Дидактический синквейн
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Этот материал будет полезен и интересен педагогам и детям. С большим интересом и удовольствием использую в своей практике, при развитии речи детей логопедической группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.58 КБ |
![]() | 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Путешествие в Словоград»
Цель: Закрепить умение составлять синквейн.
Задачи:
Обучающие:
- Закрепить понятия слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.
- Расширить и уточнить словарь предметов, глаголов и признаков.
- Закрепить понятие «живое -неживое».
- Закрепить понятие – предложение.
- Совершенствование грамматического строя речи.
- Тренировать детей в составлении простого распространённого предложения с опорой на схему, умении наращивать предложение словами – признаками и словами – предметами.
- Закрепить умение составлять синквейн.
Коррекционно – развивающие:
- Работать над развитием связной устной речи;
- Развивать зрительное внимание и зрительную память;
- Работать над развитием зрительного и слухового восприятия.
Воспитательные:
- Формировать интерес к занятиям и интерес к родному языку.
- Воспитывать самостоятельность, дружелюбие, взаимопонимания, доброжелательности.
Оборудование: мяч большой, мячи средние на каждого ребенка, Обезьянка , предметные картинки (слова-предметы, слова-действия, слова-признаки), графические схемы оставления синквейна, предметные картинки с изображением живых и неживых предметов, схемы слов и предложений, Презентация « Письмо из словограда».
Ход НОД:
1. Организационный момент:
В:- Ребята, сегодня к нам в пришли гости. Вспомните, что говорят радушные хозяева, когда встречают гостей?
Д:- Здравствуйте!
В:- Молодцы! Вы очень вежливые ребята, потому что пожелали всем здоровья. А ещё давайте подарим нашим гостям и друг другу хорошее настроение:
-Собрались все дети в круг,
Я - твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
Гостям и друг другу улыбнёмся.
В: Ну что ж, ребята мы поздоровались с гостями, подарили им хорошее настроение, а теперь поворачивайтесь ко мне.
Сегодня в наш детский сад для нашей группы пришло письмо из страны «Словоград». Давайте прочтем его (Слайд2):
«- Ой, беда, беда, беда!
Разбежались все слова.
Без слов исчезнуть я могу,
Вам говорить не помогу.
Скорей слова вы отыщите
И в мою страну верните!
Королева – слов».
Я предлагаю вам сегодня отправиться на поиски слов, в замечательный город «Словоград». А помогут нам попасть в эту страну Веселые человечки. (Слайд 3).
Первый человечек - Сыщик.( обозначает «слово – предмет»)
Второй человечек - Любопытный.( обозначает «слово – признак»)
Третий - Найди-угадай ( «слово – действие»).
И сегодня, ребята, мы не только поможем «Словограду» найти слова, но и вспомним, какие они бывают и за что отвечают? И узнаем, что получится, если слова подружатся?
Первым пришел человечек по имени Сыщик. Как вы думаете какие слова ищет этот человечек? Объясните почему вы так думаете.( ответы детей - «Слово - предмет») .Беседа о словах – предметах, постепенно подвести к понятию «Живое - неживое»). (Слайд 4)
Игра «Живое-неживое».
В: Мяч лови и мяч бросай,
Живой иль неживой предмет называй: - девочка, мяч, рыбка, зайчик, медведь, малина, солнышко.
Вывод:
В : Вспомните, как мы спрашиваем о неживых предметах?
Д : - Что это?
В : - А о живых?
Д: - Кто это?
В: - Молодцы.
А вот и второй человечек «Любопытный». Подумайте и скажите мне , какие слова ищет Любопытный и почему. (ответы детей - « Слова – признаки»)
Ребята, закройте глаза и представьте себе лист дерева. Какой лист вы себе представили? (ответы детей). А теперь закройте глаза и представьте себе «большой, багряный, резной, кленовый лист». Что вы себе представили? Почему так получилось? Какие слова вам помогли?
Определяю я предметы,
Они со мной всегда приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Упражнения в распознавании слов, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое? какие? Игра со словом золотой (Слайд 5).
Сердце Золотая
Руки Золотое
Кольцо Золотой
Лист Золотые
Пшеница Золотое
В: - Какие слова используются здесь в переносном значении?
Д: - Все слова, кроме слова «кольцо»
В: - Объясните, что обозначает каждое выражение: золотое сердце (доброе), золотые руки (умелые), золотой лист (желтый), золотая пшеница (созревшая, спелая).
В: - Все эти слова обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
Третий человечек Найди – угадай. Он очень любит зиму, зимние забавы. Но больше всего Найди – угадай любит играть в снежки. Предлагает нам заняться его любимой снежной зарядкой , берите мячи и вставайте на ковер. (Слайд 6):
Физминутка:
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили:
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем несладкий.
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – уроним и сломаем!
В: А теперь назовите, пожалуйста, все слова действия, которые вы услышали в стихотворении.
Давайте посмотрим на экран, все ли слова мы назвали.Молодцы, и с этим заданием мы справились.
А вот, что получится, если эти слова подружить вы узнаете с Юлией Михайловной. (Слайд 7)
Л: - Ребята сегодня я хотела бы поговорить с вами о продуктах. А какие продукты бывают?
