Тема мастер – класса: «Лэпбукинг»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Лэпбукинг - это самодельная интерактивная тетрадка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
it_nasha_dobraya_matryoshka.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад №92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Педагог: Воспитатель высшей категории Габова Наталия Владимировна
Тема мастер – класса: «Лэпбукинг»
Актуальность: Сегодня я хочу познакомить вас с совершенно новой технологией, интересным методическим пособием – лэпбукинг. «Лэпбукинг - новая форма организации образовательной деятельности». Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности: занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска может стать интерактивная тетрадь или лэпбукинг.
Лэпбукинг - это самодельная интерактивная тетрадка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми: включенность воспитателя в деятельность на ровне с детьми; добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Лепбукинг отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде. Лэпбукинг: информативен; полифункционален: способствует развитию творчества, воображения; пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера); его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм, опыта работы. Научить изготавливать лэпбукинг и работать с ним.
Ожидаемые результаты:
- Изготовление участниками интерактивной тетради «Наша добрая матрёшка» с играми, заданиями на развитие речи детей дошкольного возраста;
- Использование педагогами игровых технологий на развитие речи в жизни детей своей группы.
Используемые методы и приёмы:
- Рассматривание образца;
- Работа с предложенным материалом;
- Практическая демонстрация приёмов изготовления;
- Пояснения, советы;
- Игровые приёмы;
- Рекомендации;
- Видимая результативность;
- Диалог, обмен мнениями
- Анализ работ, выполненных участниками, рефлексия.
Оборудование: Стол, стул для педагога, столы, стулья по количеству участников мастер- класса; презентационный пакет для участников мастер – класса; тетрадки по количеству участников мастер – класса; элементы лэпбукинга: картинки, иллюстрации на каждого участника; клей, ножницы, планшеты, карандаши простые.
Ход мастер – класса:
- Вступительная часть
Здравствуйте уважаемые коллеги! В рамках мастер – класса я хотела бы поделиться своим опытом работы и продемонстрировать Вам эффективные приёмы работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. «Лэпбукинг – эффективная форма образования дошкольников в условиях ФГОС ДО. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому».
Я познакомлю Вас, как изготовить и использовать в работе с детьми Лэпбукинг. Игры, задания, которые я использую в работе с детьми, все направлены на развитие речи. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
«ЛЭПБУКИНГ» - это самый популярный метод домашнего обучения, используемый родителями по всему миру. Лэпбукинг – это книжка на коленях, чудо книжка – игрушка, которая приводит детей дошкольного возраста в полный восторг и вызывает интерес к обучению и развитию.
«Лэпбукинг» - это тетрадка, в которой собраны игры, задания на развитие речи конкретного ребенка, которую изготавливает сам ребенок или с помощью взрослого.
Содержание интерактивной тетрадки «Наша добрая матрёшка» («начинку» для Лэпбукинга вы можете подобрать на своё усмотрение):
- Упражнение «Раскрась матрёшку»
- Артикуляционная гимнастика
- Упражнение «На кухне у матрёшки»
- Упражнение «Где чья тень?»
- Упражнение «Подбери к блинам начинку»
- Упражнение на словообразование
- Упражнения «Пиши красиво с Матрёшкой»
- Упражнение «Собери матрёшек»
- Упражнение «Найди недостающий элемент у Матрёшки»
- Упражнение «Найди пару Матрёшке»
- Упражнение «Расположи матрёшек по росту»
- Упражнение «Матрёшки с буквами»
- Упражнение «Собери матрёшку по цифрам»
- Чистоговрки, трудноговорки о матрёшке
- Упражнение «Где матрёшка? (предлоги)»
- Упражнение «Кто с кем дружит?»
- Практическая часть
Демонстрация интерактивной тетрадки «Наша добрая матрёшка», на каждой странице одно упражнение.
- Упражнение «Раскрась матрёшку»
Цель: Учить разукрашивать матрешку; развивать творческую фантазию, самостоятельность при разукрашивании игрушки – матрешки; развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами.
Ход: Ребёнку предлагают фигурку матрешки и карандаши, которыми он и будет расписывать матрёшку. Сначала украсим платочек, затем также сарафан. (Звучит русская мелодия «Что стоишь качаясь»). Под звуки музыки ребенок выполняет задание.
- Артикуляционная гимнастика
Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Ход:
«Лягушка»
Ниже нижнюю губу
Опущу я, как смогу.
Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать
подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает
её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.
«Жуём блинчик»
Вот опять язык свернулся,
В зубы нижние уткнулся.
Двину чуть его вперед,
Разжую его вот-вот.
Цель: научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз.
«Чашечка»
Улыбаюсь, рот открыт:
Там язык уже стоит.
К зубкам подняты края –
Вот и «чашечка» моя.
Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме
чашечки.
«Вкусное варенье»
Как будто варенье лежит на губе –
Слижу его «чашечкой» в ротик себе.
Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,
не разрушая «чашечку».
«Грибок»
Широко открою рот,
Будто щелкну я вот-вот.
Присосу язык на нёбо,
Челюсть вниз – и вся учеба.
Цель: отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку
(уздечку).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
«Лошадка»
Рот широко открываю,
К нёбу язык прижимаю.
Прыгает вниз язычок.
И раздается щелчок.
Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка
цокает копытами»).
«Качели»
«Чашкой» вверх
И «горкой» вниз
Гнется мой язык –
Артист!
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык
за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5
секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.
«Чистим зубы снаружи»
Зубки верхние снаружи
Нам почистить очень нужно.
Зубки нижние – не хуже,
Тоже чистки просят дружно.
Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.
«Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)
Зубы верхние – смотри:
Чищу «чашкой» изнутри.
Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать
подъем языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние
зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
- Упражнение «На кухне у матрёшки», «В мастерской у матрёшки»
Цель: закрепить название предметов из столовой посуды, закрепление согласования прилагательных с существительными; закрепление употребления названий предметов столовой посуды в единственном и множественном числе.
Ход: посмотрите на картину, где нарисованы знакомые вам предметы. Назовите их. Посмотрите внимательно и скажите, это посуда из одного сервиза или нет?
Педагог обращает внимание детей на форму, рисунок, цвет отдельных предметов.
Цель: расширять представления детей о назначении рабочих инструментов, закрепление употребления названий предметов рабочих инструментов в единственном и множественном числе.
Ход: посмотрите на картину, где нарисованы знакомые вам предметы. Назовите их. Посмотрите внимательно и скажите, это что?
Педагог обращает внимание детей на разновидности рабочих инструментов.
- Упражнение «Где чья тень?»
Цель: учить находить заданные силуэты. Закрепление знаний детей о посуде. Развитие зрительного восприятия детей, внимания, логического мышления. Развитие приемов зрительного наложения. Развитие памяти, наблюдательности и усидчивости
Ход: Ребёнку предлагается найти тень предмета и назвать его. Задайте ребенку дополнительные вопросы: Как называется та или иная посуда? Какого она бывает цвета? Для чего она нужна?
- Упражнение «Подбери к блинам начинку»
Цель: учить образовывать относительные прилагательные из существительных или существительные в творительном падеже.
Ход: Матрёшка напекла своим гостям блинчики. С какой начинкой получились блинчики у Матрёшки? Или: с чем блинчики у Матрешки?).
- Упражнение на словообразование
Цель: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов -ик, -ишк, -ище; в употреблении образованных существительных в Р.п.; развивать умение слышать грамматически правильную речь.
Ход: к картинке с изображением дома выкладываются 3 карточки разного цвета с животными или посудой, мебелью, одеждой и т.д. Ребёнку предлагается назвать объекты и определить, смогут ли они находиться в домике, домишке и домище, соединяя названия объектов с определённым суффиксом. Сначала дети самостоятельно выполняют действие, выкладывая результаты своего решения.
- Упражнения «Пиши красиво с Матрёшкой»
Цель: Учить детей совершать мыслительные операции: продолжать ряды узора по образцу, данному воспитателе.
Ход: Воспитатель готовит карточки с узорами от простого к сложному. На карточках изображены узоры, которые не повторяются. Дети должны выбрать карточку, внимательно рассмотреть нарисованный на ней ряд и нарисовать такой же.
8. Упражнение «Собери матрёшек»
Цель: закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке, закреплять умение собирать матрешку из частей по способу мозаики, выделять элементы украшения.
Ход: Собрать из отдельных частей целую матрешку. Побеждает тот, кто больше собрал матрешек.
- Упражнение «Найди недостающий элемент у Матрёшки»
Цель: Развитие зрительного внимания, его произвольности и сосредоточенности; развитие логического мышления; развитие целостности восприятия; развитие памяти; развитие речи; развитие познавательной активности.
Ход: Сейчас я вам предлагаю посмотреть на картинку. Кого вы на ней видите? (дети отвечают) Кто-то вырезал из нашей картинки фрагмент и перепутал его с другими. Посмотрите внимательно на части и выберите, пожалуйста, из этих фрагментов тот, который вырезан из картинки. (Дети выбирают фрагмент) Правильно ли мы подобрали картинку? (Дети отвечают) Да, действительно.
- Упражнение «Найди пару Матрёшке»
Цель: закрепить умение работать с таблицей, соотносить по цвету и форме матрешки; развивать умение находить одинаковые картинки по нескольким признакам: цвет, форма, величина.
Ход: Ведущий дает игровое поле игроку с изображением матрёшек разного цвета, формы и величины. Затем перед ребенком выкладывается еще карточка с изображением матрёшки. Ребенок среди матрёшек, лежащих перед ним, выбирает ту, которая, по его мнению, является парой для карточки, как у него в руках. Игра заканчивается, когда найдена пара. Затем ведущий подводит совместно с игроком итог – подбор правильно парной карточки.
