Родителям о развитии речи ребенка 4-5 лет.
консультация по развитию речи (средняя группа)
Познакомить родителей с основными закономерностями развития речи детей среднего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_rebenka_4-5_let.docx | 25.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Родителям о развитии речи ребенка 4-5 лет
На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче. Свои ответы он уже строит из 2-3 и более фраз, все чаще его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как с взрослыми, так и с детьми.
Если двух-, трехлетний малыш, не зная, как назвать тот или иной предмет, его характерный признак, иногда прибегает к жестам: «Вот такой» (разводит руками), имея в виду слона, то четырех-, пятилетний ребенок уже стремится найти подходящее слово, создает свои слова. К.И.Чуковский в своей книге «От двух до пяти» приводит такие примеры словотворчества детей: огонята ( маленький огонь), всехний ( всеобщий), сердитки (морщинки),обувало, тормозило, ползук (червяк), мазелин ( вазелин) и др. Слова действительно забавные, но закреплять их в речи ребенка не стоит. Надо поправить, дать точное название понятиям.
У пятилетних детей очень велико тяготение к рифме. Они создают собственные стихи. Подбирают слова, лишенные порой всякого смысла. Но само это занятие далеко не бессмысленное: оно способствует развитию речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию. На пятом году жизни большинство детей овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш],[ж],[ч],[щ], многие начинают верно произносить звуки [р],[рь],[л], но ещё не всегда умеют верно употреблять их во всех словах. в этом возрасте они смешивают шипящие звуки со свистящими, звуки [р],[рь]- со звуками [л],[ль],( звук имеется, но всегда верно употребляется). Так, например, ребёнок правильно произносит звук [р] в слове сарай и в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как[л]: клыша.
Овладение новыми звуками, однако, не обходится без трудностей. так, четко произнося шипящие и сонорные звуки [р],[рь],[л]в слогах и часто правильно употребляя их во вновь усвоенных словах, ребенок иногда продолжает произносить их по-старому в словах, давно знакомых. Эти ошибки нельзя оставлять без внимания, надо добиться, чтобы новый звук удавался повсеместно.
У некоторых детей овладение новыми звуками вызывает чрезмерную увлеченность ими. Малыши начинают употреблять их даже в тех словах, в которых их вовсе нет. Если, скажем, раньше ребенок не выговаривал [ш] и [ж], заменяя их на [с]и [з], то теперь он начинает их произносить, даже когда не надо: шумка ( сумка), жамок (замок), жвёздочка ( звездочка) и др.
В этом возрасте следует продолжать знакомство ребёнка с новыми словами, приучать его точно называть количество предметов, определять, из чего они сделаны ( стол, стул, шкаф – из дерева; банка, ваза, стакан – из стекла и т.д), находить в предметах сходство и различия, знать такие временные понятия, как утро, день, вечер, вчера, сегодня, завтра; пространственные отношения: справа- слева, впереди- сзади, наверху- внизу. Для развития умения находить сходные и различные признаки в предметах можно дать ребенку такое задание: «Внимательно рассмотри два яблока. Одинаковые яблоки или нет? Чем они похожи и чем отличаются друг от друга?» Ребенок обнаруживает, что одно яблоко большое, красное с пятнышком на боку, сладкое, другое – маленькое, кислое, зеленое. Если ребенок упускает какие-то признаки, то взрослый может задать наводящие вопросы или сам назвать их.
Детские игрушки, предметы домашнего обихода также могут быть использованы для сравнения, сопоставления и описания. Так, девочке можно предложить рассказать все, что она знает о своей кукле: как ее зовут? Какие у неё волосы, глаза? Какое на ней платье, туфли? Мальчику можно предложить описать, например, машину.
Нередко дети путают временные понятия: вчера и завтра, утро и вечер, весна и осень. Приведенная ниже игра научит ребенка ориентироваться в таких, ещё очень сложных для него понятиях.
Игра «Когда это бывает?»
Назовите один или несколько признаков какого-нибудь времени года, а ребенку предложите определить, о каком времени года идет речь:
-Когда дети катаются на санках? (Зимой.)
-Когда распускаются почки на деревьях, появляются первые листочки? ( Весной.)
