Подпроект (к проекту"В огороду у бабушки") участка на летний период: «Живая сила колодца»
проект по развитию речи (подготовительная группа)

ВАККЕР ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА

Цель:

Привлечение воспитанников  к работе по изучению экологического состояния и проблем водных объектов и практическому участию в решении природоохранных задач, способствующих экологическому воспитанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 81комбинированного вида Калининского района

Санкт-Петербурга

Подпроект участка на летний период:

«Живая сила колодца»

(12 группа)

Воспитатели:

Ваккер О.В.

Комаренко О.П.

   

                                                         2019 г.

                                                   Актуальность.

Ни для кого не секрет, что качество питьевой воды влияет на состояние здоровья людей. Активное воздействие человека на природу привело к ухудшению качества воды в крупных пресноводных водоемах, из которых осуществляется водозабор для нужд населения. Ведь без опасения за свое здоровье можно потреблять лишь 15 процентов того, что имеется сегодня в российском водопроводе. Современные технологии водоочистки – дело затратное. Куда дешевле взять у природы то, что она дает нам практически бесплатно. Это питьевые источники – ключи, колодцы, скважины.

Владимир Иванович Даль слово «колодец» соотносит со словом «клад». Клад – кладезь – колодезь – колодец. Получается, что колодец – место, где хранится драгоценный клад, зарытый в землю высшими силами – природой.

Каждый питьевой источник дарит нам не только хрустальную влагу, но и многое другое – красоту родной земли, напоминание о прошлом и обещание будущего, благодарность людям, украшающим жизнь своими трудами. Каждая капля колодезной воды отражает свою историю, которая зовет и учит нас беречь родную землю, ее живую воду.

О том, что чистейшая колодезная вода действительно самая полезная, знают все, но мало кто делает какие-то усилия для того, чтобы употреблять именно эту воду. Однажды, вдруг решившись заменить обычную воду на колодезную, мы продлим жизнь всей своей семье, сделая ее членов здоровыми и бодрыми.

Необходимо с дошкольного возраста изменять отношение к окружающей среде, природе. Для этого нужно научить детей осмысливать свое отношение к природным объектам.

Проект посвящен проблеме воспитания у детей любви к малой Родине, сохранению колодцев, воспитания трудолюбия, любознательности, желанию постоянно открывать что-то новое, исследовать, экспериментировать.

Цель:

Привлечение воспитанников  к работе по изучению экологического состояния и проблем водных объектов и практическому участию в решении природоохранных задач, способствующих экологическому воспитанию.

Задачи:

1.  Привлечь внимание детей к колодцам – хранилищу богатства природы, наследия нашего края.

2.  Формировать коммуникативную компетентность (умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении в решении проблем, в принятии решений)

3.  Активизировать мыслительно-поисковую деятельность детей, создать необходимые для этого условия.

4.  Формировать экологическую культуру воспитанников.

5.  Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам и к своему здоровью.

Гипотеза:

Если мы воспитаем в детях любовь к родной природе, колодцам – источникам чистой питьевой воды, то получим в дальнейшем граждан с ответственным отношением к природным истокам и своему здоровью.

Вид, тип проекта: познавательно-исследовательский, групповой

Продолжительность: 2 месяца (июль-август)

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, родители, педагоги.

Ожидаемые результаты:

  • У детей сформировались представления о важности воды, о том,  что вода уникальна по своим свойствам;
  • появилось осмысленное желание заботиться о природе, о чистоте водоемов, своем здоровье;
  • сформирована коммуникативная компетентность;
  • проявляют большой интерес к экспериментированию и познанию нового.

Основные этапы:

1.      Подготовительный

Подготовка теоретического и практического материала для реализации проекта.

2.      Основной

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

3.      Итоговый

  • сбор и обработка методических, практических материалов
  • соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными
  • обобщение материалов проекта

Формы и методы работы с детьми

  • НОД
  • Экскурсии
  • Игры-путешествия
  • Целевые прогулки
  • Эксперименты
  • Беседы
  • Чтение художественной литературы
  • Художественно-продуктивная деятельность
  • Иллюстративный материал
  • Дидактические и экологические игры
  • Поисковая деятельность
  • Опыты

Формы  взаимодействия с родителями

  • Практические задания
  • Рекомендации
  • Памятки
  • Анкетирование

Деятельность по реализации 1 этапа проекта.

  • Выявление и актуальность проблемы (обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми).
  • Изучение литературы по теме проекта
  • Составление плана работы по реализации проекта
  • Разработка и подбор практического материала
  • Анкетирование родителей

Деятельность по реализации 2 этапа проекта.

  • Беседы «Естественные воды», «Нужны ли колодцы человеку? Как их сохранить?», «Живая и мертвая вода в русских народных сказках»,
  • Чтение художественной литературы: сказки «Мороз Иванович», «Синюшкин колодец», «Волшебный колодец»; пословицы и поговорки о колодце, роднике, воде; стихотворения «Ода воде», «Старинный колодец», «В подземном царстве».
  • Просмотр презентаций «Круговорот воды в природе», «Урок чистой воды», «Водоемы», «Колодцы старинные и современные»; мультфильмов и фильмов «Жизнь в одной капле», «Мария – Мирабелла».
  • НОД «Рациональное использование воды», «Вода в жизни нашего города», «История создания колодцев, обычаи и обряды».
  • Опыты, эксперименты. Анализ пробы воды из разных питьевых источников: колодцев, водопровода, магазина.
  • Наблюдения за тучами и облаками, за лужами и ручейками, за мытьем машин.
  • Творческая деятельность. Выставки рисунков и поделок «Украсим колодец», «На колодец за водой девушки ходили»;  сочинение сказок, загадок, стихотворений о воде.
  • Подвижные игры «Ручеек», «Караси и щука», «Водяной».
  • Консультации для родителей «Опыты и эксперименты с водой в домашних условиях», «Экономия расходования воды», «Чистая вода – залог здоровья».
  • Буклет «Колодезная вода – здоровье на века».

