Подвижные игры в жизни ребёнка.
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)
Работа с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod.sobranie.docx | 20.06 КБ |
rod.sobranie_2019g.docx | 36.55 КБ |
rodit.sobranie.pptx | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1.
Родительское собрание
«Роль подвижной игры в жизни ребёнка»
Здравствуйте уважаемые родители. Мы рады приветствовать Вас на нашем мероприятии, посвященном актуальной теме.
На нашем собрании присутствуют………..
Слайд 2. Итак, нашу встречу я предлагаю начать с разминки.
Вопросы для родителей.
1.Что такое п\и?
2.В какие п\и вы играли в детстве?
3.Чему вы учились в этих играх?
4.Во что любят играть ваши дети?
5.В какие п\и вы играете с детьми?
Загадки для родителей.
1.Детская игра в которой прыгают на одной ноге?(классики)
2.Д\и в которой один ловит других с завязанными глазами? (жмурки)
3.П\и в которой бег, прыжки, удары по мячу рукой(ногой)
4.П\и в которой нужно ловко увернуться от мяча?(вышибалы)
5.П\и со словами:1,2,3,лови?(ловишки)
6.П\и со словами:1,2,3,4,5,я иду искать?(прятки)
Молодцы! А теперь тему продолжит Фадеева Е.П.
Слайд 3. Для ребенка нет ничего более увлекательного, чем игра: в игре он может удовлетворить свою потребность в движении, в деятельности. Подвижная игра прививает детям многие важные навыки и знания в игровой форме
Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Большое значение подвижные игры имеют для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов. Особенно полезны подвижные игры для детей, которые имеют склонность к аллергическим заболеваниям, ОРВИ или простудным заболеваниям. Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.
Существует великое множество подвижных игр по содержанию и организации детей, что позволяет подбирать их с учетом времени дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности, а также в соответствии с поставленными педагогом задачами. Давайте рассмотрим их организацию в некоторых педагогических мероприятиях.
Слайд 4. Утренняя гимнастика в детском саду является каждодневным занятием, направленным на выполнение различных комплексов физических упражнений, которые создают организованное начало дня, поднимают настроение. Возбужденные дети успокаиваются, выполняя действия в определенном темпе, а малоактивные – втягиваются в заданный ритм деятельности.
Благодаря утренней зарядке повышается жизненный тонус и физическая выносливость, а также развивается выдержка и дисциплина.
Организованная физическая активность поможет сформировать привычку ребенка. В дальнейшем это не только предотвратит многие заболевания, но и поможет справиться с перегрузками в школе и другими стрессовыми ситуациями.
Зарядка в игровой форме приносит детям радость и удовольствие, а не является непосильным или неприятным обязательством.
Слайд 5. Физкультура для детей 3-4 лет имеет множество функций, она помогает развитию всех внутренних органов маленького человека, развивает мышечную структуру, прививает с малых лет культуру спорта и движения, закладывает привычку активного образа жизни на будущее. Занятия физкультурой с ребенком помогают:
- Укрепить сердечную мышцу и кровеносные сосуды.
- Улучшить пищеварение, аппетит и наладить стул. Ускорить обмен веществ.
- Сформировать осанку.
- Улучшить насыщение крови кислородом. Умеренные занятия спортом помогут в профилактике и лечении железодефицитной анемии.
- Сформировать нейронные связи в мозге. В дальнейшем это качественно отразится на интеллекте.
Слайд 6.У детей к 4 годам уже существует высокая потребность в движении, они сами по себе активны, не могут усидеть на месте. Это естественное явление, задуманное природой для развития организма, особенно опорно-двигательного аппарата.
Можно сказать, что подвижные игры – это школа движений. Поэтому, по мере накопления детьми двигательного опыта, игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает хорошо знакомые игры более интересными.
Слайд 7. А теперь предлагаю физразминку.
Слайд 8. Игра -жизненная потребность ребёнка.
Ребятам в нашей группе исполнилось 3или 4 года. Их физические способности возросли: движения стали более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения в этой потребности, дети становятся капризными, непослушными. Поэтому в этом возрасте большое внимание уделяется разумному двигательному режиму, чтобы насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями.
Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится к жизни. Содержание, эмоциональная насыщенность любой игры побуждают детей к определённым умственным усилиям.
В педагогической культуре п\и рассматривается как важнейшее средство всестороннего развития ребёнка.
П\и игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения этических ценностей общества. Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его целенаправленно действовать в нём.
Слайд 9. Движение-это важное средство воспитания, игры дают детям яркие минуты общения. Среди всего многообразия игр, следует выделить п\и, в которые дети вовлекаются в активные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами, и направлены на достижения определённой условной цели.
П\и имеет большое значение для всестороннего гармоничного развития детей и является эффективным средством формирования здорового образа жизни.
Слайд 10. П\и просты в организации, всегда интересны и эффективны не только для физического развития, но и социального и интеллектуального, т.к. многие из них требуют смекалки, скорости реакции, внимания.
Очень велика роль подвижной игры в умственном воспитании, дети учатся действовать в соответствии с правилами, усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся осознанно действовать в игровой ситуации, познают окружающий мир.
Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требований к их соблюдению, способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми.
Слайд 11. Таким образом п\и можно воспринимать как повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в движении, совместной деятельности и радостных эмоциях.
Предварительный просмотр:
Слайд№1
Родительское собрание во 2 младшей группе.
Тема: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитие личности ребёнка.
Задачи:
-познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста;
-проанализировать речевое развитие детей группы;
-обучить правильному выполнению упражнений дыхательной и артикуляционной гимнастики; пальчиковых игр.
-вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
- Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;
- Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.
Формы проведения: Практикум с применением игро-тренинга.
Участники: Воспитатели, родители.
Оборудование для проведения мероприятия:
План проведения.
1. Вступительная часть.
2. Игро-тренинг «Развиваем речь ребенка».
3. Заключительная часть о разном.
Подготовительная работа:
- разработка памяток для родителей.
Первая часть.
Слайд №2
Ход мероприятия:
Сообщение педагога:
Добрый вечер! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу. Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки.
1. «Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, что-бы пользоваться» Г.Гегель
2. Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: - О! Как же ты красива.
Слайд № 3
Тема нашей встречи «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».
Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что не все дети в группе имеют одинаковый уровень речевого развития: одни правильно произносят слова, могут высказать свою просьбу, общаются друг с другом, слушают и понимают заданный вопрос, и могут на него ответить. Другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят слова, затрудняются из-за скудности словарного запаса в подборе слов для словосочетаний. Есть и такие, кто не понимает смысла слов и это ведет к непониманию содержания читаемого, рассказываемого материала.
Всем известно, что ведущая роль в развитии ребенка принадлежит семье.
Семья - это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения. «Для ребенка Вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами. Ваш ребенок будет говорить так, как домашние. Вам, наверное, приходилось слышать: «Да он разговаривает точь-в-точь как его отец!»
Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум направлениям:
- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
- речь ребёнка становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основные задачи речевого развития детей:
- овладение нормами и правилами родного языка, определяется для каждого возраста;
- развитие у детей коммуникативных способностей (способность общаться).
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.
Нарушения речи сказываются на формирование детского характера, так как не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес родному языку, и способствовать творческому отношению к речи.
Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи, дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком, необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.
Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а так же на всех остальных занятиях и вне занятий – в игровой деятельности, а так же в повседневной жизни.
Слайд № 4
Вторая часть.
1.Станция «Творческая».
Большое значение для развития детей дошкольного возраста имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.
Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.
Охарактеризуйте, подберите прилагательные слова:
- снег (белый, пушистый, холодный, скрипучий, сыпучий, мокрый, мелкий и т.д.)
- ветер (холодный, сильный, пронизывающий, тёплый, ласковый)
- солнце (яркое, тёплое, горячее, круглое и т.д.)
- человек (добрый, замечательный, сердечный, трудолюбивый, и т.д.)
- дождь (проливной, сильный, моросящий, холодный, летний ).
Сказка нужна всем – большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, научить понимать другого, улучшить самочувствие, поднять настроение.
Сказка помогает познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей. Рассказывайте детям сказки.
Слайд №5
2.Станция «Сказочная».
