Картотека игр на участке в летний период
картотека по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
Картотека игр на участке в летний период составлена на основе своего практического опыта и опыта педагогов России. В картотеку входят игры с песком, водой, шишками, камнями, с природным и бросовым материалом. Предназначена в помощь воспитателям, работающим с детьми раннего возраста. Образовательная область "Познание".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игры с песком М. Ершова Песочница, песочница, В песке вся детвора. Построить домик хочется, Забавная игра. Речной песочек, меленький – Хорош для куличей. Склонился повар беленький Над формочкой своей. А вот Андрюша с Васенькой – Ребята хоть куда. Везут в машинах красненьких Песок туда-сюда. Бывают столкновения – Но это не беда. Ссора – на мгновение, А дружба навсегда. Большая настоящая Кипит работа тут. И люди работящие В песочнице растут.
Игры с песком Знакомство с песком 1.Для начала детям предлагается потрогать песок, пропустить его сквозь пальцы, сдуть с ладошки, рассмотреть песчинки, захватить песок в кулачки и выпустить из руки, как водичку. 2.Потрогать сухой песочек, а затем влажный, предварительно полив его из маленькой леечки. Обратить внимание на то, что сухой песочек сыплется из руки, а влажный нет; сухой песочек светлый, а влажный темный. Игра «Отпечатки» Цель: получение первого чувственного опыта. 1.На ровной поверхности песка взрослый и ребенок оставляют следы рук, пальчиков, ног, коленок. В процессе игры можно сравнить отпечатки взрослого и ребенка, вложить руку ребенка в отпечаток взрослого. 2.На ровной поверхности взрослый и ребенок оставляют отпечатки разных предметов: ведерка, лопатки, палочки, листочка и т.д. Когда отпечатков становится много, ребенок должен угадать, какому предмету принадлежит тот или иной отпечаток. 3.Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, стопами ног всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (цветочком, солнышком, травинкой, деревом и пр.);
Игры с песком Игра «Найди игрушку» Цель: развитие тактильных ощущений 1.Взрослый показывает игрушки, которые будет использовать в игре. Далее просит ребенка отвернуться и прячет игрушки в песок. Ребенок поворачивается и отыскивает все игрушки. 2.Взрослый показывает игрушки ребенку, прячет их, а затем просит найти определенную игрушку, ощупывая игрушки под песком. В этой игре можно использовать игрушки – геометрические фигуры. 3.Взрослый и ребенок меняются ролями. Игра «Я рисую на песке» Цель: развитие крупной и мелкой моторики, развитие речи. 1.Ребенок рисует пальчиками или палочкой солнышко, тучку, домик, человечка. Все рисунки можно объединить в один сюжет и придумать маленький рассказ. 2.Конкурс «Песочных картин», при этом разрешается украшать свои произведения камушками, палочками, листочками и другим бросовым материалом. Игра «Маленький повар» Цель: развитие тактильно-кинестетических ощущений, мелкой и крупной моторики. Увлажните песок при помощи лейки. Предложите ребенку вылепить из мокрого песка разную «выпечку»: пирожки, рогалики, пирожные.
Игры с песком Игра «Ситечко» Цель: знакомство с понятиями быстро – медленно, развитие сообразительности. Для проведения этой игры Вам потребуется сухой песок. 1.Предложите ребенку насыпать в ситечко песок и дайте посмотреть, как он высыпается. Дети это могут делать бесконечно. 2.Предложите ребенку перемешать песок с игрушками, камешками, веточками, а затем достать все, что оказалось в песке при помощи ситечка. Наберите в ситечко песок с игрушками и поднимите, песочек высыплется, а игрушки останутся. На эту тему можно побеседовать (почему песочек убежал, а игрушки остались) 3.Предложите высыпать через ситечко сухой песок, а затем увлажненный. Побеседуйте о том, почему сухой песочек пробежал через ситечко, а сырой нет. 4.Подобные игры можно провести с воронкой. Можно взять 2 воронки: одну большую, другую маленькую и ставить опыты, из какой воронки песочек «выбежит» быстрее. Игра «Гусеница» Цель: развитие мелкой и крупной моторики. Из влажного песка лепим комочки, как шарики и укладываем один за другим, так получится гусеница. На первом комочке можно сделать глазки и ротик.
