«Формы работы по приобщению детей к чтению»
материал по развитию речи
«Формы работы по приобщению детей к чтению»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формы работы по приобщению детей к чтению»
Как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу. Поэтому, педагогам необходимо находить интересные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.
Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная. Тем не менее, не так просто найти интересные формы работы в этом направлении как с дошкольниками, так и с педагогами.
Традиционным является оформление уголков чтения в группах детского сада. В них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей, обязательно должен учитываться региональный компонент.
Еще одна форма – оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. Для их лучшей организации должен быть составлен календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки. Так, например, могут быть оформлены экспозиции, посвященные К.И.Чуковскому, А.С. Пушкину, А.Л.Барто, Е.И.Чарушину, А.Линдгрен, С.Я. Маршаку и татарским писателям Г.Тукаю, М.Джалилю, А. Алишу.
Очень востребованными у дошкольников являются занятия по ознакомлению с биографиями писателей. Так, им интересны не только сами стихи А. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась.
Создание «Книжкиной больницы» в группах поможет привить детям бережное отношение к книге. Можно провести занятия «Как книга детям пришла» и «из прошлого книги». Благодаря этому, дети узнают, что для издания одной книги необходим труд многих людей.
Очень интересными являются выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. Можно организовать выставки, как «Наши любимые книги», «По страницам сказок», «Увлекательное путешествие» и др. В их оформлении могут принять участие дети всех возрастов и их родители. Можно создать стенгазету на определенную тему, где дети разместят свои рисунки и поделки.
Следующая форма работы –создание книг-самоделок. Одно дело –прочитать книгу, и совсем другое – сделать ее самому. Можно создать книгу по произведениям детских писателей, но можно и по сказкам, которые дети придумывают сами. Презентацию этих книг можно провести на родительских собраниях.
Еще одной формой приобщения детей к книгам может быть празднование именин произведения. Для этого нужно создать специальный календарь «Книжкины именины». В нем будут представлены книги, которые отмечают свой юбилей. Например, в 2012 году «Сказке о глупом мышонке» С.Я. Маршака исполнится -90 лет, «Аленькому цветочку» С.Т. Аксакова -155 лет.
Особый интерес вызывает оформление макетов по мотивам любимых сказок. Над такими макетами могут работать как сами дошкольники, их родители и педагоги.
Создание семейных библиотек позволит привлечь к работе родителей воспитанников. Они могут принести в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек. Дети с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги. Практикуется форма работы, при которой родители рассказывают детям о своих любимых книгах.
Кроме этого, на родительских собраниях, конференциях, могут рассказать о том, как они приучают своих детей к чтению, с какого возраста, что интересно детям и им самим. Таким образом, осуществляется обмен родительским опытом по привлечению детей к чтению.
Еще одной формой приобщения детей к книгам является посещение занятий в районной библиотеке.
Можно провести с детьми подготовительной группы интеллектуальный марафон. Он может быть представлен как итог проекта. Мероприятие поможет понять, насколько хорошо дети знают произведения писателей и поэтов, умеют ли они читать стихи русских классиков и татарских поэтов.
Главным результатом всей проведенной работы должен стать интерес к книге.
Деловая игра
«Методы и приемы ознакомления детей с художественной литературой»
Ведущий: А сейчас предлагаю немного поиграть.
(педагогов просят разбиться на 3 группы, каждой группе нужно выбрать свой метод ознакомления детей с литературой и подобрать к нему приемы. После этого команды рассказывают, как выбранные ими приемы можно использовать в работе с детьми)
Методы и приемы ознакомления с художественной литературой
метод
приемы
словесный
Чтение произведений
Вопросы к детям по содержанию произведений
Пересказ произведения
Заучивание наизусть
Выразительное чтение
Беседа по произведению
Прослушивание грамзаписи
практический
Элементы инсценировки
Игры-драматизации
Дидактические игры
Театрализованные игры
Использование разных видов театра
Игровая деятельность
наглядный
Показ иллюстраций
Элементы инсценировки
Движение пальцами, руками
Схемы
Алгоритмы
Просмотр видеофильмов, диафильмов
Оформление выставки
Деловая игра
«Расположи задачи в порядке возрастания»
Ведущий В каждой возрастной группе решаются свои задачи по речевому развитию, которые указаны в программе. Вы все хорошо их знаете. Предлагаю в игровой форме проанализировать эти задачи.
(Воспитатели разбиваются на группы. Им предлагаются отдельные задачи, на доске написаны названия возрастных групп. Педагоги после обсуждения должны соотнести предложенные им задачи с возрастными группами и доказать правильность своего решения.)
Игра «Оформи книжный уголок»
Ведущий: Одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжный уголок. Давайте вспомним основные требования к оформлению книжных уголков:
рациональное размещение в группе;
соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы;
соответствие интересам детей;
постоянная сменяемость;
эстетическое оформление;
востребованность.
Ведущий: теперь разделитесь на 3 команды, и мы с вами поиграем в оформление книжного уголка.
(Педагоги разбиваются на 3 команды, каждая из которых будет соответствовать определенной возрастной группе: младший, средний, старший дошкольный возраст. Из предложенных книг они должны отобрать те, которые подходят для оформления книжного уголка в их группе).