Ответы детей: молочные, хлебобулочные, рыбные, мясные, кондитерские, плодоовощные и др.
- Молодцы, а сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Я начну, а ты продолжи».
Кефир кислый, а йогурт … (сладкий).
Сыр твердый, а масло (мягкое).
Молоко жидкое, а сметана (густая).
Сыр отрезают, а ряженку (наливают).
Компот пьют, а творог (кушают).
Колбасу кладут на бутерброд, а сметану (в борщ, в творог).
Мороженное в тепле тает, а молоко (прокисает).
Л : - Вы были очень внимательны и сообразительны! Я горжусь вами!
А что вы знаете о чае? (Слайд 8). Какой он?
А что с ним можно сделать?
Помогите мне составить предложение со словом ЧАЙ согласно схеме. (Слайд 9).
Сколько слов в нашем предложении (пять).
Почему мы написали второе слово с большой буквы? ( Это имя человека)
Составьте мне, пожалуйста, красивое предложение со словом ЧАЙ.
Выкладываем на доске графическую схему предложения. Дети комментируют обозначение частей речи.
- Молодцы.
Л : А теперь придумайте свое предложение о каком-либо продукте и выложите его графическую схему.
Дети выкладывают графическую схему своего предложения на столах.
В: Ребята , вы молодцы! Помогли Королеве Слов найти все слова и вернули их в Словоград . Вы рассказали о том , что слова могут дружить друг с другом и тогда получается предложение. Посмотрите , пожалуйста , на экран ( слайд № 10 – графическая схема – модель составления синквейна.) Расскажите нам , почему человечки выстроились таким странным образом.
Д : ответы детей ( это схема – модель составления синквейна). Синквейн – это маленькое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк.
В: Давайте внимательно рассмотрим схему – модель и расскажем нашим гостям , что она обозначает. (слайд № 10 – графическая схема – модель составления синквейна)
Д : первая строка : 1 человечек ( слово – предмет) – тема нашего синквейна.
Вторая строка : 2 человечка ( слова – признаки )
Третья строка : 3 человечка ( слова действия )
Четвертая строка : 4 человечка ( предложение)
Пятая строка : 1 человечек ( слово - предмет)- отношение говорящего к теме синквейна.
В: Спасибо вам , ребята, давайте попробуем составить наши стихотворения и прочесть их нашим гостям. Поскольку с Юлией Михайловной вы говорили о продуктах , то и синквейн будем составлять о продуктах. Созданный синквейн нужно прочесть с выражением , поскольку это стихотворение.
Дети самостоятельно выбирают себе тему ( продукт) синквейна и с выражением читают свои стихи.
В : Ребята , я предлагаю вам придумать синквейны – загадки , а наши гости попробуют их отгадать. ( дети придумывают по схеме синквейн - загадку).
Молодцы! А давайте попробуем составить синквейн о наших гостях.(дети дружно придумывают синквейн о гостях и читают его.)
Заключение .Ребята , спасибо вам большое за занятие , за ваши замечательные стихи. Что нового и интересного узнали вы на этом занятии ? ( ответы детей)Вам понравилось занятие?( ответы детей)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДЕТСКИЙ САД №74 «ОДУВАНЧИК» Ой, беда, беда, беда! Разбежались все слова. Без слов исчезнуть я могу, Вам говорить не помогу. Скорей слова вы отыщите И в мою страну верните! Королева слов.
?
? Определяю я предметы, Они со мной всегда приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!
СЛЕПИЛИ ПОДБРОСИМ ПОЙМАЕМ УРОНИМ СЛОМАЕМ
?
? ?
ДЕТСКИЙ САД №74 «ОДУВАНЧИК» Дорогие ребята! Спасибо вам большое, что вернули слова домой. Слова бывают разные, Слова бывают всякие, Слова бывают ясные, Твёрдые и мягкие. Слова бывают смелые, Упрямые, суровые, Но непременно дело. Трудитесь над своей речью каждый день , а я – Королева Слов буду вам во всем п омогать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/19/picture-563641-1421691275.jpg)
Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР
В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/07/picture-314683-1633592581.jpg)
Дидактический синквейн
Использование инновационных педагогических технологийв условиях введения ФГОС дошкольного образования.«Дидактический Синквейн»Макарова Елена Васильевна, воспитательвысшей квалификационной категории МД...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/07/picture-314683-1633592581.jpg)
Дидактический синквейн
Использование инновационных педагогических технологийв условиях введения ФГОС дошкольного образования.«Дидактический Синквейн»Макарова Елена Васильевна, воспитательвысшей квалификационной категории МД...
Методические рекомендации Использование технологии дидактического синквейна, в обучении детей рассказыванию
Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможности в познании окружающей действительности...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/11/picture-576804-1610357233.jpg)
ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА В РАБОТУ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
В статье описываетя опыт применения инновационного метода развития речи ребенка – дидактический синквейн. ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/17/picture-685587-1445102204.jpg)
Использование технологии дидактического синквейна в работе со старшими дошкольниками с ОНР
Разработка будет полезна всем педагогам, работающим в логопедических группах....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/06/picture-402533-1407332641.jpg)
Инновационные технологии в работе учителя – логопеда. Дидактический синквейн.
Опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения, показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности, связан...
- Мне нравится (2)