Дидактические игры по развитию речи
учебно-методический материал по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ломакина Мария Георгиевна

Дидатические игры по развитию речи для всех четырех групп детского сада (3-7 лет).Включают в себя два раздела - синтаксис и словообразование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения направленные на формирование синтаксической стороны речи.

Возраст

Задачи

Игры

Младший

- помогать детям строить распространенные предложения;

- учить составлять предложения с однородными членами (мы пойдем в зоопарк и увидим там зебру, слона, жирафа и т. д.);

- обращать внимание детей на правильный порядок слов в предложении.

«Придумай рассказ»;  «Объясни Буратино»; « Что мы видели в магазине?»;

«Мы едем… едем… едем…»; «Подскажи словечко». 

Средний

- продолжать учить согласовывать слова в предложении;

- учить строить простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

- обращать внимание на грамматическое оформление предложений.

«Пара слов»; «Закончи предложение и подбери к нему картинку»;                     « Размытое письмо»;   « Живые слова»; «Узнай по описанию».

Старший

- побуждать детей пользоваться в речи сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями с помощью союзов (а, но, и, то-то, что, чтобы, потому что, если, когда и т. д.);

- учить составлять по образцу простые и сложные предложения;

- помогать детям обращать внимание на грамматически правильную речь, предоставлять возможность самостоятельно исправить ошибки.  

«Про Потому и Почему»; «Снежный ком»; «Киоск открыток»; «Музей игрушек»; « В художественной студии», «Где начало рассказа?», «Расскажем про Белочку».

Подготовительный

- помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если бы);

-  сформировать у детей элементарное представление о структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов;

- побуждать детей самостоятельно оценивать грамматическую сторону речи;

- учить выделять вопросительные, повествовательные и побудительные предложения.

 «Составь предложение»;

«Лесенка предложений»; «Объясните почему…», « Скажи точнее»; « Как сказать правильно».

Дидактические игры и упражнения на словообразование.

Возраст

Задачи

Игры

Младший

-учить детей способам словообразования существительных с суффиксами (детеныши животных, посуда);

- подсказывать  некоторые способы образования глаголов с приставками;

- образование глаголов от звукоподражательных слов.

«Ласковые имена»; «У меня нос, а у тебя?»; «Кто у кого?»; «Чей голос?»; «Потерялись»; «Оркестр»; «Кто пришёл?».

 

 

Средний

- учить детей образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ;

- работа по обучению разным способом образования слов, относящихся к разным частям речи;

- формирование навыка образования названий посуды суффиксальным способом.

«Спортсмены»; «Кто служит в нашей Армии?»; «Сложные слова»; «Буфет»; «У кого какая мама?»; «Какой материал?»; «Гуси»; «Два брата»; «Магазин посуды».

Старший

- образование названий с помощью суффиксов, приставок и других средств;

-учить детей  образовывать существительное от глагола;

- подбор однокоренных имен существительных;

- продолжать работу со сложными словами (мясорубка, электростанция и т. д.).

 «Кто он такой?»; «И я тоже»;  «Чей дом?»; «Для чего это нужно?»; «Мишка музыкант»; «Назови машину одним словом»; ««Пиф считает»; «Придумай название улицы».

Подготовительный

- учить детей подбирать словообразовательное гнездо;

- научить детей разным способам образования степеней сравнения прилагательных;

- образование причастий.

«Где я был?»; «Сравни»; «Какой мальчик?»; «Чья эта часть?»; «Расскажи, как получилось?»; «Жители города»; «Сосчитай этажи»; «Закончи предложение, ответив на вопрос «как?»»

Ломакина М.Г.                                                                          22.03.17г. г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Дидактическая игра по развитию речи для детей с 1- 3 лет Название игры: Макет – игра «Веселая ферма».

Главное в развитие речи ребенка - это его общение с окружающими его людьми: родителями, родственниками, сверстниками. Рекомендуют как можно больше общаться со своим ребенком. При этом родители старают...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

дидактические игры по развитию речи "Развиваем речь ирая"

Подборка дидактических игр по развитию речи для старших дошкольников. Предшкольная подготовка....