Игры с песком Игра «Напои песочек» Цель: развитие интереса к работе с песком, опытам. Сухой песок хорошо впитывает воду, моим ребяткам очень нравится эта игра. Мы проводим ее и на улице и в кабинете. Предложите детям отсыпать из сухого песка большую горку, сделать кулачком углубление в верхней части горки и аккуратненько вливать туда воду тонкой струйкой. В горке образуется еще одно углубление, вода в нем похожа на озерко, которое постепенно впитывается в берега. Дорожки из песка Покажите ребенку, как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая разные формы, например, дорожки (к домику зайчика или медвежонка). Пальчиковые прятки Закопайте ручки ребенка в песочек и ищите пальчики по именам. Пальчик-машинка Для развития моторики можно нарисовать на песке дорожку и попросить малыша проехать по ней пальчиком, не «съехав на обочину».
Игры с песком Волшебные отпечатки Разложите все формочки и попросите ребенка отвернуться или закрыть глаза. Тем временем оставьте на ровной песчаной поверхности отпечаток какой-нибудь формочки. Малыш открывает глаза и пытается определить, кто здесь только что побывал, т.е. ищет ту форму, с помощью которой был сделан отпечаток. Можно добавить к пластмассовым формочкам и другие предметы: шишки, камешки, пластиковые стаканчики. Домики для животных Нарисуйте на песке несколько «домиков» – кругов, квадратов, треугольников. Расскажите малышу, что рыбки (если они есть в вашем песочном наборе) любят жить в круглых домиках, а, например, краб хочет непременно занять домик квадратный. Задания давайте исходя из наличия у вас игрушечной «живности». Пусть малыш возьмет формочки и сделает в нужных «домиках» соответствующие песчаные фигурки или просто отпечатки формочек. Задание можно и усложнить попросив поселить зверюшку не в круглый и не в квадратный домик, или в домик без углов, или в домик, у которого четыре угла.
Игры с песком “ Что следом?“ С помощью формочек выложите из песка цветочек, затем рыбку и снова цветочек. Спросите у ребенка, какая фигурка будет следующей. Если это слишком легкое задание для вашего малыша, выложите два цветочка, один слоник и вновь два цветочка. Что следом? Песочные буковки В песочнице можно учить буквы, цифры, геометрические фигуры – все, что захочется. Причем буковки можно не только писать палочкой на влажном песке. Их можно лепить из песка и даже выкапывать в песке в виде канавок. Сгребание песка в кучу лопаткой. Переноска песка в ведёрках («Мало – много; легко – тяжело; сырой – сухой»). Копание песка совком (выкопать большую пещеру для медведя и маленькую норку для мышки).
Игра со струей воды Подставляйте под струю ладошку ребенка, изучайте падение воды, разбрызгивайте ее. Можно, например, предложить ему наполнить водой сначала стакан, а потом — столовую ложку. Причем струя воды может быть как теплой, так и холодной, как сильной, так и тонкой. Водопад Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание крохи, что чем выше водопад, тем громче он «шумит». Вода принимает форму Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Родителям стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.
Тонет – не тонет Возьмите предметы из разных материалов: металл, дерево, пластмасса, резина, ткань, бумага, мочалка. Опуская по очереди различные предметы, ребенок наблюдает, погружаются ли они в воду и что с ними происходит. Маленький рыбак Мелкие предметы бросают в бассейн или тазик. Это будут рыбки. Малышу выдается «удочка» — половник с длинной ручкой, которой он будет вылавливать рыбок. Можно также половить рыбок «сачком» — для этого подойдет дуршлаг или сито. С места на место Помещаем мелкие пластмассовые шарики в воду. Задача малыша — выловить ситечком с длинной ручкой все шарики и переложить их в пустую пластмассовую миску, которая плавает рядом. Лейся, лейся Для этой забавы нужна воронка, пластиковый стакан и различные пластиковые емкости с узким горлышком. С помощью стакана малыш наливает воду в бутылки через воронку. Можно просто лить воду через воронку, высоко подняв ее.
