Сложно переоценить роль в развитии малыша сказки, которая входит в его жизнь уже на первом году жизни и остается любимым литературным жанром весь дошкольный и младший школьный период. Сказка для малыша важна не только как развлекательное мероприятие или ритуал перед сном.
Она обладает безграничными возможностями по развитию крохи и часто используется увлеченными мамами как основа для полноценного развивающего занятия. В этой статье мы рассмотрим возможности сказки для развития речи малыша и предложим несколько приемов, используя которые вы сможете оценить весь речевой потенциал сказки.
Все мы знаем, что чтение сказок расширяет словарный запас ребенка, развивает образное мышление и помогает справляться с трудными жизненными ситуациями, так как малыш неосознанно переносит сюжет сказки в свою жизнь. Для развития же речи необходимо обсуждение сказки, ее обыгрывание, сочинение и словотворчество. Теперь об этих приемах подробнее.
Обсуждение сюжета сказки
После прочтения сказки обсудите с ребенком сюжет сказки и ее главных героев. Начните с простых вопросов, переходя к более распространенным, отвечая на которые ребенок будет выражать свою точку зрения, рассуждать и фантазировать. Варианты вопросов:
- Кто больше всех понравился в сказке?
- Кого тебе жалко?
- Кем бы ты хотел быть в этой сказке и почему?
- Как бы ты поступил на месте этого персонажа?
- Как думаешь, почему так поступил герой?
- Что случилось бы, если бы колобок покатился в поле?
- Почему медведь не заглянул в короб?
- Зачем Маша ела из всех тарелок в чужом доме?
- А если бы у козлят в двери был глазок?
- Чем похожи и чем отличаются сказки «Коза-дереза» и «Заюшкина избушка»?
Обсуждая сказку, поговорите с ребенком, чему учит эта сказка, какой в ней урок.
Переплетение сказок
По мере того как малыш начнет фантазировать, предложите соединить два сюжета разных сказок в одной:
- Гармонично переплетая сюжеты предложенных сказок;
- Используя начало одной, а конец другой сказки.
Новый герой
Приевшейся сказке придать новый смысл может появление нового героя или исчезновение старого. Для последнего используется прием с частицей «не»: «Испекла баба не колобка, а …»
Новое название сказки
Попробуйте переименовать сказку и подобрать к ней более подходящее название, например, «Репка» – «Большой урожай», «Колобок» – «Хитрый хитрого обманул» и т.д.
Сказка на новый лад
Попробуйте рассказать сказку, используя только глаголы/существительные. Если ребенок еще мал, не нужно вводить название частей речи в игру. Достаточно предложить использовать слова-действия или слова-предметы. Вначале вы рассказываете, если малыш смог отгадать сказку, следующую рассказывает он сам, а вы отгадываете.
Интервью
Умение задавать развернутые вопросы в контексте определенной ситуации является лакмусовой бумажкой развития речи ребенка в дошкольном возрасте. Чтобы овладеть этим навыком, играйте с ребенком в интервью. Для пущей важности дайте ребенку подобие микрофона и попросите задать вопросы герою сказки о его жизни, поведении и других моментах по сюжету. Для усложнения игры введите правило – вопросы, на которые можно ответить одним словом, не задавать.
В начале ребенку будет очень сложно, поэтому помогайте ему, подсказывайте. Можете задавать вопросы по очереди. Пусть малыш побудет не только в качестве интервьюера, но и потренируется отвечать на вопросы в сказочном образе.
Письмо
Эта игра развивает письменную речь. И пусть ребенок еще мал и не умеет писать, это не помешает ему тренироваться в составлении писем, записок, телеграмм, поздравительных открыток, смс-сообщений, гармонично вплетенных в сюжет сказки. Кроме того, различные по своему содержанию письменные тексты имеют разный стиль и свою эмоциональную окраску, что не может не способствовать эмоциональному развитию малыша.