Конкурс скороговорок 2019
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Ежегодный традиционный конкурс, где ребята с удовольствием принимают участие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_skorogovorok.doc | 70 КБ |
konkurs_skorogovorok.pptx | 1.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс скороговорки «Скороговоркин»
Цель: активизация речевой деятельности дошкольников (5-7 лет).
Задачи: 1. работать над улучшением дикции детей, формировать выразительность речи;
2.совершенствовать звуковую сторону речи;
3. закреплять навыки звукобуквенного анализа;
4. развивать слуховую, зрительную память, внимание;
5.формировать умения взаимодействовать со сверстниками, применять знания в новой ситуации.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, презентация, погремушка, иллюстрации детей к скороговоркам, 33 буквы русского алфавита, загрузить с интернета фрагмент конкурса «Лучше всех» с Максимом Галкиным.
Предварительная подготовка: дошкольники вместе с родителями учат наизусть одну из скороговорок, делают к ней рисунок.
Орг. момент:
Слайд 1 зрители сидят в зрительном зале, конкурсанты отдельно на стульчиках, у каждого свой номер. Под музыку входит ведущий, логопед.
Логопед: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Сегодня в нашем детском саду мы проводим ежегодный конкурс скороговорок, ставший нашей доброй традиией!.
Слайд 2 Интересно, что изначально скороговорки были придуманы исключительно для развлечения, когда не было компьютеров, планшетов, телевизоров… Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.
Слайд 3 Скороговорка - жанр устного народного творчества. Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Иногда в народе их называли частоговорками или языковёртками. Действительно, подчас просто выговорить некоторые русские языковёртки и то нелегко, а уж быстро произнести скороговорку несколько раз — язык сломать можно. Вот поэтому с давних пор «скороговорить» — увлекательная игра, в которой ценится умение ловко, чётко и быстро выговаривать трудносочетаемые и труднопроизносимые слова и звуки. Однако иногда упражнения со скороговорками — не игра, а серьёзные занятия.
С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но, конечно, не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка, а важно и всем нам. Хочется показать фрагмент из конкурса «Лучше всех» (девочка читает скороговорки).
Сегодняшний наш конкурс называется «Скороговоркин». В каждой группе вы провели конкурс скороговорок и выбрали самых лучших чтецов. И сейчас эти ребята будут соревноваться не в силе, а в умении говорить быстро, четко и внятно. В конкурсе участвуют 9 человек из ст. и подг. гр. Оценивать работу будет компетентное жюри (по 5-бальной шкале).
Представление конкурсантов. Дети встают у стульчиков полукругом.
№ | Ф.И. участника | Группа |
Ира Б. | 8 | |
Саша Б. | 1 | |
Кирилл Д. | 4 | |
Егор К. | 6 | |
Женя Н. | 9 | |
Маша Р. | 9 | |
Алеша Т. | 8 | |
Костя Ш. | 1 | |
Камила Я. | 6 |
Разминка для всех детей. Арт.гимнастика (презентация по гиперссылке)
Конкурс 1. Скороговорки-невелички. Слайд 4
Логопед: начинаем конкурс с разминки. Передаём погремушку и повторяем за мной чётко, правильно и быстро неподготовленную заранее скороговорку:
Веня и Иван не виноваты. | Десять совят на сосне сидят. |
Внимание: в водоёме водяной. | Синице гусеница снится. |
В дневнике у Вадима девять двоек. | Парень поел пареной репы. |
В сундуке на судно несут посуду. | Дядя Федя дал мёда медведю |
У Пети Потапова папа – капитан. | Королю подарили пару кроликов. |
Филимон был на футболе в футболке. У Дуни в неделе одни понедельники. Дима даёт Дине дыню. Опять Антон пьёт кипяток. Сынок не носит косынок. | Наш шпион выше вашего шпиона. У швеи в шкафу ковшик и кувшин. Лодырь прогулял урок риторики. В Японии все пони в попоне. У забияки змея за пазухой. |
Жюри подводит итоги 1 конкурса.
Конкурс 2. Звукобуквенные скороговорки. Слайд 5
Каждому звуку – своя скороговорка
Логопед. А теперь проверим, как вы хорошо умеете слышать звуки и помните написание букв. Выделите повторяющийся звук (звуки) из скороговорки.
Хохотал хохол, ухохатывался. | Пётр Петру пёк пироги. |
У Кондрата куртка коротковата. | Чубчик не у внучки, чубчик у внучка. |
Катя копала лопаткой канавку. | В пятницу цена акции девятнадцать центов. |
В пенале у Полины паук плетёт паутину. | Щёткой чищу я щенка, 4. щекочу ему бока. |
Был у бабушки баран, бойко бил он в барабан. | Дятел долбит древний дуб, добрый дятел дубу люб. |
Занят заклинатель змей звонкой музыкой своей. У пеньков опять пять опят. Жук жужжит и встать не может, ждёт он, кто ему поможет. На возу лоза, у воза коза. Течет речка, печет печка. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши. Жутко жуку жить на суку.. |
Оценка жюри.
Задание с залом. Угадай скороговорку по иллюстрации (Слайд 6-11)
Конкурс 3. Договори скороговорку. Слайд 12
Логопед. Пока несла скороговорки сюда, на конкурс, они разлетелись. Поэтому задание для конкурсантов, договорить скороговорку (проверим как вы знаете скороговорки). Если конкурсант не знает, можете поднимать руку и заработать дополнительный балл. Каждому конкурсанту будет по 2 скороговорки-договорки.
