Тема мастер – класса: «Лэпбукинг»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Габова Наталия Владимировна

Лэпбукинг - это самодельная интерактивная тетрадка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon it_nasha_dobraya_matryoshka.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад №92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

Педагог: Воспитатель высшей категории Габова Наталия Владимировна

Тема мастер – класса: «Лэпбукинг»

Актуальность: Сегодня я хочу познакомить вас с совершенно новой технологией, интересным методическим  пособием  – лэпбукинг. «Лэпбукинг - новая форма организации образовательной деятельности». Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности: занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска может стать интерактивная тетрадь или лэпбукинг.

Лэпбукинг - это самодельная интерактивная тетрадка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми: включенность воспитателя в деятельность на ровне с детьми; добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Лепбукинг отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде. Лэпбукинг: информативен; полифункционален: способствует развитию творчества, воображения; пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера); его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм, опыта работы. Научить изготавливать лэпбукинг и работать с ним.

Ожидаемые результаты:

  1. Изготовление участниками интерактивной тетради «Наша добрая матрёшка» с играми, заданиями на развитие речи детей дошкольного возраста;
  2. Использование педагогами игровых технологий на развитие речи в жизни детей своей группы.

Используемые методы и приёмы:

  1. Рассматривание образца;
  2. Работа с предложенным материалом;
  3. Практическая демонстрация приёмов изготовления;
  4. Пояснения, советы;
  5. Игровые приёмы;
  6. Рекомендации;
  7. Видимая результативность;
  8. Диалог, обмен мнениями
  9. Анализ работ, выполненных участниками, рефлексия.

Оборудование: Стол, стул для педагога, столы, стулья по количеству участников мастер- класса; презентационный пакет для участников мастер – класса; тетрадки по количеству участников мастер – класса; элементы лэпбукинга: картинки, иллюстрации на каждого участника; клей, ножницы, планшеты, карандаши простые.

Ход мастер – класса:

  1. Вступительная часть

Здравствуйте уважаемые коллеги! В рамках мастер – класса я хотела бы поделиться своим опытом работы и продемонстрировать Вам эффективные приёмы работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. «Лэпбукинг – эффективная форма образования дошкольников в условиях ФГОС ДО. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому».

Я познакомлю Вас, как изготовить и использовать в работе с детьми Лэпбукинг. Игры, задания, которые я использую в работе с детьми, все направлены на развитие речи. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

«ЛЭПБУКИНГ» - это самый популярный метод домашнего обучения, используемый родителями по всему миру. Лэпбукинг – это книжка на коленях, чудо книжка – игрушка, которая приводит детей дошкольного возраста в полный восторг и вызывает интерес к обучению и развитию.

«Лэпбукинг» - это тетрадка, в которой собраны игры, задания на развитие речи конкретного ребенка, которую изготавливает сам ребенок или с помощью взрослого.

Содержание интерактивной тетрадки «Наша добрая матрёшка» («начинку» для Лэпбукинга вы можете подобрать на своё усмотрение):

- Упражнение «Раскрась матрёшку»

- Артикуляционная гимнастика

- Упражнение «На кухне у матрёшки»

- Упражнение «Где чья тень?»

- Упражнение «Подбери к блинам начинку»

- Упражнение на словообразование

- Упражнения «Пиши красиво с Матрёшкой»

- Упражнение «Собери матрёшек»

- Упражнение «Найди недостающий элемент у Матрёшки»

- Упражнение «Найди пару Матрёшке»

- Упражнение «Расположи матрёшек по росту»

- Упражнение «Матрёшки с буквами»

- Упражнение «Собери матрёшку по цифрам»

- Чистоговрки, трудноговорки о матрёшке

- Упражнение «Где матрёшка? (предлоги)»

- Упражнение «Кто с кем дружит?»

  1. Практическая часть

Демонстрация интерактивной тетрадки «Наша добрая матрёшка», на каждой странице одно упражнение.

  1. Упражнение «Раскрась матрёшку»

Цель: Учить разукрашивать матрешку; развивать творческую фантазию, самостоятельность при разукрашивании игрушки – матрешки; развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами.

Ход:  Ребёнку предлагают фигурку матрешки и карандаши, которыми  он и будет расписывать матрёшку. Сначала украсим платочек, затем также сарафан. (Звучит русская мелодия «Что стоишь качаясь»). Под звуки музыки ребенок выполняет задание.

  1. Артикуляционная гимнастика

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Ход:

«Лягушка»

Ниже нижнюю губу

Опущу я, как смогу.

Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать

 подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает

 её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.

«Жуём блинчик»

Вот опять язык свернулся,

В зубы нижние уткнулся.

Двину чуть его вперед,

Разжую его вот-вот.

Цель: научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз.

 «Чашечка»

Улыбаюсь, рот открыт:

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края –

Вот и «чашечка» моя.

Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Описание:  Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме

 чашечки.