(Отгадать загадки)
а) Из муки он был печён
На окошке был стужён
Убежал от бабки с дедом
А лисе он стал обедом. (Колобок)
б) Нашла однажды мышка
Совсем пустой домишко
Стала жить да поживать
Да жильцов к себе пускать. (Теремок)
в) Уходя, просила мать
Никому не открывать,
Но открыли дети дверь
Обманул зубастый зверь
Песню мамину пропел. (Волк и семеро козлят)
г) Чтобы вырвать этот овощ
Не хватило деду сил
Но пришли ему на помощь
Всех , кого он попросил. (Репка)
д) Добрый доктор говорит:
- побеждаем мы бронхит
Корь, простуду и ангину
Дифтерит и скарлатину
И конечно с Бармалеем
Тоже справится сумеем. (Айболит).
- В хорошо знакомые сказки можно и поиграть. Как мы уже говорили и делали с вами театр на ложках, это один из вариантов. А так же можно сделать вместе с детьми из подручных средств: из старых перчаток, склеить из бумаги, или сшить из лоскутков ткани. Дети будут рады любому варианту. Разыграть репку, колобка, курочку Рябу, и другие сказки. Можно даже придумать свою историю. И вы поймёте, что ваши дети – фантазёры, очень творческие.
Слайд №6 Станция «Наши озорные ручки»
«Пальчиковая гимнастика»
Воспитатель: Уважаемые родители! Вы, наверное, хорошо знаете известное высказывание В. А Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ученые пришли к выводу о том, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.
Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
В головном мозге речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Опираясь на большой опыт работы с детьми дошкольного возраста, мы, воспитатели, полностью согласны с закономерностью, которую выявили ученные на основе обследования детей: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Вы можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок достигнет сверстников. Это ошибочная позиция. Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.
Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.
А сейчас предлагаю всем поиграть в пальчиковую игру «Капуста»:
Мы капусту рубим, рубим… Ребро ладони.
Мы морковку трем, трем… Кулачками трем друг о друга.
Мы капусту солим, солим… Щепотками.
Мы капусту жмем, жмем. Сжимаем и разжимаем кулачки.
Что дает пальчиковая гимнастика детям?
• Способствует овладению навыками мелкой моторики.
• Помогает развивать речь.
• Повышает работоспособность коры головного мозга.
• Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
• Снимает тревожность.
Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей.
Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками. Игра называется «Проглот».
Возьмите платочек за уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой.
При этом можно произносить следующие слова:
«У меня живет проглот,
Все подряд проглот жует,
Вот и стало у проглота
Брюшко как у бегемота».
Эту игру можно усложнять: не только выполнять движения поочередно правой или левой рукой, но затем двумя руками одновременно.
У вас на столах лежат разнообразные предметы, которые помогут вам наглядно увидеть, как и при помощи чего можно и нужно развивать руки детей.
1. На столах есть крупа. Попробуйте выложить из них любой рисунок – солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов – серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное – развивает пальцы рук. Взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.
Можно сортировать крупу, угадывать ее с закрытыми глазами;
Катать крупу между большим и указательным пальцами;
Придавливать крупинки поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения;
2. Например, можно играть в «Золушку» - отделить горох от фасоли и боба, или перебрать какую - то крупу.
3. Дома лепите вместе с ребенком.
Пластилин прикасается к каждой точке пальцев и ладоней ребенка, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.
Кусочки пластилина
Катает наша Зина,
Шарики, колбаски,
И оживают сказки.
Пальчики стараются,
Лепят, развиваются.
4. Дети очень любят играть с бумагой и ножницами. Для данного возраста будет достаточно ребенку нарезать полоски бумаги.
5. Упражнения с шестигранными карандашами, крупой, бусинками, орешками оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие:
Покатать между ладоней шестигранный карандаш:
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
6. Рисование – занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Важно следить за тем, чтобы ребенок правильно держал карандаш (показать часто встречающиеся ошибки). Предлагайте детям разнообразные задания: штриховать фигуры прямыми и волнистыми линиями, обводить по контуру, в настоящее время продается много разнообразных раскрасок с интересными заданиями. Очень хорошо, если родители не просто покупают своим детям раскраски, а выполняют задания вместе с ними, учат правильно подбирать цвет, аккуратно закрашивать.
