Конспект НОД по развитию речи для старших дошкольников с использованием мнемотехники
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Журавлева Малика назимовна

Конспект НОД по развитию речи для старших дошкольников с использованием мнемотехники

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №72»

Энгельсского муниципального  района Саратовской области

Конспект НОД "Кораблик" по развитию речи

для старших дошкольников с использованием мнемотехники

к пед.совету « Совершенствование работы по развитию связной речи детей с использованием произведений художественной литературы в условиях ФГОС ДО»

Воспитатель:  первой квалификационной категории

Журавлёва Малика Назимовна

Энгельс  2019 г

Основная образовательная программа  МБДОУ «Детский сад  №72»

Возрастная группа: старшая

Тема НОД: «Кораблик»

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.

Цель: развить навык работы по развитию речи с применением мнемотехники 
Задачи:
Обучающие:

- Закреплять навык работы с применением мнемотехники, которая служит средством для:
- обогащения словарного запаса (зрительные образы нового слова)
- закрепления в памяти «каркаса», сюжетной линии текста как образца логического повествования (на зрительном уровне) 
- обогащения речи художественными оборотами, языковыми средствами, словообразовательными моделями 
- развития воображения, ассоциативного мышления 
- нового отношения к слову (оно наполняется смыслом, является главным смыслообразующим началом в тексте, на него «смотрят» через призму образов, его рисуют)
- Закрепить умение излагать содержание пересказываемого текста с опорой на мнемодорожки
- Закрепить навыки преобразования символов мнемодорожки в слова и предложения

Развивающие:
-Продолжать развивать мышление, память, внимание и воображение
Воспитательные: 
-Закрепить умение внимательно слушать выступления своих товарищей, уточнять их и дополнять

Виды деятельности: двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора. Продуктивная

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Материалы и оборудование:
1. Книга с текстом сказки и иллюстрациями
2. Игрушки: жучок, мышка, резиновый лягушонок, муравей
3. Мнемоквадраты с символами
4. Магнитная доска, магниты


Предварительная работа:
1. Знакомство с символом и его «расшифровкой»
2. Знакомство с мнемоквадратом и мнемодорожкой
3. Занятия по описанию предмета с опорой на мнемодорожки (описание снегиря, сидящего на ветке, описание лисы)

4. Занятия по пересказу рассказа Н.Калининой «Разве так играют?», рассказа о зиме, рассказа Н.Калининой «Помощники» с опорой на мнемодорожку



Ход непосредственно образовательной деятельности

Вводная часть

Дети с воспитателем входят и рассаживаются полукругом. В центре стол и магнитная доска. На столе стоят игрушки (жук, муравей, лягушка, цыпленок, мышонок).
Воспитатель: Ребята, посмотрите-ка, кто это к нам пришел в гости? 

Воспитатель: И правда! Так это не просто животные, это герои сказки! Они пришли к нам прямо из сказки. Сказку эту написал Владимир Григорьевич Сутеев, а называется она «Кораблик».
Какие они милые, наши гости. Но вот интересно, зачем они к нам пожаловали?
Воспитатель: Конечно, познакомиться и подружиться! Но еще они хотят загадать вам задачку, ребята: расшифровать их секретные карточки. Вот, посмотрите.
Воспитатель показывает мнемоквадраты.

Дети: Жук, муравей, цыпленок, мышонок, лягушонок.

Дети: Познакомиться, подружиться!

Дети: (рассматривают) Как их разгадать? 

2.основная часть

Воспитатель: Нужно сказку начинать читать. Слушаем внимательно.

Воспитатель читает сказку, демонстрируя иллюстрации в книге и предлагая поочередно мнемоквадраты, которые дети выставляют на доску.
Пошли гулять Лягушонок, цыпленок, мышонок, муравей и жучок.
Мнемоквадрат номер 1 на доску.
Пришли на речку. Мнемоквадрат номер 2 на доску.
- Давайте купаться! - сказал лягушонок и прыгнул в воду. Мнемоквадрат номер 3 на доску.
- Мы не умеем плавать, - сказали цыпленок, мышонок, муравей и жучок. Мнемоквадрат номер 4
- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! Засмеялся лягушонок. Куда же вы годитесь! И так стал хохотать – чуть было не захлебнулся. Мнемоквадрат номер 5 и 6
Обиделись цыпленок, мышонок, муравей и жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали. Номер 7
Пошел цыпленок и принес листочек. 8
Мышонок – ореховую скорлупку. 9
Муравей соломинку притащил. 10
А жучок веревочку. 11
И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали – и построили кораблик. 12
Столкнули кораблик в воду.
Сели на него и поплыли. 13

Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь14 и 15.
Воспитатель читает текст еще раз.