Деятельность по реализации 3 этапа проекта.

  • Викторина для детей «Что? Где? Когда?» о воде и колодцах.
  • Изготовление детьми стенгазеты для родителей «Какую воду выбирешь ты?»
  • Театрализованное представление проекта, создание альбома-отчета о проекте.

Литература.

  • И.А. Крылов «Лев и мышь».
  • Т.А. Шорыгина «Беседы о воде в природе».
  • Н.В. Нищева «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры» СПб Детство – Пресс, 2013.
  • Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование». СПБ Детство – Пресс, 2013.
  • http://www.inpearis.ru/.
  • http://www.magic-well.ru/istorija kolodca na Rusi/.



Предварительный просмотр:

Колодец, колодец, дай воды напиться...


     Люди издревле догадывались, что самое распространённое вещество на Земле - вода играет выдающуюся роль в происхождении и поддержании жизни на планете. И что это не такое простое вещество, как кажется на первый взгляд. Наверное, нет на Земле народа, у которого не было бы мифов и сказок, связанных с важной ролью воды в жизни человека. Однако, пожалуй, только в русском фольклоре вода могла даровать жизнь и приносить смерть.

   Колодец, это один из древнейших способов добыть чистую питьевую воду. И то, что колодцами пользуются и по сей день, говорит о том, что этот способ добычи питьевой воды, актуален и в наши дни. А ведь наши предки воспринимали воду как источник жизни, и к людям, способным вырыть колодец и отыскать под землей чистую воду, относились с особым уважением. День Федора Колодезника (21 июня) на Руси считался наиболее подходящим для того, чтобы найти воду и выкопать колодец.
     Давайте задумаемся, почему в старину не бросались за рытьё колодца на каждом дворе, а ходили за водой к общественному колодцу. Думаете, что вырыть колодец русичу было не под силу? В другом причина. Места под рытьё колодцев тщательно выбирались. Не случайно в русском фольклоре на каждом шагу упоминается живая и мертвая вода. А сказка, про Иванушку, который попил водички и козленочком стал? Помните?
     С приходом православия на Русь колодцы обязательно освящали, в некоторые дни воду из колодца брать не разрешалось, а сами колодцы украшали иконами или вырезали кресты. Начиная рытье колодца работники обязательно отправлялись в церковь, чтобы никакие злые умыслы не перешли на воду. Для деревянного сруба колодца чаще брали осину, хотя идеально для этой цели подходит дуб.
    Копка колодцев на Руси принесла за собой множество интересных обычаев и поверий. Например, мужчины бросали оружие в колодец после окончания своего пути воина, а странники оставляли около попавшегося на пути колодца любую свою вещь, чтобы благополучно добраться до следующего. В старых колодцах, кроме мечей, практически всегда находят старинные вещи.
     Например, во время нападения на деревни, люди бросали самое ценное в колодец, надеясь, что после им удастся достать его назад. Доставать получалось очень редко. Зато сейчас очень многие люди создают общества и путешествуют по России в поисках различных антикварных вещей, ожидающих на дне колодцев. Вещи, находящиеся там, оказываются в хорошем состоянии, чтобы это ни было (оружие, деревянные вещи, иконы). Каким-то чудодейственным образом благодаря низкой температуре предметы на дне колодца не разрушаются, а лишь немного стареют.
     Устройство колодца, как и многое другое, в те времена связывали с таинственными силами. Так, например, раньше было принято вырыть колодец посреди деревни и выкопать колодец в лесу. Первый применялся для собственных бытовых нужд, а вторым люди «задабривали» лесных обитателей, дав им возможность пользоваться чистой, питьевой водой. Ко второму колодцу ходили редко, только в тех случаях, когда кто-нибудь заболевал, и была необходима помощь «хозяев леса».
      Влюбленные девушки согласно поверью с трепетом считали, сколько секунд будет колебаться вода в ведре с колодезной водой, если в него опустить колечко, подаренное суженым.
С колодезной водой вели долгие беседы старцы, отождествляя ее с вековой мудростью. Вообще, к колодцу относились как к месту, где можно на некоторое время отрешиться от мирских забот, немного побыть наедине с самим собой.
     С древнейших времен колодец на Руси служил символом дома. Возвращающегося из дальних странствий путника домашние встречали ковшом холодной колодезной воды 

Загадки про колодец

 

В яме этой днём и ночью
Спрятан озера кусочек,
Я здесь в летнюю жару
Воду вёдрами беру...(Колодец)


Где вода из года в год
Не журчит и не поет,
Не звенит и не бежит
А всегда столбом стоит...(Колодец)


К нему спешит всегда народец:
И жажду летом утолить
Студёной чистою водицей,
И вёдра полные налить,
Чтоб в бане всей семье помыться.
Купец, дружинник, инородец -
Всяк посетит в селе...(Колодец)


Ведёрко звонко, спускаясь скачет,
А поднимаясь, скрипит и плачет.
В глубокой шахте вода хранится,
Чтоб летом знойным ты мог напиться...(Колодец)


Пословицы и поговорки про колодец


Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
Где по зорям первый пар (туман) ложится, там копай колодец.
Чем глубже колодец, тем слаще вода из него.
Силы до конца не исчерпать, воду из колодца не переносить.