Педагог предлагает родителям задания «Закончи узор» и «Заштрихуй».
7. Можно так же использовать металлические и пластмассовые конструкторы, цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки разной толщины для завязывания и развязывания узлов и многое другое, что подскажет ваша фантазия. Еще раз подчеркиваем, что работа с мелкими и острыми предметами требует обязательного присутствия взрослых.
8. Очень интересны и полезны упражнения с деревянными или пластмассовыми палочками, спичками (обязательно обрезать серные головки).
А теперь головоломка из спичек «Домик».
Наверное вы уже устали, давайте вместе отдохнем и выполним пальчиковую гимнастику, которую дети делают в детском саду.
«Мышь забралась в первый раз…»
9. Презентация «игры для развития мелкой моторики рук».
Отправляясь, с ребёнком на прогулку мы можем:
- поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;
- в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведение и повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает;
- загадать загадку и найти отгадку;
- поискать приметы времени года;
- познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами;
- прочитать стихотворение, вспомнить песенку;
- поиграть с ним в игру природоведческого содержания, например: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию», и т. д.
Но мы, взрослые, сами должны видеть окружающий мир, чтобы научить и ребёнка видеть, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами.
Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой.
Стихи, сказки, рассказы которые вы читаете ребёнку, должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания.
«Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело!
Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз;
Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.
Спрашивайте, о чём говориться, что происходит с главными героями;
Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;
Как сделать чтение книжек ребёнку более полезным и интересным? Для этого нужно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе. Как это сделать?
- Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развивать умения понимать и наблюдать. Во время чтения задавайте им различные вопросы, например: «Если бы Алёнушке с Иванушкой пришлось идти за водичкой на гору, как ты думаешь, какой бы высоты могла быть эта гора: как огромный дом или маленькая, как муравейник?» «Какого цвета у них было ведёрко?».
Следующим стимулом речевого развития ребенка являются пальчиковые игры, так как движения пальцев рук тесно связанны с речевой функцией и развитием мелкой моторики. Игры очень эмоциональны и увлекательны
Известно, что стимулируя развитие мелкой моторики рук, мы стимулируем развитие головного мозга ребенка, а также помогаем ему быстрее овладеть речью.
Пальчиковые игры способствуют совершенствованию лексической, грамматической и связной речи (умение вести диалог, рассказывать, пересказывать). Помогают преодолеть стеснительность, поверить в себя, формировать чувство собственного достоинства.
Пальчиковые игры - это самое простое, что можно провести с ребенком дома. Они не требуют специального оборудования.
Предлагаю вам поиграть вместе со мной в пальчиковую игру Семья
Этот пальчик — дедушка.
Этот пальчик — бабушка.
Этот пальчик — мамочка.
Этот пальчик — папочка.
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!
Средства для развития мелкой моторики рук
Многие специалисты считают, что на развитие речи ребёнка особое влияние оказывает развитие рук, особенно пальцев. Знаменитый русский физиолог, Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию мозга».
Пальчиковая игра:
- «Апельсин».
Мы делили апельсин
Много нас, а он один (дети сжимают и разжимают пальцы в кулак)
Эта долька для ежа
Эта долька для стрижа
Эта долька для утят эта долька для котят.
Эта долька для бобра (по очереди загибают пальцы, начиная с большого)
А для волка кожура (сжимают пальцы обеих рук в кулаки)
Он сердит на нас – беда
Разбегайтесь кто куда! (резко разжимают пальцы)
- Стоит избушка на лужочке
Двери на замочке (руки вверху, изображая крышу)
А мы ключик подберём
И избушку отопрём.
Мы встряхнём ладошки (встряхнуть кисти рук)
Отдохнём немножко.
Слайд № 7 Станция «Игровая»
Третья часть.
Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.
Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок» Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут. (провести с родителями артикуляционную гимнастику)
«Как едет лошадка» Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро!» Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.
Можно сделать массаж язычку:
• «покусываем язычок»
• «язычок вырывается, а зубки стараются удержать»,
• расслабить язык, «наказать непослушный язычок».
Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов:
• Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонематически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко.
• Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки)
• Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал?» и, ребёнок даёт полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».
• Используйте игрушку для обучения предлогам. Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка?», используя предлоги.
• Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы.
- Что это? (Кто это)
-Какого цвета?
- Что есть у зайки? (Что это у зайки)
- Как можно назвать зайку?
- Что можно с ним делать?
Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.
Слайд № 9 «Артикуляционная гимнастика»
Нередко дети неправильно произносят звуки, потому что у них пока «непослушный язычок». Есть простые упражнения, которые помогают отработать артикуляцию.
И мы вам сейчас это продемонстрируем, рассмотрим стимулы речевого развития.
1. Артикуляционная гимнастика
Чтобы овладеть правильным звукопроизношением необходимо подготовить артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые ребенок самостоятельно освоить не смог. И в этом нам помогают занятия артикуляционной гимнастикой.
Занятия артикуляционной гимнастикой помогают:
• Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
• Улучшить подвижность артикуляционных органов
• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек
• Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу
• Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.
2. Речевое дыхание
Правильное речевое дыхание лежит в основе правильной речи малыша.
Поэтому необходимо обращать внимание на характер дыхания ребенка сейчас, чтобы в будущем избежать проблем в развитии произношения.
Правильное речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, затем следует пауза, а после – плавный медленный выдох.
Проявив изобретательность, Вы можете помочь ребенку выработать правильное речевое дыхание. Рекомендуем начать с простых и забавных игровых упражнений.
Предложите ребенку:
• дуть на ватный шарик.
• дуть через соломку в стакан с водой;
• надувать воздушные шары;
• дуть на разноцветные вертушки;
• играть на духовых музыкальных инструментах;
• пускать мыльные пузыри
• дуть на одуванчики весной
• сдувать с руки осенний листочек.
3. Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой.
Стихи, сказки, рассказы, которые вы читаете ребёнку, должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания.
«Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело!
• Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз;
• Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.
• Спрашивайте, о чём говорится, что происходит с главными героями;
• Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;
• Загадайте загадки по сказкам.
(Родителям предлагается отгадать загадки)
Нашла однажды мышка,
Совсем пустой домишко,
Стала жить да поживать,
Да жильцов к себе пускать. (Теремок)
Уходя, просила мать
Никому не открывать,
Но открыли дети дверь!
Обманул зубастый зверь —
Песню мамину пропел.
Кто потом козляток съел? («Волк и семеро козлят»)
Чтобы вырвать этот овощ,
Не хватило деду сил.
Но пришли ему на помощь,
Все, кого он попросил. («Репка»)
Добрый доктор говорит:
- Побеждаем мы бронхит
Корь, простуду и ангину,
Дифтерит и скарлатину,
И конечно, с Бармалеем,
Тоже справиться сумеем! («Айболит»)
Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом. (Провести с родителями такую гимнастику)
«Как идёт лошадка».
(Предложить детям пощёлкать языком, прижимая кончик к верхним зубам)
Игра: «Вот идёт лошадка, цокает копытами: цок- цок- цок.
Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро-быстро».
Ребёнок щёлкает языком, ускоряя темп.
«Петушок».
Ребёнок вообразит, что он будит утром всех и повторяет: «Ку-ка-ре-ку». Здесь активизируются лицевые мышцы, развивается язык, и становятся послушнее губы. Можно сделать массаж языка:
- «покусывание языка»
- «язык вырывается, а зубы стараются задержать»,
Расслабить язык «наказать непослушный язычок».
Да большее беспокойство вызывает звукопроизношение детей, так как это самый заметный дефект. Здесь на помощь придут игры. (Провести игры с родителями на звукопроизношение). Речевая игра «Вьюга».
«Вьюга начинается» - ребёнок тихо говорит «у-у-у» по сигналу -«сильная вьюга» - говорит громче; по сигналу – «вьюга заканчивается, говорит тише; по сигналу «вьюга закончилась» - замолкает.
Чистоговорки:
Можно самим придумывать любые шутливые фразы:
- «ду-ду-ду» - растут яблоки в саду,
- «жа-жа-жа » - есть иголки у ежа,
- «чи-чи-чи» - прилетели к нам грачи,
- «уп-уп-уп» - мама варит суп,
- «жу-жу-жу» - я на солнышке лежу,
- «бы-бы-бы» - идёт дым из трубы.
«Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку»;
- «жу-жу-жу»- молоко дадим ежу»,
«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки».
В таких произношениях ребёнок может уловить разницу между словом и звуком.
Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов:
-обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка;
-играя с ребёнком, упражняйте его в согласовании имён существительных с разными частями речи, например, с глаголами. Возьмите любую игрушку и спросите: «Кто к нам пришёл?»
И ребёнок даёт полный ответ: «К нам пришёл Зайка»;
-речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонематически правильно оформленной, не искажайте слова ,не сюсюкайте с детьми. Говорите с детьми обыкновенным, правильным языком, но языком простым, главное- медленно, ясно и громко.
-используйте игрушки для обучения предлогам (ребёнок отвечает на вопрос: «Где игрушка?», используя предлоги.
-учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить перед ребёнком игрушку, предложить рассмотреть её, затем задать вопросы:
-что это? (кто это?)
-какого цвета?
-что есть у него?
-какой он? Как его можно назвать?
-что можно с ним делать?
Уделяйте по возможности больше времени детям, играйте с ними в словесные, речевые, пальчиковые игры.
Слайд №
Советы родителям
1. Речь взрослых (родителей и педагогов): четкая, неторопливая грамматически и фонетически правильно оформленная, не следует искажать слова, имитировать детскую речь;
2. Обращайте внимание детей, на то, как дети согласовывают слова в предложении, поправляйте ребенка (исправлять допущенные ошибки);
3. Играя с ребенком упражняйте его в согласовании имен существительных с разными частями речи, например, с глаголами: возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал в гости?», и ребенок дает вам полный ответ: «К нам в гости приехала кукла»;
4. Используйте игру «Чего не стало?» называть существительное в Р.п. ед.ч. (поставить 3-4 игрушки и поочерёдно прятать одну из них…)
5. Учите ребенка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно: поставить игрушку, посмотреть, затем задать вопросы:
1). Что это? или кто это?
2). Какого цвета?
3). Это что у зайки? (показать на ушки, хвостик, лапки)
4). Как можно назвать зайку?
6. Учите детей сравнивать предметы находить общее; чем отличается?
7. Учите подбирать слова к определенным глаголам, существительным: собака бежит, а кто еще может бегать и т.д.
8. Для совершенствования правильного звукопроизношения используйте артикуляционную гимнастику.
9. Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений в природе. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.
10.Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.
Слайд №10
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, что-бы пользоваться» Г.Гегель
Актуальность проблемы речевого развития детей.
Станция «Творческая»
Станция «Сказочная»
Станция «Наши озорные ручки» «Руки учат голову, затем поумневшая голова учитит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга »
Станция «Игровая»
Следите за Вашей речью. Она показатель того, Что Вас наполняет!!! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры в жизни ребёнка.
Игра занимает важнейшее место в жизни ребёнка - дошкольника, и потому рассматривается как одно из главных средств воспитания. В практике детского сада широко используются игры ролевые, дидактические, ...
Консультация для родителей: "Подвижные игры в жизни ребёнка"
В данной консультациивоспитатель объясняет родителям для чего нужны подвижные игры, и как их правильно проводить....
Подвижные игры в жизни ребёнка.
Подвижные игры в жизни ребёнка.Игра - одна из основных форм деятельности человека, особенно важное место она занимает в жизни ребенка. Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, подражательные, музы...
Консультация для родителей "Подвижные игры в жизни ребёнка-дошкольника"
Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все закономерно. Самой Природой заложено в детей такое поведение. Р...
Проект «Подвижные игры в жизни ребёнка»
средняя группа...
Консультация для родителей "Подвижные игра в жизни ребёнка"
Воспитание здорового, физически подготовленного подрастающего поколения является жизненно необходимой и основной задачей педагогов, медиков и родителей. На сегодняшний день вопросы физкультурно-оздоро...
«Подвижные игры в жизни ребёнка»
Игра - одна из основных форм деятельности человека, особенно важное место она занимает в жизни ребенка. Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, облад...