шипелочка и жужжалочка
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гишварова Альбина Адгамовна

Тема:  «Дифференциация звуков Ж-Ш»

Программные задачи:

-Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш ;

 -развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах;

- учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж – ш ;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shipelochka_i_zhuzhzhalochka.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6

 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

организованно образовательной деятельности

                Образовательная область: речевое  развитие

             Раздел: звуковая культура речи

            Тема:  «Дифференциация звуков Ж-Ш»

             Возрастная группа: старшая

                                                                        Выполнил: Гишварова А.А.

                                                                   Квалификационная категория: первая

Стаж работы в данной должности: 3

г. Туймазы – 2019г.

  Тема:  «Дифференциация звуков Ж-Ш»

Программные задачи:

-Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш ;

 -развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах;

- учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж – ш ;

 -совершенствовать интонационную выразительность речи;

-помочь  сформировать целостное восприятие художественного текста с опорой на мнемодорожку.

-Развивать фонематический слух, речевое дыхание, мышление.

-Воспитывать культурные навыки, дружелюбные отношения.

Оборудование: запись звуков – жука и змеи; картинки-символы: жук, змея (по 2 на ребёнка); игрушки: Жужжалочка и Шипелочка; 2 шкафа-картинки; картинки со звуками [Ж] - [Ш]; конверт со словами; массажные мячи малого размера по 2 на ребёнка.

Ход организованно образовательной деятельности

Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас у себя на занятии красивых, добрых! Пусть наше занятие принесет вам радость и много новых знаний.

Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Они хотят посмотреть на вас и узнать, какие мы умные и послушные.

Послушайте стих-е:

Говорим всегда красиво

Смело и неторопливо

Ясно, четко говорим

Потому, что не спешим.

Воспитатель: О чем это стих-е?

Дети: О том, что нужно стараться говорить красиво и четко.

Воспитатель: Этому мы учимся на наших занятиях по развитию речи. А чтобы красиво говорить нужно подготовить к занятию наш язычок и выполнить артикуляционные упражнения.

Артикуляционная гимнастика:

 Мы пришли ребята с вами

На весёлую поляну.

Ой, куда же мы попали?

И оглядываться стали.

Влево, вправо, вверх, вниз,

Не дрожи, улыбнись… .

Раз улыбка, два, три…

Зубы лучше покажи.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем…

Язык лопаткой положи.

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счёт его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

Сегодня мы будем учиться различать звуки, а какие мы сейчас узнаем.

Сообщение темы занятия:

Воспитатель: Послушайте внимательно вот такие звуки.

Звучит запись – полет жука, затем шипение змеи.

Воспитатель: Кто может произносить такие звуки?

Дети: жук, змея

Воспитатель: Давайте пожужжим как жуки, а теперь пошипим как змея.

Воспитатель: А какие это звуки?

Дети: согласные

 Воспитатель:  Одинаково ли звучат эти песенки?

Дети:  нет

Воспитатель: Давайте это проверим. Приложите ладонь к горлу и произнесите звук – ж-ж-ж.

Воспитатель: Что вы чувствуете, когда произносите этот звук?

Дети: горлышко дрожит, значит он звонкий.

Воспитатель: А теперь звук – ш-ш-ш.

Воспитатель: Что вы чувствуете, когда произносите этот звук?

Дети: горлышко молчит, значит он глухой

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Вместе со звуками ж-ш к нам пришли гости:

Жук летал над лужком.

Он устал ходить пешком… Жужжалочка

(показываю игрушку)

Дети  произносят звук хором и по одному, жестикулируя руками

Из зеленых камышей

Выползает добрый  змей… Шипелочка

Воспитатель: Какая песня у змеи ? Как шипит змей? (Ш-Ш-Ш).
Дети тоже произносят звук хором и по одному, жестикулируя руками.

Дид.игра «Громче-тише»:

Представьте, что змея рядом шипит, а теперь дальше….

Жук рядом летает, улетает и не хочет улететь…Давайте мы ему поможем :

Дыхательная гимнастика: подуем на жука.

Приготовились: рот приоткрыть, губы округлые вдох без поднимания плеч.

Начали – плавный, длительный выдох без надувания щек.

Они не хотят уходить, а хотят поиграть с нами.

 Работа по теме.

Дидактическая игра «Поймай звук»:

Воспитатель: Вот Жужжалочка и Шипелочка предлагают нам поиграть в игру – «Поймай звук»

Воспитатель: А сейчас посмотрите, что  у меня? Что на них изображено?

Воспитатель: Какой звук слышится, когда летит жук?

Дети: ж-ж-ж

Воспитатель: Как шипит змея?

Дети: ш-ш-ш

Воспитатель: Возьми жука в правую руку, а змею в левую. Я буду произносить слова со звуками [ш] и [ж].