Сказки про колодец

Девушка в колодце (Русская сказка)


Жили-были мужик да баба. А у бабы была падчерица. Она пряла у колодца да и уронила веретёшко в воду. Домой идет, плачет. А мачеха и говорит:
—?Чего плачешь?
—?А я веретешко в воду уронила!
Ну, та ее и давай ругать, кричала, кричала и говорит:
—?Ступай за веретешком, назад не возвращайся!
Девушка пошла да и бросилась в колодец. И попала на луг. Идет, идет, навстречу ей овцы:
—?Девушка, подпаши под нами, подмаши под нами, дадим тебе овечку с баранчиком.
Она подпахала под ними, убрала, они и говорят:
—?Домой пойдешь — мы тебе отдадим.
Она поклонилась и пошла. Идет дальше — навстречу коровы:
—?Девушка, подпаши под нами, подмаши под нами, дадим тебе корову с нeтелью.
Она подпахала под ними, подмахала, они и говорят:
—?Спасибо, девушка, обратно пойдешь — долг не забудем.
Идет она лугом, долгим полем, навстречу ей жеребцы:
—?Девушка, подпаши под нами, подмаши под нами.
Она и им все сделала. Они и говорят:
—?Назад пойдешь, мы тебя не обидим!
Пошла она дальше и дошла до избушечки, к старику и старушечке. Тут ее веретешечко. Говорит ей старуха:
—?Должна ты, девушка, веретешечко выкупить, верой-правдой нам год прослужить.
Она и давай служить. И так хорошо работала, что хозяева ее полюбили. Три года она у них жила, на четвертый соскучилась.
—?Отпустите меня, — просит хозяев, — домой к батюшке.
Они ее и пустили. Много ей всего надавали, а как стала она через ворота выходить, так ее всю золотом обсыпало.
Пошла она домой, навстречу ей пастухи, дали коровку, да овечку, да жеребчика. Пошла она домой с добром и вся как есть золотая. Дошла до ворот, собачка тявкает:
—?Наша дочь пришла, тяф, тяф, добра принесла, тяф, тяф!
А бабка кричит:
—?Молчи, давно ее черти съели!
Тут она и входит, вся в золоте.
Узнал про это народ, и стали ее сватать. Она за крестьянина не пошла, за дьячка не пошла, за барина не пошла, за дворянина не пошла, а посватал Иван-царевич, за него пошла.
Ух, бабка зла стала! Послала свою родную дочь в колодец, за веретенышком. Та прыгнула и упала. Встала и пошла. Идет, идет, навстречу овечки:
—?Девушка, девушка подпаши под нами, подмаши под нами, дадим тебе овечку!
А она была грубая, злая, и говорит:
—?Вот какие! Не за тем я сюда попала, не за навозом пошла — за добром иду!
И идет. Шла, шла, навстречу коровы:
—?Девушка, девушка подпаши под нами, подмаши под нами, дадим тебе нeтелку.
—?Не за тем пошла — за золотом иду!
Пришла она к избушечке — к старику и старушечке.
—?Отдайте, — говорит, — мое золотое веретенце! (А какое оно золотое! Просто деревянное.)
А старушка ей и говорит:
—?Ты за веретенце выслужи!
Ну, стала она служить, и все не ладно, все спортит, ленится да неряшится. Три дня прослужила, на четвертый домой просится. Они ее отпустили, дали ей корзину с добром, она и пошла. Дошла до ворот.
«Дай, — думает, — в корзину посмотрю!»
А из корзины жабы, да гады, да гнус полез, всю ее облепили, а с ворот смола полилась, всю залила. Побежала она домой, прибежала до ворот, а собачка:
—?Тяф, тяф, наша дочь во смоле пришла!
А бабка ей:
—?Цыц, наша дочь в золоте придет!
Та вошла, вся в смоле. Мать к ней бросилась, прильнула к ней, так и пропали вместе.

 

Волшебный колодец (Лакская сказка)

 

