Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию (развитие речи) в средней группе на тему: «По тропинкам любимых сказок»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Развитие речи детей средней группы детского сада по сказкам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_sr._gr.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников Петродворцового района Санкт-Петербурга


Конспект

непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию (развитие речи) в средней группе на тему:

«По тропинкам любимых сказок»

Автор:

воспитатель группы

Визгалова Е.А.

Санкт-Петербург

2019

Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования ГБДОУ д/с №12.

Возрастные и индивидуальные особенности детей.

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру. Ребенок развивается, становится более вынослив физически. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро пере возбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому в средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.

Большинство детей легко идут на контакт с взрослыми и детьми, эмоционально отзывчивые. Проявляют большой интерес к игрушкам, книгам. Проявляют активность и любознательность. Умеют организовать самостоятельно сюжетно–ролевые, настольные игры. При разрешении конфликта, обращаются к помощи взрослых.

НОД по речевому развитию (развитие речи) «По тропинкам любимых сказок» в рамках комплексно-тематической недели «Моя любимая сказка».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Технологии: личностно-ориентированная, игровая, здоровьесберегающая.

Планируемый результат: повышение уровня речевой активности, проявление интереса к сказкам.

Рекомендации по использованию данного конспекта:

Воспитателям, работающим по ФГОС.

Цель: развитие речевых и познавательных умений детей на примере любимых сказок. Задачи:

Образовательные:

* расширять и закреплять знания русских народных сказок;

* упражнять детей в применении глаголов;

* формировать умение определять сказку по загадкам.

Развивающие:

* развивать речевую активность, связную речь, слуховое и зрительное внимание, память, эмоциональную отзывчивость;

* развивать чувство ритма и рифмы, познакомить детей с загадками-рифмами;

* развивать умение работать в коллективе.

Воспитательные:

* формировать у детей навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, культурного общения;

* воспитывать любовь к сказкам.

Оборудование для педагога: костюм сказочницы, платок, волшебный клубок, сумка со сказочной книгой, медведь.

Оборудование для детей: теремок со сломанной крышей, записка с заданиями от Бабы-Яги, коробка «Теремок», коробка без надписи, инструменты – пила, молоток, отвертка, топор, лейка, фломастер, кисть, расческа, сундучок с загадками, письмо Бабы-Яги, сюжеты по сказке «Репка».

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, беседы по содержанию, рассказывание сказок, драматизация отрывков из сказок, дидактические и подвижные игры, пальчиковая игра.

Ход НОД:

Вводная часть

Воспитатель привлекает детей колокольчиком, входит в группу в русском народном сарафане, на плечах платок.

Сказочница: Здравствуйте, детишки. Девчонки и мальчишки!

Здравствуйте, гости дорогие!

Посмотрите на мой необычный наряд, нравится вам? (ответы детей).

Я сегодня буду сказочницей, можно? (ответ детей).                                                                                      Много сказок я вам сказывала, а теперь пришла пора узнать, какие сказки вы знаете.         А дома вам читают сказки? А какая сказка у вас самая любимая? (дети отвечают на вопросы Сказочницы).                                                                                                                         У меня тоже есть любимая сказка, она находится в волшебной книге. Хотите, я вам ее прочитаю? (открывает сказочную сумку).                                                                              Ребята, книга пропала? Теперь, я не смогу прочитать вам мою любимую сказку!

Сказочница заглядывают в сумку, в ней лежит конверт с письмом, читает послание Бабы-Яги.

Письмо: «Здравствуй, Сказочница! Давно ты не читала мне сказки, вот я и решила украсть у тебя волшебную книгу. Баба-Яга.»

Сказочница: Ребята, что мне делать? (ответы детей). Без вашей помощи мне не справиться! Вы готовы мне помочь? (ответы детей). Но мы не знаем, куда нам нужно идти и что делать? Давайте попросим мой волшебный клубочек, он нам укажет путь - дорогу. (Сказочница достаёт волшебный клубок).

Основная часть                                                                                                    

Ты катись, катись, клубок!

По дорожке, на мосток.

Только сильно не спеши,

Путь-дорожку укажи.

Давайте пойдём за клубочком!

Дети вместе со сказочницей идут за клубочком со словами:

Дети: Вместе дружно мы идём,

Не спешим, не отстаём!

