Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область"Речевое развитие" Раздел " Развитие речи". Возрастная группа: подготовительная
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Уточнить и активизировать словарь по теме «Посуда».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posuda_novaya.docx | 22.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи.
Тема: «Посуда»
Цели: Уточнить и активизировать словарь по теме «Посуда».
Образовательная: упражнять в образовании относительных прилагательных. Упражнять в образовании и правильном использовании существительных с помощью суффикса -ниц,упражнять подбирать антонимы.
Упражнять в словообразовании существительных в уменьшительно-ласкательной форме.
Развивающая: способствовать развитию умения детей строить логически законченные предложения. Развитие логического мышления, памяти. Развивать речевую активность)
Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к посуде. Формировать навык сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.
Средства реализаций: предметные картинки ,бабушка Федора.
Предварительная работа: чтение сказки «Федорино горе»,рассматривание посуды,игра в сюжетно-ролевую игру «Магазин», «Семья».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- На занятии будьте старательными,
Будьте спокойными и внимательными.
Слушайте, не перебивая.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.
Если хочешь отвечать –
Надо руку поднимать.
2. Введение в тему.
- Ребята, послушайте отрывок из сказки
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
(Выставляется изображение Федоры)
«Ой – ой – ой!
Ой – ой – ой!
Воротитеся домой!»
- Назовите сказку, из которой к нам пришла Федора («Федорино горе»).
- Кто автор сказки? (Корней Иванович Чуковский).
3. Сообщение темы занятия
- Так о чем говорилось в этой сказке? (О посуде).
- Сегодня на занятии мы будем говорить о посуде.
- А почему же посуда убежала от Федоры? (ответы детей).
- Ребята, послушайте еще один отрывок из сказки:
Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била, нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!
- И вся посуда Федоры прибежала к нам в детский сад.
- Давайте поможем Федоре вернуть посуду. А чтобы вернуть посуду, мы должны выполнить интересные и увлекательные задания.
Беседа.
- А для чего нам нужна посуда?
(Ответы детей: для того чтобы кушать, класть еду, хранить продукты, готовить пищу).Посуда бывает разная .
Как называется та посуда ,из которой кушаем ? (столовая).
Как называется та посуда,где готовят пищу (кухонная).
Как называется та посуда, из которой пьем чай (чайная).
На столах лежат картины. Поднимите те изображения ,у кого кухонная посуда.Те .кто считает ,что у него столоавя посуда.у кого чайная посуда поднимите картинки.
Посуду делают из разных материалов.
- Ребята, Федора не знает из чего сделана посуда. Давайте ей расскажем, из каких материалов она сделана и для чего она применяется. Рассказы детей.
(Стекла, дерева, металла, хрусталя, глины, пластмассы).
- Молодцы, ребята!
Дидактическая игра «Посуда из чего сделано».(картинки)
- А сейчас давайте поиграем вместе с Федорой. Я задаю вопросы, а вы отвечаете.
- Чайник сделан из железа – чайник какой? (спросить по очереди всех детей).
- Блюдце сделано из фарфора – оно какое?
- Ложки из серебра – они какие?
- Поднос из пластмассы – он какой?
- Ложка из дерева – она какая?
- Стакан из стекла – он какой?
- Нож из стали –он какой?
Физ. минутка .
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
(надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие бедняжки.
(присели, одна рука на поясе)
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни - разобьются,
(кружатся, рисуя руками круг)
Вот серебренные ложки.
Голова на тонкой ножке
(потянулись, руки сомкнули над головой)
Вот пластмассовый поднос –
Он посуду нам принес.
(вытянули руки вперед)
Игра «Сравни».
Дети поочередно в парах, как они сидят за столами, проводят сравнение.
1. Чем кастрюля отличается от сковороды? (Кастрюля высокая и у нее две ручки, а сковорода низкая, широкая, у нее одна ручка).