 «Вкусное варенье»

Как будто варенье лежит на губе –

Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять  мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,

 не разрушая «чашечку».

«Грибок»

Широко открою рот,

Будто щелкну я вот-вот.

Присосу язык на нёбо,

Челюсть вниз – и вся учеба.

Цель: отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку

(уздечку).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

 «Лошадка»

Рот широко открываю,

К нёбу язык прижимаю.

Прыгает вниз язычок.

И раздается щелчок.

Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка

 цокает копытами»).

 «Качели»

«Чашкой» вверх

И «горкой» вниз

Гнется мой язык –

Артист!

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика  языка.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык

за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5

секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.

 «Чистим зубы снаружи»

Зубки верхние снаружи

Нам почистить очень нужно.

Зубки нижние – не хуже,

Тоже чистки просят дружно.

Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.

 «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)

Зубы верхние – смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать

подъем языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние

зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

  1. Упражнение «На кухне у матрёшки», «В мастерской у матрёшки»

Цель: закрепить название предметов из столовой посуды, закрепление согласования прилагательных с существительными; закрепление употребления названий предметов столовой посуды в единственном и множественном числе.

Ход: посмотрите на картину, где нарисованы знакомые вам предметы. Назовите их. Посмотрите внимательно и скажите, это посуда из одного сервиза или нет?

Педагог обращает внимание детей на форму, рисунок, цвет отдельных предметов.

Цель: расширять представления детей о назначении рабочих инструментов, закрепление употребления названий предметов рабочих инструментов в единственном и множественном числе.

Ход: посмотрите на картину, где нарисованы знакомые вам предметы. Назовите их. Посмотрите внимательно и скажите, это что?

Педагог обращает внимание детей на разновидности рабочих инструментов.

  1. Упражнение «Где чья тень?»

Цель: учить находить заданные силуэты. Закрепление знаний детей о посуде. Развитие зрительного восприятия детей, внимания, логического мышления. Развитие приемов зрительного наложения. Развитие памяти, наблюдательности и усидчивости

Ход: Ребёнку предлагается найти тень предмета и назвать его. Задайте ребенку дополнительные вопросы: Как называется та или иная посуда? Какого она бывает цвета? Для чего она нужна?

  1. Упражнение «Подбери к блинам начинку»

Цель: учить образовывать относительные прилагательные из существительных или существительные в творительном падеже. 

Ход: Матрёшка напекла своим гостям блинчики. С какой начинкой получились блинчики у Матрёшки? Или: с чем блинчики у Матрешки?).

  1. Упражнение на словообразование

Цель: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов -ик, -ишк, -ище; в употреблении образованных существительных в Р.п.; развивать умение слышать грамматически правильную речь.

Ход: к картинке с изображением дома выкладываются 3 карточки разного цвета с животными или посудой, мебелью, одеждой и т.д. Ребёнку предлагается назвать объекты и определить, смогут ли они находиться в домике, домишке и домище, соединяя названия объектов с определённым суффиксом. Сначала дети самостоятельно выполняют действие, выкладывая результаты своего решения.

  1. Упражнения «Пиши красиво с Матрёшкой»

Цель: Учить детей совершать мыслительные операции: продолжать ряды узора по образцу, данному воспитателе.

Ход: Воспитатель готовит карточки с узорами от простого к сложному. На карточках изображены узоры, которые не повторяются. Дети должны выбрать карточку, внимательно рассмотреть нарисованный на ней ряд и нарисовать такой же.

8.  Упражнение «Собери матрёшек»

Цель: закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке, закреплять умение собирать матрешку из частей по способу мозаики, выделять элементы украшения.

Ход: Собрать из отдельных частей целую матрешку. Побеждает тот, кто больше собрал матрешек.

  1. Упражнение «Найди недостающий элемент у Матрёшки»

Цель: Развитие зрительного внимания, его произвольности и сосредоточенности; развитие логического мышления; развитие целостности восприятия; развитие памяти; развитие речи; развитие познавательной активности.

Ход: Сейчас я вам предлагаю посмотреть на картинку. Кого вы на ней видите? (дети отвечают) Кто-то вырезал из нашей картинки фрагмент и перепутал его с другими. Посмотрите внимательно на части и выберите, пожалуйста, из этих фрагментов тот, который вырезан из картинки. (Дети выбирают фрагмент) Правильно ли мы подобрали картинку? (Дети отвечают) Да, действительно.

  1. Упражнение «Найди пару Матрёшке»

Цель: закрепить умение работать с таблицей, соотносить по цвету и форме матрешки; развивать умение находить одинаковые картинки по нескольким признакам: цвет, форма, величина.

Ход: Ведущий дает игровое поле игроку с изображением матрёшек разного цвета, формы и величины. Затем перед ребенком выкладывается еще карточка с изображением матрёшки. Ребенок среди матрёшек, лежащих перед ним, выбирает ту, которая, по его мнению, является парой для карточки, как у него в руках. Игра заканчивается, когда найдена пара. Затем ведущий подводит совместно с игроком итог – подбор правильно парной карточки.