Воспитатель: Вы поняли теперь, зачем нужны были эти секретные карточки?
Воспитатель: Верно! Вы будете на них посматривать и вспоминать, что же происходило в сказке.

 Музыкальная физминутка  «Пяточка- носочек»


На доске висят картинки, которые помогут вам ничего не забыть из этой интересной истории.
По 3 человека выходят. Поочередно берут по одному квадрату, пересказывают, опираясь на него. Воспитатель помогает.
Два пересказа по три человека. Лучше задействовать тех, кто не участвовал в выставлении карточек, чтобы все приняли участие в работе.

Дети: Это подсказки! 

Дети выполняют движения

3. Заключительная часть

Воспитатель: Понравилась вам сказка, ребята?
Воспитатель: О ком эта сказка?

Воспитатель: Как поступил лягушонок?

Воспитатель: так друзья разве поступают?
Воспитатель: Конечно, так друзья не поступают. Друзья должны быть вместе, все дела делать вместе, не обижать друг друга и не хвастаться.
Скажите, а какими оказались мышонок, жучок, муравей и цыпленок? Как быстро они придумали, как построить кораблик…
Воспитатель: Помните, им захотелось тоже поплыть и они взялись за…

Воспитатель: да, взялись за работу. Как они взялись за работу?

Воспитатель: Можно еще сказать сообща. Сообща – значит дружно. Как вы думаете, ребята, почему у друзей получилось построить корабль? Что же им помогло?
Воспитатель: Конечно, они работали вместе, каждый сделал что-то, чтобы получился кораблик, каждый внес свой вклад в общее дело! Им их дружба помогла – можно ведь так сказать? 

Воспитатель: Какие интересные карточки принесли с собой наши друзья! В них вся сказка загадана, но мы-то ее разгадали, правда?

Воспитатель: Если бы не они, нам бы сложно было пересказать историю. Как можно назвать карточки?

Воспитатель: Верно! Ребята, вы отлично поработали: дружно, вместе, сообща! Хотите поиграть с игрушками, которые к нам пришли? Держите. Кто хочет полистать сказку, посмотреть иллюстрации – пожалуйста.
Мне так понравилась сказка, что я решила нарисовать какой-нибудь эпизод из нее. Кто со мной? (ребята, не участвующие ни в игре, ни в рассматривании иллюстраций, присоединяются к воспитателю и рисуют коллективную картину). 

Дети: Да!

Дети: О мышонке, цыпленке, муравье, жуке и лягушонке
Дети: Смеется над другими, говорит обидные слова…

Дети: Нет, так друзья не поступают!

Дети: Находчивыми, трудолюбивыми…

Дети: работу

Дети: дружно, вместе, чтобы построить корабль

Дети: то, что они все вместе трудились

Дети: Да!

Дети: Да

Дети: помощники

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/7/41704_4a0f51c4fa0e7b2cb263c1be8db9f327.jpg.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием мнемотехники на тему «Весна, какая она?»

Учимся определять время года. Называть отличительные признаки весны. Составляем рассказы с использованием мнемотаблиц "Весна", "Цветы"....

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему "Развитие речи детей старших дошкольников" (с использованием народного творчества)

Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием мнемотехники "Пересказ сказки "Теремок".

Цель: развивать связную речь детей посредствам мнемотехники.Задачи:Обучающая: продолжать учить детей составлять описательные рассказы о диких животных (медведь, заяц, волк) используя мнемотаблицу; упр...

Конспект занятия по развитию речи детей младшей группы с использованием мнемотехники "Жук проснулся".

Данный материал может оказаться полезным для воспитателей младшей группы, родителей. Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимате...

НОД по развитию речи в старшей группе с использованием мнемотехники. Пересказ рассказа Чарушина «Лисята»

Цель: формировать умение составлять связный рассказ с помощью мнемосхем....