Формирование навыка подбора родственных слов у детей дошкольного возраста.
консультация по развитию речи (подготовительная группа)
В статье изложена важность работы с родственными словами , указаны направления для формирования данного навыка , а также представлены игры и упражнения для подбора родственных слов и овлаением навыка словообразования. Материал будет полезен как педагогам ДОУ, так и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_s_rodstvennymi_slovami.docx | 144.28 КБ |
kartoteka_na_rodstvennye_slova.docx | 44.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыка подбора родственных слов
у детей дошкольного возраста.
Многообразие семантики слов и их сложность в структурно-грамматическом отношении являются причиной того, что многие слова незнакомы детям по лексическому значению, по грамматическим формам, по произношению, по нормативному ударению. Ограниченность активного словарного запаса детей, неумение отбирать из своей лексики и правильно употреблять в речи слова, наиболее уместные для какого-либо определенного высказывания, порождают многочисленные речевые ошибки. Эти упущения дошкольного возраста в дальнейшем могут вызвать сложности в овладении русским языком. Школьники, как правило, с трудом усваивают основной морфологический принцип орфографии, который требует умения быстро и безошибочно подбирать однокоренное (родственное) проверочное слово. Ограниченный словарный запас, приблизительное понимание семантики многих слов, отсутствие «чутья» на смысловую и языковую схожесть родственных слов приводят к тому, что многие дети школьного возраста не могут успешно применять правила грамматики ни в разговорной речи, ни при письме.
Устранить эти речевые недочеты можно только при систематической и планомерной работе по обогащению, уточнению и активизации их словаря.
Огромную роль в развитии словаря, в его обогащении, в осмыслении семантических связей между словами играют упражнения с родственными словами. При этом целесообразно использовать ассоциативную методику .Необходимо привлечь детей к активному участию в процессе словообразования. Когда у ребенка есть мотивация, он готов к тому, чтобы усвоить данное слово и затем использовать его в своей речи.
Этому могут способствовать нетрадиционные задания в игровой форме , которые приведены ниже. Для лучшего усвоения материала предлагаются специальные приемы, которые помогут сконцентрировать внимание ребенка на нем.
Предлагаемые варианты игр и упражнений по подбору родственных слов рассчитаны на детей седьмого года жизни и рекомендуются к использованию на занятиях по определенным лексическим темам. Предлагаемые задания имеют разную степень сложности. Педагог подбирает упражнения в зависимости от уровня развития детей.
В процессе лексико-грамматических игр и упражнений с родственными словами перед детьми раскрывается богатство родного языка и его выразительных средств. Дети усваивают значительное количество новых слов, новые грамматические формы и те смысловые оттенки, которые связаны с изменением формы слов. Одновременно с этим дети учатся употреблять новые слова в своей речи, составлять с ними словосочетания и предложения.
Игры и упражнения с родственными словами
Группа слов, родственных слову «гриб».
Грибок, грибной, грибочек, грибник, грибище, грибница, грибы.
«Лишние» слова: погреб, загребать, грипп, гребец, грабли.
1Упражнение «Родственники»
Цель: Учить образовывать родственные слова по опорным схемам. Оборудование: Схемы слов.
Ход упражнения
1-й вариант: Педагог называет родственные слова. Дети подбирают схему к каждому слову. Затем каждый ребенок составляет предложение с запомнившимся словом.
2-й вариант: Дети самостоятельно называют родственные слова, используя схемы. Затем каждый ребенок составляет предложение с запомнившимся словом.
2.Упражнение «Подбери слово»
Цель: Учить подбирать к существительным родственные слова, образованные от главного слова гриб, выраженные прилагательными в соответствии с их родовой принадлежностью.
Ход упражнения
Воспитатель называет существительные и предлагает детям подобрать к ним подходящие слова-признаки, образованные от главного слова гриб. Если дети затрудняются, то педагог помогает им, задав соответствующий вопрос.
Воспитатель: Место летом, какое? Грибное.
Погода, шляпка, ножка, пора, поляна, какая? Грибная.
Дождь, суп, лес, салат, какой? Грибной.
Места, споры, блюда, какие? Грибные.