Жил-был некогда на свете некий хан, и была у него единственная дочь. Чёрствый сердцем, этот хан ненавидел нищих и никогда не подавал милостыню. А дочь его была мягкосердечной и щедрой. Она плакала, когда гнали с ханского двора просящих подаяние, и говорила отцу:
– Неужто оскудеет твоя казна, если мы дадим неимущему грош, а голодному кусок хлеба? Неужто у нас во рту станет пусто, если угостим бедняка?
Отцу не по нраву были такие речи. Слушал он, слушал, а потом разгневался и сказал:
– Если ещё посмеешь мне перечить, я выдам тебя за первого попавшегося нищего. Посмотрим тогда: будет у тебя во рту пусто или нет.
Вскоре после этого зашёл на ханский двор юноша-нищий. Едва завидел его хан, схватился за палку. Но дочь, забыв об отцовской угрозе, попросила его:
– Отец, не гони бедняка! Если мы уделим ему крошку от нашего стола, мы не обеднеем!
Хан окончательно потерял терпение.
– Эй! – крикнул он. – Приведите осла!
Осла привели, и хан велел посадить на него свою дочь и выгнать её вместе с нищим юношей.
– Посмотрим теперь, – напутствовал он дочь, – будет у тебя во рту густо или пусто!
Юноша-нищий и ханская дочь полюбили друг друга с первого взгляда. Они решили пожениться.
– Всё бы ладно, да есть у меня одно горе, – сказал юноша. – Моя мать много лет не встаёт с постели, у неё отнялись ноги... Оттого и хожу я, побираюсь, что не могу оставить её, уйти на заработки...
Привёз юноша ханскую дочь в горы, к небольшой пещере...
– Вот тут мы и живём! – показал он.
В пещере были голые стены, а на земле, на бедной подстилке, лежала больная старушка.
Рассказал юноша матери, как досталась ему в жёны ханская дочь.
– Что ж, сынок, – вздохнула старушка, – и мы не всегда были бедными. Твой отец был богатым купцом. Убили его разбойники, ограбили, оставили нас с тобой без гроша... Не горюйте, дети, были бы вы счастливы!
Теперь юноша мог оставить мать с молодой женой. Послала его мать к отцовскому другу, одному купцу.
– Проси, – посоветовала она, – пусть возьмёт тебя погонщиком верблюдов в свой караван и даст сколько-нибудь денег вперёд.
И юноша так и поступил. Нанялся к купцу погонщиком верблюдов, а купец дал ему денег для матери и жены.
– Будьте наготове, – распорядился купец, – я и мои товарищи через три дня кончаем снаряжать караваны.
И через три дня ушёл юноша с купцами в далёкий путь. Шли они так долго, что счёт дням потеряли, и вот однажды завиднелись впереди жёлтые пески. То была пустыня – страшное место для путников.
Остановились купцы у глубокого колодца на краю пустыни запастись водой. Расстелили на земле ковёр, и каждый бросил на него кошелёк с золотом. Такова была плата тому, кто полезет в колодец и добудет воду. Но все погонщики отказались. Колодец тот, оказывается, был не простой. Взять из него воду можно было, только спустившись глубоко вниз. А из тех, кто вниз спускался, обратно ни один не поднимался.
Подумал-подумал юноша и решился.
– Я полезу! – сказал он. – Будь что будет!
– Не надо! – уговаривал юношу отцовский друг. – Ты погибнешь! Подумай о своей матери...
– А без воды погибнем все, – отвечал юноша и, взяв бурдюки, спустился в колодец.
Когда набрали воды достаточно для всех караванов, бросили конец верёвки вниз, чтобы поднять юношу.
Но едва подняли его наполовину, как открылась в стенке колодца щель, и кто-то потянул юношу за руку в глубь подземелья.
В подземелье было светло. Там стоял хмурый, худющий – кожа да кости – человек, перед ним – черепаха; вдоль стен лежали тела бездыханных людей.
– Отпустите меня! – взмолился юноша. – Что дурного я сделал?! Отпустите, дома меня ждут старая мать и молодая жена.
Посмотрел худющий ему в глаза и говорит:
– Я задам тебе три загадки. Отгадаешь – отпущу с наградой. Не отгадаешь – останешься лежать, как те, кто до тебя сюда попал.
– Испытаю судьбу! – согласился юноша. – Давай свои загадки!
– Что на свете самое сладкое? – спросил худющий.
– Нет ничего слаще, чем губы любимой! – не задумываясь, воскликнул юноша.
Лицо у худющего посветлело, и сам он на вид стал вроде бы чуть потолще. А на панцире черепахи появилась трещина.
– Что на свете самое приятное? – загадал худющий вторую загадку.
– Сон рядом с любимой! – без запинки откликнулся юноша.
Тело худющего ещё чуть-чуть пополнело, на губах заиграла улыбка. А панцирь со спины черепахи упал наземь.
– Что на свете самое красивое? – такова была третья загадка.
– Та, которую любишь! – твёрдо сказал юноша. – Её лицо прекрасней всего на свете!
Тут черепаха встрепенулась и превратилась в красавицу-девушку. Не стало и худющего. На его месте стоял статный, высокий джигит.
– Мы любим друг друга, – сказал он юноше. – В ночь после свадьбы околдовал нас злой колдун. Своей преданностью любимой ты снял его заклятье. Пусть все без страха берут теперь воду из колодца! А мы вернёмся в родные места... Эй, пленники, проснитесь! Вы свободны! – крикнул он, и люди, лежавшие бездыханными, ожили и поднялись.
– У нас с ними иная, чем у тебя, дорога, – обратилсяджигит к юноше. – А ты поднимайся наверх. – И он подарил юноше на прощанье два больших граната.
Вытащили юношу из колодца на белый свет. Поведал он своим спутникам о чудесах в подземелье, показал гра-наты. Немало подивились купцы... Отдали юноше кошельки с золотыми и собрались уже было тронуться, как навстречу им из пустыни вышел другой караван, истомлённый жаждой в знойных песках.
– Поделитесь с нами водой! – умоляли встречные.
– Из этого колодца может брать теперь воду любой! – уверял их юноша.
Но те купцы не поверили. Они отдали ему кошельки, полные золота, чтоб только юноша достал для них воды.
Теперь он не был больше нищим. Всё своё золото и два граната он доверил караван-баши (Караван-баши - начальник каравана) встречного каравана и попросил вручить его матери и жене.
Вернулся тот караван-баши домой, принёс честно и деньги и гранаты двум бедным женщинам. Обрадовались они! Разломила дочь хана гранат, думала свекровь угостить, а гранат не зёрнами полон – отборным жемчугом.
Теперь, когда у них было золото и жемчуг, пригласила ханская дочь самых искусных лекарей, и они вылечили её свекровь. А потом решила ханская дочь построить к возвращению мужа дворец. Да такой, какого никто не видывал: чтоб один кирпич в нём был серебряный, другой – золотой, и так все кирпичи!
Возвела свой дворец на горе, напротив отцовских окон. Смотрел хан и дивился: кто это возводит такое чудо? Но сколько ни рыскали его посланцы, не могли узнать, чьих рук это дело.
Год минул. Три пролетело. Вернулся домой юноша с караваном. Вышли мать и жена ему навстречу – уже все в городе знали, что караван идёт! – повели его в новый дом. А он удивляется:
– Мы не туда идём! – говорит. – Наша пещера в другой стороне.
Ну, юноша тоже вернулся из дальних стран не с пустыми руками. Зажили они счастливо и богато. Прошло время, и жена попросила:
– Позови в гости моего отца!
Взял юноша подарки, отправился к хану.
– Только смотри, – наказала ему ханская дочь, – возвращайся домой непременно самой короткой дорогой. У моего отца есть привычка: скажет – буду завтра, а сам возьмёт да следом и пожалует.
Вручил юноша хану подарки. Хан остался доволен: такого крупного жемчуга он и не видывал. Сказал:
– Приеду послезавтра!
А как юноша ушёл, тотчас велел оседлать скакуна и поехал вслед. Но юноша опередил его. Он возвращался самой близкой дорогой и к приезду хана был уже дома.
Встретили они с женой своего гостя на пороге дворца, дорогой ковёр под ноги постелили, оказали почёт. Дочь свою хан не узнал, она закрыла лицо тонким покрывалом.
– Откуда у вас такие богатства? – дивился хан, разглядывая дворец.
– У того, кто щедр, во рту не бывает пусто! – ответила дочь.
Опечалился хан.
– Так всегда говорила мне дочка, – вздохнул он. – А я под горячую руку прогнал её за это. Где она теперь, узнать бы!
Откинула тогда ханская дочь покрывало и призналась отцу во всём. Обрадованный хан велел сыграть пышную свадьбу. Семь дней весь народ на той свадьбе гулял.
И я там был, плясал и пил. Проводили меня с подарками, да жаль, мой осёл в пути захромал... Халва из хурджинов по крошке высыпалась, буза из кувшина до капли вылилась. Была ещё баранья ножка да полчурека – их голодные собаки отняли...
Сберёг я, правда, одну жемчужину из тех, что в гранате были... Дарю её вам! Берите – это моя сказка!