Дети со сказочницей выходят на полянку, где стоит сломанный теремок.

Сказочница: Ребята, посмотрите, что вы видите?  Интересно, что же здесь произошло?  А как вы думаете, что это за сказка?

Дети осматривают теремок со сломанной крышей, отвечают на вопросы Сказочницы.

Посмотрите, кто-то в этом теремке живет. Кто же это? Сейчас узнаем, почему теремок до сих пор сломан?

Сказочница берет в руки медведя и говорит медвежьим голосом: «Здравствуйте, ребята!  Посмотрите, теремок наш сломан, но починить мы его не можем, потому что Баба-Яга заколдовала зверей, и они не знают, что делать с инструментами, для чего они нужны. А вы сможете нам помочь? (ответы детей)

Д/и «Чудесный мешок».

Сказочница: Ребята, чтобы помочь нашему медведю и другим героям сказки, каждый из вас будет доставать предмет из мешочка, называть его и рассказывать, для чего он нужен?  Инструменты, которые будут нужны в строительстве, вы будете складывать в корзинку с картинкой «Теремок», а другие – в корзинку без картинки.  (дети слушают правила игры)

Каждый ребенок засовывает руку в чудесный мешочек, достает один предмет, называет его и рассказывает, для чего он нужен. Пила (пилить), молоток (забивать гвозди), кисть (красить), расческа (расчесывать волосы), отвертка (прикручивать, закручивать, выкручивать шурупы и т.д.); топор (рубить деревья), лейка (поливать), фломастер (рисовать).

Сказочница: Ребята, какие вы молодцы! Помогли героям сказки «Теремок». Устали? Тогда, предлагаю вам отдохнуть, вставайте в круг, я буду показывать движения, а вы повторяйте.

Физкультурная минутка «Сказки»

Мышка быстренько бежала (бег на месте).        

Мышка хвостиком виляла (имитация движения).

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»).

Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках).

Вот мы репку посадили (наклониться).

И водой ее полили (имитация движения).

Вырастала репка, хороша и крепка (развести руки в стороны).

А теперь ее потянем (имитация движения).

И из репы кашу сварим (имитация еды).

Будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»).

Мы славная семья козлят

Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте).

Мы любим, бегать и играться,

Любим рожками бодаться. (указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки» друг другу).

Дети повторяют движения за воспитателем.

Сказочница: Отправляемся дальше, в путь!                                                                                           Ты катись, катись, клубок!                                                                                                                               По дорожке, на мосток.                                                                                                                                     Только сильно не спеши                                                                                                                                              Путь-дорожку укажи.                                                                                                                                                  Дети: Вместе дружно мы идём                                                                                                                                                     Не спешим, не отстаём!                                                                                                                 Сказочница: Ребята, мы пришли к домику сказок!                                                                                                                                                   Сядем рядком, да поговорим ладком.                                                                                    Никого нет! Что случилось?

Дети осматривают ближайшее пространство и находят сундучок, а в нём записка.

Записка: «Я заколдовала сказочных персонажей. Расколдуете их, если отгадаете загадки.»

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Сказочница загадывает загадку, а дети - договаривают в рифму последнее слово - отгадку.

Сказочница: Я буду загадывать загадки, а к кому прыгнет клубочек в руки, тот и договаривает отгадку загадки.

1. Загадка:

«Было яйцо у них золотое,

А осталось лукошко пустое…» -

Плачет дед, плачет баба,

Но их утешает … (курочка Ряба)

- Какое яйцо снесла Курочка Ряба? Курочка Ряба…

- Кто разбил яйцо? Мышка бежала….

2. Загадка:         

Формой он похож на мяч.

Был когда-то он горяч.

Спрыгнул со стола на пол.

И от бабушки ушел.

У него румяный бок…

Вы, узнали? (колобок)

-Кого встретил колобок, когда катился по дорожке? Колобок встретил…

3. Загадка:

Ждали маму с молоком.
А пустили волка в дом.
Кто же были эти

Маленькие дети?

(ответы детей, козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

- Ребята, правильно поступили козлята? Можно, чужих в дом пускать? (ответы детей). 