3.Упражнение «По грибы»
Цель: Развивать умение образовывать родственные слова с опорой на картинку. Развивать зрительное внимание. Оборудование: Панно «Грибник»
Ход упражнения
Инструкция: Найти на картинке родственные слова.
4. «Четвертый лишний»
Цель: Учить различать слова по смыслу и по звучанию, находить в цепочке родственных слов «лишние».
Ход упражнения
Воспитатель предлагает детям прослушать слова и найти слово, не подходящее к остальным по смыслу. Грибок, погреб, грибник, грибной. Грибница, гребец, гриб, грибочек
5.Упражнение «Запомни, повтори»
Цель: Увеличивать объем слуховой линейной памяти до 5-и
единиц.
Ход упражнения
Воспитатель предлагает детям послушать и повторить за ним цепочку слов в том же порядке, в каком он их произносит. Гриб, грибок, грибочек, грибник, грибница. Грибной, грибница, грибок, грибник, гриб.
6.Упражнение «Закончи предложение»
Цель: Учить подбирать родственные слова в соответствии со смыслом стихотворения. Развивать внимание, воображение, логическое мышление.
Ход упражнения
Воспитатель сообщает детям, что кто-то прислал странную записку, в которой часть текста пропущена (создание проблемной ситуации) и просит детей помочь подобрать все недостающие слова.
Воспитатель:
Как-то раннею порой вдруг полился дождь... грибной.
И из дома с тот же миг в лес отправился... грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для.... грибов.
Долго шел он в глушь лесную - поляну там искал...грибную.
Вдруг под елочкой на кочке видит маленький... грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый... грибник.
Как ему не веселиться, если здесь, в земле — грибница.
Стал заглядывать под елки, под березы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные... грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп... грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадется и... грибище.
(Т.В.Кулакова)
7.Упражнение «Отгадай слово»
Цель: Закреплять понятие родственные слова. Формировать навык словообразования, расширять словарь. Оборудование: Картинки
Ход упражнения
Воспитатель: Дети, внимательно посмотрите на картинки. Догадайтесь, о какой картинке я буду сейчас говорить.
Растение леса, у которого есть ножка и, шляпка. Гриб.
Очень маленький гриб. Грибок, грибочек.
Корни грибов, дающие жизнь большому количеству грибов. Грибница.
Люди, собирающие грибы. Грибники.
Суп, сваренный из грибов. Грибной.
Подосиновики, подберезовики и лисички - это грибы.
Огромный гриб. Грибище.
8.Упражнение «Составь слово»
Цель: Формировать навыки звукового анализа и синтеза слов. Развивать внимание, память, логическое мышление. Оборудование: Карточки с картинками.
Инструкция: Составь слово по первым звукам названий картинок.
Группа слов, родственных слову «рыба».
Рыбка, рыбонька, рыбочка, рыбешка, рыбища, рыбина, рыбак, рыбачок, рыбачка, рыболов, рыбачить, рыбалка, рыбий, рыбный, рыболовство.
«Лишние» слова: рынок, окунь, море, ловить, работник.
Упражнение «Назови ласково»
Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Оборудование: Мяч.
Ход упражнения
Воспитатель: Дети, передавая мяч друг другу, назовите слово ласково.
Рыба — рыбешка, рыбка, рыбонька. Рыбак — рыбачок, Рыбалка — рыбалочка.
1.Упражнение «Подбери слово к схеме»
Цель: Продолжать учить образованию родственных слов по опорным схемам.
Оборудование: Схемы слов.
Ход упражнения
1-й вариант. Воспитатель называет родственные слова. Дети подбирают схему к каждому слову. Затем каждый ребенок составляет предложение с запомнившимся словом.
2-й вариант. Дети самостоятельно подбирают родственные слова к главному слову, используя схемы. Затем каждый ребенок составляет предложение с запомнившимся словом.
2. Упражнение «Как ты понимаешь?»
Цель: Учить объяснять семантику слов. Закрепить понятие «родственные слова».
Оборудование: Сюжетные картинки .
Ход упражнения
Воспитатель: Дети, посмотрите на картинку и объясните значение слова.