 

Сказка Колодец Ньямы

 

Говорят, что в стародавние времена все звери в лесу не давали лягушке прохода, потому что у нее не было хвоста. Лягушка на зверей обиделась и пошла к богу Ньяме попросить себе хвост.

Бог неба выслушал лягушку, подумал и сказал:
- Есть у меня такой колодец, где вода никогда не иссякает. Для этого колодца мне нужен сторож. Если ты согласишься стать сторожем, то получишь хвост.
- Хорошо, буду сторожить, только дай мне хвост. Ньяма дал лягушке хвост и послал ее к колодцу:
- Берись за дело! Содержи колодец в чистоте, чтоб каждый путник мог утолить жажду.

Отправилась лягушка к колодцу и поселилась в нем.

Она очень гордилась своим хвостом и новой должностью.

Но однажды началась засуха. Дождей давно уже не было, и колодцы все пересохли. Только в одном колодце Ньямы была вода. Тут уж лягушка и вовсе заважничала и стала заносчивой и просто глупой.

Когда нигде не стало воды, звери пошли к Ньяме и попросили воды у него. Он послал их к своему колодцу, который никогда не пересыхал.

Первым пришел напиться буйвол. Услыхала лягушка, что буйвол идет, и заквакала:
- Кто идет мутить воду в колодце Ньямы?
- Это я, буйвол, ответил буйвол. Лягушка в ответ:
- Убирайся отсюда! Нет для тебя воды! Колодец высох.

Буйвол ушел, так и не напившись.

Потом к колодцу подошла овца, и лягушка опять заквакала:
- Кто идет мутить воду в колодце Ньямы? Овца ответила:
- Это я, овца.

А лягушка закричала:
- Убирайся отсюда! Нет для тебя воды! Колодец высох.

Ушла и овца, изнывая от жажды.

Один за другим подходили к колодцу Ньямы газель, кабан, корова и слон, и всех их лягушка прогоняла:
- Убирайтесь прочь! Нет здесь воды! Колодец высох. Наконец всем в округе стало невмоготу. Когда до Ньямы дошел слух о том, что его подданные погибают от жажды, он сам отправился к колодцу, посмотреть, что там делается.

Услыхав его шаги, лягушка проквакала:
- Кто идет мутить воду в колодце Ньямы? Ньяма строго сказал:
- Это я, Ньяма!
Но лягушка по привычке проквакала ему в ответ:
- Убирайся прочь! Нет здесь воды! Колодец высох.

Услышав такие слова, Ньяма страшно разгневался. Он схватил лягушку за хвост и оторвал его. А лягушку прогнал прочь.