1. Лебеди летели и на воду… сели
2. Проворонила ворона … вороненка
3. Карл у Клары украл… кораллы
4. У Сони и Сани в сетях сом с … усами
5. Купила бабуся бусы… Марусе
6. Три сороки-тараторки тараторили на … горке
7. Эники-беники ели … вареники
8. Вышел месяц из тумана, вынул ножик из .. кармана
9. У Кондрата куртка… коротковата
10. У пруда в траве во мраке шуршат раки в шумной …
11. Вставай, Архип, петух… охрип
12. Купили каракатице кружевное… платьице
13.Все бобры добры для своих… бобрят
14.У ежа и елки иголки .. колки
15. На горе Арарат рвала Варвара .. виноград
16. Ты нас мама не ищи щиплем щавель мы на … щи
17. Цыплята и курица пьют чай на .. улице
18. Кукушка кукушонку купила … капюшон
19. Слишком много ножек у ….сороконожек
20. Скворцы и синицы- веселые … птицы.
21.Из соседнего колодца целый день водицы … льется
22.Пришел Прокоп – кипит укроп,
Ушел Прокоп – кипит … укроп
23.Лара у Вали играет на ….рояле
24.Зоя везла на возу козленка, козла и ….козу
Оценка жюри.
Конкурс 4. Домашние скороговорки. Слайд 13-21
Логопед: к этому конкурсу вам предлагалось дома выучить понравившуюся скороговорку и её проиллюстрировать (рисунком).
Выступления участников. Зачитываем скороговорку четко, внятно, быстро и 3 раза. На доске иллюстрация.
Оценка жюри.
Игра с залом (пока жюри подводят итоги). В Приложении.
Слайд 22, 23 Жюри подводят итоги, награждают победителя грамотой, участников дипломами участия и памятными подарками.
Слайд 24 Логопед: Конкурс завершился. Очень приятно, что вы старались говорить, читать правильно и выразительно. Чтобы ваша речь стала ещё лучше, больше учите скороговорок, пословиц, поговорок, чистоговорок, того, чем богат наш язык! Ждем на конкурсе в следующий год. И пусть это будет нашей доброй традицией!
Список использованной и рекомендуемой литературы:
1.Гадасина Л.Я., Ивановская О.И. Звуки на все руки.50 логопедических игр.С.-П..1999.
2.Кодолбенко Е.А. Зашифрованные скороговорки//Конфетка. –М.: ТЦ Сфера,2011.
3.Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Практикум по улучшению дикции.М.,2000.
4.Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных звуков».Ярославль,2006.
5.Фоминых Е.Н. Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь//Логопед. 2012.№5.
6. https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/12/02/konkurs_skorogovorki.rar
Приложение.
1. В какой музыкальный инструмент любили играть белые бараны? (Белые бараны били в барабаны)
2. Какой головной убор купила кукушка своему любимому сыночку? (Кукушка кукушонку купила капюшон./ Надел кукушонок капюшон, Как в капюшоне кукушонок смешон)
3. Что летит от топота копыт? (От топота копыт пыль по полю летит.)
4. Как звали девочку, которая любила сушки?
(Шла Саша по шоссе и сосала сушки)
5. Кого увидел Грека в реке?
(Ехал грека через реку, видит грека в реке рак.
Сунул грека руку в реку, рак за руку грека – цап)
6. Где лежали дрова?
(На дворе трава, на траве дрова.
Не коли дрова на траве двора)
7. Осип Охрип, а Архип…? (Осип)
8. Какую рыбу тащит рыболов и не желает её упустить?
(Щуку я тащу, тащу
Щуку я не упущу)
9. Сколько Егорок стояло на горке на пригорке?
(Как на горке на пригорке стоят 33 Егорки)
10. Какие у ёлки иголки?
(У ёлки иголки колки)
11. Кто украл у Клары кораллы?
(Карл украл у Клары кораллы, Клара у Карла украла кларнет)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Конкурс 1. Разминка Скороговорки-невелички.
Конкурс 2. Звукобуквенные скороговорки.
Конкурс 3. Договори скороговорку.
Конкурс 4. Домашнее задание
Камила Я. гр.6
Кирилл Д. гр.4
Алеша Т. гр.8
Саша Б. гр.1
Костя Ш. гр.1
Женя Н. гр.9
Ира Б. гр.8
Маша Р. гр.9
Награждение…
Спасибо! Чтобы ваша речь стала ещё лучше, больше учите скороговорок, пословиц, поговорок, чистоговорок- того, чем богат наш язык!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект-сценарий проведения конкурса скороговорок «Скороговорщики»
· Конкурс проводится с целью повышения интереса детей к устному народному творчеству; привлечения детей к языковым тренировкам; пропаганда использования ...
Конкурс скороговорок для детей подготовительной группы
скороговорки...
конспект ООД на конкурс "Созвездие 2019"
Интересное, интегрированное занятие...
Сценарий конкурса скороговорок "Чудеса язык творит - очень быстро говорит" (старший дошкольный возраст)
Совершенствование речевого общения детей в игровых ситуациях....
Конкурс Скороговорок
Активизация речевой активности детей дошкольного возраста....
Сценарий конкурса скороговорок для подготовительной группы (6-7 лет)
Сценарий конкурса скороговорок для подготовительной группы представляет собой состязание между двумя командами в игровой развлекательной форме. Ведущими конкурса являются скоморохи (учитель-логопед и ...
Конспект-сценарий проведения конкурса скороговорок «Скороговоркин» (по проекту «В мире скороговорок»)
Цель: активизация речевой деятельности дошкольников (5-7 лет).Задачи:- повышение интереса детей к устному народному творчеству;- привлечение детей к языковым тренировкам;- работать над улучшением дикц...