Брызгалка В пробке пластиковой бутылки проделать несколько дырочек, заполнить бутылку водой и дать получившуюся брызгалку малышу. Можно брызгать на дальность — тогда главной целью будет выпустить самую длинную струю. А можно стрелять из брызгалки в цель, развивая тем самым меткость или просто рисовать на асфальте. Дайте ребенку брызгалку в жаркий день и ребенок сам сможет придумать новые игры с водой. Сквозь сито Поставьте перед ребенком тазик с водой, пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает. В игре ребенок познает назначение предметов и свойства вещества. Поливаем цветы Возьмите на прогулку лейку с водой. Найдите клумбу и объясните ребенку, что для того, чтобы цветы хорошо росли, их надо поливать водой. Пусть малыш сам польет клумбу. Обратите его внимание на то, как при поливе темнеет земля. Поливать можно траву, деревья, кустарники, рассказывая при этом, как растения пьют воду. Рассматривайте капельки воды, оставшиеся на листьях, замечайте, что струйки воды из лейки похожи на дождик.
Игры с шишками Сбор лесного урожая Предложите ребенку ведерко или корзиночку, в которую он и будет собирать свой урожай шишек. Маленьким детям не так просто пока удерживать равновесие при наклонах - своеобразное упражнение на координацию движений. Обращайте внимание ребенка под каким деревом шишки - под сосной. Счетный материал Все эти сокровища леса являются отличным счетным материалом, при этом давая ручкам малыша еще и приятные тактильные ощущения. Тренируем меткость Бросайте шишки в ведерко или корзину, кто больше попадет. Конечно, даем ребенку выиграть. А потом можно набранные в ведро "стройматериалы" погрузить в кузов машины и отвезти на игрушечную стройку. Другой вариант - сбивать шишкой постройку из кубиков. А можно взять коробку из под яиц, написать на каждой ячейке очки (для красоты и наглядности можно еще и разукрасить ячейки разными цветами: 5 очков - красные, 3 очка - зеленые, 1 очко - синие и т.д.) и играть на количество очков, забрасывая туда шишки. Заодно можно приучать малыша к счету.
Игры с камнями Собираем Сначала вместе с детьми надо камешки собрать — все, какие вам понравятся по той или иной причине. А для того, чтобы это занятие стало интереснее, можно сшить красивую сумку из плотного прозрачного полиэтилена и ручками из ткани — так будет сразу видно, какие сокровища вы сегодня нашли. Изучаем математику Чтобы развивать математические способности, можно предложить ребенку: Выкладывать последовательности : например, разложить камни по размеру (от маленького к большому) или предложить составить более хитрые ряды: чередовать большие и маленькие камни. Выкладывать геометрические фигуры, цифры : вы можете нарисовать на песке контур фигуры, а малыш будет повторять контур камешками. Постройки из камней: домик для зайчика дорожка к домику зайчика «Выкладывание узоров» (по заданию воспитателя с использованием карточек-схем).
Игры с камнями «Бросание в воду» (камешки разной величины). «Лёгкие – тяжёлые» (с закрытыми глазами рассортировать камешки на лёгкие и тяжёлые). «Угадай»: показать детям две одинаковые закрытые коробки: в одной песок, а в другой – камешки; не открывая коробок, угадать, в какой камешки (надо потрясти коробку) угадать, какая коробка пустая, а какая полная (можно потрясти коробки и сравнить по звуку, или подержать в руках и сравнить по весу) «Достань из мешочка» (воспитатель предлагает ребёнку достать много камешков, один камешек).. «Соберём все камешки» Бросьте камешки в песок. Сначала предложите ребёнку собирать камешки первыми тремя пальцами правой руки. Затем покажите, как пользоваться ситом: его надо держать в левой руке, а правой насыпать совком песок в сито. Оставшиеся в сите камешки надо аккуратно пересыпать в ведёрко.