4. Загадка:

Возле леса на опушке

Трое их живёт в избушке,

Там три стула и три кружки,  

Три кровати, три подушки,

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(ответы детей, сказка «Три медведя»). 

- Правильно.

5. Загадка:         

Сидит в корзинке девочка

У Мишки за спиной,

Он, того не ведая,

Несёт её домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Герои этой сказки…

(ответы детей, сказка «Маша и медведь»).

- Молодцы! И с этой загадкой справились!

6. Загадка:

Свой дом зимою, в холода

Она слепила изо льда.

Но дом стоял прекрасно в стужу,

Весной же превратился в лужу.

Дом лубяной построил зайка.

Теперь, ребята, вспоминай-ка,

Кого прогнал Петух в леса?

Кто, зайца обманул? (Лиса).

- Почему лиса выгнала зайчика из своего дома? (ответы детей).

- Каких героев этой сказки вы ещё знаете, вспомните, кто помогал зайчику? (ответы детей).                                                                                                                                                   - Что произошло в конце сказки? (ответы детей).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         - Какие вы все молодцы! Все загадки отгадали, расколдовали сказочных героев. Хотите со мной поиграть? Смотрите внимательно на мои пальчики и повторяйте.

Пальчиковая гимнастика «Сказки»:

Будем пальчики считать,             (сжимание и разжимание пальчики в кулачки)                                            Будем сказки называть:                                                                                                               Это сказка Колобок,                     (на каждое название сказки загибаем пальчик)                                                                                                                   Это сказка Теремок,                                                                                                                                       Это сказка Репка –                                                                                                                                                                  Про внучку, бабку, дедку,                                                                                                                                             Волк и семеро козлят -                                                                                                                                       Этим сказкам каждый рад.           (хлопают в ладоши).

Отправляемся дальше! А наш клубочек нам поможет, укажет нам путь к волшебной книге.

Ты катись, катись, клубок!

По дорожке, на мосток.

Только сильно не спеши,

Путь-дорожку укажи.

Дети: Вместе дружно мы идём,

Не спешим, не отстаём!

Сказочница: Ребята, посмотрите, что это лежит? (ответы детей). А почему картинки не в книжке, без букв? (ответы детей). Какая это сказка? Давайте её расскажем по картинкам.

Рассказывание сказки «Репка».

Сказочница показывает детям сюжеты из сказки, и они начинают рассказ, последовательно выставляя сюжет сказки из картинок на доску.

Сказочница: Молодцы, ребята. Ой, клубочек, ты куда покатился?

Дети и сказочница находят книгу.

Заключительная часть (рефлексия)

Сказочница: Ребята, спасибо вам большое! Вы помогли мне вернуть волшебную книгу.                                                                                                                                                          Вам понравилось наше путешествие? А, что не понравилось? Какие сказки вы сегодня вспомнили? (ответы детей).

Я и наши гости очень рады, что вы знаете сказки, умеете отгадывать загадки!                                  Я хочу подарить вам мою волшебную книгу, которую вы сможете прочитать в любое время. Давайте мы поставим ее на вашу полочку с другими книгами.

Спасибо вам за старание, а взрослым за внимание. До свидания!

Дети прощаются со Сказочницей и гостями.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию (развитие речи) в старшей группе на тему: «Как зимуют звери?»

Методическая разработка конспектнепрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию (развитие речи) в старшей группе на тему: «Как зимуют звери?» Использованные т...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по ознакомлению с окружающим миром в средней группе На тему: «Путешествие капельки Капитошки»

Программное содержание:Закрепить полученные знания о воде. Расширить и углубить представления об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, парообраз...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе по теме «Помощь бабушке»

МИНИСТЕРСВО ОБЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИГосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области«СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕС...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе на тему «Насекомые» «Путешествие на лужок»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по  формированию элементарных математических представлений в средней группе на тему «Насекомые»«Путешествие на лужок»Цель...

Конспект непрерывно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему "Загадки природы"

Занятие направлено на обобщение детей представлений о типичных экосистемах (лес, луг)...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (нетрадиционное рисование) в средней группе на тему «Доброта в наших сердцах»

Цель: помочь детям освоить новый способ изображения – монотипия.Задачи:Образовательные задачи:- способствовать формированию понятия «доброта»;- способствовать формированию эмоциональ...