шипелочка и жужжалочка
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Тема: «Дифференциация звуков Ж-Ш»
Программные задачи:
-Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш ;
-развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах;
- учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж – ш ;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shipelochka_i_zhuzhzhalochka.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6
г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Конспект
организованно образовательной деятельности
Образовательная область: речевое развитие
Раздел: звуковая культура речи
Тема: «Дифференциация звуков Ж-Ш»
Возрастная группа: старшая
Выполнил: Гишварова А.А.
Квалификационная категория: первая
Стаж работы в данной должности: 3
г. Туймазы – 2019г.
Тема: «Дифференциация звуков Ж-Ш»
Программные задачи:
-Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш ;
-развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах;
- учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж – ш ;
-совершенствовать интонационную выразительность речи;
-помочь сформировать целостное восприятие художественного текста с опорой на мнемодорожку.
-Развивать фонематический слух, речевое дыхание, мышление.
-Воспитывать культурные навыки, дружелюбные отношения.
Оборудование: запись звуков – жука и змеи; картинки-символы: жук, змея (по 2 на ребёнка); игрушки: Жужжалочка и Шипелочка; 2 шкафа-картинки; картинки со звуками [Ж] - [Ш]; конверт со словами; массажные мячи малого размера по 2 на ребёнка.
Ход организованно образовательной деятельности
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас у себя на занятии красивых, добрых! Пусть наше занятие принесет вам радость и много новых знаний.
Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Они хотят посмотреть на вас и узнать, какие мы умные и послушные.
Послушайте стих-е:
Говорим всегда красиво
Смело и неторопливо
Ясно, четко говорим
Потому, что не спешим.
Воспитатель: О чем это стих-е?
Дети: О том, что нужно стараться говорить красиво и четко.
Воспитатель: Этому мы учимся на наших занятиях по развитию речи. А чтобы красиво говорить нужно подготовить к занятию наш язычок и выполнить артикуляционные упражнения.
Артикуляционная гимнастика:
Мы пришли ребята с вами
На весёлую поляну.
Ой, куда же мы попали?
И оглядываться стали.
Влево, вправо, вверх, вниз,
Не дрожи, улыбнись… .
Раз улыбка, два, три…
Зубы лучше покажи.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем…
Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
Сегодня мы будем учиться различать звуки, а какие мы сейчас узнаем.
Сообщение темы занятия:
Воспитатель: Послушайте внимательно вот такие звуки.
Звучит запись – полет жука, затем шипение змеи.
Воспитатель: Кто может произносить такие звуки?
Дети: жук, змея
Воспитатель: Давайте пожужжим как жуки, а теперь пошипим как змея.
Воспитатель: А какие это звуки?
Дети: согласные
Воспитатель: Одинаково ли звучат эти песенки?
Дети: нет
Воспитатель: Давайте это проверим. Приложите ладонь к горлу и произнесите звук – ж-ж-ж.
Воспитатель: Что вы чувствуете, когда произносите этот звук?
Дети: горлышко дрожит, значит он звонкий.
Воспитатель: А теперь звук – ш-ш-ш.
Воспитатель: Что вы чувствуете, когда произносите этот звук?
Дети: горлышко молчит, значит он глухой
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Вместе со звуками ж-ш к нам пришли гости:
Жук летал над лужком.
Он устал ходить пешком… Жужжалочка
(показываю игрушку)
Дети произносят звук хором и по одному, жестикулируя руками
Из зеленых камышей
Выползает добрый змей… Шипелочка
Воспитатель: Какая песня у змеи ? Как шипит змей? (Ш-Ш-Ш).
Дети тоже произносят звук хором и по одному, жестикулируя руками.
Дид.игра «Громче-тише»:
Представьте, что змея рядом шипит, а теперь дальше….
Жук рядом летает, улетает и не хочет улететь…Давайте мы ему поможем :
Дыхательная гимнастика: подуем на жука.
Приготовились: рот приоткрыть, губы округлые вдох без поднимания плеч.
Начали – плавный, длительный выдох без надувания щек.
Они не хотят уходить, а хотят поиграть с нами.
Работа по теме.
Дидактическая игра «Поймай звук»:
Воспитатель: Вот Жужжалочка и Шипелочка предлагают нам поиграть в игру – «Поймай звук»
Воспитатель: А сейчас посмотрите, что у меня? Что на них изображено?
Воспитатель: Какой звук слышится, когда летит жук?
Дети: ж-ж-ж
Воспитатель: Как шипит змея?
Дети: ш-ш-ш
Воспитатель: Возьми жука в правую руку, а змею в левую. Я буду произносить слова со звуками [ш] и [ж].
