Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии
Речевая функция является одной из важных у человека. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции. Невнятная речь накладывает отпечаток на характер ребёнка, затрудняет его взаимоотношения со сверстниками. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, были устранены все нарушения, дети говорили четко, грамотно и выразительно!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_slogovoy_struktury_slova_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
В наши дни всё чаще можно повстречать детей дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями. Среди таких нарушений часто встречаются и нарушения слоговой структуры слова. Что же это такое?
Нарушения слоговой структуры слова выражаются в элизиях (сокращение или пропуск слогов), например, машина – мина, компьютер – путел, самокат – кат и так далее; итерациях (увеличения числа слогов за счёт слогообразующего гласного звука), например, трактор – тарактор, кровать – каравать и так далее; антиципациях (уподобление одного слога другому) например,книга – нинига, муравей – нимивей и так далее; сокращение стечений согласных звуков, например, шкаф – каф, бант – бат и так далее; искажения многосложного слогового состава незнакомого слова, например, магнитофон - мигифон, папоротник – папиик.
При таком многообразии нарушений важно выбрать правильное направление в логопедическом воздействии и выстроить этапность в работе с нарушениями слоговой структуры слова. Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В процессе устранения нарушений слоговой структуры слов можно выделить два этапа:
- подготовительный;
- коррекционный.
На подготовительном этапе мы предлагаем ребенку задания на невербальном материале (на материале неречевых звуков), т.е. мы будем пользоваться всевозможными музыкальными инструментами и другими приспособлениями. Задания включают в себя действия логопеда и задаваемые вопросы ребёнку, например, «Где позвонили колокольчиком?», «Сколько раз ударили в барабан?» и так далее.
Далее мы работаем над ритмом, задания предлагаем от простого к сложному. Например, отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна и другие.
Варианты предложенных заданий ребенку могут быть разнообразны: хлопни в ладоши столько раз, сколько кубиков на столе; хлопни в ладоши столько раз, сколько зайчиков на картинке и так далее.
Крайне важно формировать и совершенствовать слуховой гнозис – это узнавание предмета по характерному для него звуку. Какие же задания мы сможем предложить дошкольнику здесь?
- Послушай, сколько раз мяч ударялся об пол, и подними карточку с соответствующей цифрой (задания предлагаются от простого к сложному);
- «Послушай и сделай как я» - предлагается воспроизвести определённый ритм по заданию логопеда, по предложенному рисунку;
- «Разгадай и покажи» - в этом задании необходимо узнать ритм и соотнести их с определённым ритмическим рисунком, который записан символами.
Как Вы уже заметили, заданий для формирования слухового гнозиса можно отобрать большое количество, самое главное «идти» от простого к сложному.
Следующий шаг в работе на невербальном материале – это работа по формированию общей координации движений под ритмическую музыку. В этот раздел мы можем отнести и маршировку на занятиях физической культурой и музыкальных занятиях, и легкий бег, и ходьбу. Элементы таких заданий можно применять и в ходе физминутки на логопедическом занятии.
Актуальными являются упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой и правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счёт: кулак – ребро – ладонь. Такие упражнения детям дошкольного возраста выполнять достаточно легко. А вот выполнение реципрокных движений рук вызывает затруднения. Реципрокная координация рук - функция подкорковых образований, обеспечивающих взаимодействие полушарий мозга и соответственно координационную работу левой и правой рук. Так, например, выполнение упражнения «Кулак-Ладонь», детям дошкольного возраста на первых этапах работы проделать достаточно сложно. Поэтому необходимо подбирать задания с учётом индивидуальных возможностей ребёнка и совершенствовать реципрокную координацию рук, исходя из принципа от простого к сложному.
С логопедической работой на невербальном материале мы разобрались, теперь перейдём к работе над формированием слоговой структуры слова на вербальном материале, т.е. оречевлённом.
Для усвоения ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры, мы предлагаем включать в коррекционный процесс игры и упражнения, нацеленные на формирование пространственно-временных представлений. Примером таких заданий служит игра «Медведь, заяц и собака», мы можем выстроить их в ряд или друг за другом и просить ребенка выполнить задание: «Кто стоит в начале (середине, конце)?», «Кто стоит первым (последним)?», «Спрячь того, кто стоит перед (за, после) зайцем». Варианты такой игры могут быть весьма разнообразны. Таким образом, мы пополняем пассивный и активный словарь ребёнка.
На этом этапе работы мы также учим дошкольников различать разговорную речь (громкую) и шепотную речь, важно научить ребёнка прислушиваться к речи взрослого. Звукопроизношение на данном этапе не является самостоятельной задачей: оно тесно связано с усвоением слов разной слоговой структуры.
В процессе коррекционной работы мы используем вербальный материал, который состоит из нескольких уровней. Так, на каждом уровне коррекционной работы могут быть задействованы помимо речевого анализатора также слуховой, зрительный, тактильный.
Первый уровень – гласные звуки. На этом уровне мы предлагаем ребенку произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике; произнеси звук О столько раз, сколько логопед хлопнет в ладоши; логопед отстукивает ритм, а ребёнок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки, например: А-АА, АА-А,ААА и т.д.
Следующий уровень – слоги. Данную работу рекомендуется проводить на этапе автоматизации и дифференциации звуков. Вариантность предложенных заданий многообразна. Например, выкладывание цепочки из предложенных колечек на столе с одновременным произнесением последовательных слогов, учитывая, что каждое колечко – один слог (Са-Со-Сы-Сэ и т.д.); повторение за логопедом серии слогов: са-со-су-сы и т.д.
При отработке слов различной слоговой структуры, мы придаём важное значение подбору лексического материала. Часто используем бытовую лексику, внедряем в занятие игровые ситуации для создания благоприятного эмоционального фона. На начальных этапах работы при низком уровне речевого развития основной задачей логопедического воздействия является накопление элементарного экспрессивного словаря путём вызывания у детей подражательной речевой деятельности, а также объёма понимаемой речи. На этом этапе рекомендуется использовать слова простой слоговой структуры, главной целью этой задачи является уточнение контура слова (его длины). Работа с «неговорящими» детьми начинается, как правило, с вызывания звукоподражаний. После того, как возникло желание подражать взрослому, можно постепенно переходить к работе с указательными словами: на, дай, тут, там, вот. Объединение слов и составление связного высказывания – это то, на что мы должны обратить внимание! (На биби).
Таким образом, на разных этапах усвоения родного языка виды работ над слоговой структурой слов усложняются и отличаются своей вариантностью. Характер логопедического воздействия при развитии слоговой структуры слова определяется уровнем развития ребёнка дошкольного возраста, а также индивидуальными особенностями при усвоении элементов речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система авторских обучающих компьютерных игр по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста" (из опыта работы)
Описывается опыт работы учителя- логопеда по созданию системы обучающих компьютерных игр в программе Microsoft PowerPoint и их применения в формировании слоговой структуры слова у детей, имеющих наруш...
Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста....
План самообразования учителя - логопеда на тему "Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 114 комбинированного вида» «Золотой ключик » Советского района г.Казани...
Логопедический проект "Формирование слоговой структуры слова у детей среднего возраста с тяжелыми нарушениями речи"
Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова я...
Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ТНР.
Краткое описание этапов работы над формирование слоговой структуры....
Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.
Практика логопедической работы показывает,.что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой стр...