Конкурс детских стихов среди воспитателей и специалистов
Ведущий: Исходя из интересов наших воспитанников мы должны хорошо уметь рассказывать стихи для детей и о детях. Предлагаю вам устроить небольшой конкурс на лучшего чтеца. Победителя будем выбирать вместе
Анализ анкет родителей воспитанников
Ведущий: В нашей работе не обойтись без помощи родителей воспитанников. Но чтобы успешно взаимодействовать с ними, необходимо провести анкетирование и проанализировать полученные результаты. Анализ проводится по следующей схеме:
количество родителей, принимавших участие в анкетировании;
статистика полученных ответов (на все ли вопросы ответили родители наших воспитанников);
результаты;
предложения и пожелания родителей.
Презентации консультаций для родителей
Ведущий: Исходя из результатов анкетирования вы должны были подготовить консультации на тему «Роль детской книги в речевом развитии ребенка» для родителей воспитанников своей возрастной группы. Представьте свою работу, а мы ее обсудим.
Подведение итогов
активизировать работу по ознакомлению с детей с книгой, используя разнообразные методы и приемы;
создать в детском саду библиотеку детских книг;
создавать проекты с использованием новых форм работ.
Формы работы по приобщению детей к чтению
Как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу. Поэтому, педагогам необходимо находить интересные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.
Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная. Тем не менее, не так просто найти интересные формы работы в этом направлении, как с дошкольниками, так и с педагогами. Работа с детьми по развитию речи детей, по ознакомлению детей с художественной литературой в нашем детском саду постоянно ведется. Проводились консультации для педагогов и родителей «Роль детской книги в речевом развитии детей», «Ознакомление детей с литературой». Педагогические советы с педагогами на тему: «Активизация речи детей в разных видах деятельности». Воспитатели обменивались опытом своей работы по данной теме. Темы были разные, например «Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» ( Гайсина Р.М.), «Упражнения на артикуляцию компонентов речевой деятельности детей» (логопед – Раянова Э.М.), «Формирование связной речи у старших дошкольников» (Салахова С.А.), «Формирование связной речи у младших дошкольников» (Каримова А.М.), «Сказка в работе с младшими дошкольниками» (Яриева А.С.). Анкетирование родителей и воспитателей по этой теме. По итогам тематических проверок в группах по теме: «Эффективность воспитательно – образовательной работы по развитию речи детей в ДОУ» видно, что педагоги любят данный раздел программы, творчески подходят к его реализации.
^ Выделяются следующие интересные формы работы:
· Традиционными являются оформление уголков чтения в группах. В них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей. Литература периодически меняется. Должны выставляться те произведения, которые проходят на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с окружающим. Обязательно должен учитываться и региональный компонент. Использовать творчества своих писателей.
· Еще одна форма – оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. Например, К.И. Чуковскому, его портрет, его произведения, знакомые детям. А.Л. Барто и ее произведения
· Очень востребованными у дошкольников являются занятия по ознакомлению с биографией и творчеством писателей. Так, им интересны не только сами стихи А.Л. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась.
· ^ Проведение литературных вечеров, досугов, развлечений по разным темам, например «Мир сказок», «Книга – мой лучший друг», и т. д
· Создание «Книжкиной больницы» в группах поможет привить детям бережное отношение к книге. Могут чинить не только книги из своей группы, но и помогать малышам в этом.
· ^ Проведение занятия «Как книга пришла к детям» и «Из прошлого книги», «Откуда берут бумагу?», чтобы дети знали, что для издания одной книги необходим труд многих людей, трата огромного количества древесины.
· ^ Очень интересными являются выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. Например, «Наши любимые книги», «Мир сказок», «По страницам сказок».
· ^ Следующая форма работы – создание книжек – самоделок. Одно дело -прочитать книгу, и совсем другое – сделать ее самому. Многие из них составлены по произведениям детских писателей, а есть и такие, которые дети придумывают сами. Можно организовать выставки детских книжек, сделанные своими руками.
· Еще одной формой приобщения детей к книгам может быть празднование именин произведения. «Книжкины именины»
· Еще один интерес вызывает оформление макетов по мотивам любимых сказок. В оформлении макетов участвуют сами дети и педагоги
· Проведение интеллектуального марафона «Мы дружим с книгой», для повышения интереса де6тей к книгам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете «Формы работы по приобщению детей к чтению»
Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная. Тем не менее, не так просто найти интересные формы работы в этом направлении как с дошкольниками, так и с педагогами....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/08/picture-650442-1449545386.jpg)
Консультация для воспитателей "Формы работы по приобщению детей к чтению"
В консультации представлен материал для воспитателей по приобщению детей к чтению....
Формы работы по приобщению детей к чтению в условиях ФГОС до
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В. Сухомлинский Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к...
Формы работы по приобщению детей к чтению в условиях ФГОС до
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В. Сухомлинский Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к...
Формы работы по приобщению детей к чтению
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи....
Презентация на тему «Формы работы по приобщению детей к чтению»
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, музыки, фантазии, творчества». ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/20/picture-483998-1411203428.jpg)
Доклад "Формы работы по приобщению детей к чтению художественной литературы"
Доклад на педсовет " Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы"Познакомить педагогов с методами и формами работы по приобщению детей к чтению художественной литера...