  1. Упражнение «Расположи матрёшек по росту»

Цель: Учить выкладывать матрёшки по размеру и проговаривать самая большая, большая и т.д. ; развивать сенсорное восприятие, мускулатуру кистей рук.

Ход: Воспитатель предлагает детям найти самую высокую матрёшку. Сначала воспитатель показывает, как это делается, сопровождая свои действия словами: «Сначала положу самую большую матрёшку, рядом кладём матрёшку чуть поменьше, и т.д.». Ребенок повторяет за действиями воспитателя. Воспитатель помогает если, кто - то затрудняется, побуждая детей к употреблению слов «большой», «маленький».

  1. Упражнение «Матрёшки с буквами»

Цель: Составлять слова из данных букв;  развивать логическое мышление, речь, память; используя непроизвольное внимание повторить изученные буквы.

Ход: Расставь матрёшек по росту. Отгадай слова, которые они загадали. Составь предложения с этими словами.

  1. Упражнение Собери матрёшку по цифрам»

Цель: Учить проговаривать количественный прямой и обратный счёт. Учить детей составлять из частей целое и совершать мыслительные операции. Согласование существительных с прилагательными.

Ход: Ребенку предлагают сложить картинку. После выполнения задания называть матрёшек, которые получились.    Перед вами две готовые матрёшки и две матрёшки разрезаны на полоски.

  1. Чистоговрки, трудноговорки о матрёшке

Цель: закрепить правильное произношение звуков у детей, развить у них чувство рифмы, внимание, память, запомнить некоторые грамматические нормы русского языка в процессе многократного повторения чистоговорок. Улучшить работу артикуляционного аппарата, способствовать выработке ясной четкой дикции, развивать фонематический слух.

Ход: Проговаривать текст на карточках.

  1. Упражнение «Где матрёшка? (предлоги)»

Цель: Учить детей пользоваться в речи предлогами; учить детей составлять распространённые предложения с использованием предлогов

Ход: Что изображено на карточках (матрёшки). Разложить матрёшки на картинках. Теперь ответь «Где матрёшка?». Молодцы, справились с заданием. А теперь попробуйте составить предложение. Что делает матрёшка?

  1. Упражнение «Кто с кем дружит?»

Цель: развивать логическое и пространственное мышление, учить ребенка анализировать, развивать концентрацию внимания.

Ход:  Наши дети познают этот мир и проходят важные этапы развития – через игру. Так формируются мыслительные процессы, память, логика, воображение. На нашем игровом поле мы ведём дорожку от одной матрёшки к другой. Главное правило не отрывать карандаш или пальчик от дорожки.

  1.  Рефлексия участников мастер – класса. Подведение итогов.

Таким образом, приоритетным в работе с детьми по развитию речи являются игровые технологии, которые включают в себя не только комплекс мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, но и дают ребенку возможность обрести уверенность в себе, улучшить результаты коррекции речи. Благодарю за сотрудничество! Спасибо за внимание!

Используемые источники:

1. Блохина, Е. Лэпбук – «наколенная книга» / Блохина, Е. Лиханова, Т.// Обруч. – 2015. – № 4 – С.23-25

2. Гатовская, Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.

3. Носова, Е. Ю. Использование тематической папки (лэпбук) в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста/ Носова, Е. Ю., Федорова Т. В // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 136-138. — URL https://moluch.ru/archive/149/41656/

4. http://www.tavika.ru/p/blog-page_5.html

5.https://infourok.ru/iz-opita-raboti-igrovaya-innovacionnaya-tehnologiya-lepbuk-1170933.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: Мастер-класс "Декупаж"

Презентация по теме: Мастер-класс "Декупаж"часть 1...

Сценарий-конспект совместного мероприятия с родителями. Тема: мастер-класс «Умелые ручки»

Сценарий-конспект совместного мероприятия с родителями.Тема: мастер-класс «Умелые ручки»Создание поделки «Ёлочка» из гофрированной бумаги в технике торцевание.Место проведения: в группе детского ...

Статья на тему:"Мастер – класс. Теоретические аспекты."

Что такое мастер - класс,его задачи и этапы, отличия мастер-класса от других форм обучения, критерии качества подготовки и проведения....

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер класс Тема: «Мастер класс по изготовлению нестандартного оборудования для стимулирования и сохранения здоровья дошкольников»

Мастер класс проводился на базе ДОУ  для музыкальных руководителей  физруков старшим воспитателем С.В.Толкуновой..Цель: Стимулирование и сохранение  здоровья  дошкольников ...

Конспект В старшей группе Тема: «Мастер класс- «Путешествие к мастерам Гжели»

КонспектВ старшей группеТема: «Мастер класс- «Путешествие к мастерам Гжели»»...