- Когда в лесу поспевают ягоды, можно купаться в реке? (Летом.)
-Когда улетают птицы на юг, желтеют листья? ( Осенью.)
Уточните и закрепите знания ребенка о временных и пространственных отношениях:
-Когда заходит солнышко? (Вечером.)
-Какой рукой ты рисуешь? ( Правой.)
Знания о пространственных и временных отношениях помогут ребенку лучше понимать речь окружающих, точнее пользоваться своей речью, правильно двигаться и действовать по указанию взрослых. Вряд ли ребенок сможет найти, например, книгу, которая лежит на верхней полке справа, если он не знает где верх, а где низ, где правая, а где левая сторона.
Развивать ориентировку в пространстве, то есть умение правильно обозначать предметы по отношению к себе и пользоваться такими словами, как впереди, сзади, слева, справа, можно следующим образом. Ребенок, например, должен определить местонахождение стула по отношению к себе. Поставьте стул впереди малыша и спросите его: «Где стул?» ( Впереди.) Затем, переставляя стул или изменяя положение ребенка по отношению к нему, попросите малыша сказать, где стоит стул: сзади, слева, справа.
Во время самостоятельных занятий ребенка – рисования, лепки, конструирования – обратите внимание на то, где, например, находятся те или иные предметы на его рисунке. Спросите его, где на его рисунке солнышко (наверху), дом (внизу), а где ёлочка по отношению к дому (слева или справа).
Указывая на размеры предметов, дети в основном пользуются словами большой, маленький и редко высокий, низкий, длинный, короткий. Приучайте ребенка наиболее точно выражать свои мысли: дом высокий-низкий, лента широкая-узкая, карандаш длинный-короткий. Учите пользоваться и прилагательными в сравнительной степени. Спросите, какая линейка шире, какая – уже, какая палочка выше, какая – ниже, какая книга толще, какая – тоньше.
Указывая на величину, цвет, форму, другие качества и признаки предметов, дети иногда допускают ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных, в окончаниях глаголов, прилагательных.
Необходимо обращать внимание на грамматическую правильность речи ребёнка. Проверьте, как малыш связывает слова между собой. Спросите его, какая у него кукла. «Красивая»- ответит ребёнок. «А ещё какая? Большая или маленькая?» - «Большая», - говорит он. «А карандаш какой?»- «Красный, длинный». Закрепить правильное образование окончаний поможет следующая игра.
Игра «Найди и исправь ошибку»
Произнося фразу неправильно, согласуйте существительное с глаголом, прилагательным или употребляйте неправильное окончание: «Папа купила игрушку», «Таня спел песню», «У Кати красивый шапка» Ребёнку надо найти ошибку. Спросите его: «Так можно сказать?» Ребёнок должен исправить фразу и произнести её ещё раз, но уже правильно.
Несклоняемые имена существительные, например, кино, метро, эскимо и др.. как правило, склоняются ребёнком: «Мы были в кине, ехали в метре». Обязательно исправляйте ошибки. Иначе они закрепятся в речи и избавиться от них в дальнейшем будет очень трудно.
Формирование и развитие связной речи происходит прежде всего в процессе повседневного общения со взрослыми. В этом возрасте ребёнок обычно задает родителям много вопросов, его интересует буквально всё: откуда берётся хлеб? Почему машина едет? Зачем нужны бабочки? Куда убегает водичка, которая льётся из крана? и т.д. Иногда родители стараются уклониться от ответа, но иногда и выговаривают раздражённо: «Не приставай с глупыми вопросами». А почему, спрашивается, с глупыми? Разве мы сами не стремимся глубже понять окружающий нас мир? Почему же ребенок, который только начинает его познавать, не должен интересоваться тем, что его окружает? Необходимо помнить, что ребенок дошкольного возраста черпает свои знания, усваивает новые слова только благодаря общению со взрослыми.
Активизирую речь ребенка и вопросы, которые задают детям родители: «Где ты был?», «Что ты нарисовал?», «Что видел?» Ответы должны быть не только правильными и точными, но и по возможности полными.
Развитие разговорной речи является важным этапом в формировании у ребенка связной речи. В этом возрасте малыш очень любит рассказывать о чём-то, делиться своими наблюдениями, впечатлениями, сочинять. Как бы вы ни были заняты, надо поддержать речевую активность ребенка, уметь выслушать его, помочь правильно передать содержание прочитанной книги.