Воспитатель: Сейчас я буду называть слова, если услышите звук – ж, поднимайте карточку с жуком, звук –ш, поднимайте карточку со змеёй.

Слова: жених, пышка, плюшка, пижама, ежевика, шкаф, ножи, мыши, машина, флажок.

Игра «Повторюшка»:

Воспитатель: А сейчас мы с вами будем повторюшками, будьте внимательны.

                                              жа-жа-жа             шо-шо-шо

                                                 жи-ши-ши           жу-шу-жу

        жа-ша-жа           шо-жо-шо

Воспитатель: Жужжалочка и Шипелочка с собой принесли свои любимые песенки, споем вместе:

Чистоговорка:

Произносятся четко и ритмично, хором и индивидуально

Жа-жа-жа

Тут ежата у ежа

Ши-ши-ши

Что-то шепчут камыши

Жу-жу-жу

Как-то уж пришел к ежу

Жи-жи-жи

Мне ежаток покажи

Жу-жу-жу

Я с ужами не дружу

Развитие мелкой моторики «Ходит ежик без дорожек»

Воспитатель: А сейчас мы с вами отдохнем и поиграем с массажным мячом.

Ходит ежик без дорожек                          По лесу, по лесу                                                                                                        

И иголками своими                                    Колется, колется                                                             

А я ежику- ежу                                          Ту дорожку покажу,                        

Где катают мышки                              Маленькие шишки.                      

 Дифференциация звуков Ж-Ш.

(вызывать по одному ребёнку к доске)

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите! Кто-то в шкафчиках Жужжалочки и Шипелочки навел беспорядок.

Воспитатель: Давайте поможем им навести порядок и разложить все на свои места.

В шкафчик с символом – жук, поместим картинки со звуком – ж, а с символом – змея, поместим  картинки со звуком – ш.

 Слова со звуком –Ш: шапка, шишки,машина, мышь, шары;

Слова со звуком – Ж: нож, желудь, жираф, ножницы, еж.

Физкультминутка: «Жук жук пожжужжи…»

Работа над составлением предложений.

Воспитатель: Жужжалочка и Шипелочка когда шли к нам в гости нашли конверт, а в этом конверте загадки, загадки не простые, в ней зашифровали целые предложения. Давайте посмотрим на схемы и  угадаем что там написано.

Воспитатель: Кто нарисован на первой картине?

Дети: Маша

Воспитатель: Как вы думаете, что делает Маша?

Дети: Открывает кран, моет

Воспитатель: Что моет Маша?

Дети: Грушу

Воспитатель: Кто полностью составит предложение?

Дети: Маша моет грушу

Воспитатель: Какие слова услышали со звуком ш?

Дети: Маша, грушу.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы порадуем Жужжалочку и Шипелочку. Мы для них выучим  новое стихотворение .

Заучивание стихотворение с помощью мнемодорожкой.

Вяжет на зиму жираф

Шерстяной, пушистый шарф

Воспитатель: О ком говорится в стихотворений?

Дети: О жирафе

Воспитатель: Что он делает?

Дети: Вяжет

А чтобы выучить стихотворение , нам помогут картинки.

Читаю стих-е построчно , составляем вместе с детьми  мнемодорожку.

-чтение хором;

- чтение громко, тихо, шепотом;

- чтение по желанию;

- составление мнемодорожки самостоятельно ;

 Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Вы хорошо, активно поработали.

Воспитатель: Какое задание вам больше всего понравилось? Мне было очень приятно с вами работать. Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по развитию звукопроизношения у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (заиканием) на тему: «Жужжалочка и Шипелочка».

Данное подгрупповое занятие способствует совершенствованию навыков правильного произношения и дифференциации  звуков  Ш и Ж. Закреплению навыков плавной, синхронизированной речи с движениями...

ЖУЖЖАЛОЧКА И ШИПЕЛОЧКА. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ

В логопедической тетради представлен иллюстративный материал для автоматизации звуков "Ш" и "Ж" для дошкольников 4-7 лет....

Дидактическое пособие - лэпбук «В гостях у Шипелочки и Жужжалочки»

Данный лэпбук предназначен для работы с детьми, по закреплению правильного произношения звуков [Ш], [Ж]....

Звуковой лэпбук "Шипелочка - Жужжалочка"

Лэпбук предназначен для детей,  имеющих недостатки произношения шипящих звуков...

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ "ЖУЖЖАЛОЧКА И ШИПЕЛОЧКА".

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Ш, Ж...

"Шипелочка и Жужжалочка"

Автоматизация шипящих звуков....

Баскакина И.В., Лынская М.И. "Жужжалочка и Шипелочка. Логопедические игры".

Баскакина И.В., Лынская М.И. "Жужжалочка и Шипелочка. Логопедические игры"....