РЫБЕШКА | Маленькая рыба. |
РЫБИНА РЫБИЩА | Рыба большого размера. |
РЫБАК РЫБОЛОВ | Человек, который ловит рыбу |
РЫБАЧОК | Маленький рыбак. |
РЫБАЧКА | Женщина-рыбак. |
РЫБАЧИТЬ | Ловить рыбу. |
РЫБНЫЙ (суп) | Суп, сваренный из рыбы. |
3.Упражнение «Закончи предложение»
Цель: Учить подбирать слова, подходящие по смыслу.
Ход упражнения
Воспитатель: Дети, закончите предложения родственными словами к слову РЫБА.
— Утром с удочками мы пойдем на ... рыбалку.
— Уха — это суп из ... рыбы.
— Папа поймал в пруду большущую... рыбину.
— В аквариуме плавают маленькие... рыбки.
— На берегу реки ловит рыбу... рыбак (рыболов).
4.Упражнение «Вспомни-назови »
Цель: Формировать умение выделять родственные слова из прослушанного стихотворения. Развивать внимание, речеслуховую память.
Ход упражнения
Воспитатель: Дети, послушайте стихотворение и назовите родственные слова.
В Подмосковье у реки
Ловят рыбу рыбаки.
Здесь рыбачка, там — рыбак,
На крючке сидит червяк.
Ну, а юный рыбачок
Сажает муху на крючок.
На рыбалке не кричат,
А рыбачат и молчат.
Все подкармливают рыбу
И без дела не сидят.
Ты ловись, рыбешка, рыбка,
Не зевай!
Червячков, личинок, блесны —
Все хватай!
Будут ведра рыбы полные у всех
. И раздастся у реки веселый смех.
Будут рыбу жарить, парить и солить,
Будут вкусный рыбный суп-уху варить.
Наловили рыбы много — красота!
Накормили даже кошку и кота.
А самый главный рыболов
Подсчитать не смог улов.
(Кулакова Т.В.)
5.Упражнение «Небылицы»
Цель: Закрепить понятия «родственные слова».Развивать зрительное внимание, мышление, связную речь.
Оборудование: Сюжетные картинки (см. приложение).
Ход упражнения
Инструкция: Рассмотри внимательно картинки и найди ошибки.
6.Упражнение «Лишнее слово»
Цель: Учить находить «лишние» слова, т.е.слова, не имеющие общей части со словом рыба.
Ход упражнения
Воспитатель: Дети, послушайте слова, назовите «лишнее» слово и объясните, почему оно лишнее. Рыба, рынок, рыбак, рыбалка. Рыбина, рыбешка, окунь, рыбка. Рыболов, рыба, работник. Рыбачка, море, рыбачить, рыбий.
7. Ребусы
Цель: Учить ориентироваться в звукобуквенном составе слов. Совершенствовать навыки чтения. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление.
Оборудование: Карточки-задания.
Ход упражнения
Инструкция: Разгадай ребус. Запиши слово.
Использованная литература:
Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В., Павлова Т.С., Прокопова СП., Журавлева Н.Н., Антохина Н.В., Львова Т.В. Игры и упражнения с родственными словами. Учебно-методическое пособие.- М, Центр педагогического образования, 2009.- 64 с.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система авторских обучающих компьютерных игр по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста" (из опыта работы)
Описывается опыт работы учителя- логопеда по созданию системы обучающих компьютерных игр в программе Microsoft PowerPoint и их применения в формировании слоговой структуры слова у детей, имеющих наруш...
Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста....
Дополнительная образовательная программа Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста. «Береги себя» для детей от 3 до 7 лет
Совершенствование дошкольного воспитания в области безопасности жизнедеятельности является весьма актуальным. Что подтверждается:-социальным заказом семьи и школы, государства на формирование личности...
План самообразования учителя - логопеда на тему "Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 114 комбинированного вида» «Золотой ключик » Советского района г.Казани...
Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных организаций «Ярмарки педагогического мастерства» по формированию навыков творческой деятельности у детей дошкольного возраста посредством техники «скрапбукинг»
Техника «скрапбукинг» оказывает большое влияние не только на повышение интереса у современных детей к ручному творчеству, но и на всестороннее развитие, социализацию детей дошкольного возр...
Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
Речевая функция является одной из важных у человека. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции. Невнятная речь накладывает отпечаток на характер ребёнка, затрудняет его взаимоот...