Если ваш ребёнок неразговорчив, то сами вызывайте его на разговор. Спросите, что он собирается сейчас делать, как будет строить домик, какие детали для этого ему понадобятся, какую книгу прочитал ему папа, о чём там говорится.
Дети очень любят, когда взрослые читают им, причем то, что им понравилось, готовы слушать и в пятый, и в десятый раз. Не стоит раздражаться, досадовать на просьбу детей ещё раз прочитать полюбившуюся сказку. Но надо стремиться к тому, чтобы малыш не оставался только слушателем. После чтения непременно проверьте, всё ли он понял, спросите его, что ему понравилось, как он оценивает поступки героев сказки или рассказа. Такие беседы помогут ребенку глубже усвоить произведение и лучше его запомнить.
Одновременно с расширением словаря у ребенка совершенствуется и звуковая сторона речи. Обычно на пятом году жизни артикуляционный аппарат ребенка уже достигает достаточного совершенства для того, чтобы малыш мог правильно произнести все звуки. Однако, у некоторых детей ещё может наблюдаться вялость мышц языка, губ, нижней челюсти, это вызывает ошибки в произнесении отдельных звуков и общую нечеткость речи. Поэтому тренировка артикуляционного аппарата продолжает оставаться важной задачей.
Чтобы речь ребенка была плавной, надо избавить её от лишних пауз. Для этого необходимо продолжать тренировку речевого дыхания. Для тренировки подойдут самые обычные ребячьи забавы: надувание мыльных пузырей, больших шаров, резиновых игрушек, игры с дудочкой, свистком, звучащими игрушками.
У ребёнка пятого года жизни проверьте
- Всегда ли он точно по смыслу употребляет слова в своей речи, как часто пользуется помимо имен существительных, прилагательных и глаголов другими частями речи (наречиями, местоимениями), достаточно ли полно даёт описание знакомых ему игрушек, предметов?
- Может ли ребёнок достаточно полно дать описание картинки, предмета?
- Какие звуки произносит ещё недостаточно отчетливо или неправильно? Достаточно ли внятно и правильно произносит слова и фразы?
- Различает ли на слух близкие по звучанию или по произношению звуки, например, [ш] и [ж],[л]и [р]?Как ребенок оценивает на слух громкость и скорость речевых высказываний в чужой речи? Как узнает определенные звуки в словах, как, например, выделяет из группы слов те, которые включают звуки [с] или [ш]?
- Умеет ли пользоваться своим голосовым аппаратом: говорить достаточно громко в повседневном общении, говорить тихо или шепотом в необходимых ситуациях? Нет ли отклонений в темпе речи – торопливости или чрезмерно замедленной речи?
- Умеет ли при пересказывании сказок, рассказов, при чтении стихов наизусть пользоваться интонационными средствами выразительности?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Влияние речи родителей на развитие речи ребенка"
о том,как именно речь родителей связана с развитием языка их ребенка...
Советы логопеда. Влияние речи родителей на развитие речи ребенка
ВЛИЯНИЕ РЕЧИ РОДИТЕЛЕЙ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА...
Консультация для родителей «Ознакомление родителей с развитием речи ребенка раннего возраста в онтогенезе (норма и «группа риска»)»
Ознакомление родителей с развитием речи ребенка раннего возраста в онтогенезе (норма и «группа риска»)...
Консультации для родителей «О роли родителей в развитии речи ребенка»
Достаточно часто приходится слышать от родителей подобного рода высказывания с нотками неудовольствия и раздражения. А откуда берётся «каша во рту?» Как самостоятельно помочь малышу овладе...
Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в развитии речи ребенка»
Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в развитии речи ребенка»...
Консультация для родителей. "О роли родителей в развитии речи ребенка". Май 2020г
laquo;Каша во рту» может быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы ...
Консультация для родителей "Роль родителей в развитии речи ребенка"
Данный информационный материал предназначен для родителей детей, имеющих задержки в речевом развитии.Здесь вы найдете ответы на вопросы, как развивать речь ребенка, какие игры будут самыми полезными и...