И осталась лягушка без хвоста.

Теперь она всюду ищет воду и живет у воды, вспоминая свои лучшие дни, когда она сторожила колодец самого Ньямы.

Но Ньяма постоянно напоминает лягушке, сколько горя она всем причинила: рождаются-то лягушки с хвостом, но, когда подрастут немного, Ньяма хвост у них отнимает.

 

Сказка Колодец в Кашина Пиана (Джанни Родари)

 

На полпути от Саронно к Леньяно на опушке огромного леса находится совсем маленькая деревушка Кашина Пиана. В ней всего три домика, и живет в них одиннадцать семей. В Кашина Пиана был колодец, только не совсем обычный, даже странный колодец, потому что ворот, чтобы наматывать веревку или цепь, у него был, а вот ни веревки, ни цепи, чтобы поднимать ведро с водой, не было.
Каждая из одиннадцати семей держала дома рядом с ведром свою собственную веревку. И если кто-нибудь шел за водой, то брал не только ведро, но и веревку. Набрав воды, он отвязывал ее и обязательно уносил домой. Один колодец и одиннадцать веревок. А не верите, так пойдите туда, и вам расскажут про это точно так же, как рассказали мне.
Дело в том, что одиннадцать семей жили недружно, все время ссорились. И вместо того чтобы купить всем вместе хорошую крепкую цепь для колодца, готовы были вообще засыпать его землей.
Но вот началась война, и все мужчины из Кашина Пиана ушли воевать, оставив женам много разных советов, в том числе наказ беречь веревку и следить, чтобы ее не стащили.
А потом страну заняли враги. Мужчины все еще воевали и партизанили. Тяжело было женщинам, но каждая по-прежнему ревниво оберегала свою веревку.
Как-то раз один мальчик пошел в лес за хворостом и вдруг услышал, что в кустах кто-то стонет. Это оказался партизан, раненный в ногу. Мальчик побежал за матерью.
Женщина сначала испугалась, а потом сказала:
– Принесем его домой, спрячем. Будем надеяться, что кто-нибудь так же поможет в беде и твоему отцу.
Ведь мы даже не знаем, где он сейчас и жив ли еще!
Они спрятали партизана в сарае и послали за врачом, сказав, что заболела бабушка. Но соседки еще Утром видели эту старую бабушку – она была здоровехонька, сновала по двору, как курочка! – и догадались, что тут что-то не так.
Не прошло и дня, как вся деревня уже знала о раненом партизане, который прячется в амбаре у Катерины. Один старик струсил.
– Если враги узнают про это, – сказал он, – они всех нас убьют!
Но женщины не испугались. Они только тяжело вздыхали, думая о своих мужьях, о том, что те, может быть, тоже ранены и так же скрываются где-нибудь. На третий день одна женщина взяла кружок свиной колбасы, пришла к Катерине и сказала:
– Бедняге надо поправиться. Дай ему эту колбасу. А потом заглянула еще одна женщина, принесла
бутылку вина. За ней пришла третья – с мешочком муки, затем четвертая – с куском сала. До вечера все женщины деревни побывали в доме Катерины, и каждая что-нибудь приносила для партизана. А уходя, все они утирали глаза платками.
Вскоре партизан поправился, вышел на улицу погреться на солнышке, увидел колодец без веревки и очень удивился: почему так? Женщины покраснели от стыда. Они хотели объяснить, что у каждой семьи своя веревка. А что тут еще скажешь? Можно было, наверное, объяснить, что все они в ссоре, но теперь-то это было уже не так, потому что все они, вместе заботясь о партизане, вместе помогая ему, сами того не замечая, стали друзьями. Разумеется, теперь не было никакой нужды держать одиннадцать веревок.
Женщины собрали деньги, купили цепь и привязали ее к вороту. Партизан достал из колодца ведро воды, и это было похоже на открытие памятника.
В тот же вечер партизан, совсем уже выздоровевший, ушел в горы добивать врага.

Сказка о колодце и роднике

 

