.
Поэтому в ходе своей инновационной деятельности, я решила исследовать эту проблему и создала план мероприятий, направленных на формирование личности ребенка, эмоциональной сферы дошкольников средствами музыкально – театрализованной деятельности.
Ведущая педагогическая идея опыта работы. * Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем - в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием. * Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу, их игровая деятельность приобретает творческий характер, коммуникативные способности. * В душе каждый ребенок желает быть «артистом». Воспроизводит знакомые литературные сюжеты. И именно это активизирует его мышление, память, творческое воображение, речь. Задачи. * развивать устойчивы интерес к театрализовано – игровой деятельности; * обогащать словарный запас детей; * совершенствовать дилогическую и монологическую речь; * формировать положительное отношение к театрализованным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание уверенности в себе, уважение к традициям и культуре народа; * способствовать проявлению самостоятельной активности в игре с персонажами, игрушками.
Начиная с младшей группы, в моей группе дети принимали косвенное или прямое участие в драматизациях, спектаклях кукольного театра. В это время дети незаметно для самих обращали внимание, оценивали положительные и отрицательные поступки героев. Таким образом учились у них добру, злу, дружбе, способах и правилах общения с взрослыми и сверстниками, учились помогать малышам многому другому, что формирует положительные качества личности ребенка. Работу начала с изучения и анализа по этому вопросу. В группе были оформлены разные уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым, настольным театром:
* Организация театрализованной деятельности с детьми. * Театр шапочек. * Пальчиковый театр. * Настольный театр. * Театр прищепок. * Вязаный театр. * Театр конусов. * Театр игрушек. В уголке располагаются: * различные виды театров: бибабо, настольный, театр на фланелеграфе ; * реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски; * атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, бумага разных цветов, природный материал. * * настольные и дидактические игры.
Свой опыт работы по театрализованной деятельности построила в трех направлениях: 1. Работа с детьми. 2. Взаимодействие с родителями воспитанников. 3. Взаимодействие с педагогами.
Работа с детьми.
Провела педагогическое наблюдение. Наблюдала за тем, как дети играли друг с другом, как у них развита фантазия, воображение, насколько эмоциональна их речь, как развивают сюжет в играх с игрушками. На основе наблюдений составила перспективный план работы с детьми. Начиная с младшей группы, знакомила детей с театральными куклами, учила следить за развитием действий в кукольном спектакле. Вместе с детьми показывали сказки: «Колобок». «Репка», «Волк и семеро козлят», и др. Использовала такие методы, как беседа, рассказ, чтение, театрализованные игры и спектакли, приглашали артистов из города Самары с разными спектаклями и кукольными театрами. Проводили игры – мероприятия, познавательные мероприятия, спектакли, конкурсы, открытые мероприятия для педагогов и родителей: театральное представление «Яблоко», театральная игра «Под грибком», игра – викторина: «Любимые сказки», сказка – спектакль «Гуси-лебеди»; развлечения: «В гостях у сказки», «Витаминная семья» и т. д. Оформила фотовыставки: «Развлечения дома и в детском саду», «Игра и дети».
Были проведены упражнения для развития выразительности мимики: «Ем лимон», «Соленый чай», «Рассердились на драчуна», «Обиделись» и др. Игры для речевой выразительности: «Жало змеи», «Мама шинкует капусту», «Лошадка», «Придумай рифму» и др.
Для развития дикции: «Юные артисты», «Конкурс комплиментов» «Путаница», «Кто так говорит?».
артикуляционная гимнастика (зарядка для губ»; театральные этюды: «Встреча», «Обида».
Дети нашей группы участвовали в 1Х Всероссийском конкурсе «Таланты России». Номинация «Актерское мастерство»; во Всероссийской викторине «Сундук сказок», «Умники и умницы», Международного детского творчества конкурса рисунков и заняли призовые места.
Взаимодействие с родителями воспитанников.
1. «Домашний театр» (консультация для родителей).
2. Родительский клуб на темы: «Вспомним наше детство».
3. «Дни открытых дверей».
4. Творческая встреча «В гостях у сказки».
5. «Встреча за круглым столом».
6. Групповой уголок «Ребенок и театр». 7. Совместный досуг родителей с детьми: «Спешим на ярмарку».
Было проведено анкетирование родителей по темам: «Речевое развитие ребенка», «Роль семьи в развитии театрализованной деятельности детей».
Взаимодействие с педагогами.
* Разработала перспективный план работы с детьми и работу с родителями в средней и старшей группах. * Игры для детей на развитие речи, пальчиковая, артикулярная и дыхательная гимнастики.
* Участие в педсовете по развитию речи с сообщением из опыта работы «Театрализованные игры». * Консультация для воспитателей: «Развитие творческой активности дошкольников в театрализованной деятельности».
Результаты проделанной работы. В целом результаты работы позволяют говорить о высокой эффективности театрализованной деятельности как средства воспитания и развития личности ребенка и ее неисчерпаемых педагогических возможностях. Ребенок может применить самостоятельно усвоенные знания и способы театрализованной деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим, в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения проблем. Воспитанник способен предложить собственный замысел и воплотить его в жизнь. У детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности. Обогатился активный словарь детей. Сформировались умения правильно оценивать свои и чужие поступки.
Заключение. * Театр в детском саду научит детей видеть прекрасное в жизни и в людях, стремление нести в жизнь прекрасное и доброе. * Приобщать детей к театральной культуре. * Обеспечить взаимосвязь театральной деятельности с другими видами детской деятельности в едином педагогическом процессе. * Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности детей посредством театрализованной деятельности
Театрализованные игры - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения : учить играя....
Творческий проект с детьми 3-7 лет по театрализованной деятельности «Развитие творческой активности детей через театрализованную деятельность: Мы актеры».
Проект по театрализованной деятельности для работы с детьми 3-7 лет позволяет расширить и углубить знания детей о театральном искусстве. Разработанные циклы театрализованных игр и методические рекомен...
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»
Текст содержит материал, необходимый в работе с детьми для развития творческих способностей....
«Развитие познавательно-речевой активности детей посредством театрализованной деятельности» «Путешествие колобка»
- развитие познавательно-речевой активности детей посредством театрализованной деятельности...
Опыт работы «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребенка, говорит его голосом. Когда-то он был и нашим миром, но мы ...
Консультация «Развитие творческой активности детей в театрализованной деятельности посредством театра «Тантамарески»»
Театральная деятельность – это важная часть воспитания и обучения детей в детском саду. Она затрагивает все образовательные области: творчество, познание, социум, коммуникацию. Во время теа...
Консультация для педагогов Развитие творческой активности детей в театрализованной деятельности посредством театра «Тантамарески»
: Развитие творческой активности детей в театрализованной деятельности посредством театра «Тантамарески»...