Роль игры в развитии речи детей с ТНР (ОНР)
статья по развитию речи
Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igry_v_razvitii_rechi_detey_s_onr.docx | 17.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Павлова О. В., учитель-логопед
ГБДОУ детский сад №113 Невского района
Санкт-Петербурга
Роль игры в развитии речи детей с ОНР (из опыта работы)
Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников.
В своей практике я чаще всего имею дело с детьми с общим недоразвитием речи с той или иной степенью выраженности. Чем старше ребенок и чем хуже он говорит, тем глубже у него общее недоразвитие речи. Причины, вызывающие отставание развития речи, могут быть самые разнообразные: биологические, социальные, наследственные и др. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником; его трудно понять другим. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит и на формировании личности в целом.
В процессе работы я стараюсь выявить причину речевого недоразвития и подключаю к совместной работе специалистов для осуществления комплексного воздействия на ребенка с речевой патологией; стараюсь корректировать речевой дефект параллельно с работой, развивающей ребенка во всех функциональных областях.
Работая с детьми с тяжелой речевой патологией, я обратила внимание на то, что фонематическое восприятие у детей с дефектами произношения формируется крайне медленно. Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения и тормозит навык звукового анализа, без которых невозможно полноценное чтение и письмо. Учитывая этот опыт и прежде, чем переходить к развитию фонематических функций, я больше времени и внимания стала уделять развитию обще речевых навыков, уделив особое внимание развитию слухового внимания и речевого слуха.
Слуховое внимание - это способность дифференцировать на слух звучание различных предметов, определять место и направление звука. Для проведения игр я использую звучащие игрушки; предметы, с помощью которых можно издавать неречевые звуки; диски с записями различных звуков природы, животных; диски с компьютерными играми.
Речевой слух- это способность человека точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи.
Для воспитания слухового внимания я использую погремушки, колокольчики, свистульки, металлофоны, барабаны, бубны, дудочки и т.д. Дети дифференцируют звучание этих игрушек, показывают, что звучало и по возможности называют. Играя со звучащими игрушками ребенок учится различать следующие звуки: долгие - короткие, высокие - низкие, громкие - тихие. Например, я предлагаю детям определить на слух громкость звучания разных часов (настенные часы тикают громко, будильник умеренно, наручные часы тихо), а затем самостоятельно произнести «тик-так» с различной громкостью, соответствующей каждому виду часов.
Для развития слухового внимания и речевого слуха я предлагаю детям следующие игры и упражнения: «Угадай, что я делаю», «Угадай, что делает кукла Маша»; «Угадай предмет по звуку», «Покажи, что шумело», «Скажи, что звучит» и др. (Цель: определение звучащего предмета). «Угадай, где звонил», «Жмурки» (Цель: определение местонахождения звучащего предмета); «Угадай, что надо делать» (в зависимости от того, звучит предмет тихо или громко, дети выполняют различные действия: подпрыгивают или приседают); «Угадай, чей голос», «Угадай, кто кричит» (Цель: учить определять по звукоподражанию голоса животных); «Угадай, что стучит: молоток или молоточек», «Угадай, какие тикают часы» (Цель: определение предмета в зависимости от громкости произнесения звукоподражательных слов); «Угадай, какой идет дождь» Цель: учить определять силу дождя по громкости и скорости произнесения «кап-кап».
Помимо игр и упражнений, направленных на развитие слухового внимания, я использую игры, способствующие формированию разных компонентов речевого слуха, непосредственно связанных с развитием голоса: «Что ты слышишь?», «Кто умеет слушать?» (внимательно слушать, о чем говорит комната, улица); «Эхо», «Докончи слово», «Кто внимательный?» (Цель: учить внимательно слушать речь товарищей); игры, развивающие звуковысотный слух: «На чем играет Петрушка?», «Какой инструмент?», «Кто на чем играет?» (Цель: определение звучащего, музыкального предмета по тембру). Игры на восприятие тембра, силы и высоты голоса: «Узнай по голосу», «Кто говорит?», «Кто позвал?» и многие другие.
Считаю, что в каждой группе любого детского сада должны быть картотеки подобных игр. Для всестороннего речевого развития были предложены игры Селиверстовым В. И. в сборнике «Игры в логопедической работе с детьми» еще в 1974 году. Эти игры и в наше время не потеряли своей значимости.
Таким образом, использование в образовательном процессе игр и разных заданий, создание на занятиях игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки. Доброжелательность, радостная обстановка, выдумка и фантазия необходимы в игре, только в этом случае игры будут полезны для развития ребенка. Задача педагога - сделать плавным переход детей от игровой деятельности к учебной, что бы радость игры перешла в радость учения.
Почти все, что ему известно, ребенок до шести лет узнает на слух. Этим же способом он будет усваивать большую часть того, чему ему предстоит научиться в школе. Умение слушать необходимо для нормального развития познания и речи. Научиться слушать - дело долгое. Бесспорно - важно уметь слушать, что говорит учитель, однако жизненно важно и суметь вовремя услышать гудок автомобиля.
Литература
- Новицкая В.А. Инновации в дошкольном образовании: от инновационных проб к инновационному образу жизни. - СПб. 2018
- Совицкая Н.В. Логоритмика для малышей. - СП.: КАРО. 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста
консультация для родителей...
Статья: Роль игры в развитии речи детей..
Игра важна для развития речи в том, что дети в творческой деятельности решают и задачи познавательного характера. Дети сами находят решения в предложенных им игра.Это повышает их умственну...
Роль игры в развитии речи детей
Роль игры в развитии речи детейИменно на игре словом ребёнок учиться тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка».М.Горький Дошкольный возраст яв...
Статья на тему:"Роль игры в развитии речи детей"
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, м...
Роль игры в развитии речи детей.
Одной из важнейших конечных целей обучения и воспитания в дошкольном учреждении – является формирование связной речи ребенка. Большую помощь в формировании красивой, грамматически ...
РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ
В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...
Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"
В статье раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...