2. Чем кувшин отличается от бутылки? (У кувшина есть ручка).
3. Что едят из глубокой тарелки? (Из глубокой тарелки едят щи, борщ, суп).
4. Чем отличается чайная ложка от столовой? (Чайная ложка короче и не такая глубокая).
5. Почему ложка не может выполнять работу вилки? (у ложки нет зубчиков, как у вилки, ложка круглая).
Подбор слов-антонимов
Чтобы помочь Федоре нужно подобрать слова наоборот.
Игра «Наоборот».
Новая кастрюля — старая кастрюля
Полная сахарница — пустая сахарница
Чистая ложка — грязная ложка
Горячая сковорода — холодная сковорода
Прочная салатница — хрупкая салатница
Мелкая тарелка — глубокая тарелка
Светлый чайник — темный чайник
Мокрая чашка — сухая чашка.
10. Дидактическая игра «Назови ласково»
- Давайте пожалеем посуду, ведь было ей у Федоры худо. Будем называть посуду ласково.
Тарелка – тарелочка,
чашка – чашечка,
ложка – ложечка,
вилка – вилочка,
чайник – чайничек,
сковорода – сковородочка,
стакан – стаканчик.
Итог занятия
- О чем мы сегодня говорили на занятии. (О посуде).
- Какая бывает посуда?
- Из каких материалов сделана посуда?
- Ребята, что было бы если бы вся посуда исчезла? (Ответы детей).
Послушайте стихотворение:
«Если б не было посуды»
Если б не было посуды,
Нам было бы худо.
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд -
Варят, жарят и пекут!
- Ребята, а какая посуда стала у Федоры в конце сказки.
Дети.(Чистая).Вернем посуде Федоре.
Проговоривание чистоговорки :
Да-да-да -грязная посуда,
Ду-ду-ду-мыть посуду буду,
До-до-до-вот большое блюдо,
Да-да-да-помыта посуда.
- Итак, ребята, всегда нужно держать посуду в чистоте.
В посуде еду и хранят и готовят
Хозяйки посуду и сушат, и моют.
И, как от Федоры, она не сбежит,
Если чистой на полках лежит.
- Вы все сегодня молодцы, хорошо выполнили задания и упражнения, помогли Федоре вернуть посуду. Она вам очень благодарна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности. Интеграция областей «Познание» и «Развитие речи». Для детей старшего дошкольного возраста по теме «Дикие животные наших лесов»
Предлагаемый материал посвящен практическом усвоению детьми лексических и грамматических средств языка на примере лексической темы «Дикие животные наших лесов».Началось занятие с организационног...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области «Коммуникация» по развитию речи в старшей группе на тему : «Лето красное пришло!»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области «Коммуникация» по развитию речи в старшей группе...
Конспект образовательной деятельности в области «Познание»: ФЭМП, развитие речи.
Программное содержание: познание - закрепить счетные умения в пределах 6; умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар и пересчета. Сформировать представление...
Конспект образовательной деятельности в области художественно-эстетического развития в средней группе. Рисование: «Волшебные листья и ягоды».
Данный материал может быть полезен для воспитателей ДОУ, а также для родителей. Работа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста. В процессе выполнения работы помочь познакомиться с росписью ...
Конспект интегрированной образовательной деятельности в области «Художественно – эстетическое развитие» в старшей группе (с участием родителей) на тему: «Чай пить – приятно жить!»
Конспект интегрированной образовательной деятельности в области «Художественно – эстетическое развитие» в старшей группе (с участием родителей) на тему: «Чай пить – приятно жить!» ...
Организованной образовательной деятельности Образовательная деятельность «Познание» и «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Зимующие птицы»
Зимующие птицы...
Конспект открытой непрерывной образовательной деятельности в области художественно – эстетическое развитие в старшей группе по теме: «Мы учимся быть актерами».
На занятии воспитатель поддерживет стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности. Побуждает самостоятел...