На опушке леса, возле дороги жил-был колодец, когда он тут появился и уже и сам не помнил, сколько хватало воспоминаний, он уже был здесь...
А внутри него жил родник. Благодаря этому в колодце всегда была свежая, чистая, вкусная вода.
Проходившие мимо люди могли в любой зной утолить жажду.
И они были счастливы от того, что могли радовать других своей кристально чистой, невероятно вкусной водой.
Люди в благодарность иногда ремонтировали сруб колодца и чистили родник, родник радостно журчал, а колодец наполнялся водой и любовался, когда в ней отражалось небо.
Но вот однажды к колодцу пришли другие люди, они не пили воду, а о чем-то разговаривали, о чем, колодец не понимал, но в глубине души у него что-то шевельнулось, словно невидимой рукой смяли в комок лист черной бумаги и бросили в самую глубь его существа...
Так в нем поселилась тревога. И он сказал об этом роднику. Родник его успокоил:
- Это же люди они наши друзья! Что ты?
- И правда, что это я? - удивился колодец... Но чувство осталось...
Потом появились странные звуки - как будто что-то большое падало вдалеке, но ночью по прежнему было тихо.
Как-то раз, когда колодец уснул, его разбудил рев и он увидел, что леса больше нет, а какие-то странные большие звери в которых сидели люди собирают деревья и урча увозят их куда-то.
Позже появились другие машины и на месте леса появились какие-то большие коробки. Колодец видел, как туда заходили люди. И когда темнело, в них что-то начинало светится. Это было красиво и колодец рассказывал об этом роднику и они вместе радовались новым соседям.
Потом наступило лето. Оно выдалось особенно жарким, таким жарким, что днем было трудно дышать, насекомые замолкали до вечера и на деревьях сруба от жары выступала пахучая смола. Небо казалось бесконечным, а над колодцем поднималось марево. И только родник весело плескался в глубине.
Как-то в один из дней к колодцу пришел человек из тех, кто жил теперь рядом. Он вытер пот со лба, зачерпнул воды, и выпил ее большими глотками, потом улыбнулся и быстро ушел. Скоро он вернулся уже с ведром, набрал воду и пошел к дому, потом еще один и еще и к вечеру воды в колодце порядочно поубавилось...
Ничего, - сказал родник, - за ночь я наберу еще больше, мне это нравится!
Утром, когда родник, как и обещал, набрал еще больше воды, люди опустили внутрь колодца какой-то неизвестный прибор, они называли его странным словом "насос", колодцу не понравилось, что внутри него теперь находится что-то чужое... Насос загудел завибрировал и стал выкачивать воду, при чем делал он это так быстро, что родник не успевал за ним и воды становилось все меньше и меньше...
Сперва колодец ничего не заметил, он смотрел и радовался как люди поливают грядки, брызгают друг на друга водой и радуются, но потом он заметил, что родник тяжело задышал и биение его сердца стало реже.
- Что с тобой? - спросил колодец.
- Я больше не могу, ответил родник, - мне тяжело и я хочу отдохнуть.
- Прекратите! - закричал колодец, но кто мог его понять...
Когда насос выкачал всю воду снова пришли люди, достали его, недовольно заглянули внутрь и ушли... Вернулись они утром, но воды не было ни в тот день, ни на следующий. Люди стали кричать и требовать воды, им не было дела до родника, они хотели получить свое, но не понимали, что родник не мог ее дать воду сразу, так как они забрали больше, чем он мог подарить и в нем не осталось ни капли...
Когда и на третий день в роднике не появилось воды кто-то со злостью бросил в колодец пустую бутылку...
- Ничего, утешал колодец родник, - ты отдохнешь и все будет как прежде!
Как-то пришел еще человек и выбросил в колодец пакет с мусором.
- Зачем они это делают? - недоумевал колодец.
А потом появился еще человек, уже с тачкой.
И когда через пару дней родник смог дать немного воды, она уже была грязной, да и под грудой мусора ее не было видно...
А люди все сносили туда строительные обрезки, опилки, ржавые гвозди, объедки, так много, что колодец уже почти на половину был ими завален...
- Я так больше не могу, сказал родник, мне здесь плохо, давай уйдем...
Колодец, которому тоже было неприятно, что с ними так обошлись, согласился...
И они ушли...
А в тот самый момент, от компании молодых людей проходивших мимо, отошел высокий крепкий парень, он выбросил в колодец пустую банку и с силой ударил ногой по срубу, сруб скрипнул, бревна ввалились внутрь, а крыша нелепо упала сверху...
- Видали как я? – гордо крикнул парень.
Остальные уважительно закивали.
На шум пришли люди постарше и кто-то, увидев неловко упавшую крышу засмеялся, потом засмеялся еще один и еще...
- Ишь, развалился... – слышалось сквозь смех...
И только один мальчик, худенький, рыжеволосый, с грустью сказал:
- Неужели вы не понимаете, что из-за нас колодца больше нет?
Но его никто не услышал...

Беседы о воде

Беседа №1 «Вода вокруг нас»

 Цель первой беседы заключается в том, чтобы познакомить ребенка с понятием «вода» и дать ему общие представления о том, в каких состояниях может прибывать вода на Земле. В ходе беседы можно использовать глобус в качестве наглядного пособия. Покажите ребенку, что на нашей планете больше воды, чем суши. Объясните ребенку, что в озёрах и реках вода без вкуса, а морях она соленая. Также в ходе этой беседы стоит объяснить ребенку, откуда берётся вода. И то, что вода, которая течет в подземных, реках очень ценится людьми, ведь она считается самой чистой и вкусной. Совет: иногда даже реклама воды может стать отличным примером того, насколько дорого ценится питьевая вода.

 Беседа №2 «Вода вокруг нас» (продолжение)

Цель второй беседы – донести до детей всю важность воды для человечества. Во время второй беседы стоит объяснить ребенку, что хоть воды и много на Земле, далеко не вся она подходит для человека. Ведь пьем мы только перстную и чистую воду, а не соленую. Вот как раз соленой у нас гораздо больше. Стоит также добавить, что существуют страны, в которых водный кризис. Поэтому воду нужно беречь.

 Беседа №3 «Путешествие капельки» (рисуем круговорот)

 Цель данной беседы – дать детям понять, как в природе происходит круговорот воды. В ходе беседы может понадобиться наглядное пособие – картинка с изображением того же круговорота, но рисование с детьми будет лучше. Преподнести этот процесс ребенку можно как то, что капелька воды живет в море. Но иногда эта капелька путешествует на тучку. На тучке собирается много капелек, а затем все они спускаются на землю и вместе с ручейками попадают в реки, а с рек снова к себе домой – в море. Можно провести эксперимент с испарением воды.