Воспитатель: Сейчас я буду называть слова, если услышите звук – ж, поднимайте карточку с жуком, звук –ш, поднимайте карточку со змеёй.
Слова: жених, пышка, плюшка, пижама, ежевика, шкаф, ножи, мыши, машина, флажок.
Игра «Повторюшка»:
Воспитатель: А сейчас мы с вами будем повторюшками, будьте внимательны.
жа-жа-жа шо-шо-шо
жи-ши-ши жу-шу-жу
жа-ша-жа шо-жо-шо
Воспитатель: Жужжалочка и Шипелочка с собой принесли свои любимые песенки, споем вместе:
Чистоговорка:
Произносятся четко и ритмично, хором и индивидуально
Жа-жа-жа
Тут ежата у ежа
Ши-ши-ши
Что-то шепчут камыши
Жу-жу-жу
Как-то уж пришел к ежу
Жи-жи-жи
Мне ежаток покажи
Жу-жу-жу
Я с ужами не дружу
Развитие мелкой моторики «Ходит ежик без дорожек»
Воспитатель: А сейчас мы с вами отдохнем и поиграем с массажным мячом.
Ходит ежик без дорожек По лесу, по лесу
И иголками своими Колется, колется
А я ежику- ежу Ту дорожку покажу,
Где катают мышки Маленькие шишки.
Дифференциация звуков Ж-Ш.
(вызывать по одному ребёнку к доске)
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите! Кто-то в шкафчиках Жужжалочки и Шипелочки навел беспорядок.
Воспитатель: Давайте поможем им навести порядок и разложить все на свои места.
В шкафчик с символом – жук, поместим картинки со звуком – ж, а с символом – змея, поместим картинки со звуком – ш.
Слова со звуком –Ш: шапка, шишки,машина, мышь, шары;
Слова со звуком – Ж: нож, желудь, жираф, ножницы, еж.
Физкультминутка: «Жук жук пожжужжи…»
Работа над составлением предложений.
Воспитатель: Жужжалочка и Шипелочка когда шли к нам в гости нашли конверт, а в этом конверте загадки, загадки не простые, в ней зашифровали целые предложения. Давайте посмотрим на схемы и угадаем что там написано.
Воспитатель: Кто нарисован на первой картине?
Дети: Маша
Воспитатель: Как вы думаете, что делает Маша?
Дети: Открывает кран, моет
Воспитатель: Что моет Маша?
Дети: Грушу
Воспитатель: Кто полностью составит предложение?
Дети: Маша моет грушу
Воспитатель: Какие слова услышали со звуком ш?
Дети: Маша, грушу.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы порадуем Жужжалочку и Шипелочку. Мы для них выучим новое стихотворение .
Заучивание стихотворение с помощью мнемодорожкой.
Вяжет на зиму жираф
Шерстяной, пушистый шарф
Воспитатель: О ком говорится в стихотворений?
Дети: О жирафе
Воспитатель: Что он делает?
Дети: Вяжет
А чтобы выучить стихотворение , нам помогут картинки.
Читаю стих-е построчно , составляем вместе с детьми мнемодорожку.
-чтение хором;
- чтение громко, тихо, шепотом;
- чтение по желанию;
- составление мнемодорожки самостоятельно ;
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Вы хорошо, активно поработали.
Воспитатель: Какое задание вам больше всего понравилось? Мне было очень приятно с вами работать. Занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия по развитию звукопроизношения у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (заиканием) на тему: «Жужжалочка и Шипелочка».
Данное подгрупповое занятие способствует совершенствованию навыков правильного произношения и дифференциации звуков Ш и Ж. Закреплению навыков плавной, синхронизированной речи с движениями...
ЖУЖЖАЛОЧКА И ШИПЕЛОЧКА. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ
В логопедической тетради представлен иллюстративный материал для автоматизации звуков "Ш" и "Ж" для дошкольников 4-7 лет....
Дидактическое пособие - лэпбук «В гостях у Шипелочки и Жужжалочки»
Данный лэпбук предназначен для работы с детьми, по закреплению правильного произношения звуков [Ш], [Ж]....
Звуковой лэпбук "Шипелочка - Жужжалочка"
Лэпбук предназначен для детей, имеющих недостатки произношения шипящих звуков...
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ "ЖУЖЖАЛОЧКА И ШИПЕЛОЧКА".
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Ш, Ж...
"Шипелочка и Жужжалочка"
Автоматизация шипящих звуков....
Баскакина И.В., Лынская М.И. "Жужжалочка и Шипелочка. Логопедические игры".
Баскакина И.В., Лынская М.И. "Жужжалочка и Шипелочка. Логопедические игры"....