- Упражнение «Расположи матрёшек по росту»
Цель: Учить выкладывать матрёшки по размеру и проговаривать самая большая, большая и т.д. ; развивать сенсорное восприятие, мускулатуру кистей рук.
Ход: Воспитатель предлагает детям найти самую высокую матрёшку. Сначала воспитатель показывает, как это делается, сопровождая свои действия словами: «Сначала положу самую большую матрёшку, рядом кладём матрёшку чуть поменьше, и т.д.». Ребенок повторяет за действиями воспитателя. Воспитатель помогает если, кто - то затрудняется, побуждая детей к употреблению слов «большой», «маленький».
- Упражнение «Матрёшки с буквами»
Цель: Составлять слова из данных букв; развивать логическое мышление, речь, память; используя непроизвольное внимание повторить изученные буквы.
Ход: Расставь матрёшек по росту. Отгадай слова, которые они загадали. Составь предложения с этими словами.
- Упражнение Собери матрёшку по цифрам»
Цель: Учить проговаривать количественный прямой и обратный счёт. Учить детей составлять из частей целое и совершать мыслительные операции. Согласование существительных с прилагательными.
Ход: Ребенку предлагают сложить картинку. После выполнения задания называть матрёшек, которые получились. Перед вами две готовые матрёшки и две матрёшки разрезаны на полоски.
- Чистоговрки, трудноговорки о матрёшке
Цель: закрепить правильное произношение звуков у детей, развить у них чувство рифмы, внимание, память, запомнить некоторые грамматические нормы русского языка в процессе многократного повторения чистоговорок. Улучшить работу артикуляционного аппарата, способствовать выработке ясной четкой дикции, развивать фонематический слух.
Ход: Проговаривать текст на карточках.
- Упражнение «Где матрёшка? (предлоги)»
Цель: Учить детей пользоваться в речи предлогами; учить детей составлять распространённые предложения с использованием предлогов
Ход: Что изображено на карточках (матрёшки). Разложить матрёшки на картинках. Теперь ответь «Где матрёшка?». Молодцы, справились с заданием. А теперь попробуйте составить предложение. Что делает матрёшка?
- Упражнение «Кто с кем дружит?»
Цель: развивать логическое и пространственное мышление, учить ребенка анализировать, развивать концентрацию внимания.
Ход: Наши дети познают этот мир и проходят важные этапы развития – через игру. Так формируются мыслительные процессы, память, логика, воображение. На нашем игровом поле мы ведём дорожку от одной матрёшки к другой. Главное правило не отрывать карандаш или пальчик от дорожки.
- Рефлексия участников мастер – класса. Подведение итогов.
Таким образом, приоритетным в работе с детьми по развитию речи являются игровые технологии, которые включают в себя не только комплекс мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, но и дают ребенку возможность обрести уверенность в себе, улучшить результаты коррекции речи. Благодарю за сотрудничество! Спасибо за внимание!
Используемые источники:
1. Блохина, Е. Лэпбук – «наколенная книга» / Блохина, Е. Лиханова, Т.// Обруч. – 2015. – № 4 – С.23-25
2. Гатовская, Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
3. Носова, Е. Ю. Использование тематической папки (лэпбук) в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста/ Носова, Е. Ю., Федорова Т. В // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 136-138. — URL https://moluch.ru/archive/149/41656/
4. http://www.tavika.ru/p/blog-page_5.html
5.https://infourok.ru/iz-opita-raboti-igrovaya-innovacionnaya-tehnologiya-lepbuk-1170933.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственные методические разработки на тему: МАСТЕР КЛАСС «Праздничные открытки своими руками»
ОТКРЫТКИ...
Презентация по теме: Мастер-класс "Декупаж"
Презентация по теме: Мастер-класс "Декупаж"часть 1...
Сценарий-конспект совместного мероприятия с родителями. Тема: мастер-класс «Умелые ручки»
Сценарий-конспект совместного мероприятия с родителями.Тема: мастер-класс «Умелые ручки»Создание поделки «Ёлочка» из гофрированной бумаги в технике торцевание.Место проведения: в группе детского ...
Статья на тему:"Мастер – класс. Теоретические аспекты."
Что такое мастер - класс,его задачи и этапы, отличия мастер-класса от других форм обучения, критерии качества подготовки и проведения....
МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»
Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...
Мастер класс Тема: «Мастер класс по изготовлению нестандартного оборудования для стимулирования и сохранения здоровья дошкольников»
Мастер класс проводился на базе ДОУ для музыкальных руководителей физруков старшим воспитателем С.В.Толкуновой..Цель: Стимулирование и сохранение здоровья дошкольников ...
Конспект В старшей группе Тема: «Мастер класс- «Путешествие к мастерам Гжели»
КонспектВ старшей группеТема: «Мастер класс- «Путешествие к мастерам Гжели»»...