Беседа №4 «Без воды нет жизни» Целью беседы №4 является формирование у ребенка представления о том, что животные и растения не могут жить без воды. В ходе беседы можно привести ребенку пример с растениями в природе. Ведь их время от времени поливает дождик. А вот если не поливать растение в горшочке, то в скором времени оно просто засохнет и погибнет. Именно поэтому нужно всегда следить, чтобы у растений было достаточно влаги. Также можно привести пример с животными, которые в условиях дикой природы могут попить из природного водоема, а вот в домашних условиях — только в том случае, если мы им поможем.

Беседа №5 «Волшебница вода»

 Целью данной беседы является пояснение детям таких фундаментальных понятий, как дождь, туман, снег и другие. В ходе беседы важно обратить внимание детей на то, что вода очень часто предстаёт перед нами в разных состояниях. Иногда она жидкая, а иногда и твердая. Также следует обратить внимание детей на многообразие окружающей среды, которое создается именно благодаря волшебству воды.

Беседа №6 «Берегите воду»

 Цель данной беседы – научить детей экономить воду, сформировать у них мысль, что вода – это ограниченный ресурс, который нужно беречь. Объяснить детям, почему воду стоит беречь достаточно просто. Например, можно рассказать ребенку о том, какой путь вода проделывает, прежде чем попадет к нам в кран, и мы ее воспользуемся. Также можно рассказать о том, что сначала вода находится в реке, человек может направлять ее в трубы. Однако она все равно не сразу попадает к нам в дом, ведь мы получаем очищенную воду. Для того чтобы наша вода была чистой работает очень много людей и их труд нужно уважать. Поэтому нужно всегда закрыть кран и переводить воду попусту.

 Беседа №7 «Дождь» 

Цель этого занятия – знакомство с таким понятием как «дождь». В ходе беседы следует объяснить детям, в каком состоянии находится вода, когда идет дождь. Также следует поговорить о том, что дождь – это очень хорошее явление и объяснить почему. Это важно, ведь иногда дети думают, что дождь – это плохо, ведь пойти гулять в дождливую погоду нельзя. Необходимо им объяснить, в чем польза дождя.

Беседа № 8 «Звуки природы: шум дождя» 

Цель данного занятия – знакомство с понятием «туман». В ходе данной беседы следует поговорить с ребенком о том, в каком состоянии находится водичка, которую мы называем туманом и как она влияет на все живое. Что туман может помешать человеку вести автомобиль. Иногда из-за тумана происходят аварии, не летают самолеты.

 Беседа №9 «Град и снег»

 Цель данного занятия – знакомство с понятием «снег и град». В ходе данной беседы следует поговорить с ребенком о том, в каком состоянии находится вода, которую мы называем градом или снегом. Также следует рассказать детям о таких понятиях как «снег» и «град». Нужно объяснить, что когда пары воды попадают в условия с очень низкой температурой, может выпасть снег или град. Приём, снег всегда идет зимой, а вот град может выпасть в любое время года. Также следует объяснить, что град – это губительное явление, которое способно уничтожить урожай, поранить людей и животных, а также повредить дома и автомобили. А вот снег – это хорошо. Ведь он надежно защищается растения от самых свирепых морозов.

Беседа №10 «Роса» 

Цель данного занятия – знакомство с понятием «Роса». В ходе этой беседы малыш должен понять, что вода не всегда может возвращаться на землю из неба, иногда она туда не доходит. Нужно объяснить детям, что роса выпадает из-за того, что некоторые предметы изменяют свою температуру на более холодную и капельки пара, не долетев до туч, снова лежаться на землю. Больше всего росы можно найти в траве, как правило, роса выпадает летними ночами. В данном случае тоже можно провести опыт с изменением температуры предметов и водяным паром.

 Беседа №11 «Водоёмы» 

Цель данной беседы – объяснить детям, что существуют рукотворные и природные водоемы. В ходе занятия детям следует объяснить, а лучше всего наглядно показать (на картинках), что в природе существуют очень много типов водоемов. Так, например, природными водоемами считаются реки, озера, пруды, моря, океаны (добавить, что их всего 4). А вот бассейны и фонтаны – это дело рук человека. Также в ходе этой беседы до ребенка следует донести, что бывают водоемы подземные. В подземных реках течет очень чистая и полезная вода, и если она выходит на поверхность, то образуется родник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация игровой деятельности детей на участке в летний период

Летом игра занимает большое место в жизни детей. Близость к природе, солнце, тепло, пребывание на воздухе – все это создает положительный эмоциональный настрой и усиливает тягу к игре. Новые ярк...

Развивающая среда на участке в летний период для детей раннего возраста, воспитывающихся в домах ребёнка

Целью  работы было преобразование территории участка в пространство с наличием новых зон, привлекательных для детей, предоставляющих детям возможность выбора деятельности, реализации своих...

Оформление участка в летний период

Проект воспитателя Плосковой И.Н. и родителей второй младшей группы №2 "Разноцветные бабочки"...

Организация наблюдений на участке в летний период.

Чтобы организовать интересные наблюдения детей, воспитателям следует хорошо знать последовательность наступления тех или иных явлений, природу родного края, экологию растений и животных ближайшего при...

«Взаимодействие с родителями по подготовке участка к летнему периоду (благоустройство участка)»

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребёнка является взаимодействие с семьёй.Ведущая цель - создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношени...

Проект участка на летний период: «В огороде у бабушки»

По направленности деятельности участников проекта –  познавательно-игровой....