Игры с бросовыми и природными материалами Сортировка «Большой - маленький». Нарисуйте на асфальте два квадрата – один большой, другой маленький. Предложите ребенку разложить предметы по размеру: в маленький квадрат – маленькие предметы, в большой квадрат – большие. В качестве "предметов" подойдет все, что попадется под руку. Эта игра развивает навык сортировки у ребенка, что способствует развитию логического мышления, помогает закрепить понятия "большой - маленький". «Найди» Найди, где здесь стоит красная машина? А березку найдешь? А где желтая скамеечка? И т.п. Эти незамысловатые задания хорошо развивают внимание ребенка. Начинать можно с простых заданий, и постепенно усложнять описание предметов, которые нужно найти.
Игры с бросовыми и природными материалами Собираем и считаем. С ребенком раннего возраста собирайте и считайте до пяти, позже до десяти. Когда ребенок усвоил счет на увеличение, приходите к обратному отсчету: десять, девять, восемь... Такой прием помогает ребенку в дальнейшем легче осваивать вычитание. "Находилки" - "искалки". Можно поиграть с ребенком в летние «находилки» - "искалки". На листе бумаги - изображение различных предметов, которые нужно найти на улице. Лужа Предложите малышу бросать в лужу камушки, палочки, листья и другие предметы, какие вы сможете найти вокруг. Какие предметы поднимают фонтан из брызг, какие тонут, а какие остаются плавать на поверхности? Обратите внимание ребенка на волны, кольцами расходящиеся от упавшего предмета. Собираем сокровища . Это могут быть камешки, листики, палочки, шишки, цветочки, семена растений. Собирая эти сокровища, детально рассказывайте малышу о каждой находке, сочиняйте сказки.
Игры с бросовыми и природными материалами «1,2,3-быстро принеси!» Цель: закрепление умения отсчитывать нужное количество предметов, быстро выполнять задание ведущего; классифицировать предметы живой и неживой природы. Ход: при помощи считалки выбирается ведущий, он дает детям задание: - принеси два больших тополиных листа; - принеси три камня; принеси два маленьких и один большой камень. Короткий — длинный Даже сидя на лавочке, можно изучать новые понятия и делать открытия. Возьмите две палочки и сравните их. Они могут быть разной длины или одинаковые, поломайте их на части. Какие получились, короткие, длинные или равные по длине? Соберите много палочек и проводите эксперименты с ними: сортируйте на короткие и длинные, сложите из коротких одну длинную, выложите фигуры. Ряд, последовательность Собрать палочки и камешки — выложить по очереди или чередуя две палочки и один камешек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация игровой деятельности детей на участке в летний период
Летом игра занимает большое место в жизни детей. Близость к природе, солнце, тепло, пребывание на воздухе – все это создает положительный эмоциональный настрой и усиливает тягу к игре. Новые ярк...
Развивающая среда на участке в летний период для детей раннего возраста, воспитывающихся в домах ребёнка
Целью работы было преобразование территории участка в пространство с наличием новых зон, привлекательных для детей, предоставляющих детям возможность выбора деятельности, реализации своих...
Организация наблюдений на участке в летний период.
Чтобы организовать интересные наблюдения детей, воспитателям следует хорошо знать последовательность наступления тех или иных явлений, природу родного края, экологию растений и животных ближайшего при...
Консультация для воспитателей «Организация группового игрового участка в летний период»
Материал будет полезен методистам, старшим воспитателям....
Организация наблюдений на участке в летний период
Летом открываются новые возможности для ознакомления детей с природой: в природе происходит много изменений. Увеличивается время пребывания детей на участке (до 3,5-4 часов), поэтому необхо...
Работа с семьями воспитанников. Благоустройство участка в летний период.
Статья содержит отчёт о проделанной работе, фотоотчёт....
«Взаимодействие с родителями по подготовке участка к летнему периоду (благоустройство участка)»
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребёнка является взаимодействие с семьёй.